рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Брачно-семейное право мусульман

посторонние мужчины и несовершеннолетние мальчики, глава семьи (отец или

дед) может хотя бы на несколько часов или дней заключить временный брак

между этой женщиной и несовершеннолетним мальчиком, чтобы она стала

“махрама”( - не запретной для мужчин данной семьи. Об этом браке, который

является фиктивным, несовершеннолетний мальчик ничего не узнает, поскольку

брак за него заключается родителями.

Права и обязанности супругов.

Социально – экономические нужды занимают главное место в правовых нормах

шариата, касающихся брачно – семейных отношений.

Жена обязана:

* Жить в доме мужа

* Допускать его к половому общению с собою в подобающем месте и в

надлежащее время, сообразуясь с требованиями приличия и здоровья

* Подчиняться его приказаниям, если они не безрассудны

* Строго соблюдать супружескую верность с момента подписания брачного

договора, не зависимо от того, был ли уплачен махр или нет

* Избегать предосудительной близости с посторонними мужчинами

* Не показываться без уважительных причин в публичных местах

В случае невыполнения женою указанных требований, муж может развестись с

ней и отказать ей в содержании.

Непокорную жену муж в праве лишать свободы и после увещаний подвергать

легким телесным наказаниям.

Муж обязан:

* Содержать взрослую жену сообразно со своим и ее состоянием, а при

неравенстве условий - по среднему расчету.

Муж содержит жену в постоянном браке, после дачи развода по желанию

мужа, при разводе в случае беременности жены. Отлучка мужа из дома на

срок 6 месяцев и отказ содержать жену на протяжении того же срока

являются поводом для развода

* Если у мужа более одной жены, то он обязан дать каждой отдельное

спальное помещение, имеющее свой отдельный выход во двор, и по

возможности равно делить между ними свое имущество, обращаясь с ними

одинаково и в других отношениях

В случае отказа мужа от брачного сожительства, жена может обратиться к

народному судье, который, впрочем, действует на супругов одним лишь

увещанием

* Муж обязан позволять жене посещать ее родителей раз в неделю, детей от

прошлого брака – посещать их достаточно часто, а также позволять ей

посещать и принимать ее собственных родных, находящихся в степенях

родства.

Муж не подвергается взысканию (ни гражданскому, ни уголовному) за

несоблюдение супружеской верности, за исключением случая содержания в

одном доме с женой наложницы – язычницы. Это может быть рассмотрено,

как оскорбление религиозного чувства жены, составляющее акт

“жестокости”, в широком смысле этого слова, оправдывающее жену за

нежелание жить с мужем и предоставляющее ей право требовать от него

содержания, несмотря на отказ жить с ним

* Муж должен хорошо относиться к жене и обращаться к ней так, как того

требуют обычаи

Муж обязан покупать жене различную одежду для лета и зимы, для ношения днем

и ночью, а также все необходимое белье, одеяло, подушки, ковры и т.д.

Без разрешения мужа, жена не имеет права ни приобретать имущества, ни

нанимать прислуги. Следует отметить, что непослушная жена не может

претендовать на содержание ее мужем в течение всего срока, пока она не

подчиняется его воле.

Жене в отношении мужа предоставлены следующие средства защиты:

* Если муж грозит применить насилие или действительно прибегнуть к

таковому, или, в случае грубого нарушения мужем супружеских

обязанностей, налагаемых мусульманским законом, жена может отказаться

жить с ним, не создавая этим повода для предъявления к ней иска о

восстановлении супружеских прав

* Если по такой причине жена перестала жить с мужем, или была им

изгнана, или покинута, то, по ее ходатайству судья может присудить ей

содержание. Но такое судебное решение может впоследствии быть

отменено, если окажется, что она живет в прелюбодейной связи с

мужчиной, или она откажется жить с мужем без уважительной на то

причины, или, если супруги будут жить врозь по обоюдному согласию

* Вообще, относительно насильственных действий мужа (как – то: побои,

преступное злоупотребление силой, злостное принуждение, лишение

свободы и др. кроме вопросов полового общения), женщина может

обратиться за помощью в суд, как и любой другой посторонний человек

Расторжение брака и его виды.

Одним из центральных институтов семейного права арабских стран выступает

прекращение брака. Любой исследователь, изучающий положения шариата о

семейно - брачных отношениях, приходит к выводу, что развод по

мусульманскому праву, в отличие от многих других светских и религиозных

законодательств мира, отличается своей поразительной легкостью и

отсутствием каких- либо формальностей. Поразительно то, что ислам так

ревностно борющийся против безбрачия и монашества, создает очень легкие

условия для расторжения брака и разрушения семьи.

В деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина,

хотя формально аналогичное право дается и последней. Единственные условия,

которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, - он должен быть

в здравом уме и никем не принуждаем к разводу.

При временном браке развод не требуется. По истечении срока временного

брака брачный договор считается расторгнутым автоматически. Но муж имеет

право дать развод жене, с которой он состоит во временном браке, если он

захочет этого раньше, чем истечет срок временного брака.

Женщина, получившая развод, как и вдова, не может сразу выйти замуж. Шариат

устанавливает следующие правила: сразу после развода может выйти замуж

женщина, которой не исполнилось девяти лет, и вдова старше 50 лет, так как

считается, что женщины ни в том, ни в другом возрасте не могут иметь детей

и потому им не требуется ожидать истечения после разводного срока,

установленного шариатом. Срок, который женщины-вдовы должны соблюдать после

развода, называется идда1 и продолжается в течении трех менструальных

циклов. Имеет право не ожидать срока и выйти замуж вторично тут же после

развода с первым мужем и женщина, которая не имела близких отношений с

мужем, получая развод. Срок идда имеет целью выяснить, не беременна ли

женщина, овдовевшая или получившая развод. Освобождение от беременности

также считается окончанием срока идда. Например, если муж дал развод жене,

и она буквально через час родила, считается, что истек ее срок идда.

По шариату практикуется четыре основных вида развода:

1. развод баин2 (окончательный)

2. развод раджаа3 (правило возвращения мужу к жене)

3. развод хаал4 (путем подкупа мужа женой)

4. развод мубарат5 (посредством отречения).

При разводе баин муж может вернуть себе свою жену только путем заключения

нового брачного договора. Такой развод считается окончательным.

В цикл развода баин входят следующие разновидности окончательного развода:

o развод получает женщина, не достигшая девятилетнего возраста

o вдова старше 50-60 лет;

o муж не имел близкого отношения с женщиной, с которой заключал брачный

договор

o трехкратный талак1 (муж трижды повторяет жене формулу «Ты для меня не

жена»).

Шариат запрещает мужчине иметь связь с девушкой, не достигшей девятилетнего

возраста. Однако если он нарушил закон шариата и женился на такой девушке,

никакого наказания он не получает, он должен дать ей окончательный развод.

Женщина, вышедшая замуж и по каким-либо причинам не имевшая близких

отношений с мужем, получив развод, также теряет право возвращения к мужу.

Но самый унизительный вид развода – трехкратный талак. Стоит мужу в гневе

повторить трижды «ты мне не жена», как супруги тотчас становятся

“запретными” друг для друга. Если жена пожелает восстановить прежнюю семью,

она должна выйти замуж за другого, развестись, и лишь после этого

возвратиться к прежнему мужу. Причем и в этом случае ислам не признает

фиктивного брака. Как правило, муж сам находит подставного мужа для своей

жены.

Раджаа в буквальном смысле не является разводом. Термин раджаа означает

“возвращаться”. И развод этот значит, что муж, дав жене развод, раскаялся и

изъявляет желание возвратиться к ней или вернуть ее себе. Муж при таком

разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью. Как

правило, во время развода раджаа жена не покидает дом мужа. Мусульманская

этика оправдывает мужа, если даже он не прав, разводясь с женой. И шариат

рекомендует ему при возвращении к жене во всеуслышание не признаваться в

своей ошибке, но лишь намеками дать знать жене, что он возвращается к ней.

Потому-то шариат требует, чтобы муж не выдворял жену из дома, если он дал

ей развод раджаа. Этот развод похож скорее на ссору мужа с женой. Муж при

таком разводе не теряет права примириться с женой и возвратиться в семью.

Если муж решил возвратиться к жене после развода раджаа, то для этого

никаких свидетелей не требуется.

Хаал является таким разводом, при котором жена пытается подкупить мужа,

материально вознаградить его за предоставленную ей свободу. Этот вид

мусульманского развода со всей обнаженностью раскрывает неравенство полов в

законах шариата. Муж может избавиться от законной жены, даже не объясняя ей

причины развода, тогда как жена, требуя развода, должна привести

определенные веские причины. Однако в шариате может быть и компромиссное

решение вопроса относительно развода, когда муж не желает дать развод, а

жена хочет этого, но с точки зрения шариата у нее нет оснований и причин

для развода. В шариате нет ясных указаний на возможность учитывать

психологические и чувственные побуждения как причины для развода. Видимо,

ислам не признает в качестве таких причин и утверждения жены, что она

престала любить мужа, не выносит его и т.п. И каков выход из положения. Как

компромисс шариат предлагает выкуп. Хотя и в скрытой форме, компромисс этот

проявляется в правилах развода хаал. Жена предлагает мужу свой махр или

другую свою собственность в качестве дара за право получить от него развод.

При этом ни жена, ни муж не углубляются в причины, вынудившие жену сделать

такой шаг. Если муж согласен на такой компромиссный развод, шариат считает

его законным.

Развод путем отречения (мубарат) до некоторой степени схож с разводом хаал,

однако между ними есть и различие. В обоих случаях при разводе муж получает

от жены вознаграждение (материальное) за согласие на развод. Различие же

состоит в том, что если при разводе хаал инициатива развода принадлежит

жене, а муж не согласен и соглашается лишь с условием получения от жены

материального вознаграждения, то при разводе мубарат оба они согласны на

развод, но муж первым ставит условия и требует материального

вознаграждения, тогда как в разводе хаал жена сама предлагает это

вознаграждение. Развод мубарат характеризует мужа как человека низкого,

бессовестного, выклянчивающего у жены ее приданное. Шариат выступает в роли

возбудителя эгоистичного, презренного начала. В этой форме развода

обнажается социальный и классовый характер мусульманского брака и развода.

Семейно-брачные отношения рассматриваются как способ увеличения имущества.

При разводе мубарат муж не имеет права требовать от жены вознаграждения,

превышающего стоимость ее махра, тогда как при разводе хаал шариат

допускает такое превышение, поскольку развода требует жена, и она же

определяет сумму вознаграждения. И хаал, и мубарат оформляются одинаково, с

указание вида развода, суммы и вида вознаграждения.

Правила развода разработаны в шариате до мельчайших деталей. Так, в нем

предусмотрено, что жене умалишенного может дать развод отец или дед по отцу

мужа. Если мужчина добился развода какой-то женщины с ее мужем путем обмана

и затем женился на ней, развод этот считается верным с точки зрения

юридических норм шариата, но по этическим нормам ислама является тяжким

грехом. Здесь шариат действует в соответствии с высказываниями древних: “

То, что можно оправдать с юридической точки зрения, не всегда может быть

оправдано с точки зрения моральных норм и нравственности”. И поскольку все

аморальные поступки не зафиксируешь в законодательстве, шариат во многих

случаях отделывается просто проклятием нарушителям моральных принципов. Так

и в приведенном случае: он посылает проклятие и на мужа-соблазнителя, и на

женщину, согласившуюся “на грех”.

Если посторонний мужчина и женщина по ошибке имели близкие отношения,

принимая друг друга за мужа и жену, женщина не должна подходить к своему

настоящему мужу, пока не пройдет срок идда, из опасения возможной

беременности от этой ошибочной встречи. Если у женщины потерялся муж и она

желает выйти замуж за другого, она самостоятельно не может решать этот

вопрос и должна обратиться за советом к духовному лицу, что является еще

одним доказательством попытки поставить под контроль духовенства личную

жизнь верующих.

При разводе правила шариата не огораживают женщину от самых нелепых

поступков со стороны мужа. Например, муж имеет право развестись с женой, не

ставя ее в известность и продолжая обеспечивать ее расходы, как обычно. А

когда через год он объявит жене, что разведен с ней и предоставит

соответствующие доказательства, то имеет право отобрать у нее все, что

давал в течении года, за исключением, правда уже потраченного.

Следует отметить, что во всех случаях развода, кроме тех, которые

обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщины

ущемляются. И еще больше эти права ограничиваются морально-этическими

нормами ислама. То есть даже и те (формальные) права, которые шариат

обеспечивает женщине, обесцениваются теми общественными и психологическими

барьерами, которые существуют в мусульманском обществе. Так, женщина часто

отказывается самостоятельно поднять вопрос о разводе, даже если имеет для

этого достаточно оснований, потому что общественное мнение, создаваемое под

влиянием религии, может объявить этот поступок безнравственным, даже

бесстыдным.

Развод по причине физических и умственных недостатков.

По шариату причиной расторжения брачного договора могут служить шесть видов

пороков и недостатков ( физических и умственных ). К ним относится:

I. сумасшествие

II. слепота

III. бессилие

IV. проказа

V. афза

VI. расслабленность

Женщина также имеет право поднимать вопрос о разводе, если после замужества

она узнает, что муж ее или сумасшедший, или страдает мужским бессилием, или

кастрирован, или имеет болезнь, делающую невозможным половую близость.

Учитывая этические нормы и психологические факторы, шариат требует, чтобы

разводы по причинам физических и умственных недостатков не афишировались.

Происхождение.

Мусульманскому праву известны в отношении отца только законные дети и дети

и дети внебрачные и непризнаваемые. Мусульманское право не знает институты

узаконения внебрачных детей, усыновления или удочерения, и суду не

предоставлено полномочий формально узаконивать родственные связи, не

являющиеся фактически законными. Хотя в мусульманском праве отсутствует

какая то бы ни было регламентация родственных связей по материнской линии,

установление материнства все же возможно, что позволяет в некоторых случаях

одновременно установить отцовство, если только оно было законным.

Установление происхождения от определенного лица.

Основанием установления законного отцовства является брак, а также

физическая близость с рабыней. Отцовство признается путем доказательства

или юридической презумпции, т. е. ребенок был зачат от данного мужчины

женщиной, бывшей в момент зачатия его законной женой, или которую он мог

считать таковою. Законное происхождение устанавливается в отношении

ребенка, родившегося по крайней мере через шесть месяцев после оформления

брака, то есть по истечении минимального срока беременности, согласно

вычислениям, взятым из двух сур Корана.1

Но кого же следует считать законным отцом, если ребенок появился на свет по

истечении продолжительного времени после расторжения брака? Минимальный

срок беременности, как было сказано выше, установлен в шесть месяцев. Что

же касается максимального срока, то на мой взгляд в мусульманском праве

имеется любопытная теория о так называемом дремлющем младенце ( в утробе

матери ). В соответствии с этой теорией признается законным ребенок,

родившийся в результате беременности, срок которой исчисляется не месяцами,

а годами ( от двух до семи лет ).

Запрещая установление внебрачного происхождения и в судебном порядке,

мусульманское право разрешает иски и признании законного отцовства; для

этого достаточно, чтобы мужчина, который мог быть законным отцом данного

ребенка, заявил в присутствии двух свидетелей, что он таковым является.

Нужно только, чтобы различие между в возрасте между ребенком и мужчиной,

признающим себя его отцом, оправдывала правдоподобность такого заявления.

Это признание имеет значение не только для ребенка, соответственно

приобретающего право законнорожденного, но также и для матери, если она

наложница, поскольку как валида1 ( мать ребенка ), она переходит на

положение, являющееся промежуточным между рабством и свободным состоянием.

Учитывая различные сроки идда2 ( воздержание от половых сношений ) и

различие сроков при исчислении продолжительности беременности, можно себе

представить, какие запутанные споры вызывает мусульманская казуистика в

вопросе о законном отцовстве!

Усыновление или удочерение не существует в мусульманском праве. Но сплошь и

рядом мусульмане воспитывают, например, племянников на правах своих

собственных детей, а мусульманская судебная практика признала за этими

фактически усыновленными возможность наследовать в качестве законных

наследников одну треть имущества их приемного отца.

Найденыш, происхождение которого неизвестно, рассматривается в качестве

свободнорожденного. Он должен быть воспитан как правоверный мусульманин

жителями данной местности, исповедующими эту религию. Считающийся

воспитанником мусульманской общины, этот ребенок вверяется попечению того,

кто первый его обнаружил ( если приоритет оспаривают двое, то решает жребий

). Это лицо воспитывает ребенка, пока он будет найден и взят на содержание

матерью.

Последствия происхождения.

Происхождение влечет за собой для родителей и детей взаимные права и

обязанности.

В обязанности матери входит хадана3 ( обязанность пестовать ребенка ),

кормление ребенка грудью(, а тех случаях, когда отец оказывается

материально несостоятельным, - и содержание ребенка. Хадана в некоторой

степени является разделением родительской власти и включает обязанность

содержать и воспитывать ребенка ( оплата расходов обычно является долгом

отца ). Длительность хаданы равна сроку обязанности отца содержать ребенка:

от рождения до наступления половой зрелости в отношении сыновей, а в

отношении дочерей – до их фактического вступления в брак. Любое лицо, на

болю которого выпадает выполнение обязанностей хаданы, может от него

отказаться ( даже мать ), если на это находится другой приемлемый

претендент. Лишение права на хадану может быть применено к

“воспитательнице”, которая вновь вышла замуж, или оказывает на ребенка

пагубное влияние, либо собирается поселиться на расстоянии, превышающем 120

километров от местожительства отца, лишая его таким образом возможности

осуществлять свою отцовскую власть в отношении ребенка.

“Власть главы семьи, возложенная на отца, давала ему в доисламскую эпоху

право распоряжаться жизнью и смертью своих жен и детей” - пишет Л.

Сюкияйнен1, действительно были случаи, когда младенцев женского пола

закапывали живыми в землю. Коран преобразовал эту рубубийю2 - деспотическую

власть отца – в вилая3, то есть во власть покровительственную, защищающую.

Что касается имущества детей, то отец не только управляет, но и владеет им

( с обязательством отчитаться в этом по окончании опеки ). Так обстоит дело

до совершеннолетия ребенка, причем по мусульманскому праву можно различать

два вида совершеннолетия:

I. Одно называется соматическим, то есть применяется к лицу

II. Другое хрематическим, то есть применяется к имуществу

Опека.

Каждый мусульманин обязан содержать и пропитывать своих детей, деда и

бабку; однако всех их, кроме детей, только в том случае, если они сами не

могут себя содержать. В этом случае не определяется ни количество денег, ни

сами предметы для содержания и пропитания. Их количество полностью зависит

от сына или внука, и может заключаться в самом необходимом.

Дети обязаны повиноваться и с почтением относиться к своим родителям. Они

должны навещать своих родителей. Если они живут в разных местах, то дети

обязаны приезжать к родителям по крайней мере каждые семь лет и в течение

этого времени писать им письма и посылать подарки.

В случае жалобы этих родственников и детей на неполучение содержания,

шариат, предписывает немедленно удовлетворить их, а в случае отказа,

принуждает всякое лицо, в обязанности которого входит содержание

родственников, продавать свое имущество ( как движимое, так и недвижимое )

и вырученными деньгами удовлетворить родственников.

В шариате существует три вида опеки:

V опека для заключения брака, устанавливаемая над несовершеннолетними,

над умалишенными того или иного пола, а также для оказания помощи

взрослой женщине в здравом рассудке, при совершении брачного договора

V опека над несовершеннолетним в целях его воспитания

V опека над имуществом несовершеннолетнего

Мусульманское право различает 3 вида опекунов:

1. Опекуны естественные, т.е. по праву родства

2. Опекуны, назначенные духовным завещанием

3. Опекуны, назначенные правомочными государственными органами.

Опекуны должны быть обязательно мусульманами, совершеннолетними,

дееспособными и добропорядочными людьми.

Несовершеннолетие считается основанием для установления брачной опеки, если

нет отца и деда. Совершеннолетие признается по достижении девочкой 9-ти, а

мальчиком 12-ти лет, если признаний умственной и физической незрелости не

последовало.

Опекуна назначает судья. Допускается существование двух и более совместных

опекунов. Над несовершеннолетним и его имуществом могут быть назначены

отдельные опекуны. Если несовершеннолетний владеет несколькими видами

имущества, то судья может, если признает необходимым, назначить отдельного

опекуна над каждым или несколькими видами имущества.

При назначении опекуна над несовершеннолетним, судья должен

руководствоваться соображениями, которые не расходятся с законом, послужат,

по мнению судьи, на благо несовершеннолетнего. При этом судья должен иметь

в виду возраст, пол и вероисповедание несовершеннолетнего, личное и

имущественное положение и способности предполагаемого опекуна, степень его

родства с несовершеннолетним, а также желания (если такие есть) покойного

родителя и отношения, существующие или существовавшие между предполагаемым

опекуном и несовершеннолетним или его имуществом.

Если несовершеннолетний достиг возраста, допускающего сознательное

предпочтение того или иного опекуна, то судья может принять в соображение

желание опекаемого.

Суд не может назначить опекуна против воли последнего.

Опекун не назначается в следующих случаях:

V над несовершеннолетней, состоящей в замужестве, муж которой является,

по мнению судьи, подходящим опекуном над ней

V над несовершеннолетним при жизни отца, который является, по мнению

судьи, подходящим опекуном над несовершеннолетним

Женщин тоже можно назначать опекунами, если нет подходящих мужчин и если

они знакомы с нормами шариата.

Женщина, имеющая право воспитательного надзора за мальчиком или девочкой,

теряет это право:

V Если она не проявляет достаточной заботливости о ребенке

V Если она уличена в открытом разврате и грубом обращении вообще с

людьми

V Если она проживает не в местожительстве отца – за исключением

разведенной жены, которая имеет право перевести собственных детей на

жительство к себе, при условии, что это новое их местопребывание будет

в то же время и местом, где был заключен брак

Опекун есть доверенное лицо опекаемого и не должен извлекать из своего

положения выгоды, поскольку это не обусловлено завещанием или иным

документом (если такой имеется), в силу которых он назначен. Такого рода

запрещение распространяется на все имущественные сделки между опекуном и

опекаемым на все время существования опеки и даже на некоторое время после

ее прекращения.

На опекуна возлагается надзор за опекаемым, а также забота о его

содержании, образовании и обо всем том, что предусмотрено законом.

Опекунам за их труды и обязанности определенного вознаграждения не

полагается. Опекуны должны вести подробные отчеты по управлению имуществом

малолетнего. Во время малолетства лица, находящегося под опекой, от опекуна

не требуется никаких отчетов, кроме как по требованию казия или

государственных органов для удостоверения добропорядочности опекуна.

Малолетний, по достижению совершеннолетия, имеет право потребовать от

опекуна подробный отчет всех его действий на протяжении всего периода

опеки.

Судья может по заявлению заинтересованных лиц сменить опекуна, назначенного

им, назначенного по духовному завещанию или по иному документу в случаях:

неспособности выполнения обязанностей опекуна, дурного обращения с

опекаемым или невнимания к его нуждам, уличение в проступке, который, по

мнению судьи, настолько опорочивает имя опекуна, что последний становится

недостойным выполнять обязанности по отношению к опекаемому, переезд

опекуна за пределы подсудности судьи.

Если опекун пожелает сложить себя возложенную на него обязанность, он может

обратиться к судье с просьбой об освобождении его от таковой. Судья должен

освободить опекуна от выполнения его обязанностей, если признает просьбу

основательной.

По прекращении полномочий опекуна, судья может потребовать от него передачи

имущества, принадлежащего опекаемому и находящегося в его распоряжении.

После передачи опекуном имущества или счетов, по указанию судьи, последний

может освободить его от опекунских обязанностей, что не слагает с него

ответственности за последствия неправильных его действий.

Заключение.

В заключение я хотел бы сделать вывод о проделанной работе. Во время

написания курсовой работы основная моя задача заключалось в том, чтобы как

можно наиболее полно раскрыть брачно – семейное право мусульман, показать

какую роль семья играет в исламе, что она из себя представляет, какие черты

ей присущи, какими правилами она регулируется, показать неразрывную связь

норм шариата которые регулируют брачно – семейные отношения с исламом,

описать их источники, выделить те аспекты, которые позволили мусульманскому

праву ( по мнению многих людей праву жестокому, отжившему свой век,

патриархальному и не имеющему право на жизнь ) со временем приобрести

мировое значение.

Я пришел к выводу, что основным субъектом права в исламе является не

индивидуум, а именно семья. Мусульманская семья, по моим наблюдениям,

несмотря на свою сплоченность, является значительно менее устойчивой

общественной ячейкой, чем семья в понятии нашего, европейского общества.

Мусульманская семья, окружена предрассудками, отжившими свой век

традициями, так например, право отца – и только отца – принудить дочь выйти

замуж ( если она не достигла половой зрелости ).

У нас семья является общностью нескольких поколений; она существует как

таковая независимо от того, кто именно ее последовательно возглавляет.

Исламское же построение таково, сто семья является пожизненным родственным

объединением, возглавляемым одним отцом: когда отец умирает, наступает

время нового харема (гарема), не являющегося приемником предыдущего. При

такой системе фамильное имя не имеет никакого значения: каждый носит лишь

свое имя, к которому присоединяют имя его отца ( Мухаммед ибн Брахим, то

есть Мухаммед сын Брахима ).

Я пришел к выводу, что существенно отличается от европейской и структура

мусульманской семьи. Хотя главенствующее положение отца в мусульманской

семье схоже с положением главы семейства и мусульманская семья строится

также на основе родственных связей по мужской линии, однако у мусульман

жена не входит в род мужа и теоретически обладает полной родовой

автономией.

Чем же объясняется наличие особых прав и привилегий главы мусульманской

семьи?

По моему мнению, его социальной значимостью в среде, где царит

неуверенность, свойственная примитивным обществам. Лицо, назначением

является обеспечивать одновременно внутренний порядок в социальной группе и

защиту ее от внешний посягательств, достойно того, чтобы обладать правовыми

полномочиями, тогда как все остальные члены семьи, возглавляемой этим

лицом, подчиняются его праву. Замкнутое хозяйство и внутренний строй

мусульманской семейной группы обуславливают применение иногда чрезвычайно

суровых мер в отношении женщин, хотя эти меры и противоречат установкам

Корана.

Мусульманское право, в том числе и гражданское право мусульманских стран

представляет значительный интерес в силу своего своеобразия, характерных

отличительных черт, оно доказало свою жизнестойкость в течении длительного

времени и заслуживает всестороннего, глубокого дальнейшего изучения.

Приложение.

Форма брачного акта ( образец ).

Утверждено мною.

О соединяющиеся сердца!

(Место печати казия или муллы.)

Восхваление Всевышнему, дозволившему брак и предохраняющему от искушения и

погрешения плоти; моление и приветствие Могаммеду и потомкам его, чистейшим

и непорочным.

После сего

Супруг, сочетающийся браком.

В полном разуме и совершеннолетний, высокостепенный (имя супруга).

Супруга, выходящая замуж.

В полном разуме и совершеннолетняя (имя супруги).

Поверенный со стороны мужа (имя поверенного)

(его М.П.)

Поверенный со стороны жены

(его М.П.)

Приданое.

30 червонцев остались неуплаченными: получено две постели; получено четыре

платья; получен один золотой графин и т.д.

Время совершения акта.

12 числа,……месяца, ………..года.

Список использованной литературы:

1. Давид. Р. Основные правовые системы современности. М.1988 г.

2. Климович Л. Книга о Коране. М.1986 г.

3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира М.1993 г.

4. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран

Арабского Востока. М 1984 г.

5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 2000 г.

6. Шарль Р. Мусульманское право. М. 1959 г. (Под редакцией Беляева).

7. Религии мира, Энциклопедия, т.6 М. 1996 г.

8. Ислам, краткий справочник. М. 1983 г.

9. Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий. М. 2001 г.

10. Закон РФ О своде вероисповеданий М. 2000 г.

1 Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991. С-343

1 Климович. Книга о Коране 4:1 и 30:20.

1 Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991 С-135

* Известен случай когда один багдадский красильщик, умерший в 423 году в

возрасте 87 лет, последовательно женясь и разводясь, состоял в браке с

девятьюстами женщинами, то есть в среднем каждый месяц имел новую жену. По-

моему мнению в наши дни, когда экономические условия создают большие

препятствия для каких бы то ни было форм многоженства подобное явление было

бы немыслимо.

1 Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991. С-336

2 Климович Л. Книга о Коране М. 1986 г.

1 Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991. С 147.

( “Символ” передается невесте в присутствии двух свидетелей женихом,

который одновременно произносит ритуальную формулу. Передача “символа”

подробно регламентирована в раввинских текстах.

( Энциклопедия- “Религии мира” М., Аванта +, 1996 С-524

( Сроки воздержания от половых сношений, предписанные во избежание смешения

половых связей.

Срок идда, применяющийся в связи с тем, что женщина овдовела или получила

развод, длится несколько менструальных периодов

( кади- (араб.; тюрк. и перс. кази), в мусульманских странах судья,

единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата.

( Электронная энциклопедия “Кирилл и Мефодий”

( Садак или махр – выкуп за невесту со стороны жениха.

( Электронная энциклопедия “Кирилл и Мефодий”

( При браке ширар вали выдает девушку замуж, оговорив этот брак выкупом в

сумме “икс” , при условии что претендент на руку этой девушки со своей

стороны отдает вали, например, свою дочь за выкуп тоже в сумме “икс”.

Поскольку оба этих выкупа, равноценные по сумме, являются взаимно

компенсирующими, никакого платежа фактически не производится.

( Жак Кюжас ( 1522-1590 ) – известный французский юрист.

( Р. Шарль “Мусуьлманское право” М. 1959 ( под редакцией Беляева) С-57

( Электронная энциклопедия “Кирилл и Мефодий”

( Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991. С-176

1 Электронная энциклопедия “Кирилл и Мефодий”

2 Там же

3 Там же

4 Там же

5 Там же

1 Энциклопедия- “Религии мира” М., Аванта +, 1996 С-540

1 Климович книга о Коране - сура 21, стихи 13 и 14 . М. 1986 г.

1 Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991 С-84

2 Там же С-135

3 Там же С-334

( В течение двух лет, гласит Коран, мать обязана кормить детей грудью сама,

после чего, если материальное положение семьи это позволяет, может быть

нанята кормилица.

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран

Арабского

Востока. М 1984 г. С-123

2 Электронная энциклопедия “Кирилл и Мефодий

3 Там же.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.