рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Типы и формы государства

Типы и формы государства

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

1.Типология государств

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств

1.3 Цивилизованный подход к типологии государств

4. Современные подход к типологии государств

2. Формы государства

1. Понятие и виды форм государственного правления

2.2 Понятие и виды форм государственного устройства

2.3 Понятие и виды форм государственного режима

3. Терминология

Заключение

Список использованных источников

Введение

Сегодня, пожалуй ,нет более спорного вопроса в политической науке ,

чем вопрос государства , его природе и роли в общественной жизни.

Государство – это прежде всего исторически сложившиеся , сознательно

организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически

первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая

организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов ,

социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять

обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом –

управление определенной массой людей , на которой и могут быть

распространены государственные управленческие функции.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей,

населяющих его территорию, независимо от их принадлежности какому

-либо роду или племени. Это означает, что государство имеет свою

территорию, определяет ее границы и защищает от нападения извне.

Постоянное население данной территории, как правило, имеет

устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства

и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Государственная власть распространяется и на находящихся в стране

иностранцев и лиц, не имеющих гражданства. Однако они имеют особое

правовое положение.

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса,

особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с

населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом

управления и принуждения, существующим специально для выполнения

этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная

власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее

«материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения

- является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства

/8,стр6/.

Традиционно отечественная теория государства и права в целях изучения

направлений теории выделяет в формах государства три основных ,

взаимосвязанных блока:

форму правления , форму национального и административно-

территориального устройства , политический режим.

1.Типология государств

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

Особенности государства конкретного исторического периода

определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности

формальных признаков ( территории , публичной власти , суверенитета )

государство по мере общественного развития претерпевает серьезные

изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии

государственно-организационного общества у различных народов в различное

историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты

, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого

обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного

строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств

являются:

1. Количество властвующих в государстве

2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление немногих

, правление большинства. По второму признаку все государства делились на

правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них

преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени

, Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере

государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов

(разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой.

Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы

зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в

другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в

развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс.

Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу

смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении

государственной власти и человека.

1.2 Марксистко-ленинский подход к типологии государств

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и

неоднозначного общественного явления стало обьективной основой

концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации.

Формация – исторический тип общества , основанный на определенном

способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет

материально-техническую базу общества , а производственные отношения ,

складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства ,

составляют экономический базис общества , которому соответствуют

определенные политические , государственно-правовые и другие надстроечные

явления.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой

происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и

замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического

базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке.

Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и

права.

Исторический тип государства , согласно марксистско-ленинской теории

, выражает единство классовой сущности всех государств , обладающих общей

экономической основой , обусловленной господством данного типа

собственности на средства производства. Единство экономического строя

различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства

производства , а следовательно , в экономическом господстве определенного

класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того , какой

экономический базис это государство защищает , интересам какого

господствующего класса оно служит. При таком подходе государство

приобретает сугубо классовую определенность , выступая в качестве диктатуры

экономически господствующего класса.

Формационный критерий , лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три основные типа эксплуататорских государства :

рабовладельческое , феодальное и последний – социалистическое ,

которое , теоретически , в ближайшей исторической перспективе должно было

бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим основные характеристики различных типов государств ,

выделяемых на основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства – исторически первая

государственно-классовая организация общества. По своей сущности

рабовладельческое государство – организация политической власти

господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической

формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности

рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.

Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого

строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое

государство , согласно марксистский теории , есть оружие классового

господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных

привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной

государственности . Данный тип государства функционирует на базе

производственных отношений , основанных на капиталистической частной

собственности на средства производства и юридической независимости рабочих

от эксплуататоров.

Социалистический тип государства возникает в результате

социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной

собственности и основанную на данных отношениях государственную машину .

Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс (

классов ), выражает интересы трудового народа , обеспечивает защиту и

развитие социалистического общества.

Социалистический тип права – это высший тип правовой системы общества

, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права.

Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс , служит

классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода

социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во

всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему

общественного коммунистического самоуправления и социальных норм

коммунистического общежития.

В марксистском понимании исторический тип государства определяется

зависимостью классового содержания государственной и правовой организации

общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи

вводится понятие переходной государственности.

Переходное государство – представляет собой государственность ,

возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых

народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В

дальнейшем , по мере преобладания господствующей формы собственности ,

подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу

государства , капиталистическому или социалистическому. Многоукладность

экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной ,

полуфеодальной , смешанной , капиталистической с элементами общественной

собственности ) – экономическая основа этих государств.

Концепцию переходного государства разработал В.И.Ленин . В контексте

развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных

стран к социализму , минуя капиталистическую стадию.

Главной задачей государства социалистической ориентации считалось

создание экономических , социальных , политических , идеологических ,

культурных предпосылок для перехода к социализму.

Государства капиталистического пути развития по мере формирования

производственных отношений должны перейти к буржуазному типу государства.

Первопричина смены исторических типов государств считается социально

– экономическое развитие общества. Социальная революция уничтожает старую

общественную систему и кладет начало господству нового способа производства

, новым производственным отношениям , которым соответствует новый тип

государственности и права . Смена одного исторического типа государства

другим происходит в результате социальной революции.

Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой

ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма

государства , отвечающего новым условиям социально – экономического

развития общества.

Преемственность между историческими типами государств заключается ,

главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации

государственной власти прошлого , которые в своем развитии отражают

общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности

государства.

Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками

марксизма – ленинизма в эксплуататорских типах государств , которые роднит

их общая эксплуататорская сущность , необходимость установления

государственности , позволяющей держать в повиновении подавляющее

большинство населения страны. Одновременно подчеркивается , что

преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-

разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к

социализму.

Анализируя все известные эксплуататорские типы государств ,

марксистско – ленинская теория выделяет их следующие общие признаки:

1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими

производственными отношениями , которые базируются на частной

собственности и эксплуатации человека человеком .

2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров ,

подавляющей большинство населения.

3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более

отчуждают себя от него.

4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально –

экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в

этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся ,

незначительной части людей.

В отличии от эксплуататорских государств социалистическое государство

представляет собой организацию политической власти трудящихся. Отсюда

основные черты государства социалистического типа:

1. Все государства данного типа базируются на общественной собственности на

орудия и средства производства , на отношениях товарищеской взаимопомощи

сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

2. Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего

большинства населения , а по мере преодоления классовых антагонизмов , и

всего народа.

Классово – формационный подход к типологии государств до последнего

времени был единственным. Типом государства называется «совокупность

государств , развивающихся в рамках одной и той же общественно –

экономической формации классового общества и характеризующихся единством

классовой сущности и экономической основы». «Исторический тип государства

( или права ) это совокупность наиболее существенных признаков ,

свойственных государствам ( или правовым системам ) единой общественно –

экономической формации. Тип государства определяется экономическим строем

классового общества, соответствующей ему классовой структурой ,

эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его

классовой сущностью.

Так , Г.Елинекс писал , что “несмотря на постоянное развитие и

преобразования , можно , однако , установить некоторые прочные признаки ,

придающие определенному государству или группе государств на всем

протяжении их истории черты определенного типа. «Он подразделяет все

государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный тип – это

мыслимое государство , которое в реальной жизни не существует. Идеальному

государству противопоставляет эмпирический , который получается в

результате сравнения отдельных , реально существующих государств друг с

другом.

Английский ученый А.Тойнби развил и конкретизировал понятие

цивилизации , под которым он понимал относительно замкнутое и локальное

состояние общества , отличающееся общностью культурных , экономических ,

географических и других факторов.

1.3 Цивилизованный подход к типологии государств

Во-первых , при анализе экономического базиса упускается из вида

важный фактор , как многоукладность .

Во-вторых , при формационном рассмотрении структуры классового

общества их социальный состав значительно сужается , так как в основном

учитываются только классы антагонизмы.

В-третьих , формационный подход ограничивает анализ культурно –

духовной жизни общества кругом тех идей , представлений и ценностей ,

которые отражают интересы основных антагонистических классов.

Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в

возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека ,

через совокупность господствующих в данный период представлений каждой

личности о характере общественной жизни , о ценностях и целях ее

собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения

прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная

личность , а не как классово-обезличенный индивид.

Цивилизованный подход позволяет , таким образом , видеть в

государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров ,

над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает

как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития

общества , консолидации людей , удовлетворения разнообразных потребностей

людей.

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от

характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По

этому признаку выделяют два типа государственности : демократия и

автократия. Г. Кельзен считал , что в основе типизации современных

государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места

, которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа

государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,-

налицо демократия , если нет – автократия .

Подобную трактовку типологии государств дает американский ученый

Р.Макайвер . Он делит все государства на два типа :

1. Династические (антидемократические) , где общая волна не выражает воли

большинства населения

2. Демократические , где государственная власть выражает волю всего

общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно

правит , либо активно поддерживает правительство.

Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства на

демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате

постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом

граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая

для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное

бытие..

4. Современные подход к типологии государств

Это прежде всего подход, являющийся симбиозом предыдущих.

Учение о типах государства сейчас разрабатывается на философском и

собственно теоретическом уровне (на уровне общей теории государства и

права). Философская типология государства строится на критериях

общественного прогресса, на разграничении двух понятий государства -

государства в собственном смысле (основанного на частной собственности) и

полугосударства (базирующегося на социалистической общественной

собственности).

В основу собственно теоретической типологии государства положены

различные стороны родовой сущности государства, основные значения его

понятия.

Родовой сущностью государства является народовластие потому, что

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.