рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория Права

правовой нормы доводится либо до конкретного лица, либо до индивидуально-

неопределенного круга лиц.

Следует отметить, что обычно достаточно уяснить смысл правовой нормы, чтобы

вынести правильное решение по конкретному делу. К разъяснению прибегают

тогда, когда в процессе уяснения правовой нормы обнаруживается, что воля

законодателя не получила в ней точного словесного выражения либо когда

норма требует дополнительной конкретизации и необходимо обосновать

возможность ее применения к данной категории дел или реализации в данной

конкретной жизненной ситуации.

Приемы, способы и виды толкования:

При толковании правовой нормы следует установить: содержание правовой

нормы; ее взаимоотношение с другими нормами и принципами права; связь нормы

с другими общественными явлениями; действие в пространстве, во времени и по

кругу лиц. С этой целью используют следующие приемы и способы толкования:

Грамматическое толкование - для этого способа характерно использование

правил грамматики того языка, на котором закон написан. Например, обращают

внимание на роль союзов "и", который обычно употребляется как

соединительный ("лишение свободы и конфискация"), "и/или", который обычно

употребляется как разделительный ("лишение свободы или конфискация").

Обращают внимание также на форму глаголов. Например, возвратные глаголы

означают, что юридическое значение придается только состоявшимся действиям

("лицо, давшее взятку").

Систематическое толкование предполагает анализ текста конкретной статьи во

взаимосвязи с текстами других статей данного нормативного акта, или других

нормативных актов, которые связаны общим предметом. Устанавливается место

правовой нормы в правовом институте, отрасли права, правовой системы в

целом.

Исторический прием используется тогда, когда для уяснения смысла нормы

важно знать те исторические обстоятельства, при которых данная норма была

принята. На этой основе уясняются мотивы ее принятия, а также цель, на

достижение которой она направлена.

Телеологическое толкование направлено на уяснение цели, которые ставил

перед собой законодатель, принимая норму.

Логическое толкование означает использование приемов формальной логики для

выявления структурных элементов самой правовой нормы. Анализируется

соотношение объемов понятий, правильность суждений. Существует точка

зрения, что логическое толкование не является самостоятельным приемом,

поскольку правила логики используются во всех способах и приемах

толкования, зато, в некоторых работах, оно выделяется в качестве

самостоятельного.

Исторически, еще со времен Рима, сложился ряд конкретных приемов

логического толкования:

1) a pari - "сравнение определенного конкретного случая с частным случаем,

подобным ему во всех отношениях";

2) a fortiory - "кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или

обязан к меньшему; кому воспрещено меньшее, тому воспрещено большее";

3) de eo quod persumque fit - "законодатель предусмотрел случаи, которые

являются наиболее частыми, но не исключает случаи, которые являются менее

частыми";

4) ad absurdum - доказывание того, что "определенное толкование закона

приводит его в противоречие с общей системой законодательства или другими

законодательными актами, или подобное его толкование вообще не может быть

проведено в жизнь";

5) argumentum a contrario - вывод о неприменимости данной нормы к данному

случаю делается на основе противопоставления их тем случаям, которые прямо

в норме не предусмотрены.

Применяют такой способ толкования, как толкование по объему. В этом случае

решается вопрос - нужно ли понимать текст, его ключевые слова буквально,

или же их можно толковать ограничительно, либо расширительно.

По общему правилу, нужно следовать буквальному смыслу текста, но в

отдельных случаях допускаются другие способы толкования по объему,

поскольку сам законодатель имел это в виду. Например, положение "дети

обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей" толкуется

ограничительно. (Имеются в виду не все "дети", а только достигшие

трудоспособного возраста). А положение "суд действует в соответствии с

федеральным законом" должно толковаться расширительно, ибо имеется в виду

не только собственно закон, но и все иные , в том числе подзаконные

нормативно-правовые акты.

В науке и в практике применяются следующие основные принципы толкования:

- всякое сомнение при толковании закона должно разрешаться в пользу

подсудимого (in dubio pro reo);

- исключительные законы подлежат ограничительному толкованию;

- законы, устанавливающие смягчение ответственности, могут быть толкуемы

расширительно;

- законы, усиливающие ответственность, подлежат ограничительному

толкованию;

- изъятия из общих правил подлежат ограничительному толкованию.

Следует подчеркнуть, что все указанные выше приемы и способы толкования

вовсе не исключают друг друга. Как правило, их применяют одновременно для

того, чтобы полностью избежать неправильного и неполного понимания смысла

правовой нормы.

В качестве субъекта толкования (уяснения и разъяснения) может выступать

любое лицо. Но юридические последствия толкования при этом будут

различными. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму.

Отсюда по субъектам толкования и с точки зрения юридических последствий

толкования оно подразделяется на два вида: официальное и неофициальное.

Неофициальное толкование юридических последствий не имеет, то есть

необязательно для следования ему. Оно осуществляется, например, научными

учреждениями, адвокатами. юрисконсультами и т.п. Это толкование носит

характер советов, рекомендаций. Убедительность такого толкования зависит от

авторитета субъекта, обоснованности и аргументированности даваемой им

интерпретации.

Разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование.

Оно дается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону.

Достоинство этого толкования в том, что оно основано на глубоком научном

знании правовых явлений, обосновывается широкой аргументацией.

Правда, в Древнем Риме, начиная с принцепса Августа, наиболее выдающимся

юристам было предоставлено право давать официальные консультации.

Заключения юристов, наделенных этим правом, приобрели на практике

обязательное значение для судьи.

Официальное толкование - это такое толкование, которое является

обязательным для тех лиц, к которым оно обращено. Официальным толкованием

может заниматься только определенный законодательством круг органов

государства (например, Конституционный суд, Верховный суд).

Официальная, порождающая юридические последствия деятельность по

разъяснению нормативных актов может классифицироваться по разным

основаниям.

С точки зрения того, к кому обращено это толкование, оно делится на

нормативное и казуальное. Нормативное - обращено к персонально

неопределенному кругу лиц, и поводом к такому толкованию служит

необходимость единообразного понимания смысла конкретной нормы права.

Казуальное толкование обращено к конкретному органу государства в связи с

применением им правовой нормы в конкретном деле. Такое толкование

обязательно только для этого органа, и не для кого больше. Для других лиц и

органов результаты такого толкования могут послужить только в качестве

модели, как необязательный образец для подражания.

Другим основанием классификации является отношение органа государства,

толкующего норму, к источнику ее создания. Если орган государства дает

официальное толкование нормативного акта, принятого другим органом

государства, то такое толкование называется легальным. Если орган

государства, в силу предоставленного ему права, толкует свой собственный

нормативный акт, то такое толкование называется аутентическим.

Результаты официального толкование излагаются в особом виде юридического

акта (документа), который принято называть интепретационным актом. Он может

быть обращен к конкретному лицу или органу, либо к индивидуально-

неопределенному кругу лиц.

Официальное толкование может быть также включено в тексты законов тем

органом, который принял данный закон. Например, в некоторых законах

специальный раздел посвящен разъяснению смыслу понятий, терминов, которые

используются в его текстах. Наряду с этим, в самом тексте используются

нормы - определения, которые также раскрывают смысл некоторых понятий.

То есть результаты официального толкования могут быть изложены как в

специальном интерпретационном акте, либо в самом тексте закона.

На результаты официального толкования можно и нужно ссылаться органам, и

лицам, применяющим правовую норму.

РЕАЛИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВА

Право реализуется тогда, когда требования правовых норм воплощаются в

общественных отношениях. Реализация правовых норм - это такое поведение

субъектов права, которое полностью согласуется с предписаниями правовых

норм и исходит из них (правомерное поведение), практическая деятельность по

приобретению, использованию прав и выполнению юридических обязанностей.

Реализация права составляет непосредственный результат правового

регулирования, конкретное его проявление.

Нормы права реализуются в различных формах. Так, одна из форм реализации

норм права - воздержание от действий, запрещенных правом (соблюдение).

Нормы права могут реализоваться и в форме активных действий субъектов права

по осуществлению некоторых предусмотренных нормами права правомочий

(использование) и исполнению юридических обязанностей. Например, участие в

демонстрации (реализация правомочия) или исполнение обязанности по оказанию

лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой помощи

(реализация обязанности). В перечисленных случаях реализации правовых норм

правоотношения не возникают. То есть в некоторых случаях правовые нормы

могут реализоваться и вне правоотношений. В результате реализации

субъектами права предписаний правовых норм в указанных выше формах не

возникает юридически значимых последствий.

Правовые нормы могут реализоваться также посредством правоотношений. В

зависимости от характера связи субъектов правоотношений, различаются два

самостоятельных вида реализации права через правоотношения. Во-первых,

правоотношения могут возникнуть между субъектами, отношения между которыми

основаны на юридическом равенстве сторон, их автономном положении по

отношению друг к другу. Здесь нет элемента подчиненности одного другому. В

таких отношениях участвуют граждане, юридические лица, которые заключают

разного рода сделки, договоры между собой. Эту форму реализации права можно

условно назвать гражданско-правовой, автономной.

Вторая форма - так называемая административная или властная. В этом случае

властный орган либо сам выступает одной из сторон в правоотношении

(отношение по поводу назначения пенсии), либо своим властным, авторитарным

решением устанавливает право либо обязанность конкретного лица

(установление факта отцовства). Такая форма реализации права называется

применением права.

Правовое воздействие и правовое регулирование. Механизм правового

регулирования.

Понятие правового воздействия - широкое понятие, которое охватывает все

направления и формы влияния права на общественную жизнь, т.е. действие

права и как идеологического, информативного, воспитательного института, и

как нормативного общеобязательного регулятора. Причем влияние права как

идеологического, воспитательного института не является для него

специфическим в том смысле, что кроме права и наряду с ним, на общественную

жизнь воздействуют и другие идеологические формы - агитация, пропаганда,

массовая политическая информация, моральные постулаты и т.п. Влияние всех

этих форм тесно переплетено, взаимосвязано. В этой связи задача вычленения

конкретной роли каждой из них в достижении определенного социального

результата представляется весьма затруднительной.

Воздействие права на социально-экономические процессы - сложное и

многогранное явление. Отсюда возможность различных подходов к его изучению

и интерпретации.

Так, в социологии права правовое воздействие рассматривается как взятое в

единстве формирование и функционирование права (социальный механизм

действия права). Такой подход предполагает исследование как социальной

обусловленности, так и действия, эффективности права, раскрытие влияния

права на общественные отношения и обратного воздействия социальных факторов

на право. В рамках такого подхода возможно выделение и отдельных сторон или

элементов социального действия права, например, выделяют следующие его

элементы:

1) уровень и характер правовой информации. Функционирование права во многом

зависит от знания и понимания субъектами правовых предписаний и,

следовательно, от того, в какой мере и как правовые предписания доводятся

до всеобщего сведения. Отсюда важное значение приобретает вопрос о роли в

обеспечении знания и понимания права средств массовой информации, других ее

источников;

2) правовая установка и ориентация субъектов. Функционирование права

зависит не только от того, в какой мере субъекты информированы о

действующих правовых нормах, но и от того, в какой степени сформирована

установка личности на неукоснительное соблюдение и исполнение правовых

предписаний, в какой степени она сориентирована на достижение правовых

задач, целей, идеалов;

3) социальные последствия действия права. Последствия действия юридических

норм - это не только конечный результат реализации правовых предписаний, но

и начальный пункт последующих циклов действия права. Сами социальные

последствия действия права выступают в качестве фактора, влияющего на

процесс правового регулирования, корректирующего и направляющего его;

4) социальная сфера. Функционирование права происходит в определенной

социальной среде, в которой формируется отношение к праву и законности.

Одной из важных сторон социальной среды, в пределах которой функционирует

право, является " правовой климат "- общая атмосфера состояния законности и

правопорядка.

Существуют и другие аспекты социальной характеристики механизма действия

права. Так, с точки зрения выделения основных направлений его

функционирования обращают внимание на следующие элементы:

1) доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения;

2) постановка в правовых нормах социально полезной цели;

3) поддержка правом социально полезных образцов поведения;

4) социально-правовой контроль.

С целью выявления всей совокупности элементов и сторон правового

воздействия на общественные отношения обращается внимание на:

1) социальную среду, условия, находящиеся вне права и им непосредственно не

регулируемые (соотношение социальных сил, уровень развития культуры,

традиции, дружба, любовь и т.д.);

2) социальные факторы, органически включенные в сам процесс правового

регулирования (те стороны политических, экономических, социальных

отношений, которые урегулированы правом).

Право можно рассматривать и как подсистему более широкой системы - системы

социального управления. С этой точки зрения процесс правового воздействия

проходит те же этапы (стадии), что и любой управленческий цикл (от

постановки целей и задач до достижения определенного результата). Но

проходит, естественно, с учетом особенностей права как особого социального

общеобязательного общественных отношений. В этом случае выделяются

следующие этапы или стадии воздействия.

1) Стадия предварительного формирования государственной воли. На этой

стадии определяется и формулируется задача воздействия на социальный

процесс. Разрабатывается система частных целей, к которым надо стремиться

для решения основной задачи. Здесь определяется выбор правового средства

как наиболее оптимального для решения основной задачи.

2) Стадия принятия нормативного решения. Это стадия правотворчества,

которая завершается принятием официального нормативного решения. На этой же

стадии осуществляется подготовка к введению в действие нормативного

предписания, решается вопрос о доведении его содержания до сведения

исполнителей.

3) Стадия реализации нормативного правового решения. Реализация

осуществляется в различных формах: соблюдение, исполнение, использование,

применение. На этой стадии проявляется информативное, идеологическое

воздействие нормативного правового решения.

4) Контроль за реализацией решения и оценка результатов его действия.

Контроль осуществляется на протяжении всего времени реализации решения.

Определяется эффективность решения. На этой основе вырабатываются

рекомендации, направленные на его совершенствование, корректирование.

Выделяют еще один аспект действия права - психологический. Изучение этой

стороны правового воздействия, во-первых, нацелено на то, чтобы получить

ответ на вопрос, каким образом право влияет на формирование таких мотивов

поведения, которые бы обеспечили соответствие поступков личности моделям

предписываемого или дозволяемого поведения, установленные в соответствующих

правовых нормах. Так, обеспечение пассивных форм поведения (воздержание от

определенных действий) достигается главным образом стимулированием

сдерживающих мотивов. Обеспечение активных форм поведения (совершение

положительных действий) достигается стимулированием побудительных мотивов.

Это в свою очередь обеспечивается как путем возложения обязанности вести

себя активно, так и предоставлением права на совершение положительных

действий (дозволения). Во-вторых, исследование психологического механизма

действия права связано с выяснением того, какую роль играют представления

личности о праве в определении ее поведения в тех сферах общественных

отношений, которые урегулированы правом.

Сложное взаимодействие многообразных факторов обусловливает разное

содержание и разные результаты психологического механизма действия одних и

тех же норм. Правовая оценку одной и той же жизненной ситуации разными

лицами может оказаться неодинаковой, а следовательно, и их поведение в этой

ситуации будет неодинаковым.

Наряду с понятиями "социальный механизм действия права", "психологический

механизм действия права" применяется понятие "правовое регулирование" или

"механизм правового регулирования". Правовое регулирование (или механизм

правового регулирования) - это специфическое правовое воздействие,

осуществляемое правом как нормативным, общеобязательным регулятором.

Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно при помощи

совокупности последовательно связанных правовых средств, обеспечивающих

достижение необходимых целей (результатов). Такая специально-юридическая

интерпретация правового воздействия выражается понятием механизм правового

регулирования (в последующем - МПР).

Механизм правового регулирования - это специфическое правовое воздействие,

осуществляемое правом как нормативным, общеобязательным регулятором. Это -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.