рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Характеристика президентской и полупрезидентской республики

Характеристика президентской и полупрезидентской республики

Оглавление

контрольной работы по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

на тему «Характеристика президентской и полупрезидентской республики»

Введение. 3

Раздел 1. Республиканская форма правления 4

Раздел 2. Президентская республика 5

Раздел 3. Смешанная (полупрезидентская) республика 10

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Введение.

Форма правления – внешнее выражение содержания государства,

обусловленное структурой и правовым положением органов государственной

власти.

Т. е. под формой правления понимается организация власти,

характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит

власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к

этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и

порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли

верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является

символом государства, или же она осуществляется при помощи различных

демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.

т. д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на

монархии и республики.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

. как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

. как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными

органами;

. как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны;

. в какой мере организация высших органов государства позволяет

обеспечивать права и свободы гражданина.

В данной работе будет рассмотрены разновидности республиканской формы

правления – президентская и полупрезидентская (смешанная) республики.

Раздел 1. Республиканская форма правления

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в

государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они

осуществляют контроль над правительством, существует независимое

правосудие, муниципальное самоуправление.[1]

Общими признаками республиканской формы правления являются:

. существование единоличного и коллегиального главы государства;

. выборность на определенный срок главы государства и других верховных

органов государственной власти;

. осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению

народа;

. юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных

законом;

. обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма правления в окончательном виде

сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни

она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась

демократическим содержанием.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства

на:

. парламентарные;

. президентские;

. смешанные (полупрезидентские).

Раздел 2. Президентская республика

Президентская республика — одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

. ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

. более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства.

Классической президентской республикой являются Соединенные

Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается

следующее: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе

республиканскую форму правления». Республиканская форма правления в США

реализовалась в виде президентской республики: президент республики — глава

государства и правительства; правительство не несет ответственности перед

Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

За основу построения системы государственной власти был взят принцип

разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так

называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено

организационное разделение между тремя ветвями власти — конгрессом,

президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена

возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.

Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить

усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей

этой системы действовать в направлении, противном направлениям других

органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти —

конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а

президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип

разделения властей остается незыблемым.

Все установленные полномочия законодательной власти принадлежат

Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты

представителей. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще,

а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции.

Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными

полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных

собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими

полномочиями.[2]

Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия

весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь

государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных

ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом.

Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в

США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет

министров, исполнительные правления. Кабинет министров является

консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет

министров не принимает никаких правительственных актов.

Как уже упоминалось, исполнительная власть в Соединенных штатах

принадлежит президенту. Президент США является главой государства и

правительства. Его полномочия в сфере государственной деятельности огромны.

В отличие от императора Японии, в непосредственном подчинении президента

находятся весь государственный аппарат управления.

Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то

же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная

компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели

явятся на избирательные участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В

первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом

штате избирается столько выборщиков, сколько избрано представителей и

сенаторов от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются

многомандатные избирательные округа (один штат — один округ) и применяется

мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список

выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем

другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии

выборщиков.

Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой

партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. В

середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют

бюллетенями за президента и вице-президента. Избранный в середине декабря

президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года.

Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при

тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов

избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может

быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее

25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ.

Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора

сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может

быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет,

достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.

Каждая палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему

вспомогательных органов, которые призваны содействовать выполнению

конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные

фракции, административно-технические службы. Председателем палаты

представителей является спикер, формально избираемый палатой. Он занимает

пост президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии.

Важную роль в деятельности Конгресса выполняют комитеты: объединенные,

комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные

комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по

налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат

Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты — это заседание палаты

в полном составе, выступающей в качестве комитета с целью ускорить

прохождение какого-либо законопроекта. Специальные комитеты носят временный

характер. Они создаются для решения какого-либо конкретного вопроса.

Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения

разногласий между ними по определенному вопросу.

Решающая роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит

постоянным комитетам палат. В палате представителей создано 22 постоянных

комитета. В сенате работает 16 постоянных комитетов. Постоянные комитеты

определяют судьбу каждого законопроекта. Практика свидетельствует, что 90 %

законопроектов, одобренных постоянными комитетами принимается палатами без

поправок.

Финансовые полномочия Конгресса: устанавливать и взимать налоги,

пошлины, подати и акцизные сборы единообразно на всей территории США;

уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость

валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных

бумаг и монет.[3] Полномочия в области экономики и торговли: принимать

единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с

иностранными государствами и между отдельными штатами. Военные полномочия:

объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать

военно-морской флот. Иные полномочия конгресса: регулировать порядок

приобретения гражданства США, учреждать федеральные суды.

Определив указанные полномочия, конституция записала, что «конгресс

имеет право… издавать все законы, которые будут необходимы и уместны» для

реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение

позволяет конгрессу расширять свою компетенцию.

Конституция установила для конгресса ряд запретов: не присваивать

дворянские титулы, не нарушать процессуальные права граждан, не облагать

налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из

казначейства иначе как на основе закона.

Компетенция палат Конгресса не одинакова. Только в палату

представителей могут вноситься финансовые законопроекты. Она формулирует

также обвинения в порядке импичмента в отношении президента республики и

других высших должностных лиц, избирает президента республики в случае,

если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов

выборщиков. Верхняя палата также наделена исключительными полномочиями.

Только сенату принадлежит право ратифицировать международные договоры,

утверждать назначения на высшие должности в государстве, производимые

президентом, решать вопрос о виновности должностного лица в порядке

импичмента, избирать вице-президента, если ни один кандидат не получит

абсолютного большинства голосов выборщиков. Сенат рассматривается как

орган, представляющий интересы штатов и обеспечивающий преемственность

государственной власти, с этой целью сенат обновляется по частям.

Конгресс реализует свои полномочия путем принятия законов и резолюций.

Законодательный процесс в Конгрессе США реализуется, как и во многих других

государствах, из следующих стадий: внесение законопроекта, обсуждение и

принятие. Правом внесения законопроекта обладают только члены палат.

Практически законодательная инициатива членов Конгресса во многом

определяется посланиями президента республики, в которых прямо указывается,

какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех чтениях. Первое

чтение формально, во время его законопроект регистрируется, оповещаются

члены палат и законопроект направляется в постоянные комитеты. Во время

второго чтения вносятся поправки. При третьем чтении проходит обсуждение

законопроекта с внесенными поправками, внесение поправок (кроме

редакционных) в третьем чтении не допускается. После этого законопроект

ставится на голосование. После принятия закона в каждой палате он

направляется на утверждение президенту.

В случае разногласий между палатами по какому-либо законопроекту из

членов обеих палат на паритетных началах создается согласительный комитет.

В законотворчестве палаты американского Конгресса равноправны: все законы

принимаются с согласия обеих палат.

Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так

называемой континентальной системе, т. е. в состав правительства входят все

главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией.

Американская конституция ничего не говорит о кабинете. Тем не менее, к

концу двукратного президентства Д. Вашингтона кабинет вошел в обычный

государственный обиход и приобрел черты правительства, хотя не имел никаких

законных оснований для своего существования.

В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов.

Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинета являются

президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена

кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам.

Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все

решения в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только

единолично президентом. Кабинет министров не имеет конституционного

статуса. Кабинет не принимает никаких правительственных актов.

Раздел 3. Смешанная (полупрезидентская) республика

В данной форме правления характерно, что элементы президентской

республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент

является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах

и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство

формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед

президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее

руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент

имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств.

Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти.

Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по

Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия,

Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила

в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина,

Литва).

Рассмотрим данную разновидность республиканской формы правления на

примере Франции.

«Франция является неделимой, светской, демократической и социальной

Республикой». Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон

установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер,

поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава

государства избирается без участия парламента, правительство назначается им

же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед

нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. — концентрация политической власти в

руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы

государства и правительства — одно из проявлений конституционно

закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме[4].

Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти.

Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать «своим

арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также

преемственность государства». В этой же статье провозглашается, что

президент является «гарантом национальной независимости, территориальной

целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров». Президент

обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен

правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент

обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.[5]

Законодательный орган Республики — парламент — играет относительно

небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат

— Национального собрания и Сената. Основная функция парламента — принятие

законов — сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг

вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение

вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства.

Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает

определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент

обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции — Совет министров, согласно ст. 20 Конституции,

«определяет и ведет политику нации». В состав правительства входят премьер-

министр — глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и

государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных

министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В

случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального

собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально

обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность

за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов,

осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет — особый орган, контролирующий соблюдение

Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат

до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета,

который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если

Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции,

он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит

наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.