рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Характеристика президентской и полупрезидентской республики

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных

органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти

предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в

некоторых случаях для действий и «через его голову».

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и

прямого голосования. Президент республики избирается абсолютным

большинством поданных голосов. Если оно не получено в первом туре

голосования, то в следующее за ним второе воскресенье проводится второй

тур. В нем могут участвовать только два кандидата, которые — если будут

сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, — окажутся

получившими наибольшее количество голосов в первом туре.

Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание

нового президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее чем за

тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в

должности.

В случае вакантности поста президента республики, по какой бы то ни

было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих

обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об

этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством

голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются

председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, —

то правительством.

В случае вакантности и, если препятствие объявлено конституционным

советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит

— кроме случая непреодолимой силы — не менее чем через двадцать и не

позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления

об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения

кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом

по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него

возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о

переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него

возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе

выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух

кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до

возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом

проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и

в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов,

оставшихся для участия во втором туре.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных

органов. Формально-юридические полномочия президента подразделяются на

осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-

министра или ответственных министров. Практически существуют и другие

личные полномочия, в частности — премьер-министр назначается без

контрассигнации.

Наиболее важным личным полномочием президента Франции является право

роспуска Национального собрания, которое ограничено лишь тремя условиями:

1) не может быть произведен роспуск в течение года, следующего после

предыдущего роспуска; 2) во время действия чрезвычайного положения; 3)

временным президентом республики, т. е. председателем Сената, занимающим

вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся

организации публичных властей, который, не противореча конституции,

отразился бы на функционировании государственных институтов.[6]

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести

чрезвычайное положение в стране. Статья 16 конституции позволяет ввести

президенту настоящую единоличную диктатуру, во время которой он принимает

все меры, которые, по его представлению, диктуются обстоятельствами. Но в

этой статье оговариваются два условия для введения чрезвычайного положения:

первое — должно наличествовать одно из четырех требований — серьезная и

непосредственная угроза либо институтам республики, либо независимости

нации, либо целостности ее территории, либо выполнению международных

обязательств; второе — должно быть нарушено нормальное функционирование

органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией.

Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий, делает

право введения чрезвычайного положения наиболее грозным оружием в руках

президента. Для его введения глава государства обязан лишь получить

«официальную консультацию» у премьер-министра, председателей палат и

Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. Сдерживающим

органом в этой ситуации должен был бы стать парламент, но практически он не

обладает контрольными функциями. Правда, парламент в это время не может

быть распущен и он вправе передать дело о государственной измене президента

в Высокую палату правосудия, но понятия государственной измены весьма

расплывчато и не существует официального толкования этого термина.

Президент практически снизу доверху формирует исполнительную власть.

Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент — глава

вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах

национальной обороны. Чрезвычайно важным является не урегулированное

конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные

силы, это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964 г[7].

В области международных отношений президент заключает и ратифицирует

международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной

ратификации парламента. Ратификация требует контрассигнации членов

правительства.

В судебной области президент — обладатель традиционного права главы

государства — права помилования. Президент находится на вершине судебной

власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требующая контрассигнации

премьер-министра или министров, также весьма значительна. Он

председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы,

принятые в нем; принимает участие в рассмотрении законопроектов

правительства; назначает на гражданские и военные должности, аккредитует

послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С

контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на

чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для

ратификации поправок.

Правительство Франции — коллегиальный орган, состоящий из премьер-

министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет

министров — собрание министров под председательством Президента республики,

и кабинет министров — собрание министров под председательством премьер-

министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по

конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики

подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр

подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При

выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной

свободой. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в

Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-министру.

Правительство Франции, как уже отмечалось, — коллегиальный орган,

состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией

различаются: Совет министров — собрание министров под председательством

президента и кабинет министров — собрание министров под председательством

премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия,

принадлежащие по конституции правительству. Все акты, исходящие из этого

органа, подписываются президентом республики. Премьер-министр может

председательствовать в Совете министров в очень редких случаях и только по

специальному уполномочию президента и по определенной повестке дня. Позиция

премьер-министра, как и президента, на практике весьма неоднозначна и его

роль в управлении зависит от партийного состава Национального собрания.

Полномочия правительства делятся на осуществляемые им коллегиально и

на осуществляемые лично премьер-министром. В первом случае они находятся

под прямым воздействием президента республики. Нововведением стало

учреждение института несовместимости должности члена правительства с

обладанием парламентского мандата, с какой-либо должностью

профессионального представительства общенационального характера, а также со

всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.

Несовмещение министерской должности и парламентского мандата привело к

усилению независимости исполнительной власти и подчинению министров прямому

контролю главы государства, особенно когда президент и большинство мест в

Национальном собрании принадлежат к одной партийной группировке.

Особая роль в правительстве принадлежит премьер-министру. Он

координирует работу министерств, контролирует ее, дает указания о

составлении важнейших актов. Он председательствует в межминистерских

комитетах; может председательствовать и в Совете министров. Премьер-министр

несет ответственность за национальную оборону. Эти полномочия должны,

однако, рассматриваться в совокупности с очень важными правами президента.

Полномочия премьер-министра в назначении военных и гражданских чиновников

носят остаточный и делегированный характер. Важное значение имеет

деятельность премьер-министра в области управления. Он «обеспечивает

выполнение законов». Он осуществляет регламентарную власть и издает

декреты, не рассматриваемые в Совете министров. Эти декреты не менее

высокого уровня, чет те, которые принимаются в Совете министров, издаются

премьер-министром с контрассигнацией соответствующего министра.

Премьер-министр обладает значительными правами в отношении парламента,

некоторые из них он осуществляет лично, другие — в сотрудничестве с

президентом. Премьер может предлагать президенту созвать парламент, когда

тот не заседает. Премьер-министр обладает правом законодательной

инициативы, лично участвует в подготовке законопроектов, может участвовать

в работе парламентских комиссий и в палатах, в любое время он должен быть

там выслушан.

Премьер-министру принадлежит право созыва смешанных паритетных

комиссий при разногласиях парламентских палат в отношении какого-либо

законопроекта; он может просить президента, чтобы тот предложил парламенту

повторно рассмотреть законопроект; ему принадлежит право ставить в

Национальном собрании вопрос о доверии. Премьер-министр обладает личным

правом передачи в Конституционный совет законопроекта с требованием

признать его неконституционным, во-первых, и требовать вынести решение о

разграничении законодательной и регламентарной власти. Последним правом он

широко пользуется.

Парламент состоит из двух палат: нижней — Национального собрания и

верхней — Сената.[8]

Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым

голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания

нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа

избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого

большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются

кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5 % голосов от числа

избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно

получить относительное большинство голосов. В условиях существующей

многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест.

Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования

партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись,

выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.

Верхняя палата — Сенат — формируется по-иному. По мысли учредителей

Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему

иное политическое «лицо», чем у Национального собрания. Эта палата

формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9

лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые

три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на

состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся

по двум системам. Пропорциональная применяется в департаментах, избирающих

5 и более членов палаты. Таких департаментов 13, а число сенаторов от них —

69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

Пропорциональное представительство от крупных индустриальных департаментов

позволяет населению, не связанному с рабочим классом, быть представленным в

коллегии выборщиков и затем претендовать на места в Сенате. Мажоритарная

система в других департаментах не обеспечивает должного представительства

городского населения, находящегося там в меньшинстве.

Функции французского парламента мало чем отличаются от функций

центральных представительных органов других зарубежных стран; они делятся

на законодательные, экономические, контрольные, судебные и

внешнеполитические.

Парламент собирается на одну сессию в году: Кроме того, он собирается

по полному праву во время чрезвычайного положения и после переизбрания

Национального собрания, если второй четверг после выборов не приходится на

обычную сессию. Чрезвычайные сессии парламента созываются с определенной

повесткой дня либо по требованию премьер-министра, либо большинства членов

Национального собрания. Всякий раз открытие и закрытие таких сессий

осуществляется декретом президента республики.

Для руководства работой каждая палата создает бюро. Помимо

председателя палаты, играющего значительную роль в нижней и особенно в

верхней палате, в бюро входят вице-председатели, секретари и кветоры.

Председатель сената в случае вакантности поста президента республики

временно исполняет его обязанности; каждый председатель назначает в

Конституционный совет по три члена; председатель Собрания

председательствует в Конгрессе, когда ему для ратификации переданы поправки

к конституции. Председатели вправе решать вопрос о неприемлемости

предложений законов и поправок, когда правительство заявляет, что сфера

этих актов относится к регламентной области.

Правовое положение членов парламента не отличается чем-либо особенным

от избранных представителей в других странах. Парламентарии рассматриваются

как представители всей нации и выполняют свои функции на основе

представительного, а не императивного мандата. Французский закон стремится

обеспечить независимость парламентариев и самого представительного

учреждения от посягательств исполнительной власти. Личная независимость

парламентария включает иммунитет, складывающийся из неответственности и

неприкосновенности и предоставлению парламентарию материальных возможностей

для обеспечения его занятий.

Статья 34 конституции устанавливает перечень вопросов, по которым

парламент может законодательствовать. Все области, находящиеся за пределами

упомянутых в этой статье, отнесены к ведению правительства. Споры о

принадлежности той или иной сферы регулирования разрешаются Конституционным

советом[9]. Помимо установленного круга вопросов, по которому может

законодательствовать парламент, его полномочия в этой сфере также

ограничиваются:

1) возможностью для президента республики действовать через голову

парламента при проведении референдума; 2) возможностью делегирования

парламентом своих полномочий правительству по определенным вопросам;

Парламент имеет право изменять действующую конституцию. Несмотря на

то, что экономические полномочия парламента включают прежде всего принятие

экономических планов развития народного хозяйства, контроль за их

реализацией, принятие финансовых законов и законов об исполнении бюджета,

парламент оказывает слабое влияние на судьбу государственного бюджета.

Основную роль в его принятии играет правительству.

Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и

парламентариям. Президент республики формально правом такой инициативы не

обладает. На основании ст. 40 конституции законопроекты не являются

приемлемыми, если следствием их принятия было бы сокращение доходов или

создание или увеличение расходов государства. Это требование сильно

сокращает возможности парламентариев.

Правительству принадлежит право требовать от палаты единого

голосования по всему обсуждаемому тексту или его части с учетом лишь

поправок правительства. Такая процедура называется «блокированным

голосованием». Эта процедура позволяет правительству в любое время прервать

дискуссию.

После принятия законопроекта парламентом, он передается президенту для

промульгации. Глава государства может, однако, потребовать от парламента

нового рассмотрения закона или некоторых его частей. В таком рассмотрении

не может быть отказано. Закон контрассигнуется премьер-министром и

соответствующим министром и публикуется.

Делегация полномочий правительству осуществляется при наличии двух

условий — при наличии у правительства программы и получении уполномочия

парламента. Передача полномочий ограничена каким-либо временным отрезком.

При соблюдении этих условий правительство может путем издания ордонансов

принимать меры, которые обычно входят в сферу законодательного

регулирования.[10]

Французский парламент применяет практически все известные формы

контроля за деятельностью правительства; исключение составляет

интерпелляция. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о

ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам,

что и резолюция порицания. Все формы контроля могут быть разделены на две

большие группы: 1) не содержащие прямых санкций в отношении правительства,

кроме публичной огласки; 2) содержащие такую санкцию, ведущую к

политической ответственности правительства. Первая группа осуществляется в

обеих палатах парламента, вторая — только Национальным собранием.

С контрольными полномочиями парламента связано право петиций и

деятельность парламентского посредника. Право петиций состоит в том, что

разного рода обращения направляются председателям палат. Петиции также

могут передаваться парламентариям, которые делают на полях надпись и

подписывают ее.

Политическая ответственность правительства означает, что депутаты

Национального собрания могут заставить правительство уйти в отставку либо

путем принятия резолюции порицания, либо отказав в доверии, запрошенном

правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической

ответственности.

Французский парламент характеризует значительная стесненность в

пользовании вотумом доверия и резолюцией порицания. Вопрос о доверии —

обоюдоострое оружие, поскольку и правительство и Национальное собрание в

результате негативного голосования могут оказаться не у дел.

Внешнеполитические полномочия парламента сводятся к двум — объявлению

войны и введению осадного положения в стране и к ратификации международных

договоров.

Заключение

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их

разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы

государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или

совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными

полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является

верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает

законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве,

назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает

сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения

властей нормально функционируют законодательная и судебная власти.

Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в

современных президентских республиках, способствует возможности

гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со

стороны исполнительной власти.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий

между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

Подпись __________ Дата _________

Список использованной литературы

1. Современные зарубежные конституции. — сост. Маклаков В. В., М.,2002

2. Иностранное конституционное право. — под ред. Маклакова В. В., М.,1996

3. Ф. М. Решетников. Правовые системы стран мира. -, М.,2003

4. Мишин А. А, Барбашев. Государственное право буржуазных и развивающихся

стран. — М.,1989

5. Радугин А. А. «Политология». – М., 1999 г.

6. Хропанюк В. Н. — «Теория государства и права « Москва 1993 г.

7. Общая теория права « Учебник Москва 1993 г.

8. «Государственное право буржуазных и освободившихся стран». Учебник –

М.,1988 г.

9. Матузов Н. И., Малько А. В. «Теория государства и права «. — М.: 1997

г.

10. Теория права и государства.// Под редакцией Венгерова А. Б. М.: 1993

г.

-----------------------

[1] Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. -, М.,2003

[2] Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М.,2002

[3] “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”. Учебник

Москва 1988 г.

[4] Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996

[5] Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М.,2002

[6] Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. -, М.,2003

[7] Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996

[8] Радугин А.А. «Политология». – М., 1999 г.

[9] Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996

[10] Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б. М.: 2003

г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.