рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Гражданское право

собственности, ГК в рамках данной организационно - правовой формы (п. 2

коммент. статьи) наделяет субъекта определенными правомочиями на переданное

ему имущество (право хозяйственного ведения либо оперативного управления),

которые носят вещный характер (см. ст. 216 ГК), что позволяет выделить в

составе УП две разновидности с различным объемом имущественных прав и

оперативно - хозяйственной самостоятельности. Содержание таких прав,

предоставленных УП, а также отличие первых от вторых, их соотношение с

правами собственников определены в ст. 114, 115, 294 - 300 ГК (см. коммент.

к ним).

3. Невозможность согласно ГК существования УП с использованием иной,

кроме государственной или муниципальной, форм собственности предопределила

принятие нормы п. 5 ст. 6 Вводного закона, согласно которой индивидуальные

(семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные

хозяйственными обществами и товариществами, общественными и религиозными

организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не

находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия,

основанные на аналогичных имущественных правах, подлежат до 1 июля 1999 г.

преобразованию в хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо

ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего

государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового

органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к данным

предприятиям применяются нормы ГК, регулирующие деятельность УП, основанных

на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297 ГК). Кредиторы

таких предприятий вправе предъявлять иски к собственникам имущества

(учредителям предприятий), которые несут субсидиарную ответственность по

долгам таких унитарных предприятий (см. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС

РФ N 2/1).

4. Имущество, закрепленное собственником за УП, формирует его уставный

фонд, размер которого, источники и порядок создания отражаются в

учредительном документе, каковым для УП, согласно абз. 3 п. 1 ст. 52 и п. 1

ст. 113, является устав. В нем должны фиксироваться предмет и цели

деятельности данного юридического лица, что придает его право- и

дееспособности специальный характер (см. п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 52 ГК и

коммент. к ним), а также фирменное наименование УП, которое, согласно п. 3

ст. 113 ГК, должно указывать на собственника имущества и определять

принадлежность юридического лица к категории государственного или

муниципального предприятия.

Закон о бухгалтерском учете предусматривает обязанность УП ежегодно

предоставлять бухгалтерскую отчетность органу, уполномоченному управлять

государственным имуществом.

5. Руководитель УП действует в этом качестве на основе единоначалия и

представляет юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему

законом полномочий. Его назначает на основе контракта соответствующий

исполнительный орган, который уполномочен на это Правительством РФ. Такое

право, в частности, по федеральным УП предоставлено ГКИ РФ (СЗ РФ, 1995, N

50, ст. 4930). Порядок отчетности руководителей федеральных государственных

УП определен Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1112

(СЗ РФ, 1994, N 24, ст. 2639).

6. Имущественная ответственность УП по своим обязательствам

принципиально соответствует общим правилам гражданско - правовой

ответственности, характерной для юридического лица. УП не отвечает по

обязательствам своего учредителя, а последний - по долгам и обязательствам

УП. Вместе с тем ответственность этого юридического лица в определенной

степени зависит от объема и характера прав на имущество, которое закреплено

за ним собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве

оперативного управления. Подробнее об этом см. ст. 56 и 115 ГК и коммент. к

ним.

7. Согласно п. 6 коммент. статьи деятельность УП должна регулироваться

специальным законом, формирующим их правовой статус, который в настоящее

время отсутствует. Вместе с тем существующий сегодня сектор экономики в

значительной мере основан на государственной и муниципальной формах

собственности, что предопределило сравнительно большое число таких

предприятий. В частности, в качестве государственных УП действуют

практически все основные предприятия и организации железнодорожного

транспорта, связи, атомной энергетики, водопользования и водоохраны и

некоторых других отраслей народного хозяйства. Недостаточность

законодательной базы, в данном случае отсутствие закона о государственных и

муниципальных УП, ослабляет правовое регулирование этими субъектами

рыночных отношений.

В настоящих условиях юридические лица данной организационно - правовой

формы функционируют, помимо норм ГК, на основе законодательства Российской

Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других

подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443

"О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово - промышленных

групп" (СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1573) определяет имущественные права

государственных УП, являющихся участниками таких групп; вопросам,

касающимся продажи на аукционе имущества (активов) ликвидирующихся

государственных и муниципальных УП, посвящено Постановление Правительства

РФ от 15 мая 1995 г. N 469 (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2059). Согласно ст. 1015

ГК эти предприятия не могут выполнять функции доверительного управляющего.

Примечание. Распоряжением Мингосимущества РФ от 16.02.2000 N

188-р

утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного

предприятия.

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного

ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,

создается по решению уполномоченного на то государственного органа или

органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве

хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на

то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве

хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о

государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. До государственной регистрации предприятия, основанного на праве

хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью

оплачен собственником.

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов

предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше

размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия,

обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если

стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом,

предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие

обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного

исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и

возмещения убытков.

7. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,

может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие

путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в

хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его

руководителя.

8. Собственник имущества предприятия, основанного на праве

хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за

исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего

Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия,

учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Комментарий к статье 114

1. Законодательство Российской Федерации, существовавшее до введения в

действие первой части ГК (до 1 января 1995 г.), определяло для

государственных и муниципальных предприятий объем прав по управлению

имуществом как право полного хозяйственного ведения. В ГК (ст. 113 - 114,

294) по этому вопросу используется формулировка "право хозяйственного

ведения". Исключение слова "полное" свидетельствует о том, что права таких

предприятий по самостоятельному использованию и распоряжению имуществом

ограничены.

Таким образом, УП могут пользоваться и распоряжаться имуществом,

которым они наделены, либо на правах хозяйственного ведения (с ограничением

отдельных прав, которыми они обладали при полном хозяйственном ведении),

либо на правах оперативного управления (казенные УП) с еще более узким

объемом прав (см. ст. 115, 296 и 297 ГК и коммент. к ним). УП, созданные

ранее на полном хозяйственном ведении, до их реорганизации должны, согласно

Указу Президента РФ "О реформе государственных предприятий" от 23 мая 1994

г. N 1003 (СЗ РФ, 1994, N 5, ст. 393), руководствоваться действующим

законодательством об УП. Уставы таких юридических лиц необходимо привести в

соответствие с нормами ГК и другими правовыми актами, регулирующими их

деятельность. Относительно объема их имущественных прав говорится в

приведенном выше Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1. В нем

отмечается, что начиная с декабря 1994 г. данные юридические лица могут

распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника, в связи с чем

совершенные ими без такого согласия сделки, направленные на отчуждение

недвижимого имущества или распоряжение им иным способом, являются

ничтожными (ст. 168 ГК).

2. В отличие от отдельных коммерческих юридических лиц (полных

товариществ, ООО, ОДО), создание которых допускается при внесении его

учредителем (участником) части уставного капитала, уставный фонд УП,

основанный на праве хозяйственного ведения, должен быть, согласно п. 4 ст.

114 ГК, полностью оплачен собственником до его государственной регистрации.

3. Ст. 114 ГК (пп. 5 и 6) преследует цель обеспечить экономическую

(финансовую) устойчивость УП. Это достигается обязательными требованиями о

необходимости соотношения стоимости чистых активов с размером уставного

фонда, а также защитой интересов кредиторов УП при уменьшении его уставного

капитала. Если стоимость чистых активов по окончании финансового года не

достигает уровня уставного фонда, ГК требует от органа, уполномоченного

создавать такие предприятия, уменьшить уставный фонд; в случае, когда

стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом,

УП может быть ликвидировано по решению суда. Возможность сохранить в данной

ситуации УП определено редакцией нормы ("может быть"). Вероятно, учредитель

при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение,

исключающее ликвидацию, а именно пополнить размер чистых активов до

необходимого уровня. При принятии решения уменьшить уставный фонд УП

обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые, в свою

очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения

обязательств УП и возмещения убытков.

4. В п. 7 коммент. статьи предусмотрена возможность УП создавать в

качестве юридического лица другое (дочернее) унитарное предприятие путем

передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение, а также

утверждение его устава и назначение руководителя. Правовое положение,

характер деятельности дочернего УП и отношения с учредившим его юридическим

лицом не регулируются ст. 105 ГК, посвященной дочерним юридическим лицам,

которые состоят в отношениях зависимости с хозяйственными обществами и

товариществами и сами по себе относятся к этой организационно - правовой

форме; на фоне возможного и внешнего сходства между этими предприятиями

существуют серьезные различия.

Таким образом, ни ГК, ни иное действующее законодательство не

определяет порядок и процедуру создания государственными и муниципальными

унитарными предприятиями дочерних юридических лиц. В частности, не

установлены формы наделения имуществом, объем прав, пределы и характер

зависимости и ответственности дочернего предприятия перед учредителем и

собственником. Указанный пробел в законодательстве должен быть восполнен

законом о государственных и муниципальных предприятиях, а до его принятия

следует основываться на нормах ГК, посвященных УП, иных законодательных

актах по данному вопросу. Например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г.

"О финансово - промышленных группах" (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4697)

устанавливает, что государственные и муниципальные унитарные предприятия

вправе быть участниками финансово - промышленной группы в порядке и на

условиях, определенных собственником их имущества, а дочерние предприятия

могут входить в состав таких групп только вместе со своим основным

унитарным предприятием - учредителем.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного

управления

1. В случаях, предусмотренных законом о государственных и

муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской

Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности,

может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве

оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав,

утверждаемый Правительством Российской Федерации.

3. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве

оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие

является казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество

определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса.

5. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по

обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по

решению Правительства Российской Федерации.

Комментарий к статье 115

1. Согласно п. 1 коммент. статьи в случаях, предусмотренных законом о

государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Правительству РФ

предоставлено право принимать решения об образовании, на основе имущества,

находящегося в федеральной собственности, УП на праве оперативного

управления (федеральное казенное предприятие). В настоящее время впредь до

принятия закона, на который ссылается ГК, Правительству РФ, а по его

поручению уполномоченным им центральным органам государственного

управления, а также органам управления субъектов Федерации и органам

местного самоуправления указанное право предоставлено Указом Президента РФ

"О реформе государственных предприятий" (см. коммент. к ст. 114) и

достаточно широко используется. В частности, Правительство Москвы в 1996 г.

создало ряд казенных УП на базе реформирования государственных предприятий

субъекта Федерации (казенное УП "Московский кинопрокат" и др.), поручив

Москомимуществу подготовить контракты с руководителями и оформить договоры

о закреплении имущества за казенными УП (Постановление от 10 сентября 1996

г. - Вестник мэрии Москвы, 1996, N 22).

2. Согласно п. 2 ст. 115 ГК учредительным документом казенного УП

является его устав, утверждаемый соответствующим федеральным органом

исполнительной власти, определенным Правительством РФ (п. 5 вышеназванного

Указа Президента РФ). Содержание данного учредительного документа должно

соответствовать требованиям ст. 52 ГК, а также Типовому уставу, утв.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 (СЗ РФ, 1994, N

17, ст. 1982), который предусматривает правовой режим имущества казенного

УП, характер и пределы его производственно - хозяйственной деятельности,

организацию учета, отчетности, наличие у него качества юридического лица,

право иметь расчетный и текущий счета в банке, печать со своим

наименованием, бланки и регистрируемый в установленном порядке товарный

знак (знак обслуживания).

3. В дополнение к норме п. 3 ст. 113 ГК фирменное наименование УП,

основанного на праве оперативного управления, должно содержать также

указание на то, что предприятие является казенным.

4. Помимо более узкого объема имущественных прав по сравнению с УП,

наделенным имуществом на праве хозяйственного ведения (см. ст. 296 и 297 ГК

и коммент. к ним), казенное УП имеет и соответственно меньше прав в области

оперативно - хозяйственной деятельности. В частности, Постановлением

Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1138 (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989)

утвержден Порядок планирования и финансирования деятельности казенных

заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), которым в основных чертах

определена мера оперативно - хозяйственной самостоятельности такого рода

предприятий.

Данным актом предусмотрено, что производственно - хозяйственная

деятельность казенного УП осуществляется в соответствии с планом - заказом

и планом развития предприятия, а взаимоотношения с поставщиками материально

- технических ресурсов и потребителями его продукции (работ, услуг)

строятся на договорной основе.

Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом

управления, который за три месяца до начала планируемого года утверждает и

доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином РФ план -

заказ по установленному кругу показателей (объем поставок в натуральном

выражении с учетом сроков поставок и цен, фонд оплаты труда с условиями его

изменения при невыполнении плана - заказа и увеличении за счет прибыли,

лимит численности, объем средств из федерального бюджета и условия их

предоставления). Самостоятельную хозяйственную деятельность такое

предприятие вправе осуществлять с разрешения уполномоченного органа, а

продукция (работы, услуги), производимая согласно плану - заказу и не

относящаяся к области государственного ценового регулирования, реализуется

казенным УП по ценам и тарифам, которые устанавливаются уполномоченным

органом управления в порядке и на условиях корректировки, определяемой

Минэкономики РФ и Минфином РФ. Продукция (работы, услуги), производимая

этим субъектом в качестве самостоятельной хозяйственной деятельности,

реализуется по свободным ценам и тарифам.

Финансирование, связанное с выполнением плана - заказа, плана развития

производственной, социальной сферы и иным показателям, осуществляется за

счет доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг),

а при их недостаточности - путем выделения средств из федерального фонда по

решению Правительства РФ.

Прибыль казенного УП, получаемая от выполнения плана - заказа и

самостоятельно заключаемых и выполняемых договоров, направляется на

совершенствование производственной деятельности и социальные цели по

нормативам, которые ежегодно устанавливаются уполномоченным органом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.