рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основные политические права и свободы личности

ни с какиими другим ограничениями.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не

существует никаких ограничений в этой области. В частности, эжто

касается граждан, которые не способны по своему умственному или же

психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские

права и исполнять гражданске обязанности (за нимм в судебном порядке

признается недееспособность - т.е они не могут выступать в качесве

субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица,

сдержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть

законное постановлене (решение) суда, которое уже всупило в силу.

Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не

вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином

преступлени, которое влечект за собой лишение свободы, имеют полные

избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном

порядке является акотм произвола.

Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной

службе.

Это одна из новых норм для Конституци Российской Федерации. Ее

включение означает не только приведение Конституции и законодательства

в соответсвии с нормами межлдународного права, но и снятие ограничения

на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность,

родственники за границей и т.д.

Это право означает равенство исходных возможностей и отсутвие

дискриминации по каки - либо признакам. ст.ст. 26 ч.1, 19 ч.2, 28.

21. Право поступления на государственную службу имеют граждан

Российской Федерации, достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если

иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается

установление при приеме на государственную службу каких бы то ни

было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы,

пола, национальности, языка, социального происхождения,

имущественного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Но следует забывать, что во всем мире существует система конкурсов,

теститрования, собеседований. Так, утвержденное Указом Президента

Российской Федерации от 22 декабря 1993г. Положение "О федеральной

государственной службе" предполагает прием на государственную службу

либо в порядке назначения , либо в порядке конкурса (п.22),

22. Прием на государственную службу осуществляется в порядке

назначения или конкурса при наличии соответствующего образования,

опыта работы, квалификации по государственной должности, если иное не

предусмотрено законом Российской Федерации.

а так же регулярные аттестации государственных служащих.

30. Государственный служащий, занимающий государственную

должность, подлежит аттестации не чаще одного раза в год, но не реже

одного раза в четыре года. Аттестационная комиссия

формируется руководителем государственного органа. В случае

признания аттестационной комиссией государственного служащего не

соответствующим занимаемой государственной должности он может быть

направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия,

понижен в должности. Порядок и условия проведения аттестации

государственных служащих устанавливаются актами законодательства

Российской Федерации.

Участие граждан в отправлении правосудия долгое время имело форму

выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе

суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время

осущетсвляется в России поэтапное введение института присяжных

заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении

конкретного дела и вынесения решения по сущетсву (виновен - невновен)

как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое

разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие

граждан в отправлени правосудия.

Суд присяжных заседателей образется при краевом, областном,

городском суде и действует в составе судьи ии 12 присяжных заседатлей;

в его работе обязательно учавствуют государственный обвнитель и

защитник. (Комментарии к Конституцииии РФ под редакцией акд. Топорнина

Б.Н. М., Юр.Литература 1994,ст.123, стр.520).

Право граждан на коллективное образщение в государственные органы и

органы местного самоуправления

Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения

(ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защты прав свобод

граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в

Конституции СССР 1977г., а также в Конституции РСФСР 1978г.

12 апреля 1968 года был издан Указ президуми Верховного Совета СССР

"О порядке расссмотрения заявлений и жалоб граждан" (в редакции от 4

марта 1980г.) К сожалению, этот Указ не смог определить многие важные

аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности

не были определены пределы действия настоящего Указа, не был определен

перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность

непосредственно обращаться в суд, не было закреплено право обрашения

военнослужащх на действия своего начальства. Все это нашло свое

отражение в Законе от 27 апреля 1993г. "Об обжаловани в суд дейсвий и

решений, нарушающих права и свободы граждан".

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по

общественной направленности. Они различаются по своей юридической

направленности и влекут разные правовые последствия. Термин

"обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут

содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав,

инициативное предложение, заявление и пр.

Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба",

"предложениие", "заявление". Однако многолетняя судебная правктика

выработала свои критерии их разграничения.

Предложене - это такой вид обращения, который, как правило, не

связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о

необходимости решения конкретной технической, научной, творческой,

юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного

органа, органа местного самоуправления, общественной организации и

т.д.

Заявление - обращение гражданина в государственные органы, орагны

местного самоуправления, общественные орагнизации с просьбой о

реализаци принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или

текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной

отпуск, на обмен жилой площади).

Жалоба - обращение гражданина в государственные орагны либо органы

месного самоуправления с требованием о восстановлении права или

законого интереса, нарушенного действиями юридических или физических

лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов

граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных

прав обратившегося или прав других конкретных лиц. (Комментарии

Конституции РФ под ред. Б.Н. Топорнина М., Юр.литература стр.196).

Право на обращениее закреплено не только за гражданами, но и за

общественнымии организациями, в частности, творческие союзы, а так же

учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и

интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на

коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы

лиц.

Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридическх лиц)

осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за

соответсвующими лицами закреплена обязанность эти обращеня принимать

в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности,

предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за

исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения,

о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан

решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые

не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со

дня получения заявления. Предложения и заявления граждан

рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых

относятся затрагиваемы в них вопросы.

В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие

по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает

направлять жалобы граждан тем ораганам, на действия которых направлена

эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на

незаконные действия должностных лиц и органов государтства,

существует судебный порядок обжалованя таких действий. В часности, за

гражданам РФ Закон закрепляет право непосредственного обрашения в

судебные органы на незаконные действия.

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если

считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных

органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их

объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены

его права и свободы.

Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то

их перечень закреплен в Законе от 27 апреля 1993г.

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы суд.

"К действиям (решениям) государственных органов, органов

местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,

общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть

обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия

(решения), в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или

4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

(Статья 2 Закона от 27.04.93 "Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан")

Если гражданина не согласен с решением суда - он может обжаловать

его в вышестояшую инстанцию.

Право на объединение

Право на объединене - одно из самых всеобъемлещех полтических прав

граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан.

Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в

политической и общественной жизни, а так же юридическии установить

создание разного рода общетсвенных объединений.

Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных

объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федеарци закрепляют за

гражданам право на общественные объединения, общественные двжения,

партии, профсоюзов, предпринимательскх объединений, обществ и

ассоциаций.

Стаьтя 30 Конституции Россйской Федерации применяет формулировку

"каждый гражданин Россйской Федераци имеет право на объединение....."

- это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории

Россйской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями меет

право создавать общественные объединения и организации для реализации

своих общественных, социальных и политических интересов. Право на

объединения имеют как российске граждане и лица без гражданства,

исключением являются политическе правртии, права на создание и участие

в которых имеют только гарждане Российской Федерации. Принятие или

вступление гражданина в общественную орагинзацию осуществялется на

добровольных началах в соответсвиями с условиями, записанными в ее

уставе. Ни кто не может быть принужден ко всуплению в какие-либо

общественные организации, а так же пребывания в них. Право на

общесвенные объединения предоставляет гражданину широкий спектр

реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной

организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу

деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные

объединения создаются без предварительного зарешения государственных

орагнов.

Право наобъединение не является абсолютным правом и может

подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограниечения

устаанавливаются Конституцией Российской Федерацией.

В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации

отдельные огранчения устанавливается в условиях черевычайного

положения. Согласно ст. 23 Закона РСФСР "О черезвычайном положени", в

случае введения черезвычайного положения при попытках насильственного

свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может

быть приостановлена, после сосотвествующего предупреждения,

деятельность политическх партий, общетсвенных организаций массовых

движений, прпятствующих нормализации обстановки.

Статья 23. В случае введения чрезвычайного положения по

основаниям, указанным в п. "а" статьи 4 настоящего Закона,

дополнительно могут вводиться следующие меры:

в) приостановление, после соответствующего предупреждения,

деятельности политических партий, общественных организаций и

массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

Конституця также устанавливает нормы об условиях образований

общественных объединенй и предъявляемых к ним требованям.

В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность

объединений, цели и действия которых направленны на насльственное

свержение основ конституционного строя, нарушение целостност

Российской Федерациии, подрыв безопасности государства, создание

вооруженных формированй, разжигание нацональной и религиозной розни.

Закон устанавливает, чо отказ в регистрации общественного

объединения по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ о

регистрации дается в письменной форме и может быть обжалоавн в суде и

не является препятсвием для повторной сдачи документов, при условии

устранения оснований, вызвавших отказ.

Законодательсчтвом устаналивается также ограничение права на

объединение для судей, работников правоохранительных органов и

военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статуче судей

в Россйской Федерации", судьи не прнадлежат к политческим партиям и

движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4),

предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается созданиеи

идеятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не

допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответсвии с

Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных слах

Российской Федеарции не допускается деятельность общественных и иных

орагнзаций и объединеий, преследующих полтическе цели. Военнослужащие

могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют

полическе цели, имеют право учавствовать в их деятельности не находясь

при исполнении обязанностей военной службы. (ст. 9 Закона "О статусе

военнослужащих").

В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля

1995г. , принятом Государственной Думой формулируется понятие

общественного объединения:

"Это добровольноное, некоммерческое формрование, созданное по

инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для

реалзации общих целей, указанных в уставе общественног объединения".

Учредителями по существующему законодательству Россйской Федерации

являются как физические так и юридескиие лица. Прчем их должно быть не

менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов).

Общественные объединения действуют и создаются на основе равноправия,

самлуправления, закронности гласности.

Рассмотрим теперь механизм создания, органзации и деятельности

общественного объеднения, но для начала рассмотрм их виды. Закон

предусматрвает 5 различных форм орагнизационно правовой формы их

функцонирования.

Общественная организация - совместная деятельность для защиты

общих интересов и уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - массовое общественное объединение,

преслудующее социальные, политические и иные общественно пролезные

цели, поддерживаемые его участниками.

Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на

основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом посуплений

и использование его на общественно-полезные цели.

Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг,

отвечающих интеерсам участников.

Орган общественной самодеятельности - его целью является

совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месу

жительства, работы или учебы.

(Конституционное право России Козлова Е.И. Кутафин О.Е. стр. 208,

Федеарльный Закон "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г.)

Общественные объединения также различаются по террриториальной

сфере деятельности. В частности онимогут быть:

Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными. В

частности общероссийским считается объединение, сфера действия

которого распространяется на территории более половины субъектов

Федерации и имеет там свои структурные подразделения. Межрегиональное

- на территории менее половины субъектов Федерации. Региональное

действует на территории одного субъекта Российской Федерации, местное

же осуществяляет свою деятельность в пределах органов местного

самоуправленя.

Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие

совершеннолетия. В членстве же молодежных и и детских общественных

объединий могут состоять лицаследующего возрастного кретерия: 14 лет

(молодежные общественные объединеия), 10 лет (детские общественые

объединения).

В соотвествии с полическими целями, обществнные объединия оказывают

большое влияние и им предоставлена свобода дейсвтвий в политической

жизни общества. В часности за ними закреплено право распространять

информацию о своей деятельности, проводить демострации, шествия и

пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о

порядке организации митингов, шествий и пекитировании", а так же

законодательству об общественных объединениях). Им прелдоставлено

право направлять и вносить предложения в органы государственной

власти, учавствовать в выработке решений органов государтвенной

власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных ораганах

местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности

большое значение имеет дейсиве ощественных объединений в предвыборной

и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны

быть зарегистрированы и иметь соотвествующие указания в уставах об

участии в выборах.

Международно правовые гарантии права на объединение заключаются в

том, что каждый вправе в соотвсетвии с международными договорами

Российской Федерацииобращаться в межгосударственные органы по защите

прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные

средства этого права. (Это право закреплено в ст.46 Конституции

Росийской Федерации).

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации 1993 года

2. Конституционное право Российской Федерации: учебник, Юристъ. Е.И.

Козлова, О.Е. Кутафин 1995г.

3. Конституция РФ, Комментарий, под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М.

Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994г. "Юридическая литература"

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.