| |||||
МЕНЮ
| Правовая основа местного самоуправлениярегулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами (например, ст.30-41 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»). В ведении субъектов Российской Федерации находятся установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, их границ и наименований, а также установление порядка регистрации уставов муниципальных образований (например, ст.13-14 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»). Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе регулировать законами особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Субъекты Российской Федерации могут принимать законы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления (например. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об установлении административной ответственности по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления»). Важная роль принадлежит органам государственной власти субъектов Российской Федерации в создании и функционировании системы гарантий местного самоуправления. Они призваны обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; государственные минимальные социальные стандарты; компенсацию местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают региональные программы развития местного самоуправления. Они также осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, обеспечивают соответствие законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления законом, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий и осуществлять контроль за их реализацией[13]. Однако процесс формирования законодательства субъектов Российской Федерации проходит очень неравномерно: лишь в незначительной части регионов правовую базу «можно считать удовлетворительной, в большинстве же законы либо не принимаются, либо принимаются с грубейшими нарушениями федерального законодательства»[14]. Так, законом Архангельской области устанавливается соподчиненность муниципальных образований, законом Чувашской республики полностью регламентируется деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, законом ряда областей устанавливается структура органов местного самоуправления. В ст.4 Закона Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» установлено, что «дата проведения выборов определяется Законодательным Собранием края по согласованию с Губернатором края»[15], что «является вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления»[16]. Таким образом, при наличии большого разнообразия в подходах к регулированию конкретных вопросов местного самоуправления, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, недопустимо нарушение основ организации и деятельности местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. 5. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований предопределили признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления. Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Ст.8 данного закона определяет «руг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации. В соответствии с законом устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Так, согласно ст. 9 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае» «государственная регистрация устава муниципального образования осуществляется управлением юстиции администрации края в месячный срок со дня его представления»[17]. По результатам рассмотрения заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих решений: а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава. Отказ в регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего противоречия федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд. Ст.8 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что «основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации»[18]. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования), «которое осуществляется при наличии его государственной регистрации»[19]. Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории. Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в ст. 6 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.8 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»). Муниципальные образования вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти (Закон Красноярского края от 22.06.98 №3-110 «О предметах ведения муниципальных образований»). В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы. В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления (например, согласно ст.21 Устава города Красноярска «на городских выборах ... избираются ... Глава города»[20], а согласно ст. 10 Устава закрытого административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского края избирается глава администрации). При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 14 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным»[21]. Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав должен определять основания и порядок прекращения их полномочий. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации устав муниципального образования устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу (например, ст. 54 Устава города Красноярска определяет, что «систему правовых актов города образуют: решения, принятые на референдуме, нормативные и индивидуальные акты городского Совета и администрации города»[22]). Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами. В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (например, ст. 27, 36 Устава закрытого административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского края). В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др. (например, Регламент Городского Совета закрытого административно-территориального образования город Железногорск Красноярского края (утв. решением Городского Совета от 27.02.97 №2-11Р) (ред. от 23.06.98). НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.85) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 3. Федеральный закон от 11.04.98 №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 4. Закон РФ от 06.07.91 №1550-1 (ред. от 28.08.95) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 5. Закон РФ от 14.07.92 №3297-1 (ред. от 31.07.98) «О закрытом административно-территориальном образовании» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 6. Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-праповая система «Консультант Плюс». 7. Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 8. Федеральный закон от 25.09.97 №12б-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 9. Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 10. Указ Президента РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 11. Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 12. Устав Красноярского края от 29.02.96 №8-252 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 13. Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 14. Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 15. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об установлении административной ответственности по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 16. Закон Красноярского края от 28.06.96 №10-298 «О местном референдуме» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 17. Закон Красноярского края от 26.09.96 №11-322 «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 18. Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-580 «О муниципальной службе в Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 19. Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-586 (ред. от 24.09.98) «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Красноярском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 20. Закон Красноярского края от 22.06.98 №3-110 «О предметах ведения муниципальных образований» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 21. Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от 14.01.98 №51) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 22. Устав закрытого административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского края (утв. решением городского Совета от 28.10.97 №7-85Р) // Снравочно-правовая система «Консультант Плюс». 23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Издательство БЕК, 1996 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 24. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательская группа ИПФРА-М - НОРМА, 1997. 25. Нрнюв В. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление // Российская юстиция. 1997. №4 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 26. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1997. 27. Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления // Российская юстиция. 1995. №12. 28. Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. 1997. №1. ----------------------- [1] Конституция Российской Федерации [2] Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.85) [3] Овчинников И. Правовые основы местного самоуправления// Российская юстиция. 1995. №12. С. 35. [4] Конституция Российской Федерации [5] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА, 1997. С. 712. [6] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристь, 1997. С. 181. [7] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [8] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] Федеральный закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [10] Федеральный закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». [11] Федеральный закон от 08.01.98 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». [12] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. 1997. №1. С. 112. [13] Федеральный закон от 28.05.95 № 154-ФЗ (редакция от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [14] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. 1997. №1. С. 114. [15] Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». [16] Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления//Социс. 1997. №1. С. 114. [17] Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае». [18] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [19] Закон Красноярского края от 10.01.96 г. № 8-209 (в редакции от 26.03.98 г.) «О местном самоуправлении в Красноярском крае». [20] Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от 14.01.98 №51). [21] Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [22] Устав города Красноярска (Зарегистрирован Распоряжением управления юстиции администрации края от 14.01.98 №01-25, Свидетельство о государственной регистрации от 14.01.98 №51). Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|