рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Гражданство детей

определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия – это,

как правило, определенный срок проживания на территории данного государства

(5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации,

например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается если

заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству,

служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и

т. д.

Процедура приема в гражданство целиком определяется внутренним

законодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре вида

процедур натурализации: 1) натурализация, осуществляемая высшими органами

государственной власти; 2) натурализация, осуществляемая органами

государственного управления: правительством либо чаще всего центральными

отраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствами

внутренних дел); 3) натурализация, осуществляемая местными органами

государственной власти (встречается крайне редко); 4) судебная

натурализация (также встречается редко).

Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством

некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства

определенными категориями лиц путем регистрации (если только речь не идет о

подтверждении своего гражданства), усыновления, в результате вступления в

брак. Два последних способа называют иногда семейным порядком приобретения

гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация

несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.

Многие государства считают недопустимым автоматическое приобретение

женщиной гражданства мужа в результате ее вступления в брак. Эта позиция

получила отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.

Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по

инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе

заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования

предоставляют за особые заслуги перед государством.

Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном

порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка

приобретения гражданства. Такой исключительный порядок предусматривается

либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он

устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь

определенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставление

гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к

массовому переселению, а также территориальными изменениями.

Групповое предоставление гражданства – это наделение гражданством

населения какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в

упрощенном порядке гражданства переселенцам.

Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт

– переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в

связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством

другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны

какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он

корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически

правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

Оптация (выбор гражданства) не всегда выступает в качестве способа

приобретения гражданства. Например, возможность оптации предусматривается в

конвенциях о двойном гражданстве. Если гражданин какого либо государства

имеет одновременно и иностранное гражданство, то ему может предоставляться

право оптировать одно из них, отказавшись тем самым от другого. Гражданства

он в этом случае не приобретает, поскольку оптация влечет здесь за собой

лишь утрату одного из гражданств. Однако в некоторых случаях оптация

выступает в качестве самостоятельного способа приобретения гражданства.

Такую роль она играла, например, в соответствии с советско-польским

соглашением о репатриации от 25 марта 1957 г., по условиям которого

репатрианты из СССР в ПНР с момента пересечения советско-польской

государственной границы утрачивали гражданство СССР и приобретали

гражданство ПНР.

И наконец, один из способов приобретения гражданства в исключительном

порядке – реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных

обстоятельствах принимаются специальные законодательные акты об особом

порядке восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможность

восстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном

законодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданстве

не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является

лишь упрощенной натурализацией.

Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы:

автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение

гражданства.

Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается

лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В

законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В

США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое

либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом,

оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве

США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства

(например, в случае участия американского гражданина в выборах в

иностранном государстве).

В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода

экспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точке

зрения, лицо, натурализованное в каком либо государстве, должно считаться

утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает.

Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации.

Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-

правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена

международным договором (для участников договора).

Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения

компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного

лица. Данная форма характерна, в частности для российского

законодательства.

Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличии от

выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных

органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному

государству деятельности.

Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях,

предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации

обменным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного

лица или лиц определенной категории. Российское законодательство

возможности лишения гражданства не предусматривает.

1. 4. Двойное гражданство

Двойное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или более

государств. Таким образом, этот термин охватывает и множественное

гражданство (тройное и т. д.). Двойное гражданство порождается коллизиями

законов о гражданстве различных государств (например, основанных на праве

почвы и праве крови).

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного

суверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет также

иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего

гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это

государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства.

Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по

политическим соображениям). В свое время известность в этом смысле

приобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года,

которая подверглась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28

ноября 1991 года, гражданину России может быть разрешено иметь гражданство

другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор.

Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут на

этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения

обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из

гражданства России.

Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Среди

них следует отметить: а) последствия, связанные с оказанием дипломатической

защиты лицам с двойным гражданством; б) последствия, связанные с военной

службой лиц с двойным гражданством.

В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическую

защиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств,

гражданство которого это лицо имеет, против другого государства его

гражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практически

отпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будет

отклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданство

государства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо с

двойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и на

территории этого государства встает вопрос об оказании такому лицу

дипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Власти

государства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством того

государства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочную

фактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданство

государства, на территории которого это лицо постоянно проживает или на

языке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается,

что гражданство какого-либо из заинтересованных государств

предпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация не разрешима. Есть

только один выход - заключение международного соглашения, двустороннего или

многостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органов

или арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, были

распространены в практике западных государств, однако не породили общего

правила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результате

обращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств.

Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем, что лица

мужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройти

обязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства.

Практически это не возможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством,

прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своего

гражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будет

привлечено к ответственности либо за уклонение от воинской обязанности,

либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другое

одновременно. Решить указанную проблему можно также только одним путем -

заключить международное соглашение.

Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойного

гражданства.

Первый - договоры, направленные на устранение последствий двойного

гражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военной

службой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них

- многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к

коллизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многосторонней

Страсбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряд

двусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу -

военной службе лиц с двойным гражданством.

Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют не

причину, а лишь следствие столкновений интересов государств в области

гражданства. Например, 10 июля 1967 года путем обмена нотами было заключено

соглашение СССР с Канадой, в котором, в частности, предусматривалось

обязательство канадской стороны не препятствовать выезду советских граждан,

посещающих Канаду, если они, обладая также канадским гражданством, прибыли

в Канаду с советским паспортом и канадской визой. Аналогичное обязательство

было взято на себя и СССР в отношении лиц, имеющих одновременно канадское и

советское гражданство.

Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные на

ликвидацию двойного гражданства как такового.

Первым договором этого рода в практике Советского Союза было соглашение

по вопросам гражданства с Монголией 1937 года. Это соглашение устраняло

возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации.

Основная масса договоров о двойном гражданстве с участием СССР была

заключена в 1956-1958 годах. Первую конвенцию о двойном гражданстве

Советский Союз заключил с Югославией в 1956 году, затем были заключены

конвенции с рядом других государств. В основу этих конвенций было положено

правило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать в

течение определенного срока одно из своих гражданств. Если в течение

определенного срока выбор не был сделан, такое лицо сохраняло гражданство

государства, на территории которого постоянно проживало. По пути заключения

подобных двусторонних конвенций пошли и некоторые восточноевропейские

государства: Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. В конвенциях

с участием СССР имелась одна особенность - они действовали в течение одного

года. Правда, в некоторых случаях отдельные конвенции продлевались, но это

не решало проблему в целом. По истечении срока действия конвенции

продолжали заключаться смешанные браки, от которых рождались дети с двойным

гражданством.

В связи с этим возникла необходимость в заключении новых конвенций о

двойном гражданстве. На протяжении 60-х и 70-х годов СССР заключил с

большинством восточноевропейских государств, в том числе с ГДР, а также

Монголией, соответствующие конвенции или договоры, которые сохраняют свою

силу для России, кроме договора с ГДР (договор с Чехословакией действует в

настоящее время между Россией и Чехией и Словакией).

Они практически однотипны и, так же как и предыдущие конвенции,

устанавливают право оптации гражданства для лиц с двойным гражданством. В

отношении несовершеннолетних выбор гражданства осуществляется их

родителями. Предусматривается также возможность выбора родителями

гражданства детей, родившихся от смешанных браков уже после вступления в

силу соответствующего договора.

С целью предотвращения возникновения двойного гражданства при

натурализации в конвенциях закрепляется правило, согласно которому каждая

сторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны,

пока он не представит разрешения на это властей своего государства.

Глава II. Конституционно-правовое регулирование гражданства детей в РФ

2 . 1. Приобретение гражданства детей

Приобретение гражданства по рождению. В мировой практике известно два

основных способа приобретения гражданства по рождению: “принцип почвы”,

когда гражданство определяется местом рождения, и “принцип крови”, когда

гражданство определяется гражданством родителей.

Законодательство Российской Федерации о гражданстве сочетает эти

принципы, хотя основным является “принцип крови”. Статья 14 Закона о

гражданстве устанавливает, что ребенок, родители которого на момент его

рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином Российской

Федерации независимо от места рождения.

Если один из родителей на момент его рождения состоял в гражданстве РФ,

а другой является лицом без гражданства — ребенок является гражданином РФ

независимо от места рождения.

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения

состоит в гражданстве РФ, а другой имеет другое гражданство, независимо от

места рождения гражданство ребенка определяется письменным соглашением

родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство

РФ, если родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без

гражданства.

Если оба родителя находящегося на территории РФ ребенка неизвестны,

ребенок является гражданином РФ. В случае обнаружения родителя, опекуна или

попечителя гражданство ребенка может быть изменено.

Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство

Российской Федерации или у них прекращается гражданство Российской

Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей. Если один из

родителей, не имеющих гражданство РФ, приобретает его, то ребенку

представляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя,

приобретающего гражданство РФ, при наличии письменного согласия другого

родителя.

В связи с распадом СССР возникло много ситуаций, связанных с теми

случаями, когда у родившегося на территории РФ ребенка родители состояли в

гражданстве других республик, входивших в СССР на 1 сентября 1991 г., или

иностранных государств. Если эти республики или государства не

предоставляют своего гражданства ребенку, он является гражданином РФ.

Проводя в жизнь принцип сокращения состояния безгражданства, ст. 17

Закона закрепила, что ребенок родившийся на территории РФ от лица без

гражданства, является гражданином России.

А также, Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации у

родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином

Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ему своего

гражданства [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения

ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное

гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения

определяется письменным соглашением родителей.

Гражданство детей при изменении гражданства обоих родителей или

единственного родителя осуществляется в соответствии со ст. 26., если оба

родителя или единственный родитель приобретают гражданство Российской

Федерации или у них прекращается гражданство Российской Федерации, то

соответственно изменяется гражданство детей.

Если оба родителя или единственный родитель проживающего на территории

Российской Федерации ребенка, над которым установлена опека или

попечительство граждан Российской Федерации, выходят из гражданства

Российской Федерации и при этом не участвуют в воспитании этого ребенка, то

ребенок по заявлению родителей, опекуна или попечителя сохраняет

гражданство Российской Федерации.

Если один из родителей, не имеющих гражданства Российской Федерации,

приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство Российской

Федерации по ходатайству родителя, приобретающего гражданство Российской

Федерации, и при наличии письменного согласия другого родителя.

Если гражданство Российской Федерации у одного из родителей

прекращается, а другой остается гражданином Российской Федерации, то

ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. По ходатайству

родителя, гражданство которого прекращается, и с письменного согласия

родителя, остающегося гражданином Российской Федерации, гражданство

Российской Федерации у ребенка прекращается при условии, что ему будет

предоставлено иное гражданство.

2. 2. Гражданство детей при усыновлении (удочерении)

Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при

усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным

гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство

Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными

гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем

порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при

условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской

Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или

супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а

другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской

Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места

жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином

Российской Федерации.

Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых

является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство,

может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по

заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

В случае, предусмотренном частью третьей настоящей статьи, при

отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления

обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство Российской Федерации со

дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на

территории Российской Федерации.

2. 3. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены

опека или попечительство

Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или

попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство

Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или

попечителя [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном

государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении,

учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении

Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в

упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором

содержится ребенок или недееспособное лицо.

Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или

попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство

Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации

одновременно с указанным гражданином по его заявлению.

Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами

Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство

иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и

недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке исходя из интересов

ребенка или недееспособного лица [В ред. Закона РФ от 17.06.93 № 5206-1].

Заключение

Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц,

проживающих на территории государства образует демографическую категорию -

население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц

без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие

существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта

проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом

оформлении отношений гражданства.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской

Федерации установили общие основы отношений гражданства:

1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно

проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются

одновременно гражданами этой республики. Этот принцип очень важен для

федеративного государства, для сохранения его целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и время его

приобретения.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Каждый человек

вправе приобрести российское гражданство или изменить его.

4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это

совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство

прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.

5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство

иностранного государства, Это тоже совершенно новый для нашего

законодательства принцип. Понятно, что признание двойного гражданства

основывается на определенных условиях: ходатайство лица, разрешение

государства, наличие соответствующего договора между РФ и этим

государством.

6. Гражданство РФ не может автоматически изменяться при заключении или

расторжении брака с лицом, не являющимся российским гражданином.

7. Граждане России, находящиеся за пределами РФ находятся под защитой и

покровительством российского государства.

8. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое

может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но

имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом.

Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого

лица.

В первой главе Закона о гражданстве “Общие положения” сформулированы

принципы российского гражданства:

1. Право каждого на гражданство.

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству.

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы.

5. Равенство гражданства

6. Единство гражданства.

7. Допущение двойного гражданства.

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей.

9. Защита государством граждан РФ за границей.

10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака.

11. Сокращение безгражданства.

Российское гражданство является единым и равным независимо от оснований

его приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами

независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его

по иным основаниям, и что граждане России не могут быть разделены на какие-

то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.

Говоря о гражданстве детей, важно отметить, что ребенок, родители

которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации,

является гражданином РФ независимо от места рождения. При различном

гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в

гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о

гражданстве ребенка независимо от места рождения определяется письменным

соглашением родителей. Гражданство детей в возрасте до 14 лет следует

гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет

изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при

изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение

гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских

прав. Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство

Российской Федерации или у них прекращается гражданство Российской

Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей. Если один из

родителей, не имеющих гражданство РФ, приобретает его, то ребенку

представляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя,

приобретающего гражданство РФ, при наличии письменного согласия другого

родителя. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или

попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство

Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или

попечителя.

Библиография

1. Баглай М., Габричидзе Б. Конституционное право России. -М., 1996.

2. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской

Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)

3. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской

Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)

4. Конституционное (государственное) право. Справочник. -М., 1995.

5. Конституционное право России. Сборник нормативных актов. -М., 1996.

6. Конституционный строй России. -М., 1995.

7. “Международное право”, Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов, М.:

Международные отношения, 1994

8. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное)

право Российской Федерации. - М., 1995.

Нормативные акты

1. "Конституция Российской Федерации 1993 года.

2. Закон о гражданстве Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 17.06.93

№5206-1; Федерального закона от 06.02.95 №13-ФЗ)

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.