рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Авторский договор: понятие и виды

объективной формы, допускающей его функциональное использование) в

определенном количестве экземпляров (или без ограничения тиража);

г) право на распространение произведения любым способом путем

реализации размноженных материальных носителей произведения среди

конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное

использование) в следующих территориально-отраслевых пределах (либо без

ограничений) Стороны указывают территорию: страну, административный район,

отрасль деятельности);

д) право на переработку произведения (создание на его основе нового,

творчески самостоятельного произведения) (или внесение изменений, не

представляющих собой его переработку);

е) право на перевод произведения;

ж) право на публичное использование произведения и демонстрацию в

информационных, рекламных и прочих целях;

з) право переуступить на договорных условиях часть полученных по

настоящему договору прав третьим лицам;

Сторонами могут быть указаны и другие права и обязанности.

Как, то: автор не сохраняет (сохраняет) за собой право использовать

самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его

использование третьим лицам в указанных территориально-отраслевых

пределах.

Пользователь обязан выплачивать автору вознаграждение в размере

процентов от дохода на соответствующий способ использования

произведения.

Вознаграждение Автору выплачивается по мере поступления платежей

за использование произведения.

Как правило, в договоре о передаче исключительных (неисключительных)

прав на использование произведения оговаривается контроль за

использованием произведения.

Так, например, может быть указано, что автор вправе:

а) осуществлять контроль бухгалтерских документов пользователя,

содержащих сведения о расчетах по использованию произведения;

б) знакомиться с иными документами, относящимися к использованию

произведения.

Пользователь по такому авторскому договору также может быть обязан:

а) по требованию автора предоставлять ему возможность ознакомиться с

бухгалтерскими и иными документами, содержащими сведения по использованию

произведения;

б) по мере поступления платежей за использование предоставленных ему

прав отчитываться перед Автором об объемах реализации.

В общих чертах обязанности автора, как правило, сводятся, к

следующему. Автор должен создать и передать пользователю произведение,

которое соответствует условиям заключенного договора.

Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе

над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут

производиться только с согласия заказчика, что обычно оформляется

составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ

технического характера автор может за свой счет привлекать любых лиц не

спрашивая согласия заказчика.

Автор должен представить заказанное ему произведение в определенный

договором срок. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой

автор может представить произведение досрочно, если только в договоре не

предусмотрено иное. Произведение должно быть передано заказчику в готовом

для использования виде, в частности в комплекте всех оговоренных договором

элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения

по частям. Наконец, передаваемое произведение должно быть надлежащим

образом оформлено, представлено в предусмотренном договором числе

экземпляров и сдано компетентному представителю заказчика. Для

предотвращения возможных споров сдачу-приемку произведения стоит оформлять

соответствующим письменным документом, например особой распиской.

Следующей обязанностью автора является доработка произведения по

требованию заказчика. Решение о необходимости доработки произведения

принимается заказчиком по результатам рассмотрения произведения, когда оно

в целом отвечает условиям договора, но требуется внесение в него

исправлений, изменений, уточнений или дополнений.

Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к

использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и

способа его использования.

Пользователь произведения обычно принимает на себя следующие

обязанности. В первую очередь он должен принять и рассмотреть

представленное автором произведение. Принятие произведения означает

проверку качества его оформления и комплектности, которая осуществляется в

порядке установленном конкретным договором. Принятое произведение должно

быть рассмотрено пользователем по существу в установленный договором срок.

В течении этого срока пользователь должен письменно известить автора либо

об одобрении произведения, либо об его отклонении по основаниям

предусмотренным договором, либо о необходимости внести в произведения

поправки с точным указанием существа требуемых исправлений в пределах

условий договора. Приобретая по договору права на использование

произведения пользователь обязан обеспечить соблюдение всех личных

неимущественных прав автора. В авторских договорах обычно указывается, что

пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никакие

изменения в частности сокращать его объем, снабжать произведение

предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. Однако при заключении

договора автор может дать согласие на изменение своего произведения.

В качестве особой обязанности пользователя, должна быть выделена его

обязанность привлечь автора к работе по подготовке произведения к

использованию. Выше отмечалось, что автор должен способствовать выпуску

произведения в свет. Одновременно это обычно является и правом автора.

Поэтому если пользователь не привлекает автора к данной работе, автор может

сам настоять на этом.

Закон об авторском праве не возлагает на приобретателей авторских

прав обязанность по реальному использованию произведения, что едва ли может

рассматриваться в качестве достоинства данного закона, поэтому если автор

заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения

публики, он должен сам позаботиться о включении в авторский договор условия

обязывающего пользователя использовать произведение оговоренными в договоре

способами и в определенном объеме. Важным, является и указание в договоре

конкретного срока, в течении которого пользователем должна быть выполнена

эта обязанность.

Поскольку авторский договор носит возмездный характер, на

пользователе лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за

использование произведения. Размер, форма и сроки выплаты определяется

сторонами. Наряду с выплатой согласованного гонорара пользователь может

принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных

расходов.

Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских договорах могут

предусматриваться и иные обязанности, как авторов, так и пользователей.

3.7. Размер, порядок и сроки выплаты вознаграждения

Право на авторское вознаграждение — одно из правомочий автора наряду

с правом на имя, на неприкосновенность и др.[34]

Существовавшая долгие года процедура полистной оплаты труда автора,

теперь не имеет столь широкого распространения: вознаграждение определяется

в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ

использования произведения. Если этот способ исчисления вознаграждения

невозможен в связи с характером произведения или особенностями его

использования, вознаграждение устанавливается в виде фиксированной суммы

(п. 3 ст. 31 ЗоАП).

Согласование размера вознаграждения призвано установить баланс

интересов авторов и пользователей. Этому способствует деятельность

организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе,

выступающих в качестве посредников. Причем, как отмечает Н.В. Махагонова,

посреднический вариант решения вопроса авторских прав не предполагает

коммерческих интересов организаций, управляющих имущественными правами на

коллективной основе, т.к. подобного рода организации не вправе заниматься

коммерческой деятельностью, согласно ст. 45 ЗоАП[35].

Финансовые условия, на которых пользователям предлагается заключить

соглашение с организациями, управляющими имущественными правами на

коллективной основе, зачастую никак не связаны с установленными

минимальными ставками авторского вознаграждения, расчет сумм соглашения,

как правило, не приводится. Общепринятые в мировой практике методики

исчисления авторского вознаграждения, в частности, за публичное исполнение

на телевидении и радио, значительно упрощаются, приводя к дисбалансу

интересов участников данных правоотношений в пользу своекорыстных интересов

организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.

Проблема монополии авторско-правовых обществ не нова для мирового

сообщества. Общепризнанным является положение о том, что деятельность

авторско-правовых обществ как абсолютных монополистов должна быть под

адекватным контролем. В ряде стран (например, Франция) применяется всеобщий

антитрестовский закон. В тех странах, где авторско-правовые общества не

подпадают под антитрестовское законодательство (например, Германия)

предусмотрена арбитражная процедура. Так, в Германии, в случае спора между

авторско-правовыми обществами и пользователями о размере вознаграждения

соответствующая лицензия будет выдана, если запрошенное вознаграждение

уплачено или положено на депозит до судебного решения о судебной

уплате[36].

В законе вознаграждение, выплачиваемое по авторскому договору, иногда

именуется “авторским вознаграждением” (п. 4 ст. 16; п. 2 ст. 28 ЗоАП). Это

выражение означает, что речь идет о вознаграждении, выплачиваемом по

авторскому праву. Но это вознаграждение выплачивается не обязательно

автору: оно выплачивается и другим владельцам авторских прав, передающим

права по авторским договорам[37].

Как уже отмечалось ранее, в качестве обычного способа определения

размера вознаграждения выступает определение его в виде процента от дохода,

полученного от использования произведения (ч. 1 п. 3 ст. 31 ЗоАП).

Условие о том, что вознаграждение должно определяться в авторском

договоре в виде определенного процента от дохода, является рекомендательным

— законодатель как бы №подталкивает” стороны к установлению вознаграждения

таким способом.

Вместе с тем, Закон допускает возможность определения вознаграждения

иным образом, если определить вознаграждение в виде процента от дохода

“невозможно ... в связи с характером произведения или особенностями его

использования” (п. 3 ст. 31).

Следует считать, что если стороны подписали авторский договор, по

которому вознаграждение определено “иным образом”, ни одна из сторон — ни

автор, ни пользователь уже не может ссылаться на то, что вознаграждение

можно было определить в виде процента от дохода.

Авторский договор может предусматривать выплату аванса (ст. 33 ЗоАП).

Авансом считаются любые суммы, выплачиваемые до того, как у

пользователя образуется доход от использования произведения.

Обязанность выплаты аванса устанавливается лишь для договоров заказа

(см. п. 2 ст. 33 ЗоАП).

Договор может предусматривать различные сроки выплаты вознаграждения.

Если срок выплаты вознаграждения в договоре не указан, вознаграждение

должно выплачиваться сразу же после образования дохода у покупателя.

Ч. 2 п. 3 ст. 31 ЗоАП вводит правило об индексации минимальных ставок

авторского вознаграждения одновременно с повышением (или понижением)

минимальных размеров оплаты труда.

Это правило об индексации применяется только к тем минимальным

ставкам вознаграждения, которые утверждены (или будут утверждены)

Правительством РФ.

Правило об индексации не должно применяться к размерам и суммам

авторского вознаграждения, которые установлены в отдельном авторском

договоре (если договор исполняется своевременно).

Правило об индексации должно применяться лишь к тем случаям, когда

минимальная ставка авторского вознаграждения определена не в виде процента

от дохода, а иным образом, например в твердой сумме.

Поскольку все утвержденные минимальные ставки выражены в виде

процента, необходимости в применении правил об индексации к этим ставкам не

возникает.

В договорах подобного рода должно быть указано максимальное

количество копий, которое пользователь вправе изготовить и распространить.

Превышение этого числа копий требует заключения нового договора.

Глава 4. Порядок заключения, изменения и прекращения авторского договора

4.1. Порядок заключения авторского договора и его стороны

Итогом согласования условий, которые стороны сочтут существенными,

является заключение договора (ст. 432 ГК РФ).

Порядок заключения договора предопределяется степенью готовности

произведения. Так, по договору на готовое произведение автор передает

готовое произведение, а по договору заказа автор принимает на себя

обязательство создать произведение в будущем. ЗаОП не предусматривает

процедуру заключения договора, поэтому порядок определяется главой 28 ГК РФ

“Заключение договора”. Считают целесообразным рассмотреть данный вопрос с

учетом сложившейся практики.

Готовое произведение, представленное в издательство, киностудии и

т.д. до заключения договора с автором, рецензируется, обсуждается.

Организация (физические лица, занимающиеся использованием произведения)

принимает решение о пригодности этого произведения к изданию[38]. Если

произведение будет одобрено, то это является основанием для заключения

договора. Таким образом, предварительная работа организации над готовым

произведением заканчивается, а в тексте договора должно быть указано, что

произведение представлено и одобрено. Следует учитывать, что на этой стадии

произведение может не получить одобрения организации. В этом случае оно

передается автору на доработку, а договор на готовое произведение будет

заключен лишь после его одобрения организацией.

Как уже отмечалось, к моменту заключения договора заказа

(литературного, художественного и т.д.) произведения еще не существует, а

характер отношений между сторонами совсем иной.

Так, автор будущего произведения должен представить заявку, план или

проспект, в которых он дает описание своего творческого замысла, формы его

осуществления и использования материала. Организация вправе предъявить к

заявке свои требования. Вступая в отношения с театром, автор представляет

творческую заявку либо фрагмент будущего произведения, который

приравнивается к творческой заявке[39]. Театр оказывает автору творческую

помощь в создании произведения, знакомит автора с составом труппы и

технической частью театра, дает ему консультации по теме произведения. С

согласия автора в театре проводится обсуждение предварительных вариантов

произведения.

В творческой заявке, представляемой киностудии, должны излагаться

основная идея, сюжетный замысел, даваться характеристика главных

действующих лиц будущего сценария, содержаться полное и последовательное

описание действия, а также диалоги, титры[40]. От автора требуется

учитывать производственно-экономические показатели, т.е. число снимаемых

объектов, массовых сцен и т.д.

Издательство также проводит предварительную, преддоговорную работу с

автором, которая состоит из собеседования, изучения и оценки плана,

проспекта или плана-проспекта произведения (перечня разделов и подразделов

с изложением содержания каждого), а также из изучения и оценки одной из

глав или одного из разделов будущей книги. Одновременно уточняется тип

издания, жанр произведения, основной круг читателей, на которых будет

рассчитано издание. Авторская заявка, план, проспект или отдельная глава

рассматриваются издательством, после чего автору сообщается, принято ли его

произведение, отклонено или продолжает изучаться. При положительной оценке,

авторская заявка утверждается, включается в тематический план, а с автором

заключается договор литературного заказа[41].

Очевидно, что организация по договору заказа заинтересована получить

доброкачественное произведение, поэтому при изучении и обсуждении авторской

заявки одна определяет параметры произведения. Утверждение творческой

заявки означает согласование автором и организацией всех требований,

предъявляемых к будущему произведению, а также лишает организацию права

выходить за рамки творческой заявки, согласованной с автором. Помимо всего

прочего, для организации, заключающей договор с автором, создающим

произведение, существует известная степень риска. Никто не застрахован от

того, что автора может постичь творческая неудача, а его произведение

нельзя будет использовать. В таких случаях организация (издательство, театр

и др.) несет материальные убытки, так как в соответствии со ст. 33 ЗоАП она

обязана выплатить автору аванс. Поэтому закономерно требование организации

к автору о предоставлении развернутого плана-проекта.

Что касается автора, то план-заявка порождает его основную договорную

обязанность — создать произведение в соответствии с условиями договора.

Несоблюдение автором предъявляемых к создаваемому произведению требований,

обозначенных в плане-заявке, приводит к нарушению условий договора и

ответственности автора по ст. 34 ЗоАП.

Не менее важен при заключении договора вопрос о том, кто его

заключает.

Авторский договор заключается, как правило, между автором и

организацией, осуществляющей подготовку произведения к изданию и его

распространению. Это не исключает того, что стороной договора могут быть

наследники.

Способностью иметь гражданские права и обязанности наделены все

граждане с момента рождения и по день смерти (ст. 17 ГК РФ). В содержание

правоспособности включена возможность иметь права авторов произведения

науки, литературы и искусства (ст. 18 ГК РФ). Но эти права реально имеют не

все граждане, а лишь те, кто своим трудом создает произведения творчества.

Причем для создания произведения не требуется достижения определенного

возраста, установленного для наступления полной дееспособности. Автором

произведения может выступать даже малолетний, т.е. не достигший 14 лет.

Здесь следует учитывать, что до достижения четырнадцатилетнего возраста

договор с малолетним автором может быть заключен только через его законных

представителей (родителей, усыновителей или попечителей), а при достижении

автором 14 лет — сделка на создание и (или) использование произведения

может быть заключена уже непосредственно с ним. “Несовершеннолетние в

возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без

согласия родителей, усыновителей или попечителей ... осуществлять свои

права автора произведения науки, литературы или искусства. изобретения или

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.