рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Личные права и свободы человека России

же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства

перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным

законом о свободе совести и о религиозных объединениях (в редакции от 26

марта 2000 г.). Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для

чего, в частности, запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении

к религии. Хотя верующие обычно этого не стесняются, но принадлежность к

религии может послужить в некоторых случаях поводом для их дискриминации со

стороны отдельных бюрократов или грубых атеистов. Весьма важно признание

тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя

потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ,

если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной

службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм

дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане РФ равны перед

законом во всех областях жизни независимо от их религиозной принадлежности.

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу

вероисповедания, в том числе сопряженном с насилием над личностью, с

умышленным оскорблением чувств граждан, с пропагандой религиозного

превосходства, повреждением имущества преследуется в соответствии с

законом. За религиозными объединениями закреплены права в области

совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения

религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных

связей и т. д.

В то же время законодательство преследует те религиозные объединения,

деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с

побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к

совершению противоправных действий, Речь идет о различных изуверских сектах

и объединениях, все еще нелегально действующих в стране.

С целью воспрепятствования таким актам Федеральный закон устанавливает

обязательную ежегодную перерегистрацию религиозных объединений в течение 15

лет после образования. При этом объединениям запрещено издавать и

распространять литературу, вести образовательную деятельность и т. д.

Государственная перерегистрация религиозных объединений, созданных до

вступления в силу Закона, должна была быть проведена не позднее 31 декабря

1999 г. По истечении этого срока объединения, не прошедшие перерегистрацию,

могут быть ликвидированы в судебном порядке. Закон устанавливает также, что

все новые организации, созданные после его вступления в силу, не

регистрируются до истечения 15 лет их существования на территории РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 ноября 1999 г. отметил:

«Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями

13 (ч. 4), 14, 19 (ч. 1 и 2) и 30 (ч. 1). следует, что свобода

вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и

свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу

чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из ст. 71

(п. "в" и "о") и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать

гражданско-правовое положение религиозных объединений, в том числе условия

признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок

его учреждения, создания, государственной регистрации, определить

содержание правоспособности религиозных объединений. При этом законодатель,

учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад,

обязан соблюдать положение ст. 17 (ч. 1) Конституции Российской Федерации о

том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и

гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права

и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры,

относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций,

не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на

объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные

ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть

оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом

подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это

необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного

порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не

предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать

легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и

преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в

том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с

уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным

конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением

материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь,

неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном

положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.

п.».

Коренное изменение политики государства по отношению к религии,

происшедшее в последние годы, возвращает России ее духовные силы.

Возвращаются храмы, религиозные ценности, возрождаются религиозные учебные

заведения. Тем самым создаются материальные условия для реализации

гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания.

Указом Президента РФ «О мерах по реабилитации священнослужителей и

верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г.

осужден «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским

режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий». Указ

предписал правоохранительным органам осуществить реабилитацию граждан,

которые были необоснованно обвинены в преступлениях, лишались свободы,

подвергались иным лишениям и ограничениям прав в связи с их религиозной

деятельностью и убеждениями. Правительству, органам исполнительной власти и

органам местного самоуправления было предложено оказывать помощь верующим в

восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей,

мечетей, синагог, других культовых учреждений.

2.8. Свобода мысли и слова

Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий и

поступков. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий французский

философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом

отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение

мысли ее свободы - заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете

неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но

заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой

простой истины - главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Иное дело - свобода слова. Известная тютчевская строка «мысль

изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем ограниченность всякого

знания. На самом деле в слове заключен источник созидания. Библия

утверждает, что Слово было в основе Божественного мироздания. Слово может

быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыслие - главная

опасность любой тирании. «Мнение правит миром», - верно подметил идеолог

Великой французской революции П. Гольбах.

У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничтожают одну, то

кончается и другая. Все демократические конституции мира закрепляют эту

свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики,

инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в

руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и

амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом

часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к

ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения

- не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в

Международном пакте о гражданских и политических правах прямо

устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для

охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и

нравственности населения.

Конституции и законы большинства стран мира открыто ставят пределы

свободе слова, указывая недопустимые цели ее использования[45]. Нельзя,

например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в

переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и

гибель людей. Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует

национальное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже

если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная

ответственность за это слово с тем, чтобы оно не обернулось против других

людей и всего общества.

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить

все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно,

так и печатно, в произведениях изобразительного искусства, научных

исследованиях, художественной литературе и музыке. Другими словами, это все

то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же

устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие

социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного

или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к

идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы

призваны противостоять коммунистической идеологии, делящей общество на

«передовые» и «отсталые» классы, национализму и расизму, шовинизму и

антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое

превосходство - похоже, что таких сил в России нет, если не считать

требований соблюдать право на использование родного языка, что, однако,

никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

Другая опасность, порождаемая неконтролируемостью свободы слова, носит

фашистский характер. В Указе Президента РФ о мерах по обеспечению

согласованных действий органов государственной власти в борьбе с

проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской

Федерации от 23 марта 1995 г. отмечалось, что антиконституционная

деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все

более широкие масштабы и дерзкий характер, создаются незаконные вооруженные

и военизированные формирования, нарастает угроза сращивания последних с

некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными

структурами. Указом предусматривались меры по усилению борьбы против

фашистской угрозы и предписывалось органам МВД, ФСБ и др. задерживать и

привлекать к ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-

, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма,

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни,

принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов. Под

контроль ставятся соответствующие собрания, митинги, демонстрации, шествия

и пикетирование. Эти и ряд других мер направлены на запрещение и

ограничение деятельности фашистского характера.

Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ:

«Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или

отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем

«мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на

определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо

является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего

не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения

меньшинства, или инакомыслящих, уважались.

Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова дает

основание отнести ее в равной степени и к личным, и к политическим правам

человека. Так произошло и со ст. 29 Конституции, первые три части которой

трактуют эту свободу в личностном плане, а остальные две - в политическом.

Таким образом, личные права и свободы человека и гражданина, именуемые

также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и

гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не

только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный

уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20- 29

Конституции РФ.

3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Под гарантиями понимаются «правовые средства, обеспечивающие реализацию

того или иного права человека и гражданина»[46]. Каждое право только тогда

может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его

обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к

конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под

которыми понимается совокупность экономических и политических условий,

делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает

преимущественно юридические гарантии, т.е. те, которые вытекают из

конституции, законов и других нормативных источников.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках.

Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»),

другие - как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи

- как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право

частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья

находятся под защитой государства»). Различие формулировок не умаляет

признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое

действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная

его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицания. Однако

формулировка «гарантируются» звучит более весомо, она чаще встречается в

тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить

права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции (ст. 43)

о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется,

и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех

граждан, а получить высшее образование только «каждый вправе», поскольку

бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии.

Формулировки «охраняются государством» и «находятся под защитой закона» по

существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным

законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их

обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность

сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).

Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав

Конституция содержит специальные статьи (ст. 45-54), устанавливающие

гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно

разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.

3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую

силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном

соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных

принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия

трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и

обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в

ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61.

Защита прав и свобод - обязанность государства. Конституция гарантирует

государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45).

Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми

средствами обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина,

осуществлять их регулирование. Полномочия законодательных органов по этим

вопросам входят как в ведение Российской Федерации (регулирование и

защита), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (защита).

Гарантом личных прав и свобод человека и гражданина выступает Президент

России. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в

число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное

назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод

участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Самозащита прав и свобод. Наряду с обязанностью государства

обеспечивать защиту личных прав и свобод человека и гражданина существует

право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не

запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий

должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование

правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.).

Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный

закон об оружии (в редакции от 10 апреля 2000 г.) предоставил гражданам

возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие,

газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и

использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и

собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но

это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в

отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения

ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения

оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы

внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение

оружия.

Судебная защита. Российская Конституция гарантирует каждому судебную

защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и

доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые

решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных

лиц. Объектом обжалования могут быть законы, действия и указы Президента,

постановления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществляет надзор

за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед

любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы

регулируется Законом об обжаловании в суд действий, и решений, нарушающих

права и свободы граждан (в редакции от 14 декабря 1995 г.).

В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам

Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке конституционности ст. 209

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.