рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Право муниципальной собственности как самостоятельной формы собственности

Государственной программы приватизации государственных и муниципальных

предприятий в Российской Федерации[21], а также перечни, содержащиеся в

отдельных самостоятельных законах, например, в Законе "О природных лечебных

ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"[22]; Законе "Об

особо охраняемых природных территориях"[23] и др. Перечисленные в указанных

правовых актах объекты неотчуждаемы, а сделки, связанные с их отчуждением,

должны признаваться ничтожными.

Реализация права муниципальной собственности предполагает выделение

субъекта и объекта этого процесса.

3. Основные составляющие права муниципальной собственности

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

Субъектом муниципальной собственности – является население

муниципального образования и органы местного самоуправления, не входящие в

систему органов гос. власти.

Объектом права муниципальной собственности – может быть любое

имущество, кроме того, что может находиться только в государственной

собственности.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации,

муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве

собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным

образованиям.

На основании этой статьи и других норм российского законодательства

рассмотрим, кто является субъектом и что является объектом права

муниципальной собственности

3.1. Субъекты права муниципальной собственности

Российское законодательство признает основным субъектом права на

самоуправление население городских и сельских поселений.

Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное

самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов

местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной

собственностью. Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из

того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через

формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного

самоуправления.

Согласно ст. 125 ГК и п. 2 ст. 29 «Об общих принципах организации

местного самоуправления в РФ» права собственника в отношении муниципального

имущества, входящего в состав муниципальной собственности, осуществляют

органы местного самоуправления (выборный представительный орган, выборный

глава местного самоуправления, иные выборные должностные лица), а в

случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных

образований, население непосредственно.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного

самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени

самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных

неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований

возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких

прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при

этом собственником, а значит и субъектом права остается все население

муниципального образования.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном

референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального

образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной

собственностью.

В пределах установленной компетенции органы местного самоуправления и

должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе

муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о

ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов,

подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации

и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об

осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью

муниципальной собственности и многое другое.

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной

собственностью является исключительной компетенцией представительных

органов местного самоуправления. Так, порядок и условия приватизации

муниципальной собственности определяются населением непосредственно или

представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности также

поступают в полном объеме в местный бюджет.

3.2. Объект права муниципальной собственности

Как уже отмечалось, согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной

собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности

городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» устанавливает следующий состав

муниципальной собственности:

- средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

- имущество органов местного самоуправления;

- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в

муниципальной собственности;

- муниципальные предприятия и организации;

- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

- муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

- муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и

спорта;

- другое движимое и недвижимое имущество[24].

Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной

собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все

условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности

в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению Верховного

Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.[25]

Согласно приложению 3 к данному постановлению в муниципальную

собственность передавались:

во-первых, объекты государственной собственности, расположенные на

территории городских и районных Советов. К ним относились: жилищный и

нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также

жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие

вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты,

находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

во-вторых, в муниципальную собственность передавались объекты

государственной собственности, находившиеся в ведении органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и расположенные на

территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли,

общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские

мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования,

культуры и спорта.

в-третьих, указанное постановление предусматривало передачу в

муниципальную собственность предприятий розничной торговли, общественного

питания и бытового обслуживания, находившихся в ведении министерств,

ведомств, государственных предприятий

Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального

образования определяется особенностями его социально-экономического

развития, размерами территории, а также другими факторами.

Общий подход к формированию состава объектов муниципальной

собственности может основываться на принципе соответствия исполняемым на

уровне местного самоуправления функциям, которые прямо связаны с предметами

ведения местного самоуправления, определенными федеральным

законодательством[26].

Например, наличие в муниципальной собственности учреждений

здравоохранения и образования связано с выполнением функций организации,

содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, учреждений

дошкольного, основного общего и профессионального образования. Создание и

обеспечение функционирования муниципальных предприятий, обслуживающих

жилищное и коммунальное хозяйство, вызвано возложенными на местное

самоуправление обязанностями по содержанию и использованию муниципальных

жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальному дорожному строительству

и озеленению территории муниципального образования, организации, содержанию

и развитию муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и

канализации и т.д.

Сказанное не означает, однако, что все без исключения функции местного

самоуправления должны быть обеспечены объектами муниципальной

собственности.

Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении

закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них

определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок

формирования и управления.

В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно

такой же объектный состав муниципальной собственности, что и в ст. 29

вышеуказанного Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав

муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как:

V унитарные предприятия, в том числе: транспорта, торговли,

общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные,

жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию

мест захоронения, по утилизации и переработке мусора;

V ценные бумаги (Московская область);

V пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области);

V объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская,

Костромская области);

V имущество, приобретенное в результате предпринимательской

деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав

муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская

области).

Более детально состав муниципальной собственности определяется в

уставах муниципальных образований.

4. Основания возникновения права муниципальной собственности. Порядок

передачи объектов их государственной собственности в муниципальную и

наоборот.

Порядок приобретения права муниципальной собственности, а также

владения, пользования и распоряжения ее объектами закрепляются Гражданским

кодексом Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности

в муниципальную, содержится в Приложении № 3 к постановлению Верховного

Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г.[27]

Порядок передачи объектов, подлежащих передаче из государственной

собственности в муниципальную, закреплен постановлением Верховного Совета

РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992

г.[28].

Для передачи объектов в муниципальную собственность комитет по

управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.

Согласно Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного

самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления

самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих

муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению

Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре

муниципальной собственности, которые ведут комитеты по управлению

муниципальным имуществом.

При этом передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной

собственности, в государственную собственность субъектов Российской

Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов

местного самоуправления либо по решению суда.

Федеральный закон “Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации” устанавливает условия формирования

муниципальной собственности, что является обязанностью органа

государственной власти субъекта Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают в

собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения

вопросов местного значения. Если объект по своему функциональному

назначению необходим для решения вопросов местного значения, органы

местного самоуправления вправе поднять вопрос о его передаче в

собственность муниципального образования[29].

Субъекты Российской Федерации самостоятельно регулируют порядок

передачи (и осуществляют передачу) объектов своей собственности в

муниципальную собственность. Этот процесс должен осуществляться в

соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской

Федерации и муниципальными образованиями.

Законом ЕАО «О порядке передачи объектов госсобственности Еврейской

автономной области в муниципальную собственность» от 3 июля 1997 г. N 37-ОЗ

устанавливается следующий порядок передачи объектов

государственной собственности, подлежащих обязательной передаче в

муниципальную собственность в Еврейской автономной области:

1. Комитет по управлению имуществом области не позднее двух месяцев

с момента образования представительных органов местного самоуправления

составляет и утверждает перечни объектов (имущества),

передаваемых в муниципальную собственность, в соответствии со

статьей 2 настоящего закона.

2. Комитет по управлению имуществом передает в собственность органов

местного самоуправления объекты (имущество) по акту приема - передачи,

исключает их из реестра государственной собственности области.

3. В перечне по каждому объекту указываются следующие данные:

- идентификационный код в общероссийском классификаторе

предприятий и организаций;

- полное наименование и местонахождение;

- год постройки (год выпуска), балансовая и остаточная стоимость

на начало отчетного года;

- хозяйствующий субъект в хозяйственном ведении, оперативном

управлении или в уставном капитале которого находятся его полное

наименование и юридический адрес.

4. Объекты (имущество) считаются переданными в муниципальную

собственность с момента подписания сторонами акта приема-передачи

объекта (имущества)[30].

При этом:

- Передача объектов государственной собственности области в

муниципальную собственность происходит без каких-либо

предварительных условий или требований.

- Объекты передаются в таком эксплуатационно-техническом состоянии, в

котором они находятся на момент составления акта приема-передачи

объекта.

- Отказ органов местного самоуправления от принятия в

собственность и содержания объектов, подлежащих обязательной

передаче в муниципальную собственность, не допускается[31].

Передача объектов (имущества) госсобственности области в

муниципальную собственность может быть произведена также по решению

Законодательного Собрания ЕАО. Статья 5 вышеназванного закона устанавливает

порядок такой передачи:

1. Органами местного самоуправления в Комитет по управлению имуществом

области направляется ходатайство о передаче в муниципальную

собственность объектов (имущества), не подлежащих обязательной

передаче. В ходатайстве указывается какие именно объекты (имущество)

органы местного самоуправления хотели бы получить в свою

собственность.

2. Комитетом по управлению имуществом составляется перечень объектов

(имущества), указанных в ходатайстве.

3. При составлении перечней объектов (имущества) Комитет по управлению

имуществом исходит из необходимости сохранения технологического

единства инженерных, учебных, лечебно - профилактических комплексов

(систем) централизованного управления ими, обеспечения необходимых

требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения

выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по

характеру их функционирования.

4. Оформленные соответствующим образом перечни объектов

(имущества) вместе с заключением Комитета по управлению госимуществом

области направляются Губернатору области, который вносит представление в

Законодательное Собрание области о передаче перечней объектов в

собственность соответствующего муниципального образования либо

отклонение в ходатайстве.

5. Законодательное Собрание области принимает решение о передаче

объектов областной собственности, включенных в перечни после чего

направляет их в Комитет по управлению имуществом области для

переоформления прав собственности и передаче объектов в муниципальную

собственность. Законодательное Собрание правомочно исключить из

перечня объекты, не подлежащие передаче в муниципальную собственность.

6. Комитет по управлению госимуществом области передает по акту

утвержденные в перечне соответствующие объекты в муниципальную

собственность, исключает их из реестра государственной собственности

области.

Объекты считаются переданными в муниципальную собственность с момента

подписания сторонами акта приема-передачи объекта.

В случае если в границах территории муниципального образования (за

исключением города) имеются другие муниципальные образования, субъекты

Российской Федерации соответствующим законом разграничивают между данными

муниципальными образованиями объекты муниципальной собственности.

Разграничение объектов муниципальной собственности в отношении

внутригородских муниципальных образований осуществляется уставом города.

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года “О

гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации”[32] было

установлено, что обратная передача объектов из муниципальной собственности

в государственную собственность или ее субъектов осуществляется с согласия

органов местного самоуправления либо по решению суда.

В практике правового регулирования взаимоотношений субъекта Федерации и

местного самоуправления существуют и другие формы. Например, в Свердловской

области принят закон “О порядке безвозмездной передачи объектов

государственной собственности Свердловской области в муниципальную

собственность и приема объектов муниципальной собственности, безвозмездно

передаваемых в государственную собственность Свердловской области”. Этот

закон регулирует взаимоотношения органов государственной власти и органов

местного самоуправления по поводу безвозмездной передачи объектов

государственной собственности в муниципальную и, наоборот, устанавливает

порядок оформления перехода прав собственности и передачи имущества.

В соответствии Федеральным законом РФ “Об общих принципах организации

местного самоуправления в Российской Федерации”[33] споры, возникающие в

связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную

собственность, разрешаются путем согласительных процедур либо в судебном

порядке.

Требования комитета по управлению имуществом города о признании

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.