рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Институт гражданства РФ

Институт гражданства РФ

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и принципы гражданства 6

Российской Федерации 6

1.1 Общие положения по гражданству 6

1.2 Развитие законодательства о гражданстве

Российской Федерации 8

1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей

с 18 лет 13

1.4 Основные принципы гражданства 15

1.5 Особый институт двойного и почетного гражданства 22

1.6 Гражданство Российской Федерации 28

и гражданство ее субъектов 28

Глава 2. Основания и порядок приобретения 38

и прекращения гражданства Российской Федерации 38

2.1 Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных

лиц. 46

2.2 Прекращение гражданства 49

Глава 3. Порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве

РФ 51

Заключение 57

Список использованной литературы 61

Введение

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема

гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит

образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и

Белоруссии). В данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института

гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы,

особенности и тонкости данного правового института.

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а

равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых

государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических

Республик, принятый закон "О Гражданстве Российской Федерации имеет

огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм

гражданства.

Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица,

определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то

общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего

объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также

защита его государством, где бы он ни находился [15, c. 5].

Такое понимание гражданства получает все большее распространение в

доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих

странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав

человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов

в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в

Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает,

что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы,

которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем

не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditio

sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип

равенства [16, c. 12].

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной

правосубъектности лица.

Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией

Российской Федерации и Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28

ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года.

До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы

СССР "О гражданстве СССР" и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая

1990 года "О порядке введения в действие Закона СССР" "О гражданстве СССР"

и другие нормативные акты.

Сейчас на основе Закона "О гражданстве Российской Федерации Указом

Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 года, в редакции Указа от

27 декабря 1993 года утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов

гражданства Российской Федерации. Действует Положение об Управлении по

вопросам гражданства Администрации Президента Российской Федерации.

Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации,

регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах.

Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства.

Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм,

регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к

основам конституционного строя.

Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское

законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые

до этого не были освещены в союзных законах.

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как

распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны,

так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав,

свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в нашем

государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с

государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и

ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных

прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции

взаимоотношений личности и государства.

Этот новый подход означает признание человека и государства

равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной

ответственностью.

В ходе написания данной дипломной работы мною предполагалось

использование целого ряда литературы, касающейся института гражданства

Российской Федерации, но, к сожалению, пришлось воспользоваться теми

немногочисленными источниками, которые мне удалось обнаружить. В ходе

работы я в большей степени опирался на Конституцию Российской Федерации,

Законы Российской Федерации, Постановления Государственной Думы,

Распоряжения Правительства и комментарии к ним, а также газетные и

журнальные публикации. Несмотря на практическое отсутствие

специализированной литературы об институте гражданства, в подготовке данной

работы мне большую помощь оказала работа Авакьяна С.А. «Гражданство в

Российской Федерации».

Глава 1. Понятие и принципы гражданства

Российской Федерации

1.1 Общие положения по гражданству

В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов

- Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы

государственной власти и системы местного самоуправления, немаловажное

место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса

личности. По Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и

свобод человека и гражданина - обязанность государства" [1, c. 4]. Основы

правового статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего,

взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя

принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него.

Гражданство является тем необходимым условием, которое является

обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и

мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от

государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных

условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации,

находящимися за её пределами. То есть гражданство есть устойчивая правовая

связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных

прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении

достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином

государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то

лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и

составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется

защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и

обязуется исполнять его законы.

Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет

порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и

прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в

настоящее время является Закон Российской Федерации "О гражданстве

Российской Федерации" от 28 ноября 1991 года, вступивший в силу с 6 февраля

1992 года и дополненный затем рядом нормативных актов.

1.2 Развитие законодательства о гражданстве

Российской Федерации

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства

о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для

этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных

сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем

законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных

начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических

государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с

особым правовым статусом:

1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:

а) дворяне; б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;

2) инородцы;

3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило

на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния

(дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали

бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица

податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С

принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство

связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК

об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.

В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия

и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные

организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и

наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее

для всего населения России наименование — граждан Российской Республики.

1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского

гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев,

проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный

комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство

иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского

съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате

прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории

Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия

предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые

проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или

к трудовому крестьянству.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7,

Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для

граждан союзных республик.

К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное

законодательство в области союзного гражданства в отношении прав

иностранцев».

29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В

соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК

союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство

исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими

советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов,

принятых до Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы;

лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о

гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей

Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР

13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был

введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и

было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного

гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица

гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с

гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР,

признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его

принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило,

что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах

которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по

происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может

избрать гражданство, этой республики.

В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в

гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР

осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той

союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных

республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан,

проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.

Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР,

но и президиумами ЦИК союзных республик.

Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и

крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались

всеми политическими правами граждан СССР.

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства

СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян,

проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев,

пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за

революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в

связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись

по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР

или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на

территории СССР

Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип

единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР

законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19

августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя

сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он

установил, что гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября

1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского

гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в

установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались

лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение

оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение

политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и

порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные

вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного

Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма

советского союзного государства.

В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с

решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления

в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О

порядке приобретения гражданства

1.3 Осуществление в полной мере прав и обязанностей

с 18 лет

Так как гражданство подразумевает под собой определенные права и

обязанности то по действующей Конституции "гражданин Российской Федерации

может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности с 18 лет" [1, c.

7]. Гражданин Российской Федерации вступает в различные общественные

отношения во всех областях гражданской, политической, экономической,

социальной и культурной жизни, и отсюда вытекают его определенные

соответственные права и обязанности. Возможность самостоятельно

осуществлять свои права и обязанности соответствует положению действующего

законодательства о наступлении Гражданского совершеннолетия с достижения 18-

летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью

дееспособным. Способность гражданина своими действиями приобретать

гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности возникает в

полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18

летнего возраста. Дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять

следующие права: заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать

доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему

возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет

самостоятельно и ответственность за свои действия.

Гражданство, сам факт его, человек приобретает с рождения, но те

условия, которые вытекают из гражданства, то есть те права и обязанности,

которые человека делают полноправным гражданином, наступают с 18 лет, но

при этом в Законе сделано исключение. В тех случаях, когда в соответствии с

законодательством допускается вступление в брак до достижения 18-летнего

возраста, гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени

вступления в брак.

Возраст гражданского совершеннолетия может не совпадать с возможностью

осуществлять политические права, которые приобретаются на основании других

статей Конституции и избирательных законов. Например, депутатом

Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации по

достижении им 21 года, а для избрания президентом необходимо достичь

возраста 35 лет. Гражданское совершеннолетие не совпадает с трудовым,

которое определено трудовым законодательством.

Дееспособность не является естественным свойством человека. Возраст

гражданского совершеннолетия определяется законом и отличается в разных

правовых системах. В последнее время за рубежом наблюдаются тенденции

снижению этого возраста.

Осуществление прав и обязанностей предполагает, что гражданин осознает

значение и предвидит последствия своих действий, в том числе и негативные,

которые связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением

взятых на себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного

опыта, поэтому закон связывает наступление дееспособности в полном объеме

не только с достижением определенного возраста, но и психологическим

здоровьем. По мнению многих ученых, наступление совершеннолетия должно быть

на более позднем этапе развития человека, его психологии, но возраст 18 лет

закреплен в Конституции Российской Федерации, и споры по этой проблеме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.