рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Лишение родительских прав

возникновения опасной для ребенка обстановки. Здесь не может быть

одинакового подхода. Когда ограничение родительских прав вызвано тяжелым

психическим заболеванием родителя, то в период ремиссии его болезненного

состояния имеет смысл не препятствовать его встречам с ребенком. Такие

встречи могут быть кратковременными и проходить под контролем лица,

заменяющего родителя. Если послужившая причиной ограничения родительских

прав опасность исходит от других членов семьи (лишенного родительских прав

родителя, отчима, деда и т.п.), вряд ли стоит запрещать свидания с ребенком

того родителя, который оказался не способным нейтрализовать эту опасность,

устранить ее. Но само собой разумеется, что контакт с ним должен

осуществляться вне стен дома, где существовала и существует угроза для

несовершеннолетнего. Другое дело, когда опасность исходит от самого

родителя, страдающего, например, алкоголизмом, наркоманией. Здесь требуется

особая осторожность, чтобы не нанести травму ребенку.

Употребление термина "контакты" предполагает существование разных форм

общения - от личных (разной продолжительности) встреч до кратких свиданий в

присутствии педагога, воспитателя, лица, заменяющего родителей, членов его

семьи. Контактом будет и переписка с ребенком, телефонные переговоры с ним,

которые помогают сохранить связь с ребенком, поддержать в нем добрые

чувства к родителю, когда они есть. Со временем тонкая нить такой связи

может окрепнуть и стать реальной предпосылкой устранения существовавшей в

семье опасности. Таким образом, вопрос о контакте ребенка с родителями, у

которых он отобран по суду, имеет глубокий психологический и педагогический

подтекст и, как правило, его решение простотой не отличается. Но чтобы он

не носил абстрактного характера, не был формализован или, наоборот, пущен

на самотек, важно, чтобы согласие на это общение дали те, кто имеет

возможность оценить конкретную ситуацию, определить подлинные интересы

ребенка и, что не менее существенно, воочию убедиться, что связь с

родителями (одним из них) полезна или, напротив, способна принести ребенку

вред. Поэтому ст.75 СК разрешает контакты ребенка с родителями с согласия:

- органа опеки и попечительства;

- опекуна (попечителя);

- приемных родителей ребенка;

- администрации учреждения, в котором находится ребенок.

При этом имеется в виду согласие одного из перечисленных лиц,

осуществляющих непосредственно заботу о несовершеннолетнем. Дополнительной

санкции на такое согласие со стороны органов опеки и попечительства не

требуется. Тем самым СК создает предпосылки для полной самостоятельности в

решении столь сложного со всех точек зрения вопроса. В ситуации, требующей

квалифицированного совета, его могут дать органы опеки и попечительства.

Если при лишении родительских прав все же остается место для надежды на

лучшее, то при ограничении в этих правах, по идее, шансов на изменение

поведения родителя больше, тем более, что далеко не всегда ограничение в

родительских правах применяется при наличии его вины. Он может излечиться

вовсе или улучшить состояние своего здоровья, а потому превратиться в

заботливого человека. Не исключается и изменение семейной ситуации, когда

исчезает источник опасности для ребенка потому, что, например, страдающий

тяжелым психическим заболеванием отчим ушел из семьи, умер дед-алкоголик и

т.д. Поэтому ст. 76 СК допускает отмену ограничения родительских прав. Но

поскольку его основанием послужило решение суда, постольку возврат ранее

отобранного у родителей ребенка может состояться только после вынесения

судом соответствующего решения.

Первым шагом на пути реабилитации родителя, ограниченного в

родительских правах, является иск, заявленный лицом, чьи права суд

ограничил. В соответствии с п. 1 ст. 76 СК удовлетворение этого иска

ставится в прямую зависимость от исчезновения обстоятельств, послуживших

основанием для ограничения в родительских правах, т.е. от исчезновения

опасной для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего обстановки.

Убедившись в этом, суд выясняет другое не менее важное обстоятельство:

согласен ли ребенок вернуться к своим родителям (одному из них). Правда,

мнение на этот счет несовершеннолетнего любого возраста правового значения

не имеет, а лишь учитывается судом при определении главного условия отмены

ограничения в родительских правах, которое заключается в соблюдении

интересов ребенка. Следовательно, при решении вопроса о целесообразности

отмены ограничения в родительских правах предстоит исследовать весь

комплекс взаимосвязанных вопросов с точки зрения интересов

несовершеннолетнего. И не исключено, что их анализ заставит придти к выводу

о необходимости отказа в иске.

Если же иск удовлетворяется, могу возникнуть проблемы с возвратом ранее

отобранных детей в родительскую семью. Тем более что далеко не всегда они

испытывают к матери и отцу добрые чувства, а иногда вернуть их расположение

просто невозможно. Вот почему после удовлетворения иска об отмене

ограничения в родительских правах не всегда удается вернуть ребенка истцу.

В случае возникновения спора между ним и лицом, удерживающим у себя

ребенка, применяется ст. 68 СК, посвященная защите родительских прав.

Как лишение родительских прав, так и ограничение сопряжены со сбором

доказательств в подтверждение обоснованности заявленного иска, на что

требуется время. И вместе с тем иногда всякое промедление в защите

нарушенных прав ребенка исключено, так как его надо спасать немедленно. Для

таких чрезвычайных ситуаций предназначена ст. 77 СК, предусматривающая

отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Такое отобрание осуществляется только органами опеки и попечительства

на основе акта выносимого органом местного самоуправления, т.е. в

административном порядке. Хотя п.1 ст.77 СК говорит только о праве этих

органов, надо полагать, что на лицо их профессиональная обязанность спасти

ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом

не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой

опасности. Важно одно – она существует. Основой этого решения

(постановления) служит акт обследования, составленный представителем органа

опеки и попечительства или, например, воспитателем, педагогом. Причем

выносится такое решение немедленно, на что специально обращается внимание в

п. 1 ст. 77 СК. Немедленно—значит тотчас после установления факта

существования угрозы жизни, здоровью ребенка (погибает от голода, холода,

побоев, нежелания родителей вызвать врача и т. п.).

Так, 09.04.99г. постановлением главы администрации Балтийского района

в связи с возникшей угрозой жизни и здоровью малолетним К. 1996г. рождения

и Р. 1994г. рождения дети были изъяты и помещены в детский дом «Надежда».

Зимой раздетыми, голодными дети неоднократно находились работниками милиции

в подъезде своего дома (родители выставляли их за дверь), где дети

проводили всю ночь.

После вынесения соответствующего решения (постановления) делается все

необходимое для того, чтобы ради спасения погибающего, беспомощного ребенка

изъять его из семьи, после чего его направляют в больницу, приют, дом

ребенка и т.п. Но если несовершеннолетний брошен родителями, чье

местонахождение неизвестно, для отобрания в соответствии со ст. 77 СК

оснований нет. Оставшегося почему-либо без родительского попечения ребенка

устраивают либо в семью, либо в одно из детских учреждений по правилам,

предусмотренным ст. 123 СК.

В соответствии с п. 2 ст. 77 СК при отобрании детей в административном

порядке органы опеки и попечительства обязаны: незамедлительно уведомить

прокурора; срочно обеспечить временное устройство несовершеннолетнего; и в

течении семи дней после вынесения органом местного самоуправления решения

(постановления) об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении или

об ограничении родительских прав.

О таком чрезвычайном происшествии, как пребывание ребенка в опасности

и о его отобрании в связи с этим, надлежит информировать прокурора.

Подобного рода информация важна не только потому, что речь идет о грубом

нарушении прав ребенка. В необходимых случаях прокурором может быть решен

вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их

заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не

всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами

опеки и попечительства ребенка. Вот почему так важно принять меры к

временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений

министерства социальной защиты и др.). Такое устройство п.2 ст.77 СК

вменяет в обязанность органам опеки и попечительства, которым предстоит

действовать в соответствии со ст.123 СК Причем временное устройство

ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности

завершить защиту прав несовершеннолетнего.

Отобрание ребенка, его устройство - только одна сторона дела.

Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке

несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и

обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому

СК обязывает органы опеки и попечительства в течение семи дней предъявить

иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих

правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок

надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и

предъявить иск.

Заключение.

Семейное законодательство часто относиться к числу традиционных,

достаточно стабильных отраслей права, которые не находятся в прямой

конъюнктурной зависимости от перемен в государстве и обществе. В

определенной степени это так, поскольку в результате длящегося веками

процесса развития брачно-семейных отношений, регулируемых, в частности,

нормами семейного права, появились устойчивые нормы поведения в семье,

присущие практически всем цивилизованным государствам. Однако любое

законодательство обладает способностью обнаруживать такие пробелы и

недостатки, которые порой даже трудно предвидеть. В семейных отношениях

опосредовано отражаются особенности окружающей действительности.

Укрепление правовых гарантий защиты прав субъектов брачно-семейных

отношений, - несомненно, веление времени. Расширение международно-правовых

связей Российской Федерацией, признание и ратификация целого ряда

международных договоров диктуют необходимость приведения действующего

законодательства в соответствии с этими документами. Российская Федерация,

как участник Конвенции ООН «О правах ребенка» обязана обеспечить реализацию

прав и интересов детей, обеспечить защиту детей от всех форм физического

или психического насилия, различных злоупотреблений, отсутствия заботы или

небрежного обращения со стороны родителей, других законных представителей.

Проблема, рассмотренная в работе, лишь малая грань большого

многогранника – права и интересы несовершеннолетних детей. И не смотря на

это заслуживает дальнейшей разработки.

Во-первых, абсолютное большинство норм семейного законодательства

рассчитано на граждан с позитивной направленностью, а субъекты семейного

неблагополучия не воспринимают их вообще. Безусловно, для большинства

родителей, применение таких мер семейно-правовой ответственности как

лишение или ограничение родительских прав является действительно

исключительными, а, следовательно, и высокоэффективным наказанием. Но в

силу того, что указанные меры применяются к лицам деморализованным,

утратившим понятие ценности отцовства и материнства, они не только не

достигают ожидаемого эффекта, но и окончательно снимают с родителей

ответственность за воспитание детей. В настоящие время цель защиты

интересов ребенка от противоправного поведения со стороны родителей

считается достигнутой, если будет предотвращено отрицательное влияние

такого поведения на детей, т.е. система права не предусматривает каких-либо

мер по отношению к родителям из неблагополучной семьи после достижения этой

цели. Следовательно, ликвидация семейного неблагополучия сводиться пока

лишь к устранению отрицательного влияния на несовершеннолетних членов

семьи.

Во-вторых, Семейный кодекс предоставил ребенку право на защиту от

злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих), а также в случаях

невыполнения или ненадлежащего выполнения с их стороны обязанностей по

воспитанию и образованию несовершеннолетнего. Своеобразие такой постановки

вопроса вызвана тем, что чаще всего дети в семье страдают по вине

родителей, что обнаружит совсем непросто. Причем, обратится за защитой в

органы опеки и попечительства может несовершеннолетний любого возраста, а в

суд лишь тот, кому исполнилось четырнадцать лет. С одной стороны, закон

предоставляет право подростку обратится с иском в суд в защиту своих прав,

нарушаемых родителями, а с другой стороны не включает его в перечень

истцов по делу о лишении родительских прав. Семейный кодекс эту коллизию

никак не разрешает. На мой взгляд, в этой ситуации необходимо обратиться к

процессуальному законодательству, которое предоставляет, в случаях

предусмотренных законом, по делам, возникающим из брачно-семейных

правоотношений, несовершеннолетнему право лично защищать в суде свои

права и охраняемые законом интересы.

В-третьих, вот уже не один год правоведами предлагается внести в

Уголовный кодекс норму, предусматривающую для родителей, совершивших

умышленное преступление против своих детей, дополнительную меру наказания –

лишение родительских прав. Это связано с тем, что совершение умышленного

преступления против жизни или здоровья своих детей является самостоятельным

основанием для лишения родительских прав. И достаточно приговора суда по

этому факту, чтобы суд удовлетворил иск о лишении родительских прав. Но на

сегодняшний день ситуация выглядит так, что если после приговора суда никто

из лиц, перечисленных в СК, не обращается с иском в суд о лишении

родительских прав, то после отбытия наказания такой родитель возвращается в

семью и, как правило, продолжает свои издевательства. Но, несмотря на все

это, соответствующие изменения в уголовное законодательство внесены не

были. Скорее всего, это связано с тем, что лишение родительских прав это

мера семейно-правовой ответственности, а поэтому подлежит рассмотрению

только в порядке гражданского судопроизводства.

В-четвертых, не совсем понятна позиция судей в отношении такого

основания лишения родительских прав, как злостное уклонение от уплаты

алиментов. Чтобы суд удовлетворил иск по этому основанию требуется приговор

суда о привлечении родителя по ст.157 УК: злостное уклонение от уплаты

средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Но чаще всего

оснований для привлечения родителя к уголовной ответственности не

достаточно, а к гражданской в виде лишения родительских прав нет

возможности, т.к. отсутствует приговор суда. Получается замкнутый круг. На

мой взгляд, достаточно убедиться в постоянном стремлении уклониться от

уплаты алиментов, материальной поддержки своих детей, чтобы суд

удовлетворил иск по этому основанию, т.к. одна из первейших обязанностей

родителей это обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей.

И в завершении, изложенных выводов, хочется сказать о необходимости

создания нормативной основы для ведения профилактической работы в области

семейного неблагополучия. Это требует определения правовых оснований для

признания семьи неблагополучной и вмешательства в брачно-семейные отношения

ее субъектов, т.к. основная масса неблагополучных семей не попадает в число

объектов профилактики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные акты

1. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Ведомости Верховного Совета СССР.

1990. -№45. -Ст.955.

2. Конституция РФ.- М., 1994.

3. Семейный кодекс РФ.- М., 1996.

4. Комментарий к Семейному кодексу. –М., 1996.

5. Комментарий к Кодексу о браке и семье. -М., 1971.

6. Гражданский процессуальный кодекс РФ. –М., 1997.

7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ.-М., 1996.

8. Жилищный кодекс РСФСР. –М., 1996.

9. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании»

от 13.01.96// Собрание законодательства РФ.-1996.-№3.-Ст150.

10. Закон РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от

19.05.95//Собрание законодательства РФ. -1995. -№21. -Ст.1929.

11. Закон РФ «Об исполнительном производстве» от 21.07.97 //Собрание

законодательства РФ. -1997. -№30. -Ст.3591.

12. Закон РФ «О судебных приставах» от 21.07.97 // Собрание

законодательства РФ. -1997. -№30. -Ст.3591.

II. Специальная литература

1. Антокольская М.В. Семейное право. -М.,1996.

2. Азарова Е.Г. Право на пособие. Виды и размеры выплат. Комментарий

законодательства.,-М.,1997.

3. Бороданков А., Джандвери А. Лишение родительских прав преступников при

рассмотрении уголовных дел // Соц.законность.- 1969. -№7.

4. Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказания за

содеянное: Комментарий специалиста // Человек и закон.-1996. -№7.

5. Королев Ю.А. Супруги, родители, дети. –М., 1985.

6. Кострова Н.М. Семью защитит закон. –Махачкала,1983.

7. Кривоносова П.А. Лишение родительских прав //Правоведение.-1990. -№2.

8. Мороз Л.К. Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав.-М.,1991.

9. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений.-М.,1991.

10. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций.-М.,1998г.

11. Нечаева А.М. Споры о детях.-М.,1989.

12. Нечаева А.М. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и

детей.// Начальная школа.-1997.-№9.

13. Нечаева А.М. Исполнение по делам, связанным с воспитанием детей

//Российская юстиция.-1998. -№4.

14. Нечаева А.М. Новый семейный кодекс //Государство и право.-1996. -№6.

15. Овчинникова И.Г. Осторожно дети. –М.,1990.

16. Пчелинцева Л. М. Семейное право России.-М.,1999.

17.Червяков К. Установление и прекращение родительских прав и

обязанностей.-М.,1975.

III. Справочная литература.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.-М.,1989.

2. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева.-М.,1987.

3. Домашняя юридическая энциклопедия: Семья.-М.,1997.

IV. Судебная практика.

1. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с

воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98г.

// Бюллетень Верховного Суда РФ. -1998.- №7.

2. Судебная практика Балтийского районного суда г.Калининграда за 1997,1998

и 1999 г.г.

3. Архив Отдела образования администрации Балтийского района за 1996 –

2000 г.г.: материалы по лишению родительских прав органов опеки и

попечительства.

-----------------------

[1] Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.-

1990. -№45.-Ст.955.

[2] В дальнейшем изложении – «СК».

[3] Собрание Законодательства РФ.-1996.-№3.- Ст.150.

[4] См.: Архив суда Балтийского района за 1991 год. Дело № 2-2381/ 1991.

2 Антокольская М.В. Семейное право. – М.,1997.-Стр.229.

[5] Бюллетень Верховного Суда РСФСР. -1984.- №2.-Стр.12.

2 В дальнейшем изложении – «УК».

[6] Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. –

М.,1991.

-Стр.40

[7] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1993.-

№33.-Ст.1318.

2 Комментарий к Семейному кодексу. -М.,1996.

[8] Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. -М.,

1991. - Стр.41

[9] Постановление Пленума Верховного Суда РФ О применении судами

законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей от

27.05.98 //Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1998.- № 7.

[10] См.: Архив суда Балтийского района за 1998 год. Дело № 1-275/1998.

[11] Бороданков А., Джандвери А. Лишение родительских прав преступников при

рассмотрении уголовных дел //Соц. Законность. - 1969.- №7.- Стр.43;

Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказания за содеянное

//Человек и закон. - 1996. -№2. –Стр.52.

[12] Червяков К. Установление и прекращение родительских прав и

обязанностей. – М.,

1975. –Стр.95.

[13] См.: Архив областного суда за 1999год. Дело №2-41 / 1999.

2 Гончарова О. Как давят червячка //Комсомольская правда в Калининграде

от22.05.99.

[14] Постановление. Пленума Верховного Суда РФ О применении судами

законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей от

27.05.98 //Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998. - №7.

[15] Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М.,1996.-Ст.52.

2 В дальнейшем изложении - «ГПК».

[16] Постановление Пленума Верховного Суда РФ О применении судами

законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей

от27.05.98 // Бюллетень Верховного Суда РФ.-1998. - №7.

[17] Нечаева А.М. Споры о детях. – М.,1989. -Стр.75.

[18] Постановление Пленума Верховного Суда РФ О применении судами

законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей

от27.05.98. //Бюллетень Верховного Суда РФ. -1998. -№7.

[19] См.: Архив суда Балтийского района за 1998 год. Дело № 2-242/ 1998.

[20] В дальнейшем изложении - «ЖК».

[21] Собрание законодательства РФ. -1997. - №30. -Ст.3591.

[22] Нечаева А.М. Исполнение решений суда по делам, связанным с

воспитанием детей //Российская юстиция. -1998. -№4. -Стр.35.

[23] Нечаева А.М. Исполнение решений суда по делам, связанным с

воспитанием детей //Российская юстиция. -1998. -№4. -Стр.35.

[24] Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М., 1996.

[25] Пчелинцева Л.М. Семейное право России. –М., 1999.-Стр.342.

[26] Нечаева А.М. Споры о детях. – М.,1989. - Стр79.

[27] Постановление Пленума Верховного Суда РФ О применении судами

законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей от

27.05.98 //Бюллетень Верховного Суда РФ. -1998. -№7.

[28] Овчинникова И.Г. Осторожно дети. –М.,1990. –стр.145.

[29] См.: Архив суда Балтийского района за 1998 год. Дело 2-1789/1998.

[30] Нечаева А.М. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

//Начальная школа. –1997. -№9. –Стр.56-61.

[31] Федеральным законом № 140-ф.з. от 15.11.97г. « О внесений изменений и

дополнений в Семейный кодекс РФ» статья 73 Семейного кодекса РФ дополнена

пунктом 6 // Собрание законодательства РФ. -1997. -№46. -Ст.5243.

[32] Собрание законодательства РФ. -1995. -№21. -Ст1929.

2 Азарова Е.Г. Право на пособия. Виды и размеры выплат. Комментарий

законодательства. –М.,1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.