рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основные политические права и свободы личности

Основные политические права и свободы личности

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ ПО ПРАВУ

НА ТЕМУ

«ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ»

Студента 1-го курса 1-го семестра

Заочного отделения

ГАРАЩЕНКО АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

Москва

1999

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие

"демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации

осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления

этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы

реализовываем эти права и как нам это гарантировано? Именно это, на

основании действующего законодательства и основного закона - Конституции

РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой работе, как основные

политические права и свободы граждан в Российской Федерации, переплетаются

с основными личными, социальными и общегосударственными правами.

П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый гражданин

Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и

свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией

Российской Федерации". Именно гражданин Российской Федерации, а не

какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав

и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой

статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового

положения гражданина России, который имеет ключевое значение для

правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их

соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут

равные обязанности перед государством. В отличии от основных личных

прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от

рождения как человеку, политические права и свободы связаны с

обладанием гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое

Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам".

Cвязь политических прав с гражданством не означает, однако, что они

носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются

естественными правами каждого гражданина демократического государства.

В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве

установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права

человека государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо

закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. (Е.И. Козлова,

О.Е. Кутафин Конституционное право Российской Федерации: учебник, М.,

Юристъ, 1995г. - Раздел IV, глава 9, пар.3. стр. 203)

"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность

государства" (Конституция РФ, Комментарий, стр.63, под общей редакцией

Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994г. "Юридическая

литература")

Основные права гражданина - это прежде всего, его конституционные

права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей

55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по

тексту - Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться

как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод

человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет

только об основных правах и свободах человека, что позволяет

подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный

характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и

гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием

других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения

этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление,

попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то

государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не

лишение!!!) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к

ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование

в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю

меру.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что

носителем суверенитета единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ).

Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации

реальную и практическую реализацию получает через политические права

каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их

применение и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано

гарантировать защиту прав граждан в случае их умаление тем или иным

способом. Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных

законодательных актах и обеспечивает в общей мере эту защиту.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно

нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны

обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных

сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в

осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют

границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку

чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным

столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся

реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы

обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление

их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны

отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина

непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут

осущетсвлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае

нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего

следует отметить всеобщее равенство не только по рассовому и

социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на

судебное разбирательство о нарушении того или иного права

предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19

Конституции РФ, которая гласит, что:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещаются

любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой,

национальной, языковой и религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные

возможности для их реальзации.

Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав

человека, согласно которой "каждый человек имеет право на эффективное

восстановление в правах компетентными национальными судами в случае

нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или

законом." Данная сатья корреспондирует части первой статьи 46

Конституции Российской Федерации: "Каждому гарнтируется судебная

защита его прав и свобод.", она же и развивает положения части первой

вышеуказанной 19 статьи (ее первой части).

Этой цели прежде всего служит принцип формально-юридического

равенства, т.е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы

были ущемлены в результате злоупотребления ими со стороны другого

лица, государство предоставляет возможность первому защитить свои

права всеми способами, не запрещенными законом. Причем он имеет право

использовать государственные способы защиты своих прав и свобод,

которые гарантируются ему Конституцией.

Если какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или

косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в

соответствии с установленными процедурами.

Особая роль здесь принадлежит Конституционному суду Российской

Федерации, который призван разрешать дела о соотстветсвии Конституции

законодательных и иных нормативных юридических актов.

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на

активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее

делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей

между человеком и обществом, гражданином и государством. От того,

какого состояние политических права и свобод, во многом зависит

прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма

уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические

права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и

свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение

к человеку.

Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и

свободы широко декларировались в прошлом и даже служили украшением на

фасаде советской власти, их реализация была затруднена. В частности

монополия на определение состава Советов у партийного аппарата

искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не

допускалась, профсоюзы и другие общественные организации

рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких

условиях политические права и свободы способствовали отторжению

государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту

демократии.

Теперь хотелось бы уделить немного внимания классификации прав и

свобод личности. Существует несколько классификаций, а именно: в каком

порядке расположить конституционные права и свободы, с каких прав

начать эту классификацию и какие права являются главными по отношению

к другим правам и свободам. Критерием данной классификации выступает

сфера проявления свобод личности:

1. Права и свободы, складывающиеся в сфере личной свободы и

индивидуальной безопасности, право на жизнь, право на честь и

достоинство.

2. Права и свободы, складывающиеся в сфере экономической свободы,

связанные со вступлением человека в экономические отношения. Например,

право собственности, свобода труда, право предпринимательсткой

деятельности.

3. Права в сфере духовной и культурной жизни. Например, свобода

печати, свобода средств массовой информации, свобода преподавания.

4. Права в сфере общественной свободы, которые реализуются не

индивидуально, а коллективно: право на объединение, право на

коллективные петиции и обращения.

В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным

общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая

классификация прав и свобод личности и гражданина Российской

Федерации:

1. Личные права;

2. Политические права;

3. Социально-экономические права;

4. Права по защите других прав;

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам

гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в

Конституции Россйской Федерации.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с

момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия.

Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая

гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в

полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная

дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность

своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и

есть отлчие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и

является неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув

совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во

всех областях политической, экономической и личной жизни и несет

отвественность за результаты свох действий.

Право участия в управлении делами государства, быть избранным в

органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ

к государственной службу и участие в отправлении првавосудия.

Прежде всего следует уделить внмание тому, что наиболее

затрагивающим все иные политические права и свободы, является право

учавствовать в управлениии делам государства которое закреплено в

ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2.

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21

Всеобщей деклараци прав человека, а так же из статьи 25 Международного

пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что

каждый гражданин без какой бы то ни было дискримнации и без

необоснованных ограничений имеет право и возможность:

1) принимать участие в ведении государственных дел как

непосредственно, так и через посредство свободно выбранных

представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных переодических выборах,

производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при

тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление

избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к

государственной службе.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то

непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или лчного участия в

деятельности органов государства) или через избираемых ими же

представителей в органах государствеенной власти или местного

самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой

осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия

различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и

осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения

и другие выборные органы. Конституция объхявила референдум и выборы

не вообще высшм выражением власти народа, а высшим непосредственным ее

выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается опоследовательного осуществления народом своей власти

(через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь

нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В ранее

действовавшей Консттуци говорилось отом, что народ осуществляет

государственную власть "через Советы народных депутатов, состовляющие

основу Российской Федерации" (ст.2 Конституци 1978г.). В действующей

Конституции применена другая формула: "через органы государственной

власти". Таким образом, представительные органы государственной власти

уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они

утратили статус «политической основы государства». Все это отражено

закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в

качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося

ранее принципа верховенства и полновластия Советов (см. комментарий к

статье 10).

3. В части третьей комментируемой статьи названы формы

непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти,

имеющие наибольшую со-циальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения,

принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в

каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум

назначается Президентом Российской Фе-дерации в порядке, установленном

федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84).

Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма

непосредственной демократии. Ими охватыва-ется сложный процесс,

именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения

даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы –

один из важнейших способов формирования государственных органов,

замещения должностей.

Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо

принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за»

или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие не-скольких

баллотирующихся кандидатур,

Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов

Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается

федеральным законом (см. комментарий к части четвертой статьи 81 и

части второй статьи 96).

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в

управлении делами государства.

Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия,

когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью

дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться

политическими правами и свободами. Соедует отметить, что право

гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного

самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет

(пассвное избирательное право), либо позднее и с наличем особых прав

(постоянное проживание на территории Российской Федерации

непосредственно перед выборам, а так же обладание граждансвом РФ). В

частности можно привести пример, что для избрания в депутаты

Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год,

согласно части 1 ст.97 Конституциии РФ; для осуществления полономочий

Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на

территории Российской Федеарции не менее 10 лет и возрастной ценз при

этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и

осущевления полномочий (в частности, наличие опыта работы в

руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участе же в референдуме имеет низший врозрасной ценз, который

составляет в Росии всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.