| |||||
МЕНЮ
| Право собственности и вещные праваобщему правилу сохранять его и тогда когда вещь переходит к новому собственнику. Например , в случае перехода права собственности на заложенное имущество, право залога в отношение этого имущества сохраняется. Право преимущества подразумевает ,что при конкуренции вещного и обязательственного права в первую очередь осуществляется вещное право, если иное не предусмотрено законодательством. Вещное право имеет абсолютный характер из которого следует общая обязанность всех третьих лиц не нарушать данное вещное право и право обладателя вещного права на его осуществления в рамках , предусмотренных законодательством и договором. б) право землепользования и сервитуты Пункт 1 ст. 195 ГК РК к вещным правам лиц не являющихся собственниками относит : 1-право землепользования,2- право хозяйственного ведения,3- право оперативного управления ,4- другие вещные права, предусмотренные настоящим кодексом или иными законодательными актами. Вещные права лиц не являющихся собственниками земли законодательства дифференцирует по следующим видам - право землепользования, право временного пользования земельным участком находящимся в частной собственности, сервитут и иные вещные права (п1ст1 Указ Президента РК, и имеющего силу закона «О земле» от 22,12,1995 года) ( в дальнейшем указ о земле). Из прежнего текста ст195 ГК РК исключены правила о праве землепользования, так как основания и порядок возникновения ,изменения и прекращения права землепользования ,права и обязанности землепользователей, в том числе по отчуждению права землепользования , определяются указом о земле. Право временного пользования земельным участком, находящимся в частной собственности – это право субъекта владеть и пользоваться земельным участком , возникшие на основе договора о временном пользовании земельным участком между собственником земельным участком и временным пользователем ( арендатором или безвозмездно пользователем ). Временные землепользователи – лица , право землепользования которых ограничено определенным сроком - краткосрочное – до трех лет , долгосрочное – от трех лет до девяноста девять лет . Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком ( сервитут ) представляется заинтересованному физическому или юридическому лицу частным собственником или землепользователем в случаях , предусмотренных законодательством, -- -земельному сервитуту посвящена глава седьмая Указа « О земле « . Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок , в том числе купли- продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе с правом , для обеспечения которого установлен сервитут. в) Право хозяйственного ведения Праву хозяйственного ведения посвящена глава девятая Гражданского кодекса Р.К. ( ст. ст. 196-201 ГК РК ) . В соответствии со ст. № 196 ГК РК право хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия , получившего имущество от государства , как собственника и осуществляемого в пределах , установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами , права владения , пользования и распоряжения этим имуществом. Права хозяйственного ведения является наиболее широким по своему содержанию видом - вещных прав , максимально приближенным по объему к правам собственника . В общих чертах разницу между содержанием прав собственника и предприятия удачно отметил Т.К. Сулейменов – « … в отличие от собственника , который подчиняется только закону , предприятие на праве хозяйственного ведения подчиняется закону и собственнику « (1) Имуществом на праве хозяйственного ведения может обладать только государственное предприятие. Акционерное общество и другое хозяйственное товарищество , даже когда государство является единственным учредителем , не является государственным предприятием , а имущество , находящееся у него на балансе , подпадает под правовой режим частной формы собственности. Государство в таких хозяйственных товариществах сохраняет право собственности на акции или обязательственное право на доли. Пределы осуществления права хозяйственного ведения и правовой статус предприятий , основанных на праве хозяйственного ведения , определены Указом Президента Республики Казахстан , имеющего силу Закона « О Государственном предприятии « от19/06/95 года , с изменениями и дополнениями от 23/12/95 г., от 19/06/97 г. , от 11/07/97 (далее Указ о государственном предприятии ). В соответствии со ст. 4 Указа о государственном предприятии , основанное на праве хозяйственного ведения , может быть образовано государством или государственным предприятием на праве хозяйственного ведения (ст. 46 названного выше Указа ). В последнем случае образуется дочернее государственное предприятие. Правовой режим его имущества не отличается от вещного права хозяйственного ведения ( ст. 47 Указа о государствен-ном предприятии ).Предприятие основанное на праве хозяйственного ведения , в зависимости от того , кем они образованы , могут быть республиканскими государственными предприятиями и коммунальными государственными предприятиями. Соответственно права собственника и учредителя в отношении их осуществляют разные государственные органы. Предприятие основанное на праве хозяйственного ведения , обладает специальной правоспособностью и пределы правоспособности определены в соответствии с Гражданским Кодексом Р.К. и иными законодательными актами в уставе предприятия и не могут быть изменены по его усмотрению. Правомочия владения пользования и распоряжения могут быть осуществлены в пределах уставной правоспособности . Предприятие , основанное на праве хозяйственного ведения , отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществам и оно не отвечает по обязательствам государства , административно – территориальной единицы , юридических лиц и граждан , а указанные выше субъекты не отвечают по обязательствам государственного предприятия . (1) А.Т. Джунусов « Право собственности и вещные права « стр. 50 ,22 Исключение составляет лишь случай , когда банкротство предприятия было вызвано действиями учредителя ( уполномоченного органа ). В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов. В соответствии со ст. 197 ГК РК объектом права хозяйственного ведения может быть любое имущество , если иное не предусмотрено законодательством . Имущество предприятия составляет основные фонды и оборотные средства, а также ценности стоимость которых отражается на самостоятельном балансе предприятия ( п. 1 ст. 10 « Указа о государственном предприятия « ) . Любое имущество может являться объектом хозяйственного ведения , если законодательством или специальной правоспособностью не предусмотрены прямые ограничения .Следовательно , в ведении предприятия на праве хозяйственного ведения может быть , как правило , лишь то имущество , которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности , предусмотренной его уставными целями , либо оказалось продуктом этой деятельности (ст. 20 « Указа о государственном предприятии « ) Не являются объектом хозяйственного ведения земельные участки , недра , воды , леса и некоторые другие имущества .Земельные участки и недра могут находится в пользовании предприятия в пределах , установленных соответствующим специальным законодательством . Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения регламентируется ст. 198 ГК РК .Право хозяйственного ведения на имущества , в отношении которого собственником ( государством ), принято решение о закреплении за уже созданным государственным предприятием ,возникают у этого предприятия с момента закрепления за этим предприятием имущества на самостоятельном балансе предприятия , если иное не установлено законодательством или решением собственника .Плоды , продукция и доходы от использования имущества , находящегося в хозяйственном ведении , а также имущества , приобретенное предприятием по договорам или иным основанием , поступают в хозяйственное ведение предприятие в порядке установленном в законодательстве для приобретения права собственности , т.к. в соответствии со ст. 235 п.1 и ст.123 ГК РК поступления , полученных в результате использования имущества в виде плодов продукции , доходов , принадлежит лицу , использующему это имущество на законном основании . Право хозяйственного ведения у предприятия может возникнуть на имущество , приобретенное в результате сделок купли-продажи ,мены, дарения или иной сделки , а также по замещению гражданина и другими способами. В соответствии с п.3 ст. 198 г.ГК РК право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке , предусмотренным законодательством и а в порядке , предусмотренным законодательством для прекращения права собственности , а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника . Правомерное изъятие имущества предприятия по решению собственника означает ,что государство в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество предприятия , закрепленное на его балансе , и по любому основанию, если только это не противоречит законодательным актам и учредительным документам предприятия. Так , в соответствию части 2 пю3 ст. Указа о государственном предприятии « к случаям правомерного изъятия, в частности , относится- 1)изъятие имущества , которое не отвечает целям уставной деятельности предприятия , 2)изъятие излишнего , не используемого либо используемого не по значению имущества « Изъятие происходит на основании решения ( постановления , приказа, письма, предписания и т.п. ) соответствующего органа с момента принятия решения , если иное не оговорено этим решением. Права собственника имущества , в отношении имущества , находящегося в хозяйственном ведении, регламентируется ст. 199 ГК РК , согласно которой собственник этого имущества в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания предприятия определения и цели его деятельности , его реорганизация и ликвидация , осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятия и имущества .Собственник имеет право на получение чистого дохода от использования имущества , находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия. Собственник государственного предприятия представлен уполномоченными государственными органами , так органами государственными управлениями республиканскими государственными предприятиями , а также органами ,осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства , гос.комитеты. ведомства и иные уполномоченные Правительством РК государственными органами ( уполномоченные органы ). Органами государственными управления коммунальными государственными предприятиями , а также органами , осуществляющие по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности , является местные исполнительные органы , уполномоченные на то главой местной администрации (уполномоченные органы ). Условия осуществления имущественных прав такого государственного предприятия регламентируется ст. 200 ГК РК и это предприятие не в праве без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа продавать или передавать иным лицам , обменивать , сдавать в аренду свыше 3-лет представлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания , сооружения , оборудование и другие основные фонды предприятия, создавать филиалы и дочерние предприятия , учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства вкладывать в них свой производственный и денежный капитал , представлять частным предпринимателям ссуды с выплатой вознаграждения ( интереса ) по ним ниже установленной официальной ставки рефинансирования Национального Банка РК , выдавать поручительства и гарантии по обязательствам третьих лиц . В то же время в соответствии пунктом вторым названной статьи ГК РК предприятие может самостоятельно распоряжаться имуществом , закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения , не относящимся к основным фондам , т.е. движимым имуществам . На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяется положения ГК РК о возникновении и изменения права собственника , защите права собственника и иные , не предусмотренные специальным законодательством ( ст. 201 ГК РК ). В тоже время некоторые положения о праве собственности к праву хозяйственного ведения применять нельзя . Например , нельзя применять норму п.1 ст.188 ГК РК , в соответствии с которой « право собственности ... есть право субъекта по своему усмотрению владеть , пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом . г) Право оперативного управления Институт права оперативного управления до недавнего времени был единственной правовой формой обособления, закрепления государственного общественного а затем общего имущества нескольких субъектов за юридическими лицами не собственниками. Учитывая весьма жесткие и узкие рамки этого права законодатель отказался от его использования по отношению к производственным предприятиям и сохранил для государственных и не -государственных учреждений государственных казенных предприятий . Понятие и содержание права оперативного управления раскрыто в ст. 202 ГК РК, где указано , что право оперативного управления является вещным правом учреждением , государственного учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия получивших имущества от собственника и осуществляющих в пределах , установленных законодательными актами , в соответствии с целями своей деятельности с заданиями собственника и назначением имущества, права владения , пользования и распоряжения этим имуществом . В соответствии нормами ст. 202 ГК РК субъектами отношений по праву оперативного управления являются государственное казенное предприятие , государственное и негосударственное учреждение , а также собственники которые финансируют и выделяют имущества для созданных ими организаций . Государственное казенное предприятие и учреждение может быть могут быть образованы только государством в лице уполномоченных им на это органов. Негосударственное учреждение учреждается по решению частного собственника - юридического лица или гражданина . Казенные предприятия могут быть республиканскими казенными предприятиями или коммунальными казенными предприятиями. Право оперативного управления отличается от права хозяйственного ведения следующими основными особенностями -- 1) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение постоянно финансируются собственником. Предприятие на праве хозяйственного ведения существуют за счет доходов , получаемых от хозяйственной деятельности ,. 2) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение распоряжается своими средствами по смете .Предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно определяет направления использования своей прибыли., 3) казенное предприятие , учреждение и гос. учреждение обязаны руководствоваться заданиями собственника. Задания собственника предприятия на праве хозяйственного ведения , по общему правилу не являются для обязательными , если иное не вытекает из законодательства и его уставной правоспособностью . Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляется на условиях и в порядке предусмотренных гл.13,14 ГК РК , регламентирующих приобретение и прекращение права собственности и иных вещных прав ( ст. 203 ГК РК). Права собственника имущества , переданного в оперативное управление его право на изъятие и перераспределение этого имущества регламентируется ст.ст.204, 205 ГК РК. Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом приобретенным за счет , выделенных ему по смете , за исключением случае , когда такое право вытекает из его учредительных документов либо прямо разрешено собственником. Законом Республики Казахстан от 16.12.98 года , введенном в действие с 01.01.99 года изменена редакция статьи 207 ГК РК об ответственности учредителя по долгам казенного предприятия , учреждения и гос. учреждения . Согласно новой редакции этой нормы ГК РК казенные предприятия отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжение деньгами. При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Правительство Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган .По договорным обязательствам казенного предприятия ответственность наступает в порядке , установленном законодательными актами о государственном предприятии . Ответственность же учреждения и гос. учреждения наступает в порядке , предусмотренном пунктом первым ст. 44 ГК РК в редакции этого пункта ст.44 Закона Республики Казахстан от 16.12.99 года . 3. ПРАВО ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ . Право общей собственности – это право собственности на вещь или совокупность вещей ( комплекс ) в котором вещи связаны общим хозяйственным назначением , могут принадлежать на праве собственности двум или нескольким лицам – субъектом права, которые в ст. 209 ГК РК именуются участниками общей собственности . Как и любые собственники , субъекты права общей собственности владеют , пользуются и распоряжаются принадлежащим им имуществам. Эти правомочия они осуществляют сообща, совместно. Ст. 209 ГК РК различают два вида общей собственности , именующие существенные различия – долевая собственность и совместная собственность. Отношения общей долевой собственности могут возникнуть между физическими , юридическими лицами и государственными образованиями , а сособственниками совместной собственности могут быть только граждане. Случай совместной собственности указаны в ст. 219 ГК РК , Под долевой собственностью понимается такая , при которой в праве собственности определяются доли каждого из участников общей собственности и каждому участнику принадлежащий доли в праве общей собственности ,а не на часть вещи (вещей) . Общая совместная собственность существует в виде – общей собственности супругов , общей собственности крестьянского (фермерского) хозяйства , общей собственности на приватизированное жилище и общая совместная собственность устанавливается и существует , если договором между ее участниками не предусмотрено иное.(ст. 219 ГК РК ).Доли в имуществе , находящемся в общей совместной собственности , определяются лишь при разделе этого имущества и при выделе из него доли ( ст. 221 ГК РК ). От общей собственности на вещь отличается право собственности на отдельные части вещи каждая из которых имеет своего собственника. Обычно такая вещь имеет и части , находящиеся в общей собственности. Например в многоквартирном доме каждая из квартир может иметь своего собственника , а общая собственность этих лиц на дом в целом не возникает . Однако общей собственностью всех собственников квартир являются части доли, соединяющие квартиры в единое целое – жилой дом . например - крыша , лестничные площадки , подвал и т.п. Отдельные квартиры в этом доме могут находиться в индивидуальной или общей собственности .Особой формой собственности на недвижимость является кондоминиум. Это такая форма собственности на недвижимость при которой отдельные части недвижимости в том числе отдельные земельные участки находятся в индивидуальной собственности граждан , юридических лиц и ( или ) государства, а те части имущества, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|