рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Тенденция отчуждения местной власти от населения

местного самоуправления. Почему? В сегодняшних условиях социально-

экономического кризиса одним из приоритетных направлений деятельности

является поиск новых финансовых средств пополнения бюджета, в первую

очередь активное использование муниципальной собственности. Речь идет о

применении финансового менеджмента органами местной власти. Эту задачу

можно разрешить лишь при использовании информационных технологий[18].

Однако по политическим, экономическим причинам формированием

информационного ресурса не стало первостепенной задачей для местной

власти.

Муниципальная политика должна стать публичной, в силу признанных

причин. Публичная политика имеет своей целью инициирование и формирование

позитивной активности населения, на установление гармоничных отношений

местных властей с общественностью. Для реализации публичной политики

необходимо формирование имиджа местных властей, организации эффективных

совместных мероприятий. Для реализации этих целей необходимо разработка и

реализация определенной концепции взаимодействия органов местной власти с

населением, в основе которого лежали бы принципы открытости,

доверительности и честности. При разработке этого вопроса может

использоваться опыт, накопленный при налаживании связей с общественностью в

городах Ямало-Ненецкого автономного округа, в рамках программ

консультативной фирмы ИМС[19].

Было бы правильным для органов местной власти формирования концепции

работы с общественностью. Эта концепция должна закладывать базисные понятия

в деятельности местной власти по формированию публичной политики.

В основе работы органов местного самоуправления с СМИ следует лежать

принцип – соучастия, партнерских отношений.[20] Только действенная система

реализации принципа соучастия в работе со СМИ может стать надежной базой

открытости и объективной гласности работы органов местного самоуправления

для муниципального сообщества. Реализация этого принципа требует

подготовку исходящей информации для СМИ органов местного самоуправления.

Необходимые усилия на муниципальном уровне по взаимодействию со СМИ понятны

– они обеспечивают доверие населения к власти. Но доверие в муниципальном

праве –это не только моральная категория. Как сказано в Законе «Об общих

принципах организации местного самоуправления: «ответственность органов

местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед

населением наступает в результате утраты доверия населения»[21]. От

контакта с населением зависит успешность многих начинаний муниципальной

власти, реализации местных проектов и программ. Доверие населения к власти

является решающим условием привлечения местных средств и ресурсов для

решения проблем муниципальных образований.

Исходя из всего вышесказанного в этом разделе, можно сделать вывод,

что органы местного самоуправления смогут эффективно функционировать,

наладив следующие информационные потоки:

o изучение и систематизацию всего спектра обращений населения в органы

местного самоуправления и структуры муниципального управления;

o изучение настроений населения муниципального образования;

Разъяснительная работа с населением по вопросам структуры,

функциональных обязанностей и полномочий, перечню принимаемых решений и

реальных действий органов местного самоуправления и структур муниципального

управления.

В систему обратной связи по оси "местная власть - население" должны

быть включены печатные СМИ, радио и телевидение.

Канал "обращений ради общения" отдельных групп населения в органы

местного самоуправления должен быть доступен гражданам и формализован

минимум по двум позициям:

а) "телефон доверия";

б) справочно-информационная служба.

Налаживание подобной системы информационного взаимодействия поможет

снять целый ряд проблем, возникающих в процессе управления муниципальным

образованием, а установление диалоговой системы в общении органов местного

самоуправления с населением — устранить или перевести в чисто общенческую

форму большую часть застарелых конфликтов между властной структурой и

жителями "муниципалитета[22].

5. Взаимодействия населения и органов местного самоуправления:

зачем?

Несомненно, что развитие самоорганизации населения сулит немало благ

для него. Но что зачем это может быть нужно органам местного

самоуправления? Здесь можно выделить такие причины:

o Избирательные интересы - совершенно очевидный интерес: чтобы сохранить за

собой власть нужно обеспечить себе поддержку населения;

o Чиновничьи интересы – нужно обеспечить управление муниципальным

образованием как управляемой системой;

o Менеджерские интересы: использование не задействованных человеческих

ресурсов.

Это едва ли не единственный ресурс, находящийся в распоряжении

местного сообщества. Применение этого ресурса позволяет привлечь к работе

управления дополнительные ресурсы. Их использование позволяет органам

местного самоуправления передать часть своих функции населению, оставляя

за собой общую организацию и контроль.

Какие цели достает местное сообщество, вовлеченное во взаимодействие с

властью? Оно может решать возникающие проблемы: сспособствовать улучшению

жизни в целом; получать возможности для самореализации.

Таким образом, присутствует интерес обеих сторон, и если органы

местной власти сумеют активизировать людей для решения конкретных

интересов, можно будет говорить о налаживании взаимодействия между ними.

Причем задачей органов местного самоуправления является переход на адресную

политику общения с населением по ряду причин:

o Органы местного управления лучше знают интересы конкретных групп;

o Привлечение к взаимодействию конкретных групп приведет к тому, что люди

больше узнают о работе органов местного самоуправления;

o Речь идет о вовлечении в контакт всех групп населения по поиску общего

решения, которое не может не учитывать интересы этих групп.

Работа над совместным решением дает возможность понимания каждой из

групп интересы других, возможность почувствовать себя частью сообщества.

Хотя следует отметить, что чрезмерная концентрация местной власти на

интересах, проблемах одной из групп населения может привести к дисбалансу,

формированию «нездоровых» отношений в обществе.

Местное самоуправление нельзя рассматривать как вещь в себе.

Самоуправление вытекает из идеи свободы и встроено в систему рынка как

составная часть. И далее следует признать, что даже при наличии сферы

детально разработанных законов в сфере местного самоуправления и

политической воли государственных деятелей реализовывать эти законы на

практике, дело буде стоять на месте. О чем говорит российская

действительность. И это будет происходить до тех пор, пока реально не

заработают свободные рыночные основы общества. На сегодняшний день в Росси

мы имеем, некое подобие, суррогат того, что должно быть в развитом

обществе.

6. Роль независимых некоммерческих организаций

Посредником между властью и гражданином могут стать независимые

некоммерческие организации (НКО), многие из которых уже завоевали

достаточные для этого авторитет и доверие.

Возможности сообществ и общественных организаций, в стимулировании

экономического роста городов и повышении качества жизни вызывает оживленные

дискуссии, в ходе которых представители местной власти часто дают

сдержанные, а порой и негативные оценки этим возможностям.

Эти дискуссии обнаруживают проблему гражданского участия местных

сообществ в стратегическом планировании местного развития и необходимости

общественных дебатов по поводу его целей и путей реализации.

Негативные оценки возможностей внутригородских сообществ в этом

отношении имеют два основных источника.

В одних случаях руководство органов местного самоуправления просто не

рассматривает внутригородские сообщества и группы как партнеров по участию

в городском развитии, делая ставку исключительно на административные методы

управления. Это – рецидив командно-административного стиля управления

советских времен, не изжитого в практике местного самоуправления.

В других случаях в качестве основного источника проектных предложений

и управленческих решений рассматриваются расположенные в муниципальных

образованиях фирмы, работающие на профессиональной основе и обладающие, по

оценке экспертов администрации, информационным и интеллектуальном

потенциалом, необходимым для принятия обоснованных решений. Роль

общественных структур в этом отношении такими экспертами оценивается, как

правило, не высоко.

Такая постановка вопроса вызывает вполне понятные возражения со

стороны представителей лидеров и лоббистов интересов групп третьего

сектора. Несмотря на возможно излишнюю остроту дискуссии о соотношении роли

профессиональных сообществ в стимулировании городского развития, сама

дискуссия должна расцениваться как конструктивная, поскольку она

способствует пониманию многомерности социально-институциональной структуры

городского процесса, специфики роли разных общественных групп и, тем самым,

возможности их более конструктивного взаимодействия в деле общественного

стимулирования городского развития.

Некоммерческие организации имеют дело с населением напрямую, без

посредников. Поэтому сотрудники НКО хорошо представляют интересы и

потребности тех людей, с которыми они работают. Люди больше доверяют таким

организациям, поскольку они дистанцированы от власти и ориентированы на

решение простых и понятных обычному человеку задач. В силу своего положения

и предназначения, НКО могут стать для широких масс населения посредником и

защитником их коренных интересов.

Особую роль общественные организации играют в отношении мобилизации

ресурсов сообщества, как организаторы взаимодействия между властью и

бизнесом в интересах местного развития. Интересы организаций третьего

сектора не вступают в сильные противоречия с интересами властных структур и

бизнес-организаций, в отличие от собственных интересов последних. НКО

отстаивают интересы граждан и уже накопили технологии организации

эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Обращает на себя внимание обычная логика определения конфликтов и

затруднений во взаимодействии общественного (некоммерческого сектора) и

местных властей. Она строится на констатации недостаточного внимания

властей к деятельности некоммерческих организаций и слабому привлечению

этих организаций для решения местных задач. При этом из поля зрения

выпадают такие важные вопросы, как развитие нормативно-правовой базы

местного самоуправления, фиксация в городских уставах положений, которые

вынуждали бы органы местного самоуправления опираться при принятии ключевых

решений на местные сообщества. Мировой опыт показывает, что ключевым

направлением деятельности на местном уровне, способном консолидировать все

местные сообщества и местную власть, является разработка планов социально-

экономического развития. Успешность реализации таких планов, в значительной

мере, зависит от того, удалось ли достичь согласия всех групп населения в

выбранной модели местного развития и существуют ли группы (сообщества),

заинтересованные в реализации этих планов как условии реализации их личных

проектов благополучия.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Рассуждая о нашем обществе в целом можно отметить отсутствие в России

гражданского общества. У нас нет тех самоорганизующихся структур, которые

пронизывают все общество, структурирует его, помогает членам этих структур,

самостоятельно решать часть своих проблем. В отличие от тех обществ, где

развитие шло эволюционно, прерывание эволюции в России ликвидировало

традиции формирования самоорганизующихся структур (я имею в виду СССР).

Кроме того, из-за экономического, социального кризиса многие граждане

общества находятся в состоянии прострации, либо стремятся повернуть страну

в прошлое. Поэтому население в целом по разным причинам не принимает

участия в строительстве гражданского общества. Именно их первоочередное

решение будет началом развития «public participation» в России.

Именно из-за сложности проблемы и следует то, что создание

восстановительных структур гражданского общества, развитие политической

активности населения – приоритетная цель государства, если конечно оно

хочет построить цивилизованное сообщество.

В настоящее время реформа местного самоуправления в России происходит

не снизу вверх, а сверху вниз. Поэтому говорить о её значимом и скором

успехе, активной роли населения, становления института власти институтом

услуг населения в обозримом будущем еще рано. Сейчас мы активно

декларируем разные «гуманистические» принципы устройства нашего

государства, но одна лишь декларация не означает достижение последних.

Посмотрите - все ли они соблюдаются, и как…

Вероятно, что реальное становление местного самоуправления в России,

приближение на местном уровне населения и власти требует разного характера

мер на государственном, местном уровне со стороны власти в целом и

общества.

Напоследок, хотелось бы заметить, что, по-моему мнению, государство

без самоуправления может быть только тоталитарным.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы:

1. Конституция Российской Федерации. –М.,1996

2. Муниципальное право Российской Федерации: Сборник нормативных актов,

часть I/Сост. Рогожкина В.В. –Саратов, 1997г. Под редакцией профессора,

доктора юридических наук Володина В.В.

3. Основы политической социологии: Учебник/ Под редакцией чл.корр. РАН Ж.Т.

Тащенко.-М. -Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской академии

государственной службы,1998,-250с.

4. Подсумкова А.А. Тенденции отчуждения власти от населения и пути ее

преодоления на местном уровне/Актуальные вопросы научных исследований.

Часть 1. Раздел: Государственное строительство: Межвуз. Сб. науч.

Трудов/под ред. Н.И. Гурьева, Л.М. Бабкова, В. В. Рогожкиной.- Саратов:

Изд-во пед. инст., 1997.

5. Оценка результативности управленческой деятельности государственных и

местных органов управления. Материалы межрег. Н.-п. конф. В ПАГС-1996.

6. Вертикаль власти. Региональная и национальная политика, принципы

местного самоуправления в Российской Федерации. Документы, комментарии,

разъяснения. - М., 1996. 224с.

7. Каличенко Л.А. Организация муниципальной службы. – Саратов: СГУ, 1998.-

168с.

8. Местное самоуправление в современной России. Серия "Научные доклады", №

50-М., "Московский общественный научный фонд", 1997.

9. Л.А. Лукашов, А, А. Подсумкова Словарь основных понятий и терминов по

местному самоуправлению Саратов: Ориент,1999.-86с.

10. Городское управление № 2, 3 1997

11. Городское управление № 8 1998

12. Городское управление № 5,6,12 1999

13. Муниципальный мир № 1,3 1999

14. Муниципальная власть № 1,4 1998

ПРИЛОЖЕНИЕ

15 октября 1999 года N 1370

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения условий для дальнейшего развития и эффективной

деятельности местного самоуправления, реализации его конституционных

полномочий постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основные положения государственной политики в

области развития местного самоуправления в Российской Федерации.

2. Предложить федеральным органам государственной власти, органам

государственной власти субъектов Российской Федерации применять Основные

положения государственной политики в области развития местного

самоуправления в Российской Федерации при решении практических задач в

сфере местного самоуправления, а также при разработке нормативных правовых

актов, касающихся осуществления местного самоуправления.

3. Рекомендовать Конгрессу муниципальных образований Российской

Федерации, союзам и ассоциациям муниципальных образований, органам местного

самоуправления содействовать реализации государственной политики в области

развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

15 октября 1999 года

N 1370

Утверждены

Указом Президента

Российской Федерации

от 15 октября 1999 г. N 1370

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные положения государственной политики в области развития местного

самоуправления в Российской Федерации закрепляют единую систему

представлений о целях, приоритетных направлениях, задачах и принципах

политики государства в сфере развития местного самоуправления, а также о

механизмах ее реализации.

III. Цель, основные направления и задачи

государственной политики в области развития местного

самоуправления в Российской Федерации

Целью государственной политики в области развития местного

самоуправления в Российской Федерации является обеспечение дальнейшего

развития местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности

как необходимых условий становления экономически и социально развитого

демократического государства.

Для достижения указанной цели эта политика должна быть направлена:

в) создание эффективной системы взаимодействия органов местного

самоуправления с населением, в том числе:

формирование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов

местного самоуправления со стороны населения;

формирование механизмов ответственности органов местного самоуправления

и их должностных лиц перед населением;

организацию системы разъяснения населению конституционных основ

местного самоуправления и государственной политики в области развития

местного самоуправления в Российской Федерации.

-----------------------

[1][2] Л.А. Лукашов, А, А. Подсумкова Словарь основных понятий и терминов

по местному самоуправлению Саратов: Ориент,1999.-86с.

[3] Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство: Программа

действий на 1996 - 2000 годы. М., 1996. С. 12.

[4] См. ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного

самоуправления в РФ»

[5] Е. Акимкин « Власть имиджа и имидж власти»//Муниципальная власть №1

1998

[6] См. «Отношения населения и властных структур к местному самоуправлению»

//Муниципальный мир №1 1999

[7] А. Дутов, А. Елизаров «Местное самоуправление в зеркале общественного

мнения»//Городское управление №8 1998

[8]Отношения населения и властных структур к местному самоуправлению

//Муниципальный мир №1 1999

[9] Указаны ранги, где 1 — наибольшее количество голосов за передачу этой

собственности местному самоуправлению, 9 — наименьшее

[10] Информация к размышлению от ФОМ-ИНФО //Городское управление №3 1997

[11] А. Дутов, А. Елизаров «Местное самоуправление в зеркале общественного

мнения»//Городское управление №8 1998

[12] См. Местное самоуправление в России: мониторинг состояния//Городское

управление № 6 1999

[13] См. Местное самоуправление в России: мониторинг состояния//Городское

управление №5 1999

[14] Т.Осторвская, Н. Возжова, С. Туманова «Реформа МСУ и система местной

власти»// Городское управление №12 1999

[15] А. Мурашко «становление системы подготовки кадров для органов местного

самоуправления в России»//Городское управление №2 1997

[16] В. Гневко « В вдогонку за временем» //Муниципальная власть. №4 1998.

[17] См. Приложение

[18] Семкин В.В. «Перспективы развития муниципальной информационной

службы»//Муниципальный мир №3 1999

[19] Г. Евтушенко « Еще один ресурс власти»// Муниципальная власть №1 1998

[20] И.Абанкина, Т. Абанкина «Муниципальная публична политика»// Городское

управление №2 1997

[21] В. Виноградов « Так как же работать со СМИ?// Городское управление №5

1999

[22]См. ст.47 Закона « Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации»

[23] Местное самоуправление в современной России. Серия "Научные доклады",

№ 50-М., "Московский общественный научный фонд", 1997.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.