рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Авторское право

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным

признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие

произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их

воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные

речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно

стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в

объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но

такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является

крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой

слушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в

состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное

произведение. Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор,

ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной

формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять

воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами,

законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые

выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых

не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений,

например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей,

лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более

сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным

носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем

исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения

результата творческой деятельности как особого признака охраняемого

произведения представляется оправданным.[29]

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права достаточно

одного только факта создания произведения, определенным образом выраженного

вовне. Никакой регистрации или иного документирования этого факта не

требуется.[30]

В ст. 6 закона "Об авторском праве и смежных правах" говорится, что

авторское право на произведения науки, литературы или искусства возникает в

силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права

не требуется регистрации произведения, иного специального оформления

произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведения

предусмотренных им критериев, т.е. необходимости какой-либо квалификации

произведения как такового для признания его объектом авторского права.

После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском

праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах

грампластинок и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права,

который состоит из трех элементов: латинской буквой «С» в окружности: ©

имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования

произведения.

Использование данного знака охраны не означает введение в российское

право требования о выполнении формальностей как условия возникновения

охраны. Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя

исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут

пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и

произведения без такого знака.

Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение

третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не

только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и

облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки

состоится.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и

часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и

может быть использована самостоятельно. В этой связи большое значение для

понимания сущности правовой охраны произведений, по российскому

законодательству, имеет принятое в литературе выделение у произведения

"юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов.[31]

В группу "юридически безразличных" элементов входят тема, материал,

сюжетное ядро и идейное содержание произведения. В теории литературы их

называют содержанием произведения. Заимствование этих элементов не налагает

никаких обязанностей.

В науке авторского права созданные художником образы именуются

внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как

является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность

своего творца. Считается, что, в принципе, образы произведения могут быть

заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения

при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон

требует обязательного согласия автора первоначального произведения и

указание источника заимствования. Внешняя форма произведения это язык

произведения со всеми его словарными и художественными особенностями. Язык

произведения заимствованию не поддается. Он только цитируется с

обозначением источника, в противном случае налицо присвоение (плагиат).[32]

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен.

Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения,

степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других

оснований. Прежде всего заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых

законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его

актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским

правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те,

которые непосредственно относятся к области науки, литературы и

искусства.[33]

Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный и

далеко не исчерпывающий характер, иначе бы создание произведений новых

видов оставалось бы вне юридической охраны, а значит, вне правового

стимулирования.[34]

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и

необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление

произведений на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что

авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если

необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не

могут быть использованы без согласил их авторов, то обнародованные

произведения в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут

быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже

вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между

опубликованными и неопубликованными произведениями.

В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь с

такими действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляров

произведения. Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске в

обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При

этом указанное действие должно быть так же, как и при обнародовании,

совершено с согласия автора произведения, а количество выпущенных

экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных

потребностей публики исходя из характера произведения.

Следует отметить, что понятие "опубликование произведения" (или выпуск

в свет), по российскому авторскому законодательству, расходится с

аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве.

В соответствии со ст. VI Конвенции опубликованием считается выпуск

только таких экземпляров произведения, которые предназначены для

читательского или зрительского восприятия. Поэтому, например, выпуск в

обращение грампластинок и иных звукозаписей литературных, музыкальных и

иных произведений опубликованием произведения не признается, так как

указанные материальные носители обеспечивают лишь слуховое восприятие

произведений.

Российский авторский закон подобного ограничения не содержит и считает

опубликованием выпуск в обращение любых материальных носителей

произведения. Таким образом, налицо явное расхождение между внутренним

российским законом и положением международного договора, которое должно

решаться в пользу последнего.

Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные.

Практическое значение данной классификации заключается в том, что если

оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их

собственному усмотрению, то для создания и использования производных

произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те

произведения, на основе которых они созданы.

Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые

элементы которого созданы самим автором. В производном (или зависимом)

произведении заимствованы охраняемые элементы чужого произведения. Основным

критерием для предоставления ему охраны является требование творческой

самостоятельности по сравнению с оригиналом. Как правило, это выражается в

придании произведению новой формы, отражающей оригинал.

Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое

произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения,

подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Большое практическое значение для объема авторских правомочий и режима

использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие

"служебное произведение" закон не раскрывает, относя к их числу

произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или

служебного задания работодателя (ст. 14 Закона об авторском праве).

Юридическая наука и судебная практика вносят в это понятие большую

определенность и ставят его в известные рамки. В частности, произведение

может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только

тогда, когда содержанием такого задания является именно создание

произведения.

К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде

всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков

произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе

проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат,

он авторским правом не охраняется. К такого рода результатам относятся, в

частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т.

п. при условии, что составителем не применена оригинальная схема изложения

справочных данных.

Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми

необходимыми для охраны признаками, но не охраняемые авторским правом в

силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре

категории произведений.

Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны

которых истек. Но истечение срока охраны никак не влияет на охрану

авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их

официальные переводы, а также государственные символы и знаки.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским

правом произведения народного творчества.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о

событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые

опубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указания

другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее

первоначального обнародования (ст. 23 Закона РСФСР "О средствах массовой

информации").

В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопровождается

авторским комментарием, оценкой значимости происшедшего, прогнозом

дальнейшего развития событий, анализом или иной интерпретацией, оно

приобретает режим объекта авторского права.[35]

Глава III

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит

субъективное авторское право в отношении произведения. Обладателями

субъективного авторского права могут быть российские граждане, иностранцы,

лица без гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на

произведение для каждой категории субъектов возникает в связи с различными

юридическими фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по

наследству, авторскому договору и т.д.

Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений.

Авторами признаются лица, творческим трудом которых создано

произведение.[36] Автор — творец нового.[37]

Носителем субъективного авторского права является создатель

произведения, его подлинный автор — человек, написавший книгу, сочинивший

музыку, создавший скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по

созданию произведения не относится к числу юридических актов, совершаемых

специально для достижения определенного правового результата.[38]

Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание

гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от

состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в

конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта

выполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка.

Но поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными

лицами, конкретные субъективные авторские права возникают независимо от

возраста и состояния дееспособности.

По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав

несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью

недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими

авторскими правами самостоятельно.

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и

иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведения

российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или

нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и

лиц без гражданства охраняются при условии, что они:

- либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо

объективной форме;

- либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами

РФ (п. 1 ст. 5 Закона об авторском праве).[39]

Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или

несколькими лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.

Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое

целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких

лиц, т. е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При

отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства.[40]

Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение

принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое

произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть

использованы самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для

каждого автора не существует, так как произведение нельзя разделить на

части; при "раздельном" соавторстве каждый автор сохраняет право на

созданную лично им часть коллективного произведения (если только в

соглашении не указано иного).[41]

Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является

наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением

следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на

совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в

любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того,

предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения,

если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения

творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не

нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность

возникновения соавторства без совместной творческой работы над

произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не

может.[42]

В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое

не является соавторским, для использования уже созданного произведения

требуется согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, то

произведение может быть использовано только по решению суда; при

недостижении соглашения в отношении делимого коллективного произведения,

соавторы могут использовать принадлежащие им части по своему

усмотрению.[43]

Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научных

сборниках, энциклопедических словарях, журналах или в других периодических

изданиях. В этом случае появляется единое произведение, например — журнал

как таковой, словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодаря

такой творческой работе (тематическая подборка, расположение материала и т.

п.), в которой отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому,

будучи авторами своих собственных произведений, они не становятся

соавторами журнала или словаря.[44]

Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного

произведения на основе чужого опубликованного (если имеет место

дозволение).

Если автор умирает, то носителями его авторских прав выступают

наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону,

так и по завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно не

изменено завещанием. Важной особенностью наследования авторских прав

является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом

порядке, как единое целое, не подлежащее разделу. Это означает, что

распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники

должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению

суда.

Стоит отметить некоторые особенности перехода авторского права по

наследству.

Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские

права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не

переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту

репутации автора.

Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту

названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не

назначил для этих целей специальное лицо.[45]

В ст. 27 Закона подробно расписаны все возможные сроки действия

авторского права:

- авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти

автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти;

- авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует

в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.