рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Понятие гражданского права как отрасли права

тесно взаимодействует с его основной, регулятивной функцией В оформлении же

личных неимущественных отношений, не свя занных с имущественными,

гражданское право вообще ограничивается исключительно защитными

(охранительными) задачами.

Принципы гражданского права.

Под правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие

руководящие положения права, имеющие в силу законодательного закрепления

общеобязательный характер. Такие основные начала присущи как праву в целом

(правовой системе), так и отдельным правовым отраслям, а также подотраслям

и даже институтам и субинститутам.

Значение правовых, в том числе отраслевых, принципов двояко. С одной

стороны, они отражают существо содержания, социальную направленность и

главные отраслевые особенности правового регулирования. Это позволяет лучше

понимать его смысл, правильно толковать и применять конкретные правовые

нормы.

С другой стороны, принципы права должны учитываться при обнаружении

пробелов в законодательстве и применении правох норм по аналогий. Для

гражданского права это обстоятельство особенно имеет особенно важное

значение, ибо оно чаще других отраслей сталкивается с такими ситуациями.

Дело не только в том, что содержит общие правила, в которых невозможно

предусмотреть все детали чрезвычайно многообразных и сложных имущественных

и неимущественных отношений. Дозволительный характер гражданско-правового

регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает

возможность появления таких правоотношений, которые вообще не предусмотрены

не в одной правовой норме, но соответствуют «общим началам гражданского

законодательства» (ср. п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 6 ГК). Оформление таких

отношений, включая оценку их правомерности разрешение возможных между

участниками конфликтов, не может осуществляться без опоры на общие принципы

гражданского права.

Следует подчеркнуть ту особенность правовых принципов, что они носят

общеобязательный характер, будучи, как правило, прямо закрепленными в

соответстбующих правовых нормах. Поэтому их соблюдение и учёт при

рассмотрении конкретных правовых ситуаций является обязательным требованием

закона. К числу таких основных начал (принципов) гражданско-правового

регулирования относятся:

. принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные

дела.

. принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений.

. принцип неприкосиовениости собственности.

. принцип свободы договора.

. принцип самостоятельности и инициативы (диспозитивности) в приобретении,

осуществлении и защите гражданских прав.

. принцип бесрйпятственного осуществления гражданских прав, в том .числе

свободы имущественного оборота (перемещения товаров, услуг и финайсовых

средств).

. принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего

осуществдения гражданских прав.

. принцип всемерной охраны гражданских прав, включая возможность

восстановления нарушенных прав и обеспечение их независимой от влияния

сторон судебной защиты.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Принцип

недопустимости характеризует гражданское право как частное право. Он

обращен прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое;

непосредстбенное вмешательство которых в частные дела, в том числе в

хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений —

товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях; прямо

предусмотренйых законом. В сфере личных неимущесййенных отношений даный

принцип конкретизируется также в положениях о неприкоснойенности частной

жизни, личной и семейной тайны граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ)

Реализации-требований этого принципа содействуют новые правила

законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти

за незаконное вмешательства в в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а

также о возможности признания судом недействительными актов публичной

власти или их неприменения при разрешении спора (ст. 12 и 13 ГК).

Принцип юридического равенства.

Принцип юридического равенства характеризует правовое положение (статус)

участников гражданских правоотношений. Они не имеют никакой принудительной

власти по отношению дру к другу, даже если в этом качестве выступает

публично-правововое образование. Напротив, все они обладают одинаковыми

юридическими возможностями и на их действия по общему правилу

распрастроняются одни и теже гражданско правовые нормы. Данное положение

тоже имеет в своей основе необходимость обеспечния равенства субъектов

товарообмена (товаровладельцев). В гражданском праве имеются и необходимые

изъятия из названого принципа. Так, в гражданский закон в некоторых

случаях устанавливает специальные правила для предпринимателей, предъявляя

к ним как к профессиональным участникам оборота более жёсткие, повышенные

требования. Дяя граждан-потребителей в их отношениях с предпринимателями,

наоборот, предусматриваються дополнительные правовые гарантии соблюдения их

интересов как это, например, происходит при заключении так называемых

публичных договоров в соответствии с правилами (ст. 426 ГК).

Принцип неприкосновенности собственности.

Принцип неприкосновенности собственности, как частной, так публичной,

означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее

им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или

запрета либо ограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное

значение для организации имущественного оборота, участники которого

выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лешен своего

имущества иначе как по решению суда (ч. ст. 35 Констинуция РФ), принятому

на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также

допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной

предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не

исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их

необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

Действие указанного принципа исключает возможности как необасннвонного

присвоения чужого имущества, так и новых переделов собственности, будь то

возврат имущества «прежним владельцам» («реституция») или его

принудительное изъятие и перераспределение в пользу новых владельцев. Он

призван гарантировать стабильность отношений собственности; составляющих

базу имущественного оборота. Что касается перераспределения бывшего

публичным имущества путём его приватизации, то оно само отражает волю

публичного собственника и потому не может считаться нарушением или

исключением из действия рассматриваемого принципа.

Гражданское и адаишистративное право.

Представление о гражданском праве будет более полным и ясным в случае его

четкого и последовательного размежевания с примыкающими к нему иными

отраслями права. Любая деятельность человека требует определенной

организации. Поэтому в любой сфере деятельности человека неизбежно

складываются организационные отношения. Те организационные отношения,

которые возникают в сфере производства, распределения, обмена или

потребления, самым тесным образом связаны с возникающими там же

имущественно-стоимостными отношениями. Так, для занятия строительной

деятельностью необходимо получить лицензию от компетентного органа

государственного управления. Поэтому между строительной организацией и

органом государственного управления возникает организационное отношение по

получению лицензии, тесно связанное с имущественно-стоимостными

отношениями, в которые вступает строительная организация в процессе

выполнения строительных работ. Однако природа организационных отношений

предопределяет их правовое регулирование посредством обязывающих

предписаний, опирающихся на властные полномочия органа государственного

управления. Поэтому складывающиеся в различных сферах деятельности человека

организационные отношения, как бы тесно они ни были связаны с имущественно-

стоимостными отношениями, регулируются нормами административного права, в

котором применяется метод власти-подчинения. Так, нормами административного

права регулируются отношения между соответствующими комитетами по

управлению государственным имуществом и находящимися в их ведении

государственными учреждениями по наделению последних необходимым

имуществом.

Гражданское и трудовое право.

Для разграничения гражданского и трудового права принципиальное значение

имеет то обстоятельство, что в соответствии со сложившейся в нашей стране

традицией рабочая сила не признавалась, а зачастую и сейчас не признается

товаром. В силу этого полагают, что имущественные отношения, возникающие в

результате найма рабочей силы, не носят стоимостного характера. Поэтому их

правовое регулирование должно осуществляться особой самостоятельной

отраслью трудового права.

Однако по мере перехода к рыночной экономике и формирования рынка труда

все более явственно просматривается товарный характер отношений,

возникающих по поводу трудовой деятельности человека. Поэтому указанные

отношения, в принципе, должны входить в предмет гражданского права и

регулироваться соответствующим структурным подразделением гражданского

законодательства.

В настоящее же время в сфере правового регулирования трудовых отношений

используются лишь некоторые гражданско-правовые элементы и сохраняется

исторически сложившаяся практика правового регулирования трудовых отношений

без учета их стоимостного характера. Последнее является одной из причин

неэффективности нашего производства. Несмотря на это, практика правового

регулирования трудовых отношений без учета их стоимостного характера

находит свое теоретическое обоснование в подавляющем большинстве работ

представителей науки трудового права.

Гражданское и природоресурсовое право.

Поскольку земля, ее недра, леса, воды и другие природные объекты не

созданы трудом человека, а даны ему самой природой, долгое время считалось,

что возникающие по поводу природных объектов отношения также лишены

стоимостного признака и поэтому должны регулироваться нормами особой

отрасли, именуемой природоресурсовым правом. В настоящее время земля и

другие природные объекты втягиваются в товарный оборот, и складывающиеся по

поводу их имущественные отношения приобретают стоимостный характер,

включаясь тем самым в предмет гражданского права. Подтверждением тому

служит глава 17 ГК «Право собственности и другие вещные права на землю».

В ст. 17 ГК говориться, что способность иметь права и нести обязанности

является необходимым условием возникновения конкретных субъективных прав.

Круг прав и обязанностей, которые могут иметь граждане Российской

Федерации, весьма широк. Права и свободы граждан составляют основу

конституционного строя Российской Федерации, делают человека

самостоятельным субъектом, обладающим способностью требовать от органов

государственной власти и управления реализацию и защиту своих прав (ст. 2

Конституции). Правоспособность — это общая, абстрактная возможность быть

субъектом права или обязанности, а конкретные права и обязанности

возникают, как правило, на основе юридических фактов (ст. 8 ГК). Для

приобретения прав, входящих в круг правоспособности, нужны определенные

условия и действия. Поэтому при равной правоспособности всех граждан их

конкретные субъективные права существенно различаются в зависимости от

возраста, имущественного положения, состояния здоровья, желаний и других

условий.

Гражданское и финансовое право.

Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности

органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств

и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного

признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера

стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение

осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим

взаимооценочного, а стало быть и стоимостного характера. Поэтому указанные

имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло

отражение в п. 3 ст. 2 ГК, в катором предусмотрено, что к имущественным

отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении

одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и

административным отношениям, гражданское законодательство не применяется,

если иное не предусмотрено законодательством.

Вместе с тем между властным органом государственного управления и

участником гражданского оборота могут складываться правоотношения,

основанные не только на властном подчинении одной стороны другой, но и на

юридическом равенстве сторон. В последнем случае к указанным

правоотношениям применяются нормы гражданского, а не налогового,

финансового или иного административного законодательства. Так, в случае

причинения вреда имуществу юридического лица работником налоговой полиции

при исполнении им своих служебных обязанностей между соответствующим

органом налоговой полиции и указанным юридическим лицом складывается

имущественное правоотношение, в рамках которого орган налоговой полиции не

обладает властными полномочиями и находится в юридически равном положении с

организацией, которой был причинен имущественный вред работником налоговой

полиции.

Дискуссия о семейном праве.

Семья представляет собой экономическую ячейку общества. Поэтому между

членами семьи не могут не устанавливаться имущественные отношения. Однако

характер этих отношений получил различную оценку в литературе. В условиях

социалистического общества большинство авторов пришло к выводу о том, что

складывающиеся между членами семьи имущественные отношения в силу их сугубо

личного характера утрачивают стоимостный признак и поэтому должны

регулироваться не гражданским правом, а особой самостоятельной отраслью —

семейным правом .

Во многом данный вывод был предопределен стремлением подчеркнуть

качественное различие между семейными отношениями в социалистическом и

буржуазном обществе.

По мере перехода к рыночной экономике характер имущественных отношений,

возникающих между членами семьи, меняется. В условиях рыночной экономики

имущественно-стоимостные отношения устанавливаются между всеми участниками

гражданского оборота. Не составляют исключения и имущественные отношения

между членами семьи. Личный характер взаимоотношений между членами семьи

действительно накладывает особый отпечаток на возникающие между ними

имущественные отношения, но не меняет их природы, предопределенной товарным

характером производства. В противном случае семья неможет выполнять функцию

экономической ячейки общества, основанного на товарном производстве.

Имущественные отношения, складывающиеся внутри экономической ячейки

общества, не могут качественно отличаться от имущественных отношений,

господствующих в данном обществе. Поэтому имущественные отношения между

членами семьи в условиях рыночной экономики неизбежно приобретают

стоимостный характер. Подтверждением тому служат последние изменения в

семейном законодательстве, связанные с расширением сферы гражданско-

правового инструментария в регулировании семейных отношений. Так, в

соответствии с новым СК РФ допускается заключение брачного контракта,

возможность перехода от общей совместной к общей долевой или раздельной

собственности супругов и т. д. Стоимостный характер имущественных отношений

между членами семьи обусловил также перевод целого ряда правовых норм,

которые традиционно «прописывались» в актах брачно-семейного

законодательства, в ГК (ст. 31—41, 47, 256 и др.). Взаимооценочный характер

носят и личные неимущественные отношения с участием членов семьи. Наличие в

отношениях между членами семьи и с их участием предметного признака

гражданского права (взаимооценочный характер отношений) неизбежно

предопределяет необходимость применения к ним общих норм гражданского

права. Поэтому ст. 4 СК РФ устанавливает, что к имущественным и личным

неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным

законодательством, применяется гражданское законодательство постольку,

поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

С учетом изложенного предпочтительнее в настоящее время позиция тех

авторов, которые рассматривают семейное право как внутреннее структурное

подразделение гражданского права. При этом по своему логическому объему и

специфике семейное право образует наиболее крупное структурное

подразделение гражданского права, именуемое подотраслью гражданского права.

Принцип свободы договора.

Этот принцип предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского

права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и

условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в

гражданском праве означает отказ законодателя (от понуждения к заключению

договора на основе обязательных для сторон планово-административных актов.

Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной экономики, не

допускающей административного вмешательства в гражданский оборот.

Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах в гражданском

законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так, не

допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного

договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие

товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (п. 3 ст. 426

ГК).

Заключение публичного договора подчиняется специальные: правилам,

установленным коммент. статьей. Во-первых, коммерческая организация не

вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии

возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.

Пленумы ВСРФи ВАС РФ, ориентируя суды, указали, что в случае предъявления

иска понуждении заключить публичный договор бремя доказывания отсутствия

возможности передать потребителю товары, выполнить cоответствующие работы,

предоставить услуги возложено на коммерческую организацию (п. 55

Постаяомеше Пленумов ВС РФ я ВАС) РФ№6/8).

Во-вторых, цена товаров, а также иные условия публичного договора должны

быть одинаковы для всех потребителей. В исключение из этого правила

законом, иными правовыми актами для отдельных потребителей могут

устанавливаться льготы. Например, Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. №

431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" многодетным семьям

предоставляются скидки в оплате коммунальных услуг не ниже 30% (Ведомости

РФ, 1992,' № 19,ст. 1044).

В силу п. 5 коммент. статьи условия публичного договора, не соответствующие

этим требованиям, ничтожны.

В-третьих, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение

одному лицу перед другим в заключении публичного договора. Изъятия могут

быть предусмотрены законом, иным правовы актом для отдельных категорий

потребителей. Например, Законом о ветеранах" инвалидам Отечественной войны

предоставлено преимущественное право на установку телефонного аппарата (СЗ

РФ, 199S, № 3, ст. 168).

В-четвертых, публичный договор заключается в порядке и в сроки,

предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сто рон не

определены иные порядок и сроки его заключения (см. комент. к ст. 445 ГК).

При необоснованном отказе или уклонении коммерческой организации от

заключения публичного договора потребитель вправо предъявить в суд иск о

понуждении коммерческой организации заключить договор. Потребитель также

вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям

публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации

(см. ст. 445, 4461 ГК и п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

Судебная практика исходит из того, что с иском о понуждении заключить

публичный договор обратиться в суд вправе только контрагент коммерческой

организации. Такое право этой организации по отношению к контрагенту не

предоставлено (см. п. 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с

заключением, изменением и расторжением договоров — Вестник ВАС РФ, 1997, №

7, с. 103).

Принцип свободного перемещения товаров на территории РФ.

Единый рынок не терпит каких-либо внутренних границ и барьеров. Поэтому

ст. 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК устанавливают, что товары, услуги и

финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской

Федерации. В соответствии с указанным принципом субъекты Российской

Федерации и другие лица не вправе устанавливать какие-либо местные правила,

препятствующие свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств в

едином экономическом пространстве Российской Федерации. На всей территории

Российской Федерации должны быть одни и те же «правила игры» при

осуществлении предпринимательской или иной деятельности, реализуемой в

рамках гражданских правоотношений. На территории Российской Федерации не

допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо

иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых

средств. Так, в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона «О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не

допускается издание актов или совершение действий, устанандива-ющих запреты

на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона

Российской Федерации, республики, края, области, района, города, района в

городе в другой.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с

федеральным законом только в том случае, если это необходимо для

обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и

культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).

Принцип беспрепятствеиного осуществления гражданских прав.

Принцип беспрепятствеиного осуществления гражданских прав предполагает

устранение всяких необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он

конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и иной не

запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), а

также в свободее перемещения по российской территории товаров, услуг и

финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК), характеризующей свободу имущественного

оборота. Законом при этом могут устанавливаться лишь некоторые необходимые

в общественных (публичных) интересах ограничения, например лицензирование

отдельных видов предпринимательства, запрет монополизации рынка или

недобросовестной конкуренции и т. п.

Действие данного принципа важно и с позиций исключения искусственных,

бюрократических препятствий в осуществлении .права на защиту своих

интересов, например в исключении или ограничении обязательного досудебного

(в частности, претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров.

Принцип запрета злоупотребления правом.

Принцип запрета злоупотребления правом можно считать общим («генеральной

клаузулой», или оговоркой) из общих частноправовых начал. В соответствии с

ним исключается безграничная свобода в использовании участниками

гражданских правоотношений имеющихся у них прав. Право всегда имеет

онределенные границы как по содержанию, так и по способам осуществления

предусмотренных им возможностей. Такие границы-неотемлемое свойство всякого

права, ибо при их отсутствии право превращается в свою противоположность —

произвол. Так, собственник вправе по своему усмотрению совершать в

отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречешии

закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п.

2 ст. 209 ГК). Собственник земли или иных пририродных ресурсов осуществляет

свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не

нарушает прав и интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст.

209 ГК). Такого рода запреты нельзя не признать известными ограничеями прав

собственника, хотя и вызванными очевидной необнодимостью.

Аналогичные ограничения и запреты нетрудно обнаружить и в

обязательственном праве, и в других подотраслях гражданского права.

Например, упоминавшийся запрет предпринимателю как стороне публичного

договора отказываться от его заключения по сути представляет собой

ограничение его договорной свободы. Это же можно отнести к антимонопольным

запретам, к запретам злоупотреблением доминирующим положением на рынке и т.

д. Данный принцип лежит и в основе объявления недействительными кабальных и

некоторых других сделок (ст. 169 и 179 ГК).

В общем виде запрет ненадлежащего осуществления прав, включая и

злоупотребление правом, установлен ст. 10 ГК. Такого, рода общие правила в

той или иной форме известны всем развивитым правопорядкам. Их необходимость

не вызывает сомнений, однако проблема четкого ограничения их содержания и

применения остается одной из наиболее острых и спорных в цивилистике.

Принцип всемирной охраны и судебной защиты гражданских прав.

Принцип всемирной охраны и судебной защиты гражданских прав в целом

характеризует правоохранительную функцию (задачу) гражданско-правового

регулирования. В соответствии с ним участникам гражданских правоотношений

предоставляются щирокие возможности защиты своих прав и интересов: они

могут прибегнуть как к их судебной защите, так и к самозащите, а также к

применению некоторых других мер, оказывающих неблагоприятной: имущественное

воздействие на неисправных контрагентов. Гражданское право содержит большой

инструментарий правоохранительных средств, позволяющих его субъектам

эффективно охранять любые свои права и законные интересы (ст.11—15 ГК).

Большинство указанных средств имеет имущественную природу,

соответствующую характерустику преобладающих в предмете регулирования

отношений. Их применение обычно направлено на восстановление нарушенных

прав и (или) имущественную компенсацию потерпевших. Независимая от влияния

участников судебная защита гражданских прав и ограничение

(исключительность) их административно-правовой защиты (ст. 11 ГК) обусловле

спецификой частного права.

Заключение.

Наконец подытожев свою курсовую работу можно сделать из этого заключение

рассмотрев и суммировав все основные характеристики гражданского права. И

так, можно дать следующее его определение, и, на этом опредилении, закончу

работу.

Гражданское право — система правовых норм, составляющих оснновное

содержание частного права и регулирующих имущественные и связанные с ними

личные неимущественные отношения, основанные на независимости и

имущественной самостоятельности их участников, методом юридического

равенства сторон в целях наделения частных лиц возможностями

самоорганизации их деятельности по удовлетворению своих потребностей и

интересов.

Литература.

1) Гражданское право том 1-й, 2-е издание, доктора юридических наук,

професора Е. А. Суханова. Москва 1998год.

2) Гражданское право под редаккцией доктора юридических наук, професора

А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого Москва 1998 год. Часть 1-я издание 3-е.

3) Коментарий к Гражданскому Кодексу РФ доктора юридических наук, професора

О. Н. Садакова. Москва 1997год.

4) Ответственность за нарушение общественного порядка. Бахрах Д. Н.

Сергеин А. В.

5) Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных

отношений. Свердловск, 1972 год.

6) Колмыков Ю. Х. О значении общих положений гражданского законодательства

// Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Москва 1998

год.

7) Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений.

Л. 1988год.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.