рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Основания прекращения прав собственности

Что касается ликвидации юридического лица, то вопрос о судьбе

земельного участка должен решаться в зависимости от того, в чьей

собственности он находился – в частной или государственной. Если земельный

участок находился в собственности юридического лица, то он либо передается

учредителям юридического лица, имеющим вещные права на него или

обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не

предусмотрено законом. Если же земельный участок принадлежал юридическому

лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды, то

право постоянного (бессрочного) пользования должно подлежать прекращению по

постановлению (решению) соответствующего органа, предоставившего земельный

участок, а договор аренды – подлежать расторжению с последующей

регистрацией указанных действий в органах, осуществляющих государственную

регистрацию прав на недвижимой имущество и сделок с ним.[104]

Не удивительно, что основания прекращения прав на землю всесторонне

рассматриваются в ЗК РФ[105] и ГК РФ.[106] Это связано с тем, что вопросы

принудительного прекращения прав на землю очень важны для развития

земельного оборота. Они требуют особой регламентации, так как от того,

насколько четко отлажен механизм принудительного прекращения прав на землю

зависят гарантии имущественно-правового статуса собственников,

землевладельцев и землепользователей земельных участков.

Однако в действующем законодательстве существует немало противоречий

и пробелов, что вызывает затруднения при решении данных проблем на

практике.

ГК РФ предусматривают возможность принудительного прекращения прав

собственности на землю, если сам собственник не использует его по целевому

назначению или осуществляет использование земельного участка с грубым

нарушением земельного законодательства.[107]

Вместе с тем, следует заметить, что действующее законодательство не

содержит четкого указания на то, какие органы вправе принимать решение об

изъятии земельных участков, а также не указывает, в каком порядке

происходит предупреждение собственников участков о допущенных нарушениях,

продажа земельных участков с публичных торгов; могут ли уполномоченные

государственные и муниципальные органы контролировать ход публичных торгов,

в каких случаях инициатором публичных торгов выступает государство, а в

каких – муниципальные органы власти; каким образом обеспечивается

сохранение прекращения права собственности на соответствующий земельный

участок.[108] На все эти вопросы действующее российское законодательство не

дает ответа.

В целом, несмотря на совершенство современного законодательства в

отношении порядка прекращения права собственности на землю можно сделать

выводы:

- принудительное прекращение прав на землю возможно за противоправное

использование земельного участка, выражающееся в форме действия или

бездействия;

- прекращение права собственности и прекращение иных прав на землю

осуществляется в порядке искового производства;

- принудительное лишение лица права на землю не снимает с него

обязанности возместить ущерб, причиненный земельному участку.

Особым случаем принудительного изъятия является реквизиция.[109]

В русском дореволюционном праве использовали для данного случая

термин экспроприация. Что характерно для реквизиции?

Во-первых, это отчуждение имущества, изъятие его у собственника.

Во-вторых, это отчуждение принудительное. Когда в основу передачи

лежит согласие собственника, налицо будут договорные отношения о передаче

имущества в собственность.

В-третьих, такое принуждение осуществляется со стороны государства.

Законодатель подчеркивает, что реквизиция осуществляется по решении

государственных органов. В дореволюционной России изъятие (экспроприация)

осуществлялась на основе высочайших указов.

В-четвертых, лишение лица собственности всегда должно иметь веские

основания. В качестве таких оснований ГК РФ называет стихийные бедствия,

аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный

характер. Мотив изъятия имущества – интересы общества.

В-пятых, обязательность вознаграждения.[110] В русском

дореволюционном праве подчеркивалось, что это вознаграждение должно быть

справедливым и приличным, поскольку в противном случае по соображениям

соблюдения общественного блага мог быть причинен несправедливый ущерб

одному из членов общества. Действующий закон предписывает стоимости

имущества.[111]

Важно отметить, что при прекращении действия обстоятельств, в связи с

которыми произведена реквизиция, лицо, у которого имущество было

реквизировано, вправе требовать по суду возврата сохранившего имущества.

Исторически основным способом установления господствующего типа

собственности, который в свое время утвердился в нашей стране в результате

Октябрьской революции принято считать национализацию, то есть обращение в

собственность Советского государства имущества, принадлежавшего юридическим

и физическим лицам. В собственность государства в первую очередь были

обращены средства производства или, как принято говорить, основные

командные высоты в экономике. Сама национализация проводилась под

различными наименованиями, но сущность ее оставалась неизменной.[112] За

редчайшим исключениями национализация носила безвозмездный характер.

Истекшие десятилетия показали, что государство, обратив в свою

собственность львиную долю производственного потенциала страны, взвалило на

себя такое экономическое бремя, с которым само не в состоянии справиться.

На деле обобществить производство так и не удалось, как и не удалось

создать такой организации труда, которая строилась на сознательной

дисциплине всех трудящихся.

В настоящее время подход к возможным случаям принудительного изъятия

имущества физических и юридических лиц в собственность государства

претерпел в нашей стране коренные изменения. Опираясь на ст.35 Конституции

РФ, гражданское законодательство устанавливает, что обращение в

государственную собственность имущества, находящегося в частной

собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на

основании закона с возмещением государством собственнику стоимости этого

имущества и других убытков.

Понятие национализации содержится в ст.235 ГК РФ «Основания

прекращения права собственности». ГК РФ только упоминает о национализации,

не раскрывая его основных черт. Более подробно процесс национализации

анализируется экономическими науками.

Как показывает опыт мирового социально-экономического развития,

приватизированные процессы периодически сменяются процессами

национализации.

Разновидностью национализации является деприватизация – обращение в

государственную собственность приватизированного ранее имущества. Примером

повторной национализации может служить деприватизация черной металлургии в

Великобритании в 1967г., которая была национализирована в первые годы после

второй мировой войны, а затем подверглась денационализации очередным

правительством консерваторов.[113] Решение об обращении в государственную

собственность в порядке национализации принимается, как правило, на основе

закона, определяющего условия, порядок и механизм национализации

конкретного имущества. В исключительных случаях национализация проводиться

путем принятия правительством специального постановления.[114]

Инициатива в проведении национализации может исходить от субъектов

законодательной инициативы. По некоторым мнениям сторонников национализации

в современной России такая инициатива может исходить также от политических

партий, профсоюзов (признанных на общенациональном уровне) и трудовых

коллективов предприятий негосударственных форм собственности на основаниях

угрозы экономической и национально-государственной безопасности страны,

загрязнения предприятиями окружающей среды, нарушение законодательства

страны и т.д.[115]

Цели национализации заключаются в:

- сохранении предприятий и других объектов производственной и

социальной сферы, имеющих стратегическое значение для обеспечения

национально-государственной безопасности страны или необходимых обществу;

- обеспечение экологической безопасности страны;

- защите потребителей от злоупотреблений, к которым может привести

нахождение в частной собственности естественных монополий;

- осуществление структурной перестройки народного хозяйства;

- пресечение незаконного перевода прибылей за границу;

- установлении контроля за использованием финансовых ресурсов,

которыми располагают банки и другие учреждения кредитно-финансовой сферы.;

- обеспечении реализации социально-экономических целей, намеченных

национальным планом.[116]

Существует два способа национализации:

1. Принудительный: отчуждение имущества, находящегося в собственности

граждан и юридических лиц в пользу государства с возмещением стоимости

этого имущества и других убытков в порядке, установленном законодательством

страны,[117] либо без возмещения в качестве карательной меры, как это имело

место, например, в случае национализации заводов «Рено» во Франции

(1945г.), владельцы которых активно сотрудничали с фашистскими

оккупантами.[118]

2. Добровольный: по инициативе граждан и юридических лиц –

собственников имущества.

Объекты национализации составляют всего две группы: изначально

частные предприятия, подлежащие национализации и приватизированные ранее

предприятия, подлежащие обращению в государственную собственность.

Размеры возмещения определяются исходя из рыночной стоимости

имущества и убытков, которые могут возникнуть у собственника в результате

национализации и исходя из сумм, фактически уплаченных новым владельцем во

время приватизации государственного имущества с учетом официально

определенного коэффициента инфляции.[119]

2.2. Безвозмездное принудительное изъятие имущества у собственника

Закон предусматривает следующие случаи безвозмездного принудительного

изъятия имущества у собственника: обращение взыскания на имущество

собственника по его долгам; отчуждение имущества, которое в силу закона не

может принадлежать данному лицу; конфискация

Первым основанием, по которому возложено изъятие имущества у

собственника на безвозмездной основе, закон называет обращение взыскания на

имущество по обязательствам.[120] Такое взыскание, как правило, может

производиться только на основании решения суда.[121] Однако эта норма

диспозитивна… Иной порядок обращения взыскания может быть предусмотрен

законом или договором. Примером иного порядка взыскания может служить

взыскание по кредитному договору на основании исполнительной надписи

нотариуса в соответствии со ст.87-89 Основ законодательства о

нотариате.[122]

Закон специально обращает внимание на момент прекращения права

собственности в связи с изъятием имущества, на которое обращается

взыскание. Этот момент совпадает с моментом возникновения права

собственности на изъятое имущество у другого лица, к которому переходит это

имущество. При обращении взыскания следует учитывать перечень имущества

граждан и юридических лиц, на которое взыскание обратить нельзя,[123]

очередность удовлетворения претензий и другие правила, установленные как в

гражданском, так и в гражданском процессуальном законодательстве.

В рамках исследуемой нами темы, имеет смысл обратиться к такому

вопросу, как обращение взыскания на заложенное имущество, так как залог

является обеспечительным обязательством и кредитор-залогодержатель в случае

неисполнения обязательства должником вправе получить преимущественное перед

другими кредиторами удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество по требованию

залогодержателя производится по решению суда и может быть осуществлено на

основании исполнительной надписи нотариуса.[124] Удовлетворение требования

залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в

суд допускается только на основании нотариально удостоверенного соглашения

залогодержателя оснований для обращения взыскания на предмет залога.[125]

Исключительно по решению суда может быть обращено взыскание на

заложенное имущество в трех случаях, когда:

1) для заключения договора о залоге требовалось согласие или

разрешение другого лица или органа;

2) предметом залога является имущество, имеющее значительную

историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

3) залогодатель отсутствует, и установить место его нахождения

невозможно.[126]

Приведенные правила свидетельствуют, что при невыполнении

обеспеченного залогом обязательства предмет залога не может автоматически

перейти в собственность (хозяйственное ведение) залогодержателей.

Независимо от того, в каком порядке обращено взыскание на заложенное

имущество – по решению суда или без обращения в суд, - предмет залога

должен быть реализован по правилам, установленным ст.350 ГК РФ. Продажу

заложенного имущества могут осуществить как судебные исполнители, так и

специализированные лицензии.

Реализация (продажа) заложенного имущества, на которое обращено

взыскание, производится путем продажи с публичных торгов.[127] ГК РФ

исключает возможность комиссионной продажи заложенного имущества, так как

продажа заложенного имущества с публичных торгов позволяет получить за него

наивысшую цену и тем самым защитить интересы залогодателя.

В этой связи, следует обратить внимание на такую меру, как арест

имущества должника. Как пишет К.И. Скловский: «Арест, как и вообще

административное вмешательство, направлен конечно, не против вещи, а против

лица, он парализует именно его юридически значимую волю – его главное

правовое качество, обрекает его на пассивность в течение всего времени

вмешательства и в целом игнорирует волю против его имущества…».[128]

Следовательно, юридическая суть ареста имущества – игнорирование

публичной властью, а значит и обществом, основных юридических качеств

должника, и прежде всего возможности волеизъявления себя в своих вещах.

Поэтому прекращается и реализация собственника в вещи (с момента ареста), а

возможная реализация вещи на торгах, - это уже не его реализация.

Прекращение права собственности на имущество, которое не может ему

принадлежать, предусматривает подпункт 2 п.2 ст.235 и ст.238.

Вполне возможны ситуации, когда имущество оказалось в собственности

лица по основаниям, допускаемым законом, но эти основания отпали. Например,

изменился правовой режим вещи. Это касается культурных и исторических

памятников, оружия и т.д.[129] Из вещи, находившейся в свободном обращении,

она перешла в разряд ограниченно обороноспособных или изъятых из оборота

вещей и более не может находиться в собственности данного лица.

Или изменился статус юридического лица, наделенного специальной

правоспособностью, в результате чего отпали основания, чтобы то или иное

имущество было в его собственности.

На эти и аналогичные случаи и рассчитаны п.1, 2 ст.238 ГК РФ: «Если

по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось

имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество

должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения

права собственности на имущество, если законом не установлен иной

срок».[130] Имущество подлежит отчуждению тому лицу, в собственности

которого оно может быть.

Если имущество не будет отчуждено собственником в установленный срок,

соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления

обращается в суд с заявлением о принудительном отчуждении имущества. По

решению суда имущество, с учетом его характера и назначения, подлежит

принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы

либо передаче в государственную или муниципальную собственность с

возмещением ему стоимости имущества, определенной судом, за вычетом затрат

на отчуждение имущества.

Приведем наглядный пример применения нормы об изъятии имущества в

силу прекращения прав собственности на имущество юридического лица, которое

не может ему принадлежать.

При изменении правового статуса имущества райпотребсоюза (РПС) при

образовании в его составе коопунивермага и последующем преобразовании этого

структурного подразделения в самостоятельное юридическое лицо возникла

проблема правопреемства на здания, принадлежавшие ранее РПС.

Из предъявленных документов следует, что коопунивермаг был создан в

1980г. и первое время функционировал как структурное подразделение РПС с

отдельным балансом для ведения финансовой отчетности.[131] В этот период

коопунивермаг занимал ряд зданий, которые РПС сначала арендовал у

горсовета, а затем они в 1963г. были переданы ему решением исполкома

райсовета в собственность. В последние годы РПС за счет собственных средств

реконструировал и построил несколько зданий, которые передал на баланс

коопунивермага.

При этом следует иметь в виду, что указанный период отношения этих

организаций регулировались нормами Примерного устава районного Союза

потребительских обществ. Пункт 19 этого акта предоставлял РПС право за счет

своих средств строить магазины и другие объекты, однако, действовавшее в

этот период законодательство не предусматривало механизма перехода права

собственности к этим структурным подразделениям на имущество, переданное им

в пользование райпотребсоюзом.[132]

В 1991г. РПС и коопунивермаг подписали учредительный договор, в

соответствии с которым РПС выступил учредителем коопунивермага и образовал

его уставный фонд. Согласно договору названный фонд являлся обособленной

частью учредителя, при этом райпотребсоюз не передавал здания в уставный

фонд коопунивермага. Следовательно, находившиеся в собственности РПС и

переданные на баланс коопунивермага здания, при преобразовании последнего в

1991г. в самостоятельное юридическое лицо, в уставный фонд коопунивермага

не вносилось. Это означает, что право собственности на указанные объекты,

осталось у райпотребсоюза, а коопунивермаг должен был рассматриваться в

качестве их титульного владельца, как юридическое лицо в РПС.[133]

В 1993г. работники коопунивермага составили договор об учреждении

товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) с уставным капиталом,

сформированный ими. Причем, как следует из учредительных документов

товарищества, в реальности этот уставный капитал представлял собой

балансовую стоимость имущества (зданий) бывшего коопунивермага и был

разделен учредителями (очевидно, по аналогии с одним из вариантов

приватизации имущества государственных предприятий). На основании этого

договора постановлением главы администрации и выдано свидетельство о его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.