рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний

влияние можно считать контролем. Контроль - "это определяющее влияние на

руководство компанией"[22]. Контроль обеспечивает безусловное право

принятия или отклонения решений на общем собрании акционеров (участников).

Экономической предпосылкой контроля может быть, прежде всего, наличие

контрольного пакета акций (долей участия). Механизм контрольного пакета

акций (долей участия) или иного способа подавляющего влияния дает основному

обществу (товариществу) возможность проводить единую политику и

осуществлять контроль за соблюдением общих интересов крупных образований,

при этом размеры самой контролирующей компании могут быть намного меньше

размеров подконтрольных организаций.

Экономический контроль в холдинговой компании можно определить как

возможность основного общества обеспечивать определяющее влияние на

принятие решений дочерним обществом.

В основе выделения холдинговых компаний как самостоятельного вида

предпринимательского объединения лежат отношения контроля, экономической

субординации и зависимости между основным (преобладающим) и дочерними

(зависимыми) хозяйственными обществами.

Под экономической субординацией здесь мы понимаем отношения власти и

подчинения, основанные на экономическом преобладании (преимуществе) одного

хозяйствующего субъекта над другими[23]. Под экономическим преобладанием,

на наш взгляд, исходя из действующего законодательства, следует понимать

возможность одним субъектом определять условия ведения другим субъектом

предпринимательской деятельности. С точки зрения автора, отношения холдинга

используют не только взаимосвязь основное - дочернее общество, но также

преобладающее - зависимое. Понятие "преобладающее" мы применяем здесь в

соответствии со ст.106 ГК РФ как "участвующее", в уставном капитале

зависимого общества не менее чем на 20% или имеющее не менее 20% голосующих

акций акционерного общества.

Использование в Гражданском Кодексе РФ определения "преобладающее" в

двух различных смыслах, по отношению к двум различным правовым понятиям

порождает неоднозначные трактовки категории "преобладания". В ст.105 ГК РФ

преобладающим признается участие в уставном капитале, являющееся основанием

для признания хозяйственного общества дочерним. В статье 106 ГК РФ через

преобладание определяется уже не участие в уставном капитале, а само

общество, участвующее в уставном капитале другого общества, которое

признается в этом случае зависимым.

Основанием для установления экономической зависимости может стать не только

преобладающее участие основного общества в уставном капитале дочернего, но

и наличие договора или иных обстоятельств, позволяющих основному обществу

определять решения дочернего или влиять на решения зависимого общества. При

этом преимущественным основанием и способом осуществления экономической

власти является, конечно, обладание значительной долей уставного капитала.

Это основание отличается своим постоянством и распространяется на все сферы

руководства деятельности дочернего общества, а не только, например, на

коммерческую деятельность, как это имеет место при системной зависимости

общества от давальческих контрактов[24].

Впервые понятие "холдинговая компания" нашло закрепление в российском

законодательстве о приватизации. Во Временном положении о холдинговых

компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в

акционерные общества холдинговой компанией признавалось предприятие

независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого

входят контрольные пакеты акций других предприятий. Положение

распространяет свое действие на акционерные общества с 25% участием

государства в их уставном капитале[25].

В условиях рыночной экономики холдинговые компании в России возникли

не только в процессе приватизации, но и в результате интеграции нескольких

организаций одной отрасли (например, нефтяные компании АО "ЮКОС", АО

"Сиданко") или в результате межотраслевой интеграции (например, компания АО

"Лукойл", распространяющая свою деятельность в нефтяной отрасли, сфере

машиностроения, фармацевтики и прочих). Официальные статистические данные о

числе организаций-холдингов в РФ не публиковались.

«Анализ курсирующих в различных публикациях сведений, - пишет

А.Б.Фельдман, - позволяет сделать вывод, что число фактических холдингов

достаточно велико (в угольной, нефтяной отраслях, сфере профессионального

фондового рынка)[26].

Широкое распространение получили банковские холдинговые структуры.

Кстати, именно в Законе "О банках и банковской деятельности"[27] (ст.4)

содержится законодательное определение холдинговой компании, применительно

к банковской сфере, согласно которому банковским холдингом признается не

являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием

кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо,

не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского

холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо)

оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления

кредитной организации (кредитных организаций).

Таким образом, холдингом или холдинговой компанией здесь, как и во

Временном положении о холдинговых компаниях, признается только основное

общество. Возникает вопрос об определении всей совокупности хозяйственных

обществ и товариществ, связанных отношениями зависимости и контроля.

Появляется необходимость определения понятия холдинговой компании не только

в "узком смысле", как основного (преобладающего) общества, способного

определять решения дочерних и зависимых обществ, но и в "широком смысле".

В "широком смысле" холдинговой компанией следует считать совокупность

двух или более коммерческих организаций, одной из которых является основное

(преобладающее) общество, а остальные - дочерние и/или зависимые общества.

Такой подход при определении холдинговой компании используется в проекте

Федерального Закона "О холдингах". Согласно проекту Закона холдингом

является совокупность юридических лиц, связанных между собой отношениями

(холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной

компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права

головной компании определять решения, принимаемые другими участниками.

Холдинговые отношения согласно ст.3 проекта Федерального Закона "О

холдингах" могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:

преобладающего участия головной компании, являющейся хозяйственным

обществом или хозяйственным товариществом, в капитале других юридических

лиц, также являющихся хозяйственными обществами или хозяйственными

товариществами (имущественный холдинг);

договора о создании холдинга между головной компанией и участниками

холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями,

акционерами, товарищами) других юридических лиц - (договорный холдинг);

способности руководящих органов головной компании определять состав

или решения руководящих органов других юридических лиц;

решения (нормативного правового акта о создании холдинга), принятого в

пределах своей компетенции собственником имущества унитарного предприятия,

если все участники холдинга являются унитарными предприятиями

(имущественный холдинг);

постановления Правительства Российской Федерации, принятого в

соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, в проекте делается попытка перечислить все возможные

основания возникновения холдинговых отношений. Интересной представляется

идея так называемого "договорного холдинга" (ст.6 проекта Закона), который,

на наш взгляд, по сути, близок к имеющемуся в системе германского права

договору подчинения. К положительным новеллам проекта Закона "О холдингах",

на наш взгляд, следует отнести признание наличия холдинговых отношений

между унитарными предприятиями и учрежденными ими в соответствии с п.7

ст.114 ГК РФ дочерними предприятиями. Действующее законодательство, как

было отмечено выше, не обеспечивает детальное регулирование отношений,

связанных с деятельностью предпринимательских объединений с различным

составом участников. Понятие холдинговая компания на уровне федерального

законодательства применяется в настоящий момент только по отношению к

хозяйственным обществам; ГК РФ допускает создание холдинговой компании

(напрямую не используя при этом понятие холдинга) с участием в качестве

основного любого хозяйственного общества и товарищества, а в качестве

дочернего или зависимого только хозяйственного общества (акционерного, с

ограниченной, дополнительной ответственностью) (ст.105, 106). Возможность

иного состава участников холдинга в действующем законодательстве не

просматривается[28].

Действительно, по своему экономическому содержанию холдинг - это

структура, в рамках которой одна организация (основная организация) имеет

возможность определять или, по крайней мере, воздействовать на решения,

принимаемые другими организациями, входящими в структуру холдинга. Это

влияние может осуществляться:

- за счет владения преобладающей долей в уставных капиталах этих

организаций;

- за счет контроля над преобладающей долей активов этих организаций;

- на основе соответствующего договора между основной организацией и

остальными организациями, входящими в структуру холдинга.

По своей организационно-правовой форме холдинг:

- либо является юридическим лицом (основной организацией);

- либо осуществляет деятельность на основании договора простого

товарищества (договора о совместной деятельности) между основной и

взаимосвязанными организациями;

- либо осуществляет деятельность на основе комплекта договоров

доверительного управления.

В нашей работе мы придерживаемся определения, данного Шиткиной И.С.

холдингу: «Холдинги или холдинговые компании являются разновидностью группы

лиц, основанной на отношениях экономической зависимости и контроля,

участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей

предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы,

который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в

уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее

влияние на принятие решений другими участниками группы.»[29].

Холдинговые компаниями являются разновидностью предпринимательских

объединений, в число которых входят всевозможные формы объединения

коммерческих организаций, создаваемы добровольно (на договорной основе) и

принудительно (в результате подчинения и контроля одного юридического лица

над другими) для осуществления согласованной деятельности, направленной на

получение прибыли.

Холдинги не являются самостоятельной организационно-правовой формой

предпринимательской деятельности, предусмотренной Гражданским кодексом

Российской Федерации. Что, не может опровергнуть как факта наличия подобных

объединений в реальной жизни, так и их существенного влияния на экономику.

1.2.2. Виды холдинговых компаний.

В зарубежном законодательстве и предпринимательской практике принято

выделять два вида холдинговых компаний: чистые и смешанные холдинги. Такое

деление проводится в зависимости от того, являются ли основные общества

холдинговых компаний исключительно только держателями акций (долей

участия) дочерних обществ или же наряду с этим занимаются самостоятельной

производственной, торговой, банковской или иной коммерческой деятельностью.

В чистом холдинге основное общество владеет контрольными пакетами

акций и осуществляет только контрольно-управленческие функции по

руководству дочерними обществами.

В смешанном холдинге наряду с контролем за деятельностью дочерних

обществ основное общество осуществляет также самостоятельную

предпринимательскую деятельность.

Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при

преобразовании государственных предприятий в акционерные общества вводит

понятие финансовой холдинговой компании. Финансовыми холдингами в

соответствии с этим Положением признаются холдинговые компании, более 50%

капитала которых составляют ценные бумаги других эмитентов и иные

финансовые активы. Финансовые холдинговые компании могут вести

исключительно инвестиционную деятельность, другие виды деятельности для них

не допускаются. Финансовая холдинговая компания не имеет права вмешиваться

в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий.

Представители финансовой холдинговой компании могут принимать участие

только в собраниях акционеров дочерних предприятий. Включение

представителей финансовой холдинговой компании в состав советов директоров

и иных органов управления дочерним предприятием не допускается. Финансовая

холдинговая компания имеет право отчуждения принадлежащих ей акций только

на организованном рынке ценных бумаг – фондовой бирже.

Но, следует заметить во-первых, что указами Президента Российской

Федерации установлено нераспространение норм раздела 3 Положения о

холдинговых компаниях, регулирующих специфику финансовых холдинговых

компаний, на отдельные влиятельные холдинги (так указом Президента РФ от 5

сентября 2001 г. № 1098 установлено, что положения раздела 3 не применяются

при оплате дополнительных акций, выпущенных открытым акционерным обществом

«ТВЭЛ», Указом Президента РФ от 29 декабря 2000 г. № 2107 определено, что

положения раздела 3 не применяются при создании ОАО «Нефтяная компания

«ЛУКОЙЛ», указом Президента РФ от 3 марта 1998 г. №222 установлено, что

действие раздела 3 не распространяется на РАО «ЕЭС России». Указ Президента

РФ от 23 октября 2000 г. №1768 исключил применение раздела 3 Положения о

холдингах для всех холдинговых компаний, создающихся в оборонной

промышленности в форме открытых акционерных обществ путем внесения в их

уставные капиталы в качестве вклада Российской Федерации находящихся в

федеральной собственности акций ОАО, созданных в процессе приватизации, а

также при оплате доли РФ в уставных капиталах уже созданных холдинговых

компаний находящимися в федеральной собственности акциями.), во-вторых,

многие из приведенных выше положений, касающиеся специфики финансовых

холдинговых компаний, создаваемых в процессе приватизации предприятий,

утратили своё значение и практически не применяются.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря

1990 года № 395-1[30] с изменениями, внесенными Федеральным законом «О

внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О банках и

банковской деятельности»» от 19 июня 2001 г. № 82-ФЗ[31] определяет

банковский холдинг как объединение юридических лиц, юридическим лицом не

являющееся, с участием кредитной организации (кредитных организаций0, в

котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная

организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно

(через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые

органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Под существенным влиянием применительно к банковскому холдингу

понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления

юридического лица, условия ведения ими предпринимательской деятельности по

причине участия его в уставном капитале и (или) в соответствии с условиями

договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав

банковской группы, и назначать единоличные исполнительный орган и (или)

более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического

лица, а так же возможность определять избрание более половины состава

совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица.

Из приведенных положений следует, во-первых, что головная организация

банковского холдинга не должна быть кредитной организацией; во-вторых, что

ФЗ «О банках и банковской деятельности», раскрывая понятие «существенное

влияние» приводит закрытый перечень оснований установления контроля одного

юридического лица над другими, что в принципе не согласуется со ст. 105

Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предполагает, что

возможность определять решения хозяйственного общества происходит из любых

обстоятельств, позволяющих установить между организациями отношения власти

– подчинения.

Головная организация банковского холдинга в целях управления

деятельностью всех кредитных организаций, входящих в холдинг, вправе

создать управляющую компанию банковского холдинга. Управляющая компания

банковского холдинга представляет собой хозяйственное общество, основной

деятельностью которого является управление деятельностью кредитных

организаций, входящих в банковский холдинг[32]. Управляющая компания не

вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой

деятельностью. Головная компания банковского холдинга обязана иметь

возможность определять решения управляющей компании по вопросам, отнесенным

к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе и о ее

реорганизации и ликвидации.

К компаниям холдингового типа можно также отнести концерны, синдикаты,

конгломераты, пулы[33]. А.Б.Фельдман, имея в виду различие между

юридической формой объединения и ее экономическим содержанием, пишет:

«Методологически правильно выделить экономические механизмы объединения

предприятий, выражающие определенные производственные отношения, и

организационно-правовые формы, в которых осуществляется действие этих

механизмов». Их содержание различает только экономический характер

существующих между ними связей, но в основном система управления выстроена

в этих образованиях на базисе холдинговых отношений, то есть, отношений

подчинения между управляющей компаний и зависимыми (дочерними) обществами.

Цели объединений могут быть реализованы путем образования определенной

правовой формы: холдинга, финансово-промышленной группы, ассоциации

(союза), некоммерческого партнерства, простого товарищества. В форму

холдинга воплощаются, как правило, отличающиеся жесткой централизацией

концерны и синдикаты; диверсифицированный холдинг представляет собой

конгломерат.

Охарактеризуем некоторые из этих объединений.

Концерн был известен советскому законодательству дорыночного периода и

ещё в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991

г.[34] рассматривался как добровольное объединение предприятий, обладающее

статусом юридического лица. В концерне создавалась система управления, при

которой его участники добровольно передавали часть своих полномочий и

функций, в том числе по представлению своих интересов во взаимоотношениях с

министерствами и ведомствами, другими организациями и учреждениями, включая

вопросы размещения государственного заказа, получения централизованно

выделяемых материальных ресурсов и капитальных вложений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.