рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Закон о выборах РФ

первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в

соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у

одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается

кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс

продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется

абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том, что

можно обойтись однократным голосованием.

Другой способ, более распространенный, — перебаллотировка кандидатов,

собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов,

или, как выражается наш Федеральный закон "О выборах Президента Российской

Федерации", повторное голосование. Чаще можно встретить перебаллотировку

двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре (в

упомянутом нашем Федеральном законе так и предусмотрено). Для избрания во

втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую

систему называют системой двух туров

Явная несправедливость по отношению к участвующим в выборах

политическим партиям, которую часто несет в себе мажоритарная система,

породила систему пропорционального представительства партий и движений,

сокращенно именуемую пропорциональной системой. Ее основная идея

заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином

представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов,

поданных за ее кандидатов на выборах.

Однако пропорциональная система имеет не только плюсы, но и минусы. К

числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование

при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным

округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими

партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между

персонами, как при мажоритарной системе (хотя и при ней практически для

избирателя зачастую больше значима партия, нежели личность кандидата, ею

выдвинутого), а между партиями (движениями) и голосовать за список

кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров.

Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может, таким

образом, наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных

широкой публике людей, которые, будучи профессионалами, в различных сферах,

в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле за

деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что

может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся

личностями бесполезными или даже одиозными.

Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы может

привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг

маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к

конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию

необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества

решений.

Как же происходит распределение мандатов при пропорциональной системе?

Для этого существуют различные методы. Один из них заключается в

определении избирательной квоты (раньше она именовалась избирательным

метром), то есть того числа голосов, которое необходимо для избрания одного

депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из

допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает

число мандатов, полагающихся этой партии. Определяется квота разными

способами.

Следует особо отметить институт, который позволяет партиям нарушить

пропорцию при распределении мандатов и получить наибольшее количество

голосов. Это институт — объединения в блоки.

В результате всех приведенных способов партия (преодолевшая в

соответствующих случаях заградительный пункт) получает какое-то число

мандатов в представительном органе. Возникает вопрос: кто из кандидатов

списка получит эти мандаты? Обычно партия устанавливает очередность

кандидатов в списке, в соответствии с которой кандидатам достаются мандаты.

Очевидно, что чем ближе кандидат находится к началу списка, тем выше его

шансы стать депутатом. Первыми по списку идут лидеры партии, а затем

остальные кандидаты, чье место определяется степенью их близости к лидерам

или их ценностью для лидеров. Однако то, что избиратель не может влиять на

отбор кандидатов на так называемые мандатные места в списке, вызывает

многочисленные нарекания, ответом на которые в ряде стран явилось введение

преференциального голосования.

Суть этого института заключается в том, что избиратель, голосующий за

партийный список кандидатов, получает право указать в нем кандидатов,

избрание которых было бы для него особенно желательно, то есть определить

свои предпочтения (преференции) в рамках списка. Если, например, кандидат,

помещенный в конце списка, получит предпочтения большинства избирателей,

отдавших голоса за список данной партии, либо числа избирателей, равного

действующей в стране избирательной квоте, ему обязаны дать мандат в

первоочередном порядке, а кто-то, заранее помещенный на мандатное место,

этого мандата не получит.

Система единственного передаваемого голоса в теории считается самой

справедливой, так как позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением

пропорциональности представительства партий. Однако ее распространению

препятствует определенная техническая сложность определения результатов

выборов.

Выглядит система следующим образом. В многомандатном округе каждая

партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и

допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как

при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против

фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем

против фамилии следующего — вторую и так далее. Формально он не связан

партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет

принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой

симпатизирует.

После установления общего числа проголосовавших или общего числа

действительных бюллетеней определяется избирательная квота. Затем бюллетени

раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных

определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются избранными.

Однако обычно такие кандидаты получают сверх квоты определенный излишек

голосов, который им не нужен. Этот излишек передается кандидатам, не

получившим квоты, в соответствии со вторыми предпочтениями.

Наконец, о смешанной избирательной системе мы говорим в том случае,

если при выборах одной и той же представительной палаты применяются

различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить

преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать

их недостатки.

В Российской Федерации применяется смешанная избирательная система:

мажоритарная (как относительного большинства при выборах половины депутатов

Государственной Думы, так и абсолютного большинства при выборах Президента

РФ) и пропорциональная (при выборах другой половины депутатов

Государственной Думы).

Так, например, нижняя палата парламента состоит из 450 человек, из

которых 225 избраны по мажоритарной системе; остальные по пропорциональным

партийным спискам.

порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные

федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской

Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в

соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при

выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми

нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право.

Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны

между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Избирательная система и избирательное право Российской

Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан

Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на

выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в

Российской Федерации.

2.2. Порядок проведения голосования

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из

выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня

голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и

иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)

органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны

оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения

через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по

тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не

сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список

избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно,

путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или

участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом

обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения

волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня

и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном

бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату

(кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к

позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за

других лиц не допускается, но практика, к сожалению показывает, что

существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать

родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую Думу в

2001 году. Известен случай, когда на избирательном участке, было разрешено

матери проголосовать по паспорту дочери.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список

избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,

удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана

обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том

числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным

причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у

участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество

переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной

избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности

проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено

избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой

избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие

по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,

соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей,

использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в

отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для

голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования

вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация

голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность

нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления

избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально

оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных

лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,

вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося

членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный

бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или

подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня

избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в

избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов

участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой

избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а

наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну

голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об

этом принимается участковой избирательной комиссией.

2.3. Порядок подсчета голосов

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой

избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных

избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей

участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные

бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а

также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой

избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах

голосования следующие данные:

> число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно

внесенных в список;

> число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной

комиссией;

> число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном

участке в день голосования;

> число погашенных избирательных бюллетеней;

> число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими

досрочно;

> число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими

на дому;

> число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

> число действительных избирательных бюллетеней;

> число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

> число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во

всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов

(списков кандидатов)".

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня

недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его

оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается

подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

Избирательные бюллетени не установленной формы при определении числа

избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет

голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и

проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых

должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также

наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и

иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия

заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании

протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не

согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к

протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или

наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им

заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола

участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания

его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с

правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную

комиссию.

На основании подлинных протоколов участковых, территориальных

(районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения

содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному

округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса

устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по

избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми

присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего

голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными,

если допущенные при проведении голосования или установлении итогов

голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты

волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной

избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия

предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах

выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.

Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных

комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей,

представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных

(международных) наблюдателей.

При подписании протокола о результатах выборов члены окружной

избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе

составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе

делается соответствующая запись. Вся документация избирательных комиссий

всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение

сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными

правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки

хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а

протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления

даты следующих выборов.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов

по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе

соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих

избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому

избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой

информации.

ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫБОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.