рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Гражданское право (общая часть)

заключения с ОМСУ договора о безвозмездной передаче ЖП в их собственность.

При этом могут возникать отношения общей (долевой или совместной)

собственности граждан на ЖП.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без создания ЮЛ

(ИП), вправе иметь в собственности «средства производства», в том числе

используемые ими с привлечением наемных работников. Они не обособляют, по

крайней мере юридически, имущество используемое для предпринимательских

целей, от другого своего имущества и поэтому все их имущество может быть

объектом взыскания со стороны любых их кредиторов.

Билет 17

1. Предпринимательская деятельность гражданина: понятие, признаки.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без

образования ЮЛ с момента ГР в качестве индивидуального предпринимателя

(ст.23). Предпринимательской признается самостоятельная производственная

деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое

получение прибыли. Необходимым условием для занятия гражданином

предпринимательской деятельностью является: а) его дееспособность; б) ГР в

качестве предпринимателя.

ГР предпринимателя производится на основании его заявления, в котором

указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. ГР

производится в день поступления документов. Основанием отказа может быть

недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом

деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Отказ или уклонение

от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После

уплаты регистрационного сбора заявителю выдается свидетельство, в котором

указываются виды деятельности и срок его действия.

Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедшие

ГР, не приобретает в связи с этим статуса предпринимателя. Он утрачивает

этот статус и с момента прекращения действия ГР, по истечении

установленного срока, аннулирования ГР и т.п. В таких случаях, согласно

Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, споры с участием граждан, в

том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности,

подведомственны суду общей юрисдикции, однако суд при разрешении спора

может применить положения ГК об обязательствах, связанных с

предпринимательской деятельностью.

Для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная

дееспособность. Следовательно, осуществлять ее могут граждане по достижении

18 лет, если они не ограничены в дееспособности. Последние могут заниматься

предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо, вступившее в

брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным (ст.21) и

поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью.

То же относится к эмансипированным (ст.27) (исключение – ПД для занятия

которой законом установлен возрастного ценза).

Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к

правоспособности ЮЛ - коммерческих организаций. Он может иметь права и

нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности,

не запрещенных законом. Однако он не вправе создавать предприятия,

оставаясь собственником переданного им имущества (И(С)ЧП, которые должны

быть до 07.07.99 г. преобразованы в хозяйственные товарищества, общества

или кооперативы). До преобразования или ликвидации к ним применяются нормы

ГК об унитарных предприятиях.

Пункт 2 ст.23 признает предпринимателем главу крестьянского (фермерского)

хозяйства. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или

совместно с членами семьи, либо партнерами с целью производства,

переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Крестьянское

(фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признается

предпринимателем с момента ГР хозяйства.

Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе

самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок.

Пользование имуществом осуществляется членами хозяйства по соглашению между

собой, сделки по распоряжению имуществом хозяйства совершает глава

хозяйства либо иные лица по его доверенности.

2. Понятие, субъекты и объекты права собственности государства и

юридических лиц.

Субъектами права ГС (ст.214) является РФ в целом (федеральная ГС) либо

субъект РФ (республика, край, область, автономная область, автономный

округ, города ФЗ (ГС субъекта РФ). Круг объектов ФГС неограничен, в ней

может находиться любое имущество. Круг объектов ГССФ несколько уже, в ее

состав не могут входить объекты исключительной ФГС.

Порядок разграничения объектов ФГС и ГССФ устанавливается специальным

законом, а до его принятия на территории РФ действует порядок,

установленный Постановлением ВС РСФСР от 27.12.91 г. № 3020-1 и

распоряжением Президента РФ от 18.03.92 г. № 114-РП, которыми закреплены

перечни объектов исключительной ФГС и объектов, которые могут передаваться

в ГССФ. Названные НА предусматривают также ведение Реестра ФС, Реестра СС

РФ и Реестра МС.

Согласно ст.9 КРФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в

частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При

этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов

к объектам ГС, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их

к иной собственности. Действующее законодательство не предусматривает

возможности иметь на праве частной собственности участки недр или лесов,

они являются объектом исключительной ГС (леса могут быть переданы в ГССФ) и

не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, залога или

отчуждения в иной форме. Ограниченный их оборот в РФ допускается путем

предоставления их в пользование субъектам предпринимательской деятельности

независимо от форм собственности, если они наделены таким правом. Добытые

полезные ископаемые и иные ресурсы могут на условиях, оговоренных в

лицензии, переходить как в Г (М) С, так и в ЧС Г и ЮЛ. Ограниченный оборот

участков лесного фонда и лесов, достигается путем предоставления их Г и ЮЛ

на праве пользования, кроме того, граждане вправе свободно пребывать в

лесном фонде и в лесах. В РФ устанавливается ГФС и ГССФ на водные объекты.

Муниципальная и частная собственность могут распространяться только на

обособленные водные объекты.

По содержанию право ГС не отличается от содержания права собственности

вообще. Вместе с тем ему присущи особенности, специфика этого права

заключается и в том, что РФ и нередко субъект РФ в законодательном порядке

сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Конкретные

органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке

ст.125 ГК выступать от его имени (их вид и название) зависят от вида тех

отношений, в которых они призваны участвовать. Так, наиболее широкими

полномочиями по управлению и распоряжению объектами ФГС располагает

Правительство РФ, которое вправе делегировать свои полномочия по управлению

и распоряжению ГС ОФИВ, а также ОИВ субъектов РФ. Однако основную

оперативную работу по управлению и распоряжению объектами ФГС осуществляют:

специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом (ГКИ

РФ) и специализированное учреждение по продаже федерального имущества

(Российский фонд федерального имущества). Основными органами,

располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами ГССФ,

следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство,

комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ.

Все государственное имущество, независимо от того, принадлежит оно РФ в

целом или ее субъекту, подразделяется на 2 основные группы: а) имущество,

закрепленное за ГП и У; б) средства соответствующего бюджета и иное

государственное имущество, не закрепленное за ГП и У (государственная казна

РФ или субъекта РФ).

РФ в целом или ее субъект призваны отвечать по своим обязательствам только

тем имуществом, которое составляет их государственную казну. На практике

иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями

его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще, а ответчиком по

такому делу должны признаваться РФ или соответствующий субъект РФ в лице

соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Частная собственность, субъектами которой выступают ЮЛ, призвана

обслуживать исключительно их интересы. Право частной собственности

охраняется законом и КРФ. Существуют 2 разновидности ограничения права ЧС:

а) в зависимости от вида имущества; б) по стоимости и количеству имущества.

Эти ограничения могут быть предусмотрены только законом и только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства. Объекты ЧС ЮЛ – «средства

производства» и основные средства.

Содержание правомочий: владение, пользование и распоряжение. Будучи

собственниками, гражданин или юридическое лицо вправе передать

принадлежащее им имущество в качестве взноса или вклада в имущество

коммерческой или некоммерческой организации. Последняя, за исключением

учреждения, также становится собственником имущества с момента ГР, но в

отличие от КО она вправе использовать свое имущество в ПД+-

только, если это служит достижению ее У целей.

Билет 18

1. Понятие и признаки юридического лица.

Участниками ГПО является не только ФЛ (граждане), но ЮЛ – организации,

специально создаваемые для участия в гражданском обороте. В соответствии со

ст.48 юридическим лицом признается организация, которая имеет в

собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении

обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,

может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные

неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ЮЛ должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Закрепление определенного имущества за организацией означает его выбытие из

состава имущества ее учредителей, но одновременно это значительно уменьшает

риск их возможных потерь от участия в гражданском обороте. Обычно

учредители управляют деятельностью созданного ими субъекта, нередко прямо

или косвенно участвуют в И обороте, тогда как неблагоприятные И последствия

этой деятельности по общему правилу относятся на имущество субъекта

(организации). Использование этой конструкции свойственно высокоразвитому И

обороту, когда в результате объединения (отчуждения) части имущества

учредителя появляется новый субъект права – собственник, являющийся не ФЛ,

а искусственным образованием, признаваемым законом самостоятельным

субъектом ГПО. Юридическая личность этого нового субъекта самостоятельна и

независима от личности создавших его лиц, в гражданском обороте он

выступает от своего имени, а приобретенные им ГП и О принадлежат именно

ему.

ГЗ закрепляет обязательные признаки юридического лица (п.1 ст.48): а)

организационное единство; б) имущественная обособленность; в)

самостоятельная И ответственность по своим обязательствам; г) выступление в

гражданском обороте и при разрешение споров в судах от собственного имени.

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое,

способное решать определенные социальные (ГП и имущественные) задачи и

предполагает определенную внутреннюю структуру организации. Задачи

(функции) и структура закрепляются в учредительных документах (УД и (или)

У) организации.

Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее

некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных

правах). Отсутствие собственного имущества исключает возможность

самостоятельного участия в И обороте. Первоначальное имущество охватывается

понятием УК или УФ (товарищества – складочный капитал, кооперативы – паевой

фонд), размер которого отражается в УД. В результате участия в И обороте

имущество возрастает в объеме и изменяется структурно. Все закрепленное

имущество подлежит учету и отражению на самостоятельном балансе (учреждение-

несобственник – в смете расходов).

Самостоятельная И ответственность – смысл обособления имущества и состоит в

том, чтобы кредиторы могли обратить взыскание на выделенные объекты. ЮЛ

отвечает по своим обязательствам всем имуществом. Учредители и участники по

общему правилу не отвечают по долгам ЮЛ, но даже в случае когда такая

ответственность установлена (некоторые виды банкротства, для полных

товариществ, собственников учреждений и казенных предприятий) она всегда

носит дополнительный (субсидиарный) характер.

Выступление в ГО и в судебных органах от своего имени – показатель

самостоятельности. Имя ЮЛ служит его индивидуализации и заключается в

наименовании, определенном в УД. Может содержать указание на его ОПФ,

характер деятельности, фирменное наименование (для коммерческих –

обязательно).

Кроме названного, ЮЛ должно иметь место нахождения – юридический адрес –

которое обычно определяется местом его ГР и указывается в УД. Целям

индивидуализации ЮЛ, осуществляющих предпринимательскую деятельность,

служат товарные знаки (знаки обслуживания), а также наименования мест

происхождения товаров (шампанские вина, тульские самовары). ТЗ (ЗО)

зарегистрированные в патентном ведомстве порождают исключительное право на

его использование.

2. Понятие, объекты, субъекты муниципальной собственности.

Согласно КРФ (ст.130) муниципальная собственность не является

разновидностью государственной собственности, это самостоятельная форма

собственности. В состав МС входят средства местного бюджета, муниципальные

ВБФ, имущество ОМСУ, а также муниципальные земли и другие природные

ресурсы, находящиеся в МС, муниципальные предприятия и организации,

муниципальные банки, муниципальный ЖФ и нежилые помещения, муниципальные

учреждения и другое имущество (п.1 ст.29 Закона об ОПОМСУ).

Ряд объектов, подлежит передаче из государственной собственности в

муниципальную и указан в приложении № 3 к Постановлению ВС РСФСР от

27.12.91 г. № 3020-1. Кроме того, согласно п.1 ст.61 Закона об ОПОМСУ

субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований

объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии

с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными

образованьями. И напротив, передача объектов (имущества), относящихся к МС,

в ГС субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только

с согласия ОМСУ либо по решению суда. В соответствии с законом споры,

возникающие в связи с передачей объектов ГС в МС, разрешаются путем

согласительных процедур либо в судебном порядке.

На практике весьма важен вопрос о передаче из Г в МС нежилых помещений,

арендуемых различными организациями, в том числе относящимися к МС. В

соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС от 27.12.91 г. к объектам

МС относятся нежилые помещения, находящиеся в управлении исполнительных

органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и

строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим ЮЛ, а также

встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-

процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и

бытового назначения. Принадлежащие государственным предприятиям нежилые

помещения переходят в МС лишь в случае, если эти помещения ранее были

переданы в ведение указанных предприятий исполнительными органами местных

Советов.

Собственники приватизированного муниципального (государственного)

предприятия, вправе выкупить сданные им в аренду или находящиеся в

фактическом владении здания, сооружения, помещения, в том числе встроенно-

пристроенные.

Права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют ОМСУ

(выборный представительный орган, выборный глава МСУ, иные выборные

должностные лица), а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и

уставами МО, население непосредственно. Хотя МС является самостоятельной

формой (видом) собственности, ее структура в силу публичного характера этой

собственности во многом схожа с государственной. Муниципальное имущество,

как и государственное, может быть подразделено на 2 основные группы: а)

имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями; б)

средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не

закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (муниципальная

казна).

МО призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое

составляет их казну. Сюда не включается имущество муниципальных предприятий

и учреждений. На практике иски о взыскании убытков, причиненных незаконными

действиями органов или должностных лиц МСУ предъявляемые все чаще и чаще,

должны обращаться к МО в лице соответствующего финансового или иного

управомоченного органа.

Билет 19

1. Образование юридических лиц.

ЮЛ создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть)

в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность

их создания (ст.51). Поэтому ЮЛ подлежит ГР в органах юстиции в порядке,

определяемом законом. Данные ГР, в том числе фирменное наименование,

включаются в единый государственный реестр ЮЛ, открытый для всеобщего

ознакомления.

Значение ГР ЮЛ, ее рациональной организации, полноты единого реестра ЮЛ,

достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого

заинтересованного лица чрезвычайно велико. Такая регистрация обеспечивает

возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и

ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического

оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса ЮЛ. ЮЛ

считается созданным с момента его регистрации, и с этой даты возникает его

правоспособность.

До принятия предусмотренного п.1 ст.51 общего закона о регистрации ЮЛ

действует Положение о порядке государственной регистрация субъектов

предпринимательской деятельности, а также ст.34 и 35 Закона РСФСР от

25.12.90 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В ряде

случаев действующими НА предусмотрена специальная регистрация тех или иных

организаций, например, Постановлением Правительства РФ от 06.06.94 г. "О

Государственной регистрационной палате при МЭ РФ" предусмотрена специальная

регистрация этой палатой предприятий с иностранными инвестициями,

аккредитации представительств иностранных компаний, российских инвестиций

за рубежом; ГР банков и иных кредитных учреждений в ЦБ РФ предусмотрена

Законом о банках; общественных организаций (объединений) - Законом об

общественных объединениях и т.д.

ГЗ устанавливает так называемый нормативно-явочный порядок образования ЮЛ -

регистрирующий орган проверяет только соответствие представленных

учредительных документов и действий учредителей нормам права, а вступать в

обсуждение вопроса о целесообразности или полезности создаваемого ЮЛ он не

вправе. Этим нормативно - явочный порядок отличается от разрешительного,

который применяется в отношении ГР отдельных ЮЛ (коммерческие банки,

страховые организации, монопольных предприятий) и связан с получением

разрешения от органов публичной власти. Отказ в ГР или уклонение

регистрирующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд общей

юрисдикции или в арбитражный суд. Регистрация ЮЛ может быть признана судом

недействительной в случае нарушения закона или иных НА. Такое признание

влечет ликвидацию ЮЛ только в том случае, если допущенные нарушения

неустранимы.

В соответствии со ст.52 ЮЛ действует на основании устава, либо

учредительного договора и устава, либо только учредительного договора

(полные и коммандитные товарищества). В случаях, предусмотренных законом,

ЮЛ, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании

общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор ЮЛ

заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). ЮЛ,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.