рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория Государства и права

Теория Государства и права

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Саратовская государственная академия права

Поволжский региональный юридический институт

Кафедра теории государства и права

Учебная дисциплина - теория государства и права.

Сущность, типы и формы права

(курсовая работа)

| |Выполнила |

| |студентка 114 группы |

| |заочного отделения ПРЮИ |

| |Зыкова Т.Г. |

| | |

| |Научный руководитель |

| |доцент Осипов А.В. |

Саратов 1999

План.

1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.

2. Типы права. Правовые семьи и их типология.

3. Формы права: понятия и виды. Источники права.

Заключение.

Библиография.

Введение

Понятие права, его сущности - основной вопрос, традиционно

рассматриваемый теоретической юриспруденцией. Теория права, сложившаяся в

античное время, нашла в учении Аристотеля понятие политической

справедливости и идеи естественного права. Она связана с именами Сократа,

Цицерона, римских стоиков. В средние века право ассоциировалось с

божественным установлением, получив развитие в богословских трудах Фомы

Аквинского. Естественно правовая теория окончательно нашла свою научную

основу в период завершения и разложения феодализма, во времена подготовки

буржуазных революций 17-18 вв. Виднейшими ее представителями были

голландский государственный деятель и философ эпохи просвещения Гуго

Гроций, сделавший вывод о том, что " право имеет своим источником волю ".

Томас Гоббс, английский философ 17 в., утверждал, что "право есть

продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими ". В работах Ж-

Ж Руссо есть определение права как общей воли. Виднейшими представителями

естественно- правовой теории были Вольтер, Д. Локк, Монтескье, А.Н.

Радищев. Эта теория рассматривала право с двух позиций - естественной и

позитивной систем права.

Позитивное право - это право признанное и санкционированное

государством. Естественное же право уходит своими корнями в сущность

человеческой природы, разума, всеобщих нравственных принципов.

В первой трети 19 в. в Гремании сложилась историческая школа права,

виднейшими ее представителями были Г. Гуго, Савиньи. Эта школа отрицала

единое право для всех народов, полагая, что право самообразовывается у

каждого народа по-своему, подобно нравам и языку. Историческая школа

ведущее место отводила обычаю, изучению истории права, отводя закону не

только не единственное, но и не основное место в ряду источников права.

Психологическая теория права, получила распространение в начале 20 в.

в Германии (Бирлинг, Кнапп) и во Франции (Тард). Наиболее полно и широко

эту идею разработал в России Л.И. Петражицкий. Он разделил право на

позитивное (официальное право государства) и интуитивное (то, что

переживается людьми как право, коренится в их психике).

Абстрактно- нормативная теория берет свое начало в кантовском

категорическом императиве. Она выводила право из нравственности, упрочения

законности, ограничения судейского усмотрения. Впервые провозгласила идею

правового (как идею самоограничения власти законом). В дальнейшем эта

теория ушла в сторону отождествления права и государства, поскольку

обязательность правовых норм вытекает из государственного авторитета, как

воплощения правопорядка.

Марксистская теория права, согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса,

рассматривала право как надстройку над экономическим базисом общества.

Право есть воля господствующего класса. Для этой теории характерно

рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только

формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации. Несмотря на

повсеместную критику этой теории, сегодня нельзя не отметить, что многие

выводы марксистов о праве и государстве сохраняют свое значение и в

современных условиях.

Развитие советской правовой мысли выработало нормативное понимание и

определение права как системы действующих в государстве норм. В дальнейшем

в эту систему вошли правоотношения и правосознание.

В ходе развернувшейся в конце 60-х начале 70-х гг. полемики

выяснилось, что единого взгляда на проблему не существует до сих пор. Тем

важнее дальнейший поиск истины, сближение таких разных точек зрения.

" И как в естествознании расширение знаний о природе приводит к смене

одних концепций другими, так и в обществоведении ход развития истории,

человеческая практика не могут не привести к изменению теоретических

представлений об обществе.

В конкретный исторический период трудно судить о верности той или иной

общественной теории. Критерий истины в том, насколько убедительно то или

иное учение объясняет общественное прошлое и предсказывает будущее…"[1]

В своей работе я пытаюсь выяснить основные понятия, принципы, типы и

формы права, несмотря на то, что, по словам русского правоведа Б.И.

Кистяковского " правовую реальность следует поставить приблизительно

посередине между реальностью произведений скульптуры и живописи, с одной

стороны, и произведений литературы и музыки - с другой. Но все-таки ее

придется признать немного более близкой к реальности первого вида

культурных благ, чем второго… который не может существовать без

субстациональных элементов общественной организации. "

1. Понятие, сущность и признаки права. Основные принципы права.

1. Понятие права.

Термин "право" столь же многозначен, сколь многозначна его природа и

содержание. Мы часто говорим о праве как о системе общеобязательных

юридических норм, о моральном праве, о правах человека. Право возникло

вместе с государством и выражает "государственную волю общества " [2],

воплощенную в правовых нормах. Предшественником права был обычай, который

создавался всем обществом и учитывал моральные, религиозные и другие

взгляды его членов. Близко к нему находится естественное право, которое

проистекает из природной сущности человека и его разума, всеобщих

нравственных принципов. Именно его естественная природа дает ему самое

широкое распространение на земле, без границ государств и времени. Это

право вечно и неизменно, как неизменны природа и разум человека. Это вечные

принципы прав и свобод человека: свобода, семья, собственность,

безопасность, равенство, сопротивление насилию. Именно о соблюдении этих

норм заботится любое политическое объединение, в том числе и государство.

"…. право, представляя собой явление противоречивое, выражает прежде

всего значительное продвижение по пути прогресса человечества: оно стало

неотъемлемым элементом цивилизации, носителем его качеств и тенденций." [3]

[pic]

Совершенно ясным становится понятие права из названия древних юридических

документов, памятниках права: "Русская Правда", "Правда Ярослава", - в этих

названиях зафиксировано стремление к справедливости, правде, честному суду.

На Востоке многих служителей правосудия называли мудрецами, что говорит не

только об обычаях, но и житейской мудрости, опыте.

"Право есть одновременно явление культуры. Можно предположить, что его

миссия в этом качестве заключается в том, что оно призвано фиксировать в

нормативной форме духовные ценности и достижения, накапливаемые

человечеством: демократию, права человека, мораль, справедливость,

житейские мудрости, милосердия и т.д. - и быть и нормативным, и

стабилизирующим "передаточным механизмом". [4]

Право - понятие надвременное и надгосударственное. Мы говорим о

рабовладельческом праве, о феодальном праве, о праве наполеоновской

Франции, о праве фашистской Германии и т.д. "Нужно учитывать господствующие

в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре,

корректно и конкретно оценивая их на основании права." [5]

Но даже во времена сталинских беззаконий и попрания естественных прав

человека, заседания "троек" - было "… фактически вынужденное признание

ценности права, правосудия, юстиции, юридических форм, их способности

придать тем или иным действиям, актам, цивилизованный, нормативный в глазах

Отечественной и мировой общественности характер." [6]

Здесь уместно вспомнить высказывание "… права в законе может и не быть".

Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция права.

Собственно, юридическое право - это санкционированный государством

обычай, выраженный в законах, официально признанный и охраняемый

государством.

Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих

отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством,

или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под

контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран - не

только религиозная книга, но и источник права.

1.2. Сущность и признаки права.

"… право - государтсвенная воля общества на данном этапе его развития,

обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его

существования" - в этом заключается его общечеловеческая и классовая

сущность. [7]

Право - понятие столь многогранное, что любое его определение было бы не

полным, не учитывающим в полной мере его сложного характера. И все же

основными признаками права традиционно называют следующие:

1). государтсвенно - волевой характер;

2). нормативность;

3). властно - регулятивная природа.

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает

волю общества, обусловленную его духовными, национальными, религиозными

традициями, экономической ступенью развития, природными условиями и т.п.

"Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете

интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах". [8]

Только право, учитывающее интересы всех слоев общества, придает ему

социальный вес, реальность.

Если это положение не учитывается, никакие механизмы, в том числе,

государственное принуждение, не обеспечит выполнения этого права. Именно

выражение согласованных интересов участников регилируемых отношений придает

характер обязательности, всеобщности, господствующей системы нормативного

регулирования.

"Теперь стало общим местом положение, что истинное положение права не в

статьях и параграфах законов, напечатанных в кодексах, а в сознании как

всего общества, так и остальных членов его", [9] - писал Б.А. Кистяковский,

один из ярких представителей дореволюционных русских ученых- юристов.

Вместе с этим следует отметить, что право - не воля отдельного человека,

а общества в целом, и государство является проводником этой воли, и в тоже

время гарантом соблюдения этой воли. Право выступает системой норм, "…

выраженных в законах, иных признаваемых государством источникам и

являющихся общеобязательным нормативно- государственным критерием

правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения".

[10]

Именно это признанное государством право стало официальным, "… входящим

во всю систему государственно- политических отношений. Именно это черта

права обуславливает его социальный смысл и социальный статус как явление

социальной реальности". [11]

Нормативный характер права заключается в нормативном регулировании

юридически дозволенного и недозволенного, запрещенного, предписанного, т.е.

представляет собой систему признаваемых и действующих в конкретном

государстве юридических норм. Если сущность права - "государственная

воля общества", то содержание права - нормативное выражение этой воли.

Только издание и санкционирование властью общеобязательных норм дает

возможность возвести волю общества в закон, сделать ее государственной. Из

этого вытекает и ее несколько характерных только для права особенностей.

Это непосредственная связь с государством, охрана от нарушений

государственным принуждением, институционность, регулируемость общественных

отношений.

Эти нормы издаются (санкционируются) государством и охраняются

возможностью применения юридических санкций (что характерно только для

права).

Связь с государством состоит и в общеобязательности права. Это делает

право нормативной основой законности и правопорядка. Право носит выраженную

черту стабильности, четкости, которое выражается в представительно-

обязывающем характере и специфике структур правовых норм.

Как известно, в Древнем Риме детей учили латыни по текстам законов, на-

столько правильным и совершенным было их содержание.

Институционность права заключается в том, что правовые нормы издаются

(санкционируются) властью в строго определенных формах, каковыми служат

различные правовые источники (право составляют действующие юридические

нормы). К формам выражения права относят: правовой обычай, судебный

прецедент, договор нормативного содержания, нормативный акт. Право "…

складывается из системы норм, выраженных в строго определенных формах,

преимущественно в законах, и изданных на их основе подзаконных нормативных

актах, общенно именуемых законодательством." [12]

Именно нормативный признак права подчеркивает его единство и

однопорядковость, стремление к законности и правопорядку, правовому

обеспечению стоящих перед обществом задач.

Властно - регулятивный характер права говорит о праве как об особом

государственном регуляторе общественных отношений. В обществе регулятором

общественных отношений выступают обычаи, нормы общественных объединений,

мораль. Право отличается от них однотипностью с государством, единством с

ним, тесной связью с государственными механизмами. Регулирующее воздействие

права влечет за собой определенные юридические последствия для граждан.

Регулируемые правом фактические отношения становятся правовыми

отношениями. Таким образом право выступает регулятором общественных

отношений - критерием законного и незаконного поведения, являясь их

официальным критерием, определителем свободы.

Право не тождественно закону. Закон - лишь одна из форм выражений права.

Закон, не отвечающий идеям права, его природе, может быть признан не

действительным, и правом уже не являться (об этом наглядно свидетельствует

деятельность Конституционного Суда РФ, который следит за соответствием

законов и подзаконных актов Конституции РФ, международным соглашениям и

т.п.).

И так, "право есть система общеобязательных, формально - определенных

норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими

условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и

классовый характер; издаются или санкционируются государством в

определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и

убеждения, возможностью государственного принуждения; являются

государственным регулятором общественных отношений." [13]

1.3. Основные принципы права.

Принципы права - это его ключевые идеи, выражающие его суть. В переводе с

латыни "принцип" означает первооснову, отправное положение. Принципами

права называют органически присущие праву качества: принцип социальной

справедливости, равноправия граждан, единство прав и обязанностей,

гуманизм, сочетание убеждения и принуждения, демократизм.

Принцип социальной справедливости призвана охранять вся правовая система

государства, служит ее защите и выражению. Этот принцип находит воплощение

в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания.

Принцип равноправия граждан является следствием этого принципа и одним из

признаков демократии. Он означает как равенство всех перед законом, так и

равенство возможностей, равенство между представителями противоположных

полов.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что права и свободы

личности сочетаются с обязанностями личности перед обществом. Без

обязанности не бывает права, иначе равновесие было бы разрушено. Принцип

гуманизма закреплен в Конституции РФ: "Человек, его права и свободы

являются высшей ценностью." [14]

Убеждение и принуждение в праве - одно из проявлений справедливости,

гуманизма и демократизма.

Убеждение и принуждение - методы руководства общества государством.

Разумное сочетание их - вот задача правового государства. Убеждение

содержит сами нормы права. Знакомясь с ними, граждане убеждаются в их

необходимости. К убеждению также относят правовоспитание, всенародное

обсуждение законопроектов и т.п.

Принуждение, согласно Конституции РФ - средство исправления и

перевоспитания. Арсенал его воздействия разнообразен: от мер пресечения, до

юридической ответственности, санкции.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип

реализует себя в политике и экономике через государственные и правовые

институты.

Перечисленные принципы распространяются на всю систему прав. Эти принципы

лишь подтверждают то, что лишь те законы разумны и действенны, которые

отвечают природе человека.

2. Типы права. Правовые семьи и их типология.

В современном мире каждое государство имеет свое право, но бывает и

так, что в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих

друг с другом правовых систем. Свое право имеют и негосударственные

образования: каноническое право, мусульманское право, индусское право,

иудейское право. Существует международное право, призванное регулировать во

всемирном или региональном масштабе международные и внешнеторговые

отношения. Право - продукт цивилизации, и потому национальная система

права, являясь "внутренней картой" национального права, создает "карту

мира" права, которая показывает принадлежность ее какой либо правовой

семье. "Классификация означает распределение тех или иных национальных

систем права по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев".

[15]

Через сопоставления и анализ одноименных государственно-правовых

институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового

развития, его направления и этапы.

"Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их

выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов,

которых не так уж и много". [16]

Классификация означает распределение национальных систем, в

зависимости от критериев, по типам.

"Национальная правовая система - это конкретно-историческая

совокупность права, юридической практики и господствующей правовой

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.