рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в

рамках предусмотренной законом последовательности комплекса избирательных

действий и избирательных процедур. Организация и проведение выборов

осуществляется в рамках избирательной кампании как основного временного

фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных

процедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного права

граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, в данном случае, в

органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя

установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных

избирательных процедур и избирательных действий. Основными стадиями

избирательного процесса являются:

1. Назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным

органом, органом местного самоуправления, должностным лицом

решения о назначении даты выборов);

2. Образование избирательных округов, избирательных участков,

составление списков избирателей;

3. Выдвижение кандидатов и их регистрация;

4. Предвыборная агитация;

5. Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов

и их опубликование.

При этом факультативными стадиями являются: проведение в

предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов,

выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов.

В целях обеспечения прав граждан на участие в свободных периодических

выборах федеральный законодатель вправе установить в качестве общего

принципа максимальные сроки полномочий выборных органов. Установленный

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

РФ не может быть более пяти лет[11]. Определение конкретного срока

полномочий остается прерогативой законодателя самого субъекта РФ. Изменение

действующих в рамках первоначально установленного срока полномочий органов

не допускается. При этом норма об изменении вводится в действие после

истечения срока полномочий действующего органа государственной власти либо

после прекращения указанных полномочий[12]. Голосование может быть

назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение

голосования на праздничный день.

Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов

только в федеральные органы государственной власти. Порядок назначения

региональных выборов закрепляется в конституциях (уставах) и законах

субъектов Российской Федерации.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено

несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов

соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы в

законодательные (представительные) органы субъектов РФ назначаются

законодательным (представительным) органом либо исполнительным органом

государственной власти. В рамках других моделей выборы в случаях,

предусмотренных законами, проводятся избирательной комиссией субъекта РФ

либо дата проведения региональных выборов назначается в судебном порядке и

выборы проводит временная избирательная комиссия. Решение избирательной

комиссии о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но не

позднее чем за 90 дней до дня голосования[13].

В целом совместное федеральное и региональное законодательное

конституционно-правовое регулирование порядка назначения выборов является

одной из существенных организационно-правовых гарантий реализации

избирательных прав граждан.

§ 2. Порядок проведения голосования.

Основные пункты проведения голосования на выборах в законодательные

(представительные) органы государственной власти субъектов Российской

Федерации совпадают с общими правилами проведения голосования по всей

Российской Федерации. Их подробное процедурное описание для Самарской

области можно найти в гл.8 «Организация и порядок голосования, подсчет

голосов избирателей, установление результатов выборов и опубликование их»

Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской

Думы[14].

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из

выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня

голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и

иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)

органов государственной власти субъектов Российской Федерации[15].

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии

обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его

проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по

тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не

сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список

избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно,

путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или

участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом

обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения

волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня

и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Именно избирательная комиссия в Самарской области:

- устанавливает единую нумерацию избирательных участков при проведении

выборов депутатов Самарской Губернской Думы на всей территории

Самарской области;

- регистрирует избирательные блоки, инициативные группы избирателей;

- устанавливает форму избирательного бюллетеня и других избирательных

документов, утверждает образцы печатей нижестоящих избирательных

комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов;

- утверждает текст избирательного бюллетеня при выборах депутатов

Самарской Губернской Думы[16].

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном

бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату

(кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к

позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за

других лиц не допускается, но практика, к сожалению, показывает, что

существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать

родственникам. Этому служит пример выборов в Самарскую Губернскую Думу в

2001 году. Мне известен случай, когда на избирательном участке некоторым

людям было разрешено проголосовать по чужим паспортам, отданным на

перерегистрацию в районный паспортный стол. Такие нарушения не единичны.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список

избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,

удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана

обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том

числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным

причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у

участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество

переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной

избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности

проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено

избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой

избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие

по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,

соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей,

использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в

отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для

голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования

вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация

голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность

нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления

избирателя.

Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально

оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных

лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,

вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося

членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный

бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или

подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня

избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в

избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов

участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой

избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а

наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну

голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об

этом принимается участковой избирательной комиссией.

§ 3. Порядок подсчета голосов.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой

избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных

избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей

участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные

бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а

также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой

избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах

голосования следующие данные[17]:

> число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно

внесенных в список;

> число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной

комиссией;

> число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном

участке в день голосования;

> число погашенных избирательных бюллетеней;

> число избирательных бюллетеней, поданых избирателями, проголосовавшими

досрочно;

> число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими

на дому;

> число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

> число действительных избирательных бюллетеней;

> число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

> число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во

всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов

(списков кандидатов)".

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня

недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его

оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается

подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа

избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.

В целях исключения возможности фальсификации итогов

голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания

времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов

голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой

избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов,

избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная

комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При

подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной

комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение,

прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию любого члена участковой избирательной комиссии

или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им

заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола

участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания

его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с

правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную

комиссию.

На основании подлинных протоколов участковых, территориальных

(районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения

содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному

округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса

устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по

избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми

присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего

голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными,

если допущенные при проведении голосования или установлении итогов

голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты

волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной

избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия

предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах

выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.

Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая

избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных

федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных

бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных

комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

Итоги голосования по каждому избирательному участку,

результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в

протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно

нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления

любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю. При Центральной

избирательной комиссии Российской Федерации действует Федеральный центр

информатизации, созданный для комплексного решения вопросов, связанных с

деятельностью Государственной автоматизированной системы Российской

Федерации «Выборы», и действующий в соответствии с Положением о нем,

утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995г.

Недавно (10 января 2003 года) вступил в действие новый Федеральный закон:

«О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»[18]. Этот закон

основан на новой, для российского избирательного права концепции – “честной

технической системы».

По замыслу авторов закона эта концепция должна вызывать доверие

избирателя, потому что она якобы честная и беспристрастная. Авторы и

сторонники этого закона, восторженно перечисляя достоинства

автоматизированной системы ГАС «Выборы», дополнительно оснащенной сканерами

избирательных бюллетеней, скромно умалчивают о многочисленных проблемах,

возникающих при ее внедрении в практику российских выборов. «Внедрение ГАС

«Выборы» вместе с техническими средствами для голосования на территории

всей страны потребует огромных материальных и финансовых затрат. Затрат не

только на создание, но и на эксплуатацию, в том числе и затраты на поиск

перед каждыми выборами возможных аппаратных и программных «закладок»,

предназначенных для фальсификации итогов голосования»[19]. Процедура поиска

«закладок» является весьма сложной, трудоемкой и требует наличия

квалифицированного персонала и специфического уникального, очень

дорогостоящего оборудования. В качестве эксперимента сканеры уже

устанавливались, например, во время выборов депутатов в Самарскую

Губернскую Думу по Промышленному избирательному округу. «Беспристрастность»

этих машин вызывает очень большие сомнения. Только очень наивные люди могли

полагать, что, имея потенциальную возможность контролировать ход

голосования и корректировать итоги голосования, определенные властные

органы этой возможностью не пользовались или не могли воспользоваться в

будущем.

Сейчас при проведении выборов одна меньшая часть населения страны

делает вид, что она проводит свободные, демократические выборы и честно

устанавливает их итоги, а вторая большая часть населения страны делает вид,

что верит в это. Пора руководителям и политикам России понять, что воля

народа, выраженная в итогах голосования, священна и неприкосновенна. А

постоянные попытки корректировать итоги голосования могут привести страну к

большой беде.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАЕТЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕНННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РФ

Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией

Российской Федерации и другими законодательными актами.

Наиболее полно, как было уже сказано выше, гарантии

избирательных прав граждан Российской Федерации отражаются в Федеральном

законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации».

§ 1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков

избирателей.

В списки избирателей включаются все граждане Российской

Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным

правом[20].

Список избирателей составляется участковой избирательной

комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений,

представляемых по установленной форме главой местной администрации.

Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой

местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии

сразу после назначения дня выборов[21].

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в

список избирателей на конкретном избирательном участке является его

проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в

соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан

Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и

жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей

только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления

списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах,

законах и иных нормативных правовых актах законодательных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления

не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий

избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о

невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности

в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия

обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю

письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение

участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую

избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в

суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день

выборов - немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета

голосов избирателей запрещается.

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании

данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и

органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число

избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей

избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным

органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные

округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное

равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым

отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10

процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15

процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного

проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы

представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми

актами законодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не

более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в

федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами

устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного

округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный

округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного

округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев,

установленных федеральными законами, законами и иными нормативными

правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной

власти субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований образования избирательных

округов учитывается административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей

образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются главой местной администрации

по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом

местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для

избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не

позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не

должны пересекать границы избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах

временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах,

на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях

могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в

исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие

избирательные участки входят в избирательные округа по месту их

расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих

избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут

образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и

иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)

органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом

должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам

избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов

участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей

избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня

выборов.

§ 2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями.

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают

реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в законодательные

(представительные) органы власти Российской Федерации осуществляют:

> Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

> избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (в Самарской

области – Избирательная комиссия Самарской области, председатель –

Садчиков Ф.И.);

> окружные избирательные комиссии;

> территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в

пределах одной административно-территориальной единицы с большим

количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных

комиссий);

> участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в

органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные

органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными

нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в

пределах своей компетенции должны быть не зависимы от государственных

органов и органов местного самоуправления. На практике нередко

избирательные комиссии все же зависят от определенных органов власти.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их

компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными

нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов

государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для

исполнительных органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений,

организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню

проводимых выборов) избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими

лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами

в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами

законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Государственные органы, органы местного самоуправления,

общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства

массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать

избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности,

предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое

оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения

избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами,

законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации, а также предоставлять возможность для размещения печатной

информации избирательных комиссий в порядке, установленном федеральными

законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации. На мой взгляд, необходимо более жестко контролировать

исполнение органами власти, учреждениями, СМИ и т.д. вышеперечисленных

обязанностей, так как они также соблюдаются не всегда.

§ 3. Обжалование решений избирательных комиссий.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и

действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие

избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по

существу жалобы заявления является окончательным.

Согласно ст.70 Закона Самарской области от 29 июня 1999 г. «О

выборах депутатов самарской Губернской Думы» решения и действия (или

бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие

избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую

избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в

суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не

является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам,

поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день

выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют

дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в

десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе

принять самостоятельное решение по существу жалобы[22].

Заключение

В переходный период развития российской государственности возможность

выборов, в том числе и на региональном уровне, выходит за рамки обычной и

рутинной избирательной практики, которая характерна для стран с устойчивыми

демократическими традициями. Для России она является одновременно

социокультурной проблемой, проблемой сознания и поведения, правопонимания и

общественного восприятия публичной власти как политического института и

ценности гражданского общества.

Необходимый минимум культуры участия в избирательном процессе

предполагает повсеместное осознание того, что полномочия на власть – всего

лишь отражение волеизъявления граждан, выраженного в ходе конкурентных

периодически проводимых законных выборов. Освоение демократических политико-

правовых ценностей участия в избирательном процессе – важный элемент

современной государственной политики общественных изменений в этой области.

К сожалению, вслед за декларированием редко наступают конкретные

действия. Избиратель не доверяет институту выборов. Нередко, особенно в

рамках выборов в законодательные (представительные) органы субъектов РФ,

происходит «срыв» выборов в связи с «неявкой» необходимого для того, чтобы

выборы считались состоявшимися, числа избирателей на избирательные участки.

Довольно часто мы слышим часто оправданные неодобрительные высказывания в

адрес кандидатов в депутаты, непрекращающейся череды выборов, «грязных»

избирательных технологий.

Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства

массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к

поддержке того или иного кандидата (партии) либо к игнорированию выборов

вообще. Контроль за центральными средствами массовой информации

обеспечивает победу на выборах. Я считаю, что такие выборы нельзя в полной

мере назвать демократичными.

Избирательная компания со стороны представителей

государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом:

осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компрометирующие

материалы; использование госаппарата и государственных средств массовой

информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением граждан

Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу престижа выборов,

развития демократии и государственности России.

Я считаю, что необходимо заново пересмотреть

законодательство Российской Федерации в части избирательного права с целью

внесения всех необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации.

Избирательное право Российской Федерации требует дальнейшего

совершенствования и доработки для обеспечения истинно демократичных выборов

в стране.

Список литературы.

Нормативные источники:

1. Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Об

избирательной комиссии Самарской области».

2. Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов

Самарской Губернской Думы».

3. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000.

4. Устав (Основной Закон) Самарской области от 28 декабря 1995 г.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации».

6. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. “О

государственной автоматизированной системе РФ “Выборы”.

Литература:

1. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и

технологические аспекты// Государство и право. 1997, №8.

2. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История.

Теория. Практика. М.: Весь Мир, 1997.

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской

Федерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.: Издательство НОРМА, 1999.

4. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий/Под ред. Б.

Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ,

2001.

6. Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными

бюллетенями//Политический маркетинг. 2002, №1.

7. Постников А.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1999.

-----------------------

[1] См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. Ст.71,

ст.72, ст.73.

[2] Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий / Под ред.

Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999. С.34-36.

[3] См.: Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. Ст.32,

ст.55.

[4] См.: Там же. Ст.15, ст.125.

[5] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации». Ст. 2

[6] Устав (Основной Закон) Самарской области от 28 декабря 1995 г. Ст.82,

ст.83, ст.84.

[7] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов

Самарской Губернской Думы».

[8] См.: Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Об

избирательной комиссии Самарской области». Ст.1.

[9] Постников А.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1999.

С.34-35.

[10] Там же.С. 42-46.

[11] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации». Ст.12.

[12] См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской

Федерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.:Издательство-ИНФРА, 1999. С.282.

[13] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:

Юристъ, 2001. С.317.

[14] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов

Самарской Губернской Думы». Ст.54, ст.55, ст.56, ст.57, ст.58, ст.59.

[15] Постников А.В. Избирательное право России М.: ИНФРА М-НОРМА , 1996.

С.32.

[16] Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Об

избирательной комиссии Самарской области». Ст.10.

[17] Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория,

практика М.: Весь Мир, 1997. С.28.

[18] См.: Федеральный закон от 10 января 2003г. “О государственной

автоматизированной системе РФ “Выборы”.

[19] Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными

бюллетенями//"Политический маркетинг". 2002, № 1. С.8.

[20] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.

№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

референдуме граждан Российской Федерации». Ст.18.

[21]См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:

Юристъ,1999. С.319.

[22] См.: Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов

Самарской Губернской Думы». Ст.70.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.