рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Право собственности и вещные права

общему правилу сохранять его и тогда когда вещь переходит к новому

собственнику. Например , в случае перехода права собственности на

заложенное имущество, право залога в отношение этого имущества сохраняется.

Право преимущества подразумевает ,что при конкуренции вещного и

обязательственного права в первую очередь осуществляется вещное право,

если иное не предусмотрено законодательством. Вещное право имеет абсолютный

характер из которого следует общая обязанность всех третьих лиц не нарушать

данное вещное право и право обладателя вещного права на его осуществления в

рамках , предусмотренных законодательством и договором.

б) право землепользования и сервитуты

Пункт 1 ст. 195 ГК РК к вещным правам лиц не являющихся

собственниками относит : 1-право землепользования,2- право хозяйственного

ведения,3- право оперативного управления ,4- другие вещные права,

предусмотренные настоящим кодексом или иными законодательными актами.

Вещные права лиц не являющихся собственниками земли законодательства

дифференцирует по следующим видам - право землепользования, право

временного пользования земельным участком находящимся в частной

собственности, сервитут и иные вещные права (п1ст1 Указ Президента РК, и

имеющего силу закона «О земле» от 22,12,1995 года) ( в дальнейшем указ о

земле).

Из прежнего текста ст195 ГК РК исключены правила о праве

землепользования, так как основания и порядок возникновения ,изменения и

прекращения права землепользования ,права и обязанности землепользователей,

в том числе по отчуждению права землепользования , определяются указом о

земле.

Право временного пользования земельным участком, находящимся в

частной собственности – это право субъекта владеть и пользоваться

земельным участком , возникшие на основе договора о временном пользовании

земельным участком между собственником земельным участком и временным

пользователем ( арендатором или безвозмездно пользователем ).

Временные землепользователи – лица , право землепользования которых

ограничено определенным сроком - краткосрочное – до трех лет ,

долгосрочное – от трех лет до девяноста девять лет .

Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (

сервитут ) представляется заинтересованному физическому или

юридическому лицу частным собственником или землепользователем в случаях ,

предусмотренных законодательством, --

-земельному сервитуту посвящена глава седьмая Указа « О земле « .

Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок , в том числе купли-

продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе с

правом , для обеспечения которого установлен сервитут.

в) Право хозяйственного ведения

Праву хозяйственного ведения посвящена глава девятая Гражданского кодекса

Р.К. ( ст. ст. 196-201 ГК РК ) . В соответствии со ст. № 196 ГК РК право

хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия

, получившего имущество от государства , как собственника и осуществляемого

в пределах , установленных настоящим Кодексом и иными законодательными

актами , права владения , пользования и распоряжения этим имуществом.

Права хозяйственного ведения является наиболее широким по своему

содержанию видом - вещных прав , максимально приближенным по объему к

правам собственника . В общих чертах разницу между содержанием прав

собственника и предприятия удачно отметил Т.К. Сулейменов – « … в отличие

от собственника , который подчиняется только закону , предприятие на праве

хозяйственного ведения подчиняется закону и собственнику « (1)

Имуществом на праве хозяйственного ведения может обладать только

государственное предприятие.

Акционерное общество и другое хозяйственное товарищество , даже

когда государство является единственным учредителем , не является

государственным предприятием , а имущество , находящееся у него на балансе

, подпадает под правовой режим частной формы собственности. Государство в

таких хозяйственных товариществах сохраняет право собственности на акции

или обязательственное право на доли.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения и правовой статус

предприятий , основанных на праве хозяйственного ведения , определены

Указом Президента Республики Казахстан , имеющего силу Закона « О

Государственном предприятии « от19/06/95 года , с изменениями и

дополнениями от 23/12/95 г., от 19/06/97 г. , от 11/07/97 (далее Указ о

государственном предприятии ).

В соответствии со ст. 4 Указа о государственном предприятии ,

основанное на праве хозяйственного ведения , может быть образовано

государством или государственным предприятием на праве хозяйственного

ведения (ст. 46 названного выше Указа ). В последнем случае образуется

дочернее государственное предприятие. Правовой режим его имущества не

отличается от вещного права хозяйственного ведения ( ст. 47 Указа о

государствен-ном предприятии ).Предприятие основанное на праве

хозяйственного ведения , в зависимости от того , кем они образованы ,

могут быть республиканскими государственными предприятиями и коммунальными

государственными предприятиями. Соответственно права собственника и

учредителя в отношении их осуществляют разные государственные органы.

Предприятие основанное на праве хозяйственного ведения , обладает

специальной правоспособностью и пределы правоспособности определены в

соответствии с Гражданским Кодексом Р.К. и иными законодательными актами

в уставе предприятия и не могут быть изменены по его усмотрению.

Правомочия владения пользования и распоряжения могут быть осуществлены в

пределах уставной правоспособности .

Предприятие , основанное на праве хозяйственного ведения , отвечает по

своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществам и оно не отвечает

по обязательствам государства , административно – территориальной

единицы , юридических лиц и граждан , а указанные выше субъекты не отвечают

по обязательствам государственного предприятия .

(1) А.Т. Джунусов « Право собственности и вещные права « стр. 50 ,22

Исключение составляет лишь случай , когда банкротство предприятия было

вызвано действиями учредителя ( уполномоченного органа ). В этих случаях

государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности

средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии со ст. 197 ГК РК объектом права хозяйственного ведения

может быть любое имущество , если иное не предусмотрено законодательством

. Имущество предприятия составляет основные фонды и оборотные средства,

а также ценности стоимость которых отражается на самостоятельном

балансе предприятия ( п. 1 ст. 10 « Указа о государственном предприятия

« ) .

Любое имущество может являться объектом хозяйственного ведения , если

законодательством или специальной правоспособностью не предусмотрены

прямые ограничения .Следовательно , в ведении предприятия на праве

хозяйственного ведения может быть , как правило , лишь то имущество ,

которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности ,

предусмотренной его уставными целями , либо оказалось продуктом этой

деятельности (ст. 20 « Указа о государственном предприятии « ) Не

являются объектом хозяйственного ведения земельные участки , недра , воды

, леса и некоторые другие имущества .Земельные участки и недра могут

находится в пользовании предприятия в пределах , установленных

соответствующим специальным законодательством .

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения

регламентируется ст. 198 ГК РК .Право хозяйственного ведения на имущества

, в отношении которого собственником ( государством ),

принято решение о закреплении за уже созданным государственным предприятием

,возникают у этого предприятия с момента закрепления за этим предприятием

имущества на самостоятельном балансе предприятия , если иное не

установлено законодательством или решением собственника .Плоды , продукция

и доходы от использования имущества , находящегося в хозяйственном ведении

, а также имущества , приобретенное предприятием по договорам или иным

основанием , поступают в хозяйственное ведение предприятие в порядке

установленном в законодательстве для приобретения права собственности ,

т.к. в соответствии со ст. 235 п.1 и ст.123 ГК РК поступления , полученных

в результате использования имущества в виде плодов продукции , доходов ,

принадлежит лицу , использующему это имущество на законном основании .

Право хозяйственного ведения у предприятия может возникнуть на имущество ,

приобретенное в результате сделок купли-продажи ,мены, дарения или иной

сделки , а также по замещению гражданина и другими способами.

В соответствии с п.3 ст. 198 г.ГК РК право хозяйственного ведения

прекращается по основаниям и в порядке , предусмотренным

законодательством и а в порядке , предусмотренным законодательством для

прекращения права собственности , а также в случаях правомерного изъятия

имущества по решению собственника . Правомерное изъятие имущества

предприятия по решению собственника означает ,что государство в лице

уполномоченных органов может изъять любое имущество предприятия ,

закрепленное на его балансе , и по любому основанию, если только это не

противоречит законодательным актам и учредительным документам предприятия.

Так , в соответствию части 2 пю3 ст. Указа о государственном предприятии «

к случаям правомерного изъятия, в частности , относится-

1)изъятие имущества , которое не отвечает целям уставной деятельности

предприятия ,

2)изъятие излишнего , не используемого либо используемого не по значению

имущества «

Изъятие происходит на основании решения ( постановления , приказа,

письма, предписания и т.п. ) соответствующего органа с момента принятия

решения , если иное не оговорено этим решением.

Права собственника имущества , в отношении имущества , находящегося в

хозяйственном ведении, регламентируется ст. 199 ГК РК , согласно которой

собственник этого имущества в соответствии с законодательными актами

решает вопросы создания предприятия определения и цели его деятельности ,

его реорганизация и ликвидация , осуществляет контроль за использованием

по назначению и сохранностью принадлежащего предприятия и имущества

.Собственник имеет право на получение чистого дохода от использования

имущества , находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия.

Собственник государственного предприятия представлен

уполномоченными государственными органами , так органами государственными

управлениями республиканскими государственными предприятиями , а также

органами ,осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права

государственной собственности, являются министерства , гос.комитеты.

ведомства и иные уполномоченные Правительством РК государственными органами

( уполномоченные органы ).

Органами государственными управления коммунальными государственными

предприятиями , а также органами , осуществляющие по отношению к ним

функции субъекта права государственной собственности , является местные

исполнительные органы , уполномоченные на то главой местной администрации

(уполномоченные органы ).

Условия осуществления имущественных прав такого государственного

предприятия регламентируется ст. 200 ГК РК и это предприятие не в праве

без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа

продавать или передавать иным лицам , обменивать , сдавать в аренду свыше

3-лет представлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие

ему здания , сооружения , оборудование и другие основные фонды предприятия,

создавать филиалы и дочерние предприятия , учреждать совместно с частными

предпринимателями предприятия и совместные производства вкладывать в них

свой производственный и денежный капитал , представлять частным

предпринимателям ссуды с выплатой вознаграждения ( интереса ) по ним ниже

установленной официальной ставки рефинансирования Национального Банка РК

, выдавать поручительства и гарантии по обязательствам третьих лиц .

В то же время в соответствии пунктом вторым названной статьи ГК РК

предприятие может самостоятельно распоряжаться имуществом , закрепленным

за ним на праве хозяйственного ведения , не относящимся к основным фондам

, т.е. движимым имуществам .

На имущественные отношения с участием государственных предприятий

распространяется положения ГК РК о возникновении и изменения права

собственника , защите права собственника и иные , не предусмотренные

специальным законодательством ( ст. 201 ГК РК ). В тоже время

некоторые положения о праве собственности к праву хозяйственного ведения

применять нельзя .

Например , нельзя применять норму п.1 ст.188 ГК РК , в соответствии с

которой « право собственности ... есть право субъекта по своему усмотрению

владеть , пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом .

г) Право оперативного управления

Институт права оперативного управления до недавнего времени был

единственной правовой формой обособления, закрепления государственного

общественного а затем общего имущества нескольких субъектов за юридическими

лицами не собственниками.

Учитывая весьма жесткие и узкие рамки этого права законодатель отказался

от его использования по отношению к производственным предприятиям и

сохранил для государственных и не -государственных учреждений

государственных казенных предприятий .

Понятие и содержание права оперативного управления раскрыто в ст. 202

ГК РК, где указано , что право оперативного управления является вещным

правом учреждением , государственного учреждения, финансируемого за счет

средств собственника, и казенного предприятия получивших имущества от

собственника и осуществляющих в пределах , установленных законодательными

актами , в соответствии с целями своей деятельности с заданиями

собственника и назначением имущества, права владения , пользования и

распоряжения этим имуществом .

В соответствии нормами ст. 202 ГК РК субъектами отношений по праву

оперативного управления являются государственное казенное предприятие ,

государственное и негосударственное учреждение , а также собственники

которые финансируют и выделяют имущества для созданных ими организаций .

Государственное казенное предприятие и учреждение может быть могут

быть образованы только государством в лице уполномоченных им на это

органов. Негосударственное учреждение учреждается по решению частного

собственника - юридического лица или гражданина . Казенные предприятия

могут быть республиканскими казенными предприятиями или коммунальными

казенными предприятиями.

Право оперативного управления отличается от права хозяйственного

ведения следующими основными особенностями --

1) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение постоянно

финансируются собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения

существуют за счет доходов , получаемых от хозяйственной деятельности

,.

2) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение распоряжается

своими средствами по смете .Предприятие на праве хозяйственного ведения

самостоятельно определяет направления использования своей прибыли.,

3) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение обязаны

руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника

предприятия на праве хозяйственного ведения , по общему правилу не

являются для обязательными , если иное не вытекает из законодательства

и его уставной правоспособностью .

Приобретение и прекращение права оперативного управления

осуществляется на условиях и в порядке предусмотренных гл.13,14 ГК РК ,

регламентирующих приобретение и прекращение права собственности и иных

вещных прав ( ст. 203 ГК РК).

Права собственника имущества , переданного в оперативное управление

его право на изъятие и перераспределение этого имущества регламентируется

ст.ст.204, 205 ГК РК.

Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним

имуществом и имуществом приобретенным за счет , выделенных ему по смете ,

за исключением случае , когда такое право вытекает из его учредительных

документов либо прямо разрешено собственником.

Законом Республики Казахстан от 16.12.98 года , введенном в действие

с 01.01.99 года изменена редакция статьи 207 ГК РК об ответственности

учредителя по долгам казенного предприятия , учреждения и гос. учреждения

.

Согласно новой редакции этой нормы ГК РК казенные предприятия

отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжение

деньгами. При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную

ответственность по его обязательствам несет Правительство Казахстан или

соответствующий местный исполнительный орган .По договорным обязательствам

казенного предприятия ответственность наступает в порядке , установленном

законодательными актами о государственном предприятии .

Ответственность же учреждения и гос. учреждения наступает в порядке

, предусмотренном пунктом первым ст. 44 ГК РК в редакции этого пункта

ст.44 Закона Республики Казахстан от 16.12.99 года .

3. ПРАВО ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ .

Право общей собственности – это право собственности на вещь или

совокупность вещей ( комплекс ) в котором вещи связаны общим

хозяйственным назначением , могут принадлежать на праве собственности двум

или нескольким лицам – субъектом права, которые в ст. 209 ГК РК именуются

участниками общей собственности .

Как и любые собственники , субъекты права общей собственности владеют ,

пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществам. Эти правомочия они

осуществляют сообща, совместно.

Ст. 209 ГК РК различают два вида общей собственности , именующие

существенные различия – долевая собственность и совместная собственность.

Отношения общей долевой собственности могут возникнуть между физическими ,

юридическими лицами и государственными образованиями , а сособственниками

совместной собственности могут быть только граждане. Случай совместной

собственности указаны в ст. 219 ГК РК ,

Под долевой собственностью понимается такая , при которой в праве

собственности определяются доли каждого из участников общей собственности и

каждому участнику принадлежащий доли в праве общей собственности ,а не на

часть вещи (вещей) .

Общая совместная собственность существует в виде – общей собственности

супругов , общей собственности крестьянского

(фермерского) хозяйства , общей собственности на приватизированное жилище

и общая совместная собственность устанавливается и существует , если

договором между ее участниками не предусмотрено иное.(ст. 219 ГК РК ).Доли

в имуществе , находящемся в общей совместной собственности , определяются

лишь при разделе этого имущества и при выделе из него доли ( ст. 221 ГК РК

).

От общей собственности на вещь отличается право собственности на

отдельные части вещи каждая из которых имеет своего собственника. Обычно

такая вещь имеет и части , находящиеся в общей собственности. Например в

многоквартирном доме каждая из квартир может иметь своего собственника , а

общая собственность этих лиц на дом в целом не возникает . Однако общей

собственностью всех собственников квартир являются части доли, соединяющие

квартиры в единое целое – жилой дом . например - крыша , лестничные

площадки , подвал и т.п. Отдельные квартиры в этом доме могут находиться

в индивидуальной или общей собственности .Особой формой собственности на

недвижимость является кондоминиум. Это такая форма собственности на

недвижимость при которой отдельные части недвижимости в том числе

отдельные земельные участки находятся в индивидуальной собственности

граждан , юридических лиц и ( или ) государства, а те части имущества,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.