рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Филиалы и представительства

производственная единица находится на внутреннем хозрасчете, она ничем не

отличается от цеха предприятия.

В практике хозяйственных министерств встречались случаи открытия филиалов

производственных предприятий. В некоторых положениях о таких филиалах

предусматривалась субсидиарная ответственность за долги филиала; баланс

филиала входит в баланс завода; начальник филиала действует на основании

доверенности, выданной директором завода. Затем неожиданно выясняется, что

начальнику филиала, действующему по доверенности директора завода,

предоставляется право совершать сделки и иные юридические действия от имени

филиала, а также выдавать доверенности отдельным лицам на право совершения

тех или иных действий от имени филиала. Иногда в таких положениях

содержится указание, что филиал действует на началах хозрасчета и

производит все необходимые для осуществления возложенных на него задач

операции по всей территории СССР. Но хозрасчет филиала может быть только

внутренним хозрасчетом, то есть принципом, определяющим взаимоотношения

филиала с его предприятием, а не положение филиала во вне, в гражданском

обороте, ибо, в конечном счете, предприятие должно нести имущественную

ответственность за долги филиала. Нельзя признать правильным предоставление

филиалу права осуществлять возложенные на него задачи по всей территории

страны, так как филиал в этом случае перестает быть филиалом и превращается

в самостоятельное предприятие.

Нормативные акты способствуют смешению понятий "филиал" и "предприятие"[5].

Отсутствие ясности в трактовке понятия "филиал" в советском праве вносит

ненужные осложнения в процесс жизнедеятельности юридических лиц.

Глава 3

Правовое положение филиалов и представительств в настоящее время

Ю

ридическое лицо для осуществления каких либо функций за пределами своего

основного места нахождения вправе создать в другом месте свое обособленное

подразделение в виде представительства или филиала. Статья 55 ГК РФ дает

такое определение представительствам и филиалам:

1. Представительством является обособленное подразделение юридического

лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет

интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица,

расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции

или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они

наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на

основании утвержденных ими положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и

действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных

документах создавшего их юридического лица.

Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им

некоторое имущество необходимое для осуществления функций

представительства или филиала. Обязательно указывать об этом в своих

учредительных документах, для того чтобы об этом знали потенциальные

кредиторы. В связи с этим, выделенное представительствам и

филиалам имущество, учитываемое на их отдельных балансах , может стать

объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц , причем не

зависимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или

нет. Вместе с тем, по долгам, возникшим в связи с деятельностью

представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим

имуществом, а не только выделенным этим своим подразделениям.

Для осуществления представительских и иных юридических функций от

имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному

им руководителю своего представительства или филиала. Совместное

Постановление Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ N

6/8 (п.20) требует наличия у руководителя филиала или представительства

доверенности и в том случае, когда его полномочия определены

учредительными документами создавшего их юридического лица.

Правовой статус филиалов и представительств так же закреплен в законах

"Об акционерных обществах" от 2.12.95, "Об обществах с ограниченной

ответственностью” от 8. 2 .98.

В статье 5 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" имеются

нормы, которые устанавливают возможность организации филиалов и

представительств по решению общего собрания участников общества, принятому

большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников

общества, однако в уставе общества может быть предусмотрена необходимость

большего числа голосов (п . 1 ).

Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и

представительствах предоставляются в орган, осуществляющий

государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе

общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о

таких изменениях орган, осуществляющего государственную регистрацию

юридических лиц.

Отдельные виды хозяйственной деятельности физических и

юридических лиц из-за своей значимости для общества и государства нуждается

в особом контроле. Этот контроль осуществляется при помощи лицензирования,

то есть выдачи разрешений на право занятия определенной деятельностью при

обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Лицензии могут

выдаваться, как федеральными органами исполнительной власти в чью

компетенцию это входи, так и органами исполнительной власти субъектов

федерации правомочных заниматься лицензирование. Лицензия, выданная

федеральным органом исполнительной власти, действительна на всей территории

государства, а лицензия, выданная лицензирующим органом субъекта федерации,

действует на территории другого субъекта только после уведомления

соответствующих органов , занимающихся лицензированием на территории

данного субъекта федерации . Деятельность по лицензированию

осуществляется на основании Закона " О лицензировании отдельных видов

деятельности" от 25. 09.98 с изменениями от 26.11.98. Порядок ведения

лицензирующей деятельности утвержден Постановлением правительства РФ

от 24.12. 94. В приложении к этому постановлению перечислены федеральные

органы исполнительной власти , уполномоченные выдавать лицензии с

указанием видов деятельности для каждого. В настоящее время лицензированию

подлежит более двухсот видов хозяйственной деятельности.

При выдаче лицензии юридическому лицу, имеющему обособленные

подразделения, одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с

указанием местоположения каждого подразделения. Копии лицензий

регистрируются отдельным органом . Этот порядок установлен Законом "О

лицензировании отдельных видов деятельности". Однако отдельные виды

хозяйственной деятельности подлежат лицензированию на основании других

нормативных актов , и они содержат правила отличные от тех , которые

указаны в ФЗ "О лицензировании"[6].

Филиалы и представительства не вправе вступать в гражданские

правоотношения от своего имени . Они всегда действуют только от имени

создавшего их юридического лица . Так , Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ

Постановлением от 2 .12 . 93 ."Об участии в арбитражном процессе

обособленных подразделений юридических лиц" установил, что при

возникновении споров по обязательствам юридических лиц претензии и исковые

требования не могут предъявляться от имени филиалов и представительств,

либо к филиалам и представительств. В случае, когда филиалам и

представительствам предоставляется право осуществлять в арбитражном

процессе полномочия стороны по дел, указанные подразделения выступают от

имени соответствующего юридического ли, и взыскания производятся

арбитражным судом с юридического лица либо в его пользу. Согласно п. 2

статьи 25 Арбитражно - процессуального кодекс, иск к юридическому лицу,

вытекающий из деятельности его обособленного подразделения,

предъявляется по месту нахождения данного подразделения.

Юридическое лицо вправе реорганизовывать свои филиалы и

представительств, в том числе и превращать их в юридические лиц, которые

могут вступать самостоятельно и от своего имени в гражданские и

договорные правоотношения.

Правовой статус филиалов иностранных компаний.

Этот статус определен в ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 9 .07 .99 .

Создание и ликвидация филиалов иностранных юридических лиц.

Ф

илиал иностранного лица создается в целях осуществления на территории

России той деятельности , которую осуществляет за пределами РФ головная

организация, и ликвидируется на основании решения иностранного лица -

головной организации .

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией

филиалов иностранного юридического лица осуществляется посредством его

аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ .

Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации

в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,

прав и законных интересов других ли, обеспечения обороны страны и

безопасности государства ( ст . 21).

Требования к положению о филиале иностранного юридического

лица.

Г

оловная организация представляет в федеральный орган

исполнительной власти, который занимается аккредитацией филиалов и

представительств иностранных юридических лиц, положение о филиале

иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к

содержанию которых утверждается Правительством РФ.

В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны

наименование филиала и его головной организации, организационно -

правовая форма головной организации, место нахождения филиала на

территории РФ и юридический адрес его головной организации, цель создания и

виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в

основные фонды филиала, порядок управления филиалом.

Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного

юридического лица производится головной организацией на основе внутренних

цен или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте

Российской Федерации. Величина стоимостной оценки вложения капитала в

основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в

положении о филиале иностранного юридического лица.

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять

предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня

его аккредитации.

Филиал иностранного юридического лица прекращает

предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня

лишения его аккредитации ( ст. 22 ).

В Федеральном Законе "Об иностранных инвестициях" на

Правительство РФ возлагается ответственность определить федеральный орган

исполнительной власти, который будет ответственней за координацию

привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Этот же

орган будет аккредитировать филиалы иностранных юридических лиц. Поскольку

в настоящее время Министерство экономики РФ является федеральным органом,

который организует разработку и обеспечивает реализацию государственной

политики по привлечению иностранных инвестиций (в соответствии с

Постановлением Правительства РФ от 26. 08. 95 . N 844 "Об утверждении

Положения о Министерстве экономики РФ"), видимо на него и будут возложены

указанные функции . В настоящее время филиалы иностранных юридических лиц

регистрируются в Государственной регистрационной палате при

Министерстве юстиции РФ .

Налогообложение филиалов и представительств.

В

соответствии с недавно принятым Налоговым кодексом (4.1) филиалы и

представительства российских организаций перестали быть самостоятельными

налогоплательщиками , в отличие от них , филиалы иностранных фирм и

некоммерческих организаций признаны Налоговым кодексом субъектами

налогового права. Филиалы и представительства выполняют обязанности

учредивших их юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории,

на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции создавших их

организаций[7].

Фактически филиалам и иным обособленным подразделениям

организаций придан статус налогового представительства . Статья 27 НК дает

определение законного представителя налогоплательщика-организации .

Ими признаются лица , уполномоченные представлять указанную организацию на

основании закона или ее учредительных документов. Таким образом ,

статусом законного представителя налогоплательщика-организации обладают

также руководители филиалов и иных обособленных подразделений

российских организаций в отношениях с налоговым органом .

Механизм выполнения филиалами и представительствами обязанностей

организаций по уплате налогов и сборов должен быть определен во второй

части Налогового кодекса применительно к конкретным налогам и сборам . До

введения в действие второй части Налогового кодекса обязанности по уплате

налогов и сборов по месту нахождения филиалов и представительств

организации осуществляют в порядке, установленном соответствующим

законодательным или иным нормативным актом о конкретном налоге или сборе.

Избежание двойного налогообложения.

О

ткрытие филиалов и представительств за границей российскими юридическими

лицами и создание филиалов иностранных юридических лиц в России породили

проблему двойного налогообложения. В соответствии с законодательством

многих стран налогообложению подлежат доходы коммерческих организаций не

в зависимости от того места, где они были заработаны, а по месту

регистрации юридического лица. При этом государство взимает налоги и с

филиалов иностранных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную

деятельность на их территории.

Единственный способ избежать двойного налогообложения - заключение

двухстороннего договора, в соответствии с которым , прибыль, получаемая

филиалом за рубежом, облагается налогом того государства, на территории

которого он осуществляет свою хозяйственную деятельность;

другое государство, подписавшее договор, не вправе облагать налогом прибыль

юридического лица, полученную от деятельности филиала в государстве -

участнике соглашения об избежании двойного налогообложения.

Постановлением Правительства РФ N 352 от 28. 05. 92. Была утверждена

российская типовая модель соглашения об избежании двойного налогообложения

доходов и имущества[8].

Заключение

П

одводя итоги, проделанной мною работы, хочется отметить, что правовое

положение филиалов и представительств в рассматриваемый мною период было не

одинаково: дореволюционное право обходило необходимость правовой

регламентации этой сферы, советское право, за исключением периода НЭПа,

очень жестко ограничивало ее, а сегодняшнее правовое положение филиалов и

представительств наиболее адекватно, на мой взгляд, отражает сущность этих

обособленных структурных подразделений. Но и в настоящее время,

рассматривая правовой статус филиалов и представительств, можно отметить

некоторые особенности, различия и не только между филиалами и

представительствами ( что естественно, так как различна их значимость и

функции), но и между различными филиалами: нормы права по разному

регламентируют порядок открытия, лицензирования филиалов, филиалы

иностранных юридических лиц - субъекты налогового права, а филиалы

российских компаний были этого статуса лишены в новом Налоговом кодексе.

Хотя такие различия носят не существенный характер, и это можно объяснить

большим количеством государственных органов, регулирующих хозяйственную

деятельность, а также многообразием видов экономической деятельности,

каждая из которых имеет свои особенности, которые и находят свое отражение

в нормативных актах.

-----------------------

[1]ст. 68 Торгового устава

[2] т.10 ч.1 ст.2294 Свода законов

[3] в ст. 2326 т.10 ч.1

[4] журнал "Гражданское и уголовное право" 1883 номер10 стр.7-12

[5] например инструкция НКФ СССР от 6. 08. 40

[6] в частности Закон "О высшем образовании" устанавливает норму,

которая обязывает лицензировать каждый филиал вуза отдельно, лицензии на

право ведения образовательной деятельности по образовательным программам

высшего и послевузовского профессионального образования выдаются

федеральным (центральным ) органом управления высшим

профессиональным образованием . ФЗ "О Центральном Банке РФ" предусматривает

особый порядок лицензирования и функционирования филиалов и

представительств кредитных организаций

[7] ст . 19 НК РФ

[8] По состоянию на 1.01.2000 в России действуют более сорока договоров об

избежании двойного налогообложения с другими государствами. Еще около

тридцати договоров подписаны, но к настоящему времени не вступили в силу.

-----------------------

Филиалы и представительства

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.