рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Правовая основа местного самоуправления

регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и

местными бюджетами (например, ст.30-41 Закона Красноярского края от

10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском

крае»). В ведении субъектов Российской Федерации находятся установление и

изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения

муниципальных образований, их границ и наименований, а также установление

порядка регистрации уставов муниципальных образований (например, ст.13-14

Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном

самоуправлении в Красноярском крае»). Кроме того, субъекты Российской

Федерации вправе регулировать законами особенности организации местного

самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Субъекты

Российской Федерации могут принимать законы об административных

правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного

самоуправления (например. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об

установлении административной ответственности по вопросам, связанным с

осуществлением местного самоуправления»). Важная роль принадлежит органам

государственной власти субъектов Российской Федерации в создании и

функционировании системы гарантий местного самоуправления. Они призваны

обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;

сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов

минимальной бюджетной обеспеченности;

государственные минимальные социальные стандарты; компенсацию местному

самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений,

принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления. Органы

государственной власти субъектов Российской Федерации принимают

региональные программы развития местного самоуправления. Они также

осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном

самоуправлении, обеспечивают соответствие законов субъектов Российской

Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и

федеральным законам. Кроме того, органы государственной власти субъектов

Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления

законом, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации с

одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для

осуществления переданных полномочий и осуществлять контроль за их

реализацией[13].

Однако процесс формирования законодательства субъектов Российской

Федерации проходит очень неравномерно: лишь в незначительной части регионов

правовую базу «можно считать удовлетворительной, в большинстве же законы

либо не принимаются, либо принимаются с грубейшими нарушениями федерального

законодательства»[14]. Так, законом Архангельской области

устанавливается соподчиненность муниципальных образований, законом

Чувашской республики полностью регламентируется деятельность органов

местного самоуправления по решению вопросов местного значения, законом ряда

областей устанавливается структура органов местного самоуправления. В ст.4

Закона Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О

выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» установлено,

что «дата проведения выборов определяется Законодательным Собранием края по

согласованию с Губернатором края»[15], что «является вмешательством в

компетенцию органов местного самоуправления»[16]. Таким образом, при

наличии большого разнообразия в подходах к регулированию конкретных

вопросов местного самоуправления, находящихся в ведении субъектов

Российской Федерации, недопустимо нарушение основ организации и

деятельности местного самоуправления, установленных Конституцией

Российской Федерации и федеральными законами.

5. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы

муниципальных образований, в которых на основе федерального

законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном

самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного

самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная,

финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об

организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности

органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления

в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов

муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые

Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов

местного самоуправления в системе управления государством,

самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая

выбор конкретных организационных форм осуществления местного

самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав.

Ст.8 данного закона определяет «руг основных вопросов, регулируемых уставом

муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок

государственной регистрации. В соответствии с законом устав муниципального

образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно.

Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении

муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава

муниципального образования: представительным органом местного

самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или

на сходе граждан. Органы государственной власти субъектов Российской

Федерации устанавливают порядок государственной регистрации

уставов муниципальных образований. Так, согласно ст. 9 Закона Красноярского

края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в

Красноярском крае» «государственная регистрация устава муниципального

образования осуществляется управлением юстиции администрации края в

месячный срок со дня его представления»[17]. По результатам рассмотрения

заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих решений:

а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава. Отказ в

регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего

противоречия федеральному или областному законодательству, могут быть

обжалованы в суд. Ст.8 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от

17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» устанавливает, что «основанием для отказа в

государственной регистрации устава муниципального образования может быть

только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам

Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации»[18]. Устав

муниципального образования вступает в силу после его официального

опубликования (обнародования), «которое осуществляется при наличии его

государственной регистрации»[19].

Устав муниципального образования должен содержать, во-первых,

наименование муниципального образования с указанием его границ и состава

территории.

Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся

к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в ст. 6

Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.8

Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном

самоуправлении в Красноярском крае»). Муниципальные образования вправе

расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного

значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не

исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных

образований и органов государственной власти (Закон Красноярского края от

22.06.98 №3-110 «О предметах ведения муниципальных образований»).

В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную

структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных

лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной

службы. В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов

местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом

муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы

муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц

местного самоуправления (например, согласно ст.21 Устава города Красноярска

«на городских выборах ... избираются ... Глава города»[20], а согласно ст.

10 Устава закрытого административно-территориального образования г.

Железногорск Красноярского края избирается глава администрации). При этом

следует иметь в виду, что согласно ст. 14 Федерального закона от 28.08.95

№154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» «наличие выборных органов местного

самоуправления муниципальных образований является обязательным»[21].

Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом

муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов

местного значения. Устав муниципального образования закрепляет статус и

социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного

самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также

гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок

полномочий депутатов, членов других выборных органов местного

самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может

быть меньше двух лет. Кроме того, устав должен определять основания и

порядок прекращения их полномочий. В соответствии с законом субъекта

Российской Федерации устав муниципального образования устанавливает

наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного

самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу (например, ст. 54

Устава города Красноярска определяет, что «систему правовых актов города

образуют:

решения, принятые на референдуме, нормативные и индивидуальные акты

городского Совета и администрации города»[22]). Уставом муниципального

образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления,

являющиеся юридическими лицами.

В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены

формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении

вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной

демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход)

граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы

местного самоуправления, а также территориальное общественное

самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного

самоуправления.

В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и

виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта

Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением

депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного

лица местного самоуправления (например, ст. 27, 36 Устава закрытого

административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского

края).

В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая

и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок

владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться

вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным

проживанием на территории муниципального образования национальных групп и

общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических

и иных местных традиций. Устав муниципального образования может содержать и

другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и

порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в

соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов

Российской Федерации.

Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные

правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и

деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов,

положения о территориальном общественном самоуправлении и др. (например,

Регламент Городского Совета закрытого административно-территориального

образования город Железногорск Красноярского края (утв. решением Городского

Совета от 27.02.97 №2-11Р) (ред. от 23.06.98).

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система

«Консультант Плюс».

2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге

15.10.85) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 11.04.98 №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии

местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант

Плюс».

4. Закон РФ от 06.07.91 №1550-1 (ред. от 28.08.95) «О местном

самоуправлении в Российской Федерации» // Справочно-правовая система

«Консультант Плюс».

5. Закон РФ от 14.07.92 №3297-1 (ред. от 31.07.98) «О закрытом

административно-территориальном образовании» // Справочно-правовая

система «Консультант Плюс».

6. Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //

Справочно-праповая система «Консультант Плюс».

7. Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении

конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления» // Справочно-правовая

система «Консультант Плюс».

8. Федеральный закон от 25.09.97 №12б-ФЗ «О финансовых основах местного

самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система

«Консультант Плюс».

9. Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в

Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

10. Указ Президента РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях реформы

местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая

система «Консультант Плюс».

11. Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном реестре

муниципальных образований в Российской Федерации» // Справочно-правовая

система «Консультант Плюс».

12. Устав Красноярского края от 29.02.96 №8-252 // Справочно-правовая

система «Консультант Плюс».

13. Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О

выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» //

Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

14. Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О

местном самоуправлении в Красноярском крае» // Справочно-правовая

система «Консультант Плюс».

15. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об установлении

административной ответственности по вопросам, связанным с осуществлением

местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант

Плюс».

16. Закон Красноярского края от 28.06.96 №10-298 «О местном референдуме» //

Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

17. Закон Красноярского края от 26.09.96 №11-322 «О порядке отзыва депутата

представительного органа местного самоуправления» // Справочно-правовая

система «Консультант Плюс».

18. Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-580 «О муниципальной службе в

Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

19. Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-586 (ред. от 24.09.98) «О

статусе депутата представительного органа местного самоуправления в

Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

20. Закон Красноярского края от 22.06.98 №3-110 «О предметах ведения

муниципальных образований» // Справочно-правовая система «Консультант

Плюс».

21. Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления

юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о

государственной регистрации от 14.01.98 №51) // Справочно-правовая

система «Консультант Плюс».

22. Устав закрытого административно-территориального образования г.

Железногорск Красноярского края (утв. решением городского Совета от

28.10.97 №7-85Р) // Снравочно-правовая система «Консультант Плюс».

23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А.

Окунькова. М.: Издательство БЕК, 1996 // Справочно-правовая система

«Консультант Плюс».

24. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:

Издательская группа ИПФРА-М - НОРМА, 1997.

25. Нрнюв В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление //

Российская юстиция. 1997. №4 // Справочно-правовая система «Консультант

Плюс».

26. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:

Учебник. М.: Юристъ, 1997.

27. Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления // Российская

юстиция. 1995. №12.

28. Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. 1997.

№1.

-----------------------

[1] Конституция Российской Федерации

[2] Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге

15.10.85)

[3] Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления// Российская

юстиция. 1995. №12. С. 35.

[4] Конституция Российской Федерации

[5] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.:

Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА, 1997. С. 712.

[6] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации:

Учебник. М.: Юристь, 1997. С. 181.

[7] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[8] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[9] Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об

обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и

быть избранными в органы местного самоуправления»

[10] Федеральный закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах

местного самоуправления в Российской Федерации».

[11] Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной

службы в Российской Федерации».

[12] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс.

1997. №1. С. 112.

[13] Федеральный закон от 28.05.95 № 154-ФЗ (редакция от 17.03.97) «Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации».

[14] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс.

1997. №1. С. 114.

[15] Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97)

«О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».

[16] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления//Социс.

1997. №1. С. 114.

[17] Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О

местном самоуправлении в Красноярском крае».

[18] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[19] Закон Красноярского края от 10.01.96 г. № 8-209 (в редакции от

26.03.98 г.) «О местном самоуправлении в Красноярском крае».

[20] Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления

юстиции администрации края

от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от

14.01.98 №51).

[21] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[22] Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления

юстиции администрации края

от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от

14.01.98 №51).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.