рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Великая депрессия в США

субсидирования, а не в форме непосредственного государственного

регулирования. Они не распространялись на сферу социальных отношений.

В аграрном секторе также были предприняты некоторые меры. В 1929 г.

было создано Федеральное фермерское управление, которое начало скупку

сельскохозяйственных товаров, чтобы не допустить слишком сильного падения

цен. Таким образом правительство пыталось вывести из кризиса аграрный

сектор. К середине 1931 г. на правительственных складах скопились огромные

запасы пшеницы и хлопка. Операции этой организации принесли немалые выгоды

верхушке крупного фермерства и особенно монополистическим посредническим

компаниям, в распоряжении которых находились основные запасы продукции.

Однако сосредоточение крупных товарных запасов без надежды на выгодный сбыт

оказывало крайне неблагоприятное влияние на рынок. Когда же во второй

половине 1931 г. фермерское управление прекратило закупки и начало

распродажу своих собственных запасов, это привело к полной дезорганизации

сельскохозяйственного рынка и к еще большему ухудшению положения основной

массы фермерства.

Нужно еще сказать несколько слов о социальных движениях, чтобы лучше

понять, что впоследствии пришлось реформировать Рузвельту. В период кризиса

наблюдалось резкое обострение социальной активности людей. Рабочие,

фермеры, студенты, женщины, просто неработающая молодежь, афроамериканцы –

вот далеко не полный список участников этих движений. Рабочие заявляли о

себе путем стачек. Всего за 1930 – 1932 гг. в стране бастовало около 850

тыс. рабочих. После некоторого спада стачечное движение возобновило свою

деятельность со второй половины 1933 г.

Еще более интенсивно развивалось в этот период движение безработных.

Что интересно, что именно Коммунистическая партия взяла в свои руки

организацию масс, хотя в то время она насчитывала не более десятков тыс.

членов. За время «великой депрессии» усилились социалистические воззрения

людей на волне безработицы, нищеты. Рядовые американцы разочаровывались в

капиталистической идеологии, которая пока не смогла помочь им. В июле 1930

г. прошел первый общеамериканский съезд безработных. Съезд создал

Национальный совет безработных, который объединил деятельность советов

безработных на местах. Летом же 1930 г. Коммунистическая партия предложила

законопроект о социальном страховании, получивший название «рабочего

билля». Он предусматривал выплату пособий по безработице, старости или

болезни в размере средней заработной платы промышленного рабочего. Эти

требования нашли отклик у людей, т.к. выражали желания большого количества

людей.

Другим важным событием социальных движений стал поход ветеранов первой

мировой войны летом 1932 г. Бывшие солдаты потребовали выплаты бонуса, т.е.

компенсации за их службу в армии во время военных действий. В июне 1932 г.

в Вашингтоне собралось по разным оценкам около 25 тыс. ветеранов и членов

их семей. Палата представителей решила удовлетворить их требования. По

настоянию президента сенат отверг билль о выплате бонуса. Это всколыхнуло

движение ветеранов – они стали требовать еще и введения системы

социального страхования. Тогда по приказу Гувера войска разогнали

ветеранов. Участников похода разогнали, а их лагерь сожгли.

Наряду с коммунистами в движении безработных приняли участие

Социалистическая партия и левая оппозиционная группа в рядах АФТ,

оформившаяся в 1929 г. в Конференцию за прогрессивное рабочее действие.

К социальному движению нужно еще добавить активную деятельность

фермерства, которое боролось против принудительной распродажи ферм за

неуплату долгов и налогов. Это имело место особенно в конце 1932 – начале

1933 г. Активную роль в этой борьбе играла Лига объединенных фермеров,

руководимая коммунистами. На Юге с 1931 г. действовал Союз кропперов-

издольщиков (арендаторов земли в США, главным образом в южных штатах, в то

время среди них было много бывших рабов).

Молодежь проявила также исключительную активность. В основном ее борьба

сосредоточилась вокруг закона о молодежи, который был внесен в конгресс, но

так и не был принят. Центром молодежного движения стал Конгресс

американской молодежи, в котором руководящую роль играл Коммунистический

союз молодежи.

В этой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г. Каждая

партия хотела притянуть на свою сторону людей. Но республиканцы не

предложили что-нибудь существенно новое. В отличие от них, платформа

демократической партии содержала в себе программу так называемого «нового

курса» и, что немаловажно, обещание отменить «сухой закон», действовавший

тогда в США. Поэтому некоторые политические аналитики того времени просто

делили республиканцев и демократов на «сухих» и «мокрых». К тому же у

демократов было большое поле для критики, что помогло им одержать победу на

выборах 1932 г. За Рузвельта проголосовали 22,8 млн. человек, что дало ему

472 выборщика, тогда как Гуверу удалось получить только 15,8 млн. голосов и

всего лишь 59 выборщиков. Демократы получили также большинство в обеих

палатах конгресса. После 12-летнего перерыва власть снова оказалась в их

руках.

1.2. «Новый курс» Рузвельта.

На выборах, состоявшихся 8 ноября 1932 г., демократы во главе с

Франклином Д. Рузвельтом завоевали Белый дом и обеспечили себе большинство

в обеих палатах конгресса. Однако президентом до 4 марта 1933 г. оставался

Г. Гувер. А новый состав законодательного корпуса мог собраться на первую

регулярную сессию лишь в декабре 1933 г. Эта процедура была изменена XX

поправкой к конституции, ратифицированной 23 января 1933 г. Согласно этой

поправке вновь избранный конгресс начинал работу через два месяца – 3

января, а дата вступления нового президента в исполнение своих обязанностей

переносилась на 20 января. Пока же, в 1932 – 1933 гг., действовало старое

конституционное правило, что осложняло и без того критическую социально-

политическую обстановку в стране.

«Итак, прежде всего, позвольте выразить мое твердое убеждение, что

единственно, чего нам следует бояться,– это самого страха (...), который

способен парализовать усилия, так необходимые, чтобы превратить отступление

в наступление, – сказал 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт,

принимая присягу утром 4 марта 1933 г.»[7].

К марту 1933 г. в США сложилась крайне напряженная обстановка. Вслед за

новым углублением промышленного и аграрного кризиса начался полный развал

банковской системы страны. К тому времени, когда Рузвельт стал главой

государства, кризис достиг своего апогея и преодолел свою критическую точку

и уже вошел в стадию депрессии, что в какой-то мере помогало президенту

вывести страну из того тяжелого положения, в котором она оказалась.

«Проблему реализации», как считал Рузвельт, можно было разрешить путем

сокращения избыточного производства и повышения цен, а также путем

достижения «полной занятости», т.е. ликвидировав безработицу, благодаря

чему увеличился бы покупательский спрос. Однако «полную занятость» возможно

было обеспечить, лишь полностью загрузив имеющиеся производственные

мощности, что зависело, в свою очередь, от наличия у предприятий

необходимых финансовых средств и достаточно емкого внутреннего рынка.

Тяжелый циклический кризис 1929 – 1933 гг., разразившийся в условиях общего

кризиса мирового капитализма, оказался более глубоким, а способность

капиталистической системы слишком ослабленной для того, чтобы кризис мог

разрешиться обычным путем. Поэтому правительство было вынуждено выступить

со своей программой оздоровления экономики.

Правительство Рузвельта прибегло к чрезвычайным мерам. 9 марта 1933 г.

была созвана специальная сессия конгресса. За три месяца работы

законодательный корпус принял ряд важных законов. Так в течение «ста дней»

были заложены основы политики «нового курса».

Все эти законы преследовали конкретные экономически цели:

а) восстановить расстроенную финансово-банковскую систему;

б) поддержать потрясенную кризисом промышленность при помощи крупных займов

и субсидий;

в) стимулировать частные капиталовложения;

г) поднять низкие цены путем поощрения инфляционных тенденций;

д) преодолеть перепроизводство сельскохозяйственных продуктов путем

сокращения посевных площадей и уничтожения излишков зерна;

е) защитить фермеров и домовладельцев от потери имущества в результате

просрочки платежей по закладным;

ж) ликвидировать безработицу и повысить покупательскую способность

населения путем организации общественных работ;

з) обеспечить минимальную помощь голодающим безработным.

Теоретической базой «нового курса» явилось экономическое учение

кейнсианства. Отражая глубокие изменения в экономике капитализма в эпоху

господства монополий, Джон М. Кейнс и его последователи утверждали, что для

обеспечения нормального хода производства необходимо активное

государственное регулирование экономики. Сам Рузвельт просил конгресс дать

ему более широкие полномочия для борьбы с бедствием, охватившим страну, как

если бы это было в военное время.

Первоочередной проблемой, которой вынужден был заняться новый кабинет,

был банковский кризис. 5 марта декретом президента было объявлено о

четырехдневном принудительном закрытии всех банков. Одновременно

правительство наложило запрет на вывоз золота, серебра и бумажных денег из

страны. 9 марта, в первый же день работы специальной сессии конгресса, был

поставлен проект закона о банках. В тот же день билль был принят и подписан

президентом. По условиям этого закона разрешение на открытие и получение

правительственных займов давалось только «здоровым», т.е. наиболее крупным

банкам. Операции Реконструктивной финансовой корпорации, начатые Гувером,

были значительно расширены. За первые два года «нового курса» сумма займов

РФК превысила 6 млрд. долл. Результатом этой политики была дальнейшая

концентрация банковской системы. К середине 30-х гг. из 25 тыс. банков,

функционировавших в США в 1929 г., осталось только 15 тыс.

Другие мероприятия правительства в финансовой сфере (расширение

полномочий ФРС, отмена золотого стандарта, девальвация доллара)

способствовали увеличению финансовых ресурсов государства и усилению его

регулирующих функций. Одновременно были приняты меры к успокоению мелких

акционеров и вкладчиков: ограничены масштабы биржевой спекуляции и создана

корпорация по страхованию банковских вкладов.

Крупные преобразования были проведены и в других сферах экономики.

Важнейшей частью «нового курса» стал закон о восстановлении промышленности,

или NIRA, вступивший в силу 16 июня 1933 г. Он вводил систему

государственного регулирования промышленности. Ассоциациям предпринимателей

было предписано выработать так называемые «кодексы честной конкуренции».

После утверждения их президентом они приобретали силу закона. В кодексах

определялись условия и объем производства, а также минимальный уровень цен.

На основании НИРА администрация Рузвельта санкционировала 750 кодексов во

всех отраслях промышленности. Это укрепило положение монополий. Результатом

этого было вытеснение более слабых компаний и принудительное картелирование

промышленности. Закон предусматривал также либеральные реформы в области

трудовых отношений. В разделе 7а НИРА провозглашалось право рабочих на

коллективный договор и организацию профсоюзов.

Вторая часть закона предусматривала и меры помощи безработным. Конгресс

создал Администрацию общественных работ во главе с министром внутренних дел

Икесом. В ее распоряжение было ассигновано 3,3 млрд. долл. Кроме мер,

предписанных НИРА, использовались и другие средства борьбы с безработицей.

Весной 1933 г. началось создание трудовых лагерей для безработной молодежи.

Тогда же администрация чрезвычайной помощи во главе с Гопкинсом приступила

к выдаче дотаций штатам для помощи безработным. Наконец, основанная в 1933

г. администрация гражданских работ предоставляла безработным временное

занятие на зимние месяцы. Масштабы организованных правительством

общественных работ были значительными: на них было занято 2,5 – 3 млн.

человек.

Важной частью «нового курса» Рузвельта стал и закон о помощи фермерам,

или ААА, принятый 12 мая 1933 г., т.к. на 13 мая была назначена всеобщая

акция протеста фермеров. В первой части закона излагались меры по

сокращению посевных площадей и поголовья скота в интересах восстановления

цен. Во второй – предусматривались чрезвычайные меры по рефинансированию

государством фермерской задолженности, и в третьей объявлялось о том, что

доллар больше не привязан к золоту. Президент встал таким образом на путь

инфляции. Проведением ААА занялось министерство сельского хозяйства.

Фермерам давались огромные кредиты, продлевались закладные, почти

прекратились продажа с аукциона.

После страшной засухи весной 1934 г. положение в сельском хозяйстве

улучшилось. Задолженность фермеров была рефинансирована более чем на 1

млрд. долл. Товарное фермерское хозяйство встало на ноги. Рузвельта

превозносили спасителем. Но 600 тыс. фермеров, или 10% всех фермеров,

потеряли свои фермы за время действия ААА, т.е. примерно за 3 года.

Активное государственное регулирование начального этапа «нового курса»

способствовало некоторому ослаблению кризисных явлений. Однако депрессия,

наступившая весной 1933 г., оказалась необычайно длительной. Объем

промышленного производства составили 1935 г. только 79% от уровня 1929 г.,

армия безработных насчитывала около 11 млн. Только в 1936 г. началось

некоторое промышленное оживление. Однако уже в 1937 г. разразился новый

экономический кризис, и производство, едва достигнув уровня 1929 г., вновь

покатилось вниз.

В 1935 г. в политике «нового курса» обозначился сдвиг влево, что

явилось началом второго этапа. На втором этапе большую роль играло

социальное и трудовое законодательство. В 1935 г. был принят закон Вагнера,

явившийся ответом на отмену НИРА. Он закрепил за рабочими право на

вступление в профсоюз, на заключение коллективного договора между выборными

представителями рабочих и предпринимателем, на проведение стачек и

пикетирования. 14 августа 1935 г. вступил в силу закон о социальном

страховании. Он вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице.

Страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе.

На втором этапе произошло и значительное увеличение масштабов

общественных работ. Была создана Администрация по реализации общественных

работ во главе с Гопкинсом. Также была создана Администрация долины реки

Теннесси, которая приступила к гидроэнергетическому строительству в одном

из самых отсталых районов Юга и тем самым в известной мере способствовал

социальному прогрессу живущего там населения.

Но несмотря на все усилия ФДР, «новый курс» не принес коренных

улучшений. В стране насчитывалось около 10 млн. безработных. «Заправка

насоса» создала для них искусственную занятость. За это пришлось

расплачиваться чудовищным ростом государственного долга, достигшим 34,7

млрд. долл. в 1938 г. против 18,7 в 1932 г. В 1939 г. США занимали 17-е

место среди основных капиталистических стран по восстановлению уровня

производства 1929 г. А ведь только в США проводилась политика «нового

курса».

Каковы же были итоги «нового курса» в США?

Осуществляя экономические реформы, ньюдиллеры руководствовались прежде

всего прагматическими соображениями. Однако в их действиях вырисовывалась

определенная объективно-историческая закономерность: они подталкивали и

форсировали государственно-монополистические тенденции в развитии

американского капитализма.

Степень эффективности финансово-экономических мер «нового курса» как

средства выведения экономики из кризиса и как барьера против спадов была

далекой от того, на что рассчитывали их инициаторы. Неожиданное для

ньюдиллеров наступление нового экономического кризиса в 1937 г. – лучшее

тому доказательство.

Итогов периода 1933 – 1937 гг. было несколько. Во-первых, реформы

оказались орудием усиления государственно-монополистического характера

американского капитализма. Расходы федерального правительства в 1932 – 1940

гг. выросли с 4266 млн. до 10 061 млн. Государственные расходы – один из

важнейших институтов государственно-монополистического капитализма. Их

резкое и устойчивое возрастание за относительно короткий срок и есть одно

из доказательств перерастания американского монополистического капитализма

в государственно-монополистический.

Во-вторых, социальные реформы «нового курса», давшие объективный

результат долгосрочного действия, и формирование обособившейся функции

социальной деятельности государства. Если «новый курс» рассматривать как

единство двух линий: с одной стороны государственно-монополистического

регулирования, а с другой, – проведение социальных реформ, то можно

считать, что в 1939 г. эта страница закрывается. В социальном

реформаторстве «новый курс» после победы ньюдиллеров на выборах 1936 г.

продвинулся незначительно. В их актив можно записать лишь принятие закона о

регулировании условий труда в 1938 г. и расширение ассигнований на помощь

безработным.

В-третьих, изменение в годы реформ идейно-политических устоев двух

основных партий. Демократическая партия стала прибежищем неолиберализма, а

республиканцы начали переориентироваться в неоконсервативном направлении.

Позиции ньюдиллеров были основательно подорваны кризисом 1937 – 1938

гг. новый кризис подорвал веру в эффективность реформ. Ньюдиллеры все более

теряли инициативу. В кулуарах власти многие стали понимать, что на путях

внутренней политики невозможно было вывести страну из кризиса, а

продолжение его, вопреки всем усилиям Рузвельта, ставило под сомнение

жизненность капиталистической системы. Многие промышленные магнаты начинали

внутренним чутьем понимать, что Рузвельт ведет дело к войне. Не зря же он

использовал все общественные работы для строительства аэродромов, линкоров

и др. Военных кораблей и т.д. Американские монополии оказывали финансовую

поддержку германской индустрии. Могла ли война объективно спасти экономику

США ?!..

Итак, закончилась полоса социальных реформ, но государственное

регулирование экономики продолжалось и после 1938 г. Государственно

монополистическая сущность «нового курса» оказалась явлением необратимым.

Важнейшим итогом «нового курса» было также и то, что он ознаменовал

серьезный сдвиг в социальном развитии страны.

Глава 2. Особенности выхода из кризиса в странах Европы.

В наибольшей степени кризис поразил экономику США и Германии, самых

развитых капиталистических стран мира, господство мощных монополий в

хозяйственной жизни которых было безраздельным. Несколько меньшей была

глубина экономического кризиса во Франции, но зато кризис затянулся там до

1935 г. примерно таким же было падение промышленного производства и в

Италии (почти на 1/3), несмотря на предпринятые фашистским режимом

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.