рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства

естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век"

человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное

неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в

целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны

отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том

числе и путем восстания.

Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен

другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители

стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих

целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский

(1854 - 1938 гг.) утверждал, что рабство возникает из войны с чужими

общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает

себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей,

платить им дань или подати. Возникает и аппарат принуждения для управления

побежденными. Этой концепции придерживались Е. Дюринг, Л. Гумплович.

Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г.

Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и

других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим

организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого

сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер

считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности

развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он

видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как

племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество

функционирует подобно человеческому организму.

Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам

теории насилия, полагая, что в истории нет ни одного примера, где бы

государство не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство -

результат завоевания и порабощения сильными племенами более слабых, а с

расширением практики завоеваний усложняется структура общества, возникают

сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное общество

достигает единения на основе государства, власти, иерархической

организации.

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства.

Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая

идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса

"Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными

причинами происхождения государства основоположники марксизма считали

раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что

было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою

очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри

родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде

всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве

власть начинает выражать интересы только одной части населения -

экономически господствующего класса, который становится и политически

господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих

классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих

слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов

принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И.

Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми

свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску

авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого

следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право

порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а

особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями.

Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей

невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и

государства. Причиной возникновения государства является определенное

состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества

от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их

магической силой привели к возникновению государственной власти, которой

люди подчиняются добровольно.

Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США),

английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы

Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В

своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства

необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных

районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии,

Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных

систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как

поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять

воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля,

требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др.

Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в

восточных регионах, но в действительности процессы образования государства

и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства

было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие

трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение

государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов,

объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление

государственной организации.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его

определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями,

мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков

государства.

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой

объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной

территории и подчиненных политической власти, способной применять

принуждение.

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической,

социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те

или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет

выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других

организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей

специальным аппаратом управления и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

4) взимание налогов.

Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков

государства.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами

населения, государственная власть приобретает политический характер.

Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит

над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной

самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.

Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный

аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в

государственном аппарате служит профессией.

Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны,

т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности,

внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с

другими государствами. Однако суверенитет современных государств

самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и

неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.

Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных

полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать,

изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством

общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и

принуждать к его соблюдению.

Налогообложение также составляет один из основных признаков государства,

поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может

содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и

распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на

его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и

организаций.

С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся

из общества политическая организация особой суверенной публичной власти,

выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также

обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Особая модель государства раскрывается понятием "правовое государство". Это

государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет

требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою

деятельность в соответствии с правовыми установлениями.

Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю.

Уже древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию

общества и государственной власти. Идею единства власти и права развивал

греческий мыслитель и государственный деятель Солон (УI в. до н.э.).

Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке,

поскольку беззаконие представляет собой наибольшее зло для общества.

Значение разумных и справедливых законов подчеркивал величайший философ

античности Платон (427 - 347 гг. до н.э.). А основоположник античной

политической науки Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) обосновал идею

господства права и правовой законности, идею права как критерия

справедливости.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат

немецкому философу И. Канту (1724 - 1804 гг.). Опираясь на теорию

естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для

государства опираться на право и ориентироваться на него во всех своих

действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в

законах государства, как обеспеченные государством естественные права и

свободы человека.

Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель,

которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни,

- это сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель - Г. Гегель (1770 - 1831 гг.) рассматривал

правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель

различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные,

антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей

природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно

ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как "царство

реализованной свободы".

Сам же термин "правовое государство" ввел в оборот представитель немецкого

либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.

Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового

государства, то они сводятся к следующим:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность

и реальность осуществления;

3) взаимная ответственность государства и личности;

4) принцип разделения властей.

Господство права предполагает, во-первых, правовую организацию

государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных

структур строго на основе законов; во-вторых, правовой характер принимаемых

законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми,

основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободах человека; в-

третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение

государства законом, установление правом рамок для деятельности государства

и его органов.

Незыблемость естественных прав и свобод личности означает признание и

реальное обеспечение равенства всех людей как субъектов правового общения

перед законом. Все должны обладать равной правосубъектностью, равными

возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей.

Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать

естественные права человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь,

на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода

передвижения, свобода совести и др.

Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и

личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают

взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать

от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет

перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны

существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства

исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный

порядок обжалования действий и решений государственных органов и

должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46

Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,

органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц

могут быть обжалованы в суд".

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное

функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной,

исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов.

Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не

смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система

сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно

предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе

общих принципов.

Гражданское общество предпосылка и условие существования правового

государства. Гражданское общество - есть объединение частных личностей. В

нем доминируют свобода личности, частная собственность, взаимные связи

между индивидами строятся по принципу - "пределы свободы личности,

определяются пределами свободы другой личности". Это независимая от

государства относительно самостоятельная сфера жизни общества, где

действуют различные социальные группы, объединения культурного,

национального, религиозного, территориального и иного характера, выражающие

разнообразные интересы людей.

Не любое общество может быть названо гражданским. Таковым считается

общество с развитыми рыночными отношениями, где личность не отделена от

собственности, а, напротив, имеет возможность выбрать любую форму

собственности, вправе распоряжаться результатами своего труда и своими

способностями к труду. В гражданском обществе нет монополии на какую-либо

идеологию. В нем существует терпимость к различным суждениям, точкам

зрения, мнениям, плюрализм идеологий, взглядов, суждений.

Обязанности человека и гражданина перед государством должны сводиться к

законопослушанию и уплате налогов. Остальная частная жизнь человека должна

быть вне пределов деятельности государства, в которую оно не вправе

вмешиваться.

Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его

интересам, выражать всеобщий интерес общества. Здесь доминирует идея: "Не

общество для государства, а государство для общества".

Таким образом, гражданское общество и правовое государство тесно связаны

друг с другом и предполагают друг друга.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Под функциями государства принято понимать основные направления его

деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с

решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика

государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом,

а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти,

поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства

может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах

их развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую

направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической

экономики). Отсюда, в функциях государства могут проявляться как классовые,

так общесоциальные начала.

Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств.

В механизме государства образуются соответствующие органы, в

государственном бюджете выделяются необходимые средства, создается

законодательная база для регулирования конкретного направления

деятельности.

Функции государства следует отличать от функции органов государства.

Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются

специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства

определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой

жизнью общества.

Функции государства не застывший набор направлений его деятельности. С

развитием государства и общества, усложнением самой жизни, могут появляться

новые, ранее неизвестные функции государства, например,

природоохранительная функция, освоение космоса и т.д.

Функции государства по-разному классифицируются в юридической науке. Самым

распространенным является деление функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной

страны. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на

международной арене. Внутренние и внешние функции тесно связаны между

собой, дополняют друг друга.

Различают также постоянные и временные функции: постоянные, это те, которые

осуществляются на всех этапах развития общества и государства, а временные

функции связаны с решением задач, которые обусловлены временным стечением

обстоятельств (борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.).

Рассмотрим некоторые основные и постоянные внутренние и внешние функции

государства.

К внутренним функциям относятся: политическая; экономическая; социальная;

экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и

правопорядка.

К внешним функциям относятся: функция интеграции в мировую экономику;

обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по

глобальным проблемам.

Политическая функция направлена на обеспечение государственного

суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.