рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпора по истории (с древних времен и до наших дней)

государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений,

ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация

армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой

системы налогообложения и нового порядка государственной службы. Вся

реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов,

регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября

1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора

Всероссийского, Петра Великого. Монарх был главою государства, церкви,

высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной

компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с

иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель

законодательной и исполнительной власти. В 1722 г. Петром I был издан Устав

о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника

"признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить

его престола "усмотря достойного . Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден

новый государственный орган - Правительствующий сенат.. Все назначения и

отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат учреждался

в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило:

отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы

управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат

был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением,

Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, Сенат являлся послушным орудием

самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае

нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от

должности, денежными штрафами. 1717-1719 годы были подготовительным

периодом становления новых учреждений - коллегий. До 1719г. президенты

коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Образование

коллегий вытекало из предшествующего приказного строя, т.к. большинство

коллегий создавалось на базе приказов и являлись их правопреемниками. При

коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль

за деятельностью коллегий. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали

копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат. Существовали

коллегии: коллегия иностранных дел, военную коллегию, камер-коллегия и др.

Тайная канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим

преступлениям (дело царевича Алексея). Синод был главным центральным

учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял

финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции

Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство

дворянства и самодержавную власть, Реформы местного управления

проводились с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах

бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями.

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное

деление, по которому необходимо "учинить 8 губерний и к ним расписать

города".. Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких

к Петру I дворян.. Губерния делилась на провинции .В 1699г. была проведена

городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с

подведомственными земскими избами.. Цель реформы - улучшение условий

развития торговли и промышленности. Военные преобразования ХVШ в. имели

целью создать новую организацию армии. К этому периоду правительство

вооружило войска однообразным оружием, больщое значение уделчлось

строительству флота Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила,

централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача

реформы - отделение суда от администрации.

19. Эпоха «дворцовых переворотов» (1725- 1762)

После смерти Петра I стал вопрос о престолонаследии. Из претендентов на

трон по мужской линии был лишь один внук Петра I, сын царевича Алексея -

Петр Алексеевич (будущий Петр II). По женской линии наибольшие шансы имела

последняя супруга Петра - Екатерина. Екатерину поддерживали: Меншиков,

Ягужинский, Толстой, Макаров, Прокопович, Бутурлин. Внука Петра

поддерживали: Голицины, Долгорукие, Шереметьев, Репнин. При поддержке

гвардии на престоль взошла Екатерина.

Неограниченное влияние на императрицу оказывал Меншиков. Он стал

фактическим правителем России. 1726 г. – создание Верховного тайного

совета. Сенат и коллегии ставились подь надзор этого органа.

В мае 1727 г. умерла Екатерина I. Ее приемником стал 12-летний царевич

Петр. Но страной по прежнему фактически правил Меншиков. Меншиков

расчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Но во время болезни

Меншикова князья Долгоруковы восстановили Петра II против него.Он был

сослан в сибирский город Березов,где и умер.

После смерти Петра II(1730)- было решено пригласить племянницу Петра I-

Анну Ивановну(1730-1740). В сущности, императрица превращалась в марионетку

верховников. Однако их затея провалилась. Анна восстановила самодержавие.

Началась печально известная «бироновщина». Дворяне были недовольны этим

режимом.

1740 г.-Анна умерла. Наследник-Иван IV Антонович, а регентом при нем стал

Бирон. Бирон правил всего 22 дня. Он был свергнут Минихом. В ноябре 1741 г.

гвардейцы-заговорщики возвели на престол дочь Петра I-Елизавету. Все дела

она передоверила министрам и фаворитам-А.Г. Разумовскому и И.И. Шувалову.

Наследником царицы стал ее племянник Петр III Федорович. В июне 1762 г.

Петр III был свергнут, на престол возведена его жена-будущая Екатерина

Великая(1762-1796).

20.Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII века

В конце 18 в. Россия стала активной участницей ликвидации Польши как

самостоятельного государства, Екатерина II добилась к 1768 г. превращения

Польши в свое вассальное государство.

Имевшие свои виды на Польшу Австрия и Пруссия в 1770 г. оккупировали часть

ее территории и вынудили Россию согласиться в 1772 г. на первый раздел

Польши. Польша потеряла четверть своих территорий — к России отошла

Восточная Белоруссия.

Этот шаг нарушал договор Польши с Россией и Пруссией, которые ввели в

Польшу войска и провели в 1793 г. второй раздел Польши. Россия получила

Правобережную Украину и центральную Белоруссию с Минском. Вспыхнувшее в

Польше национально-освободительное движение во главе с генералом Тадеушем

Костюшко было подавлено в 1794 г. А.В. Суворовым.

В 1795 г. третий раздел Польши положил конец ее существованию. Польский

король отрекся от престола. К России отошли Западная Белоруссия, Волынь,

Литва и Курляндия.

Активно участвовала Россия и в борьбе европейских монархий с Французской

революцией: русское посольство в Париже было центром контрреволюции, Россия

— прибежищем эмигрантов.

Нужно было решить задачи, поставленные и не решенные Петром 1: на юге

выйти к Черному морю, обезопасить себя от набегов крымского хана и добиться

права иметь флот на Черном море и беспрепятственно выходить в Средиземное

море через контролируемые Османской империей проливы Босфор и Дарданеллы.

На западе же нужно было продолжить возвращение России украинских и

белорусских земель.

В 1768 г. Османская империя, чувствуя поддержку Франции, ультимативно

потребовала вывода русских войск из Польши и, получив отказ, начала войну с

Россией.

Зимой 1768/69 г. вассал Турции крымский хан совершил последний набег на

южные окраины России, однако в дальнейшем успех сопутствовал русской армии.

Одна за другой пали турецкие крепости Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил.

Важнейшей была победа на р. Кагул 1770 г. В 1771 г. русские войска заняли

Крым. В 1772 г. Турция согласилась на перемирие и переговоры, однако в 1773

г. боевые действия возобновились: русские войска перешли Дунай, успешно

действовал корпус А.В. Суворова.

В 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Согласно

договору Россия получила право иметь флот на Черном море, ее торговые суда

могли беспрепятственно выходить в Средиземное море. Была признана

независимость Крымского ханства — Екатерина воспользовалась этим в 1783 г.,

присоединив Крым к России. В 1783 г. был заключен Георгиевский трактат с

Грузией, переходившей под протекторат России.

Стремясь вернуть Крым и сделать Грузию своим вассальным государством,

Турция объявила войну России в 1787 г. Вновь решающие сражения окончились

успехом русских войск и нового Черноморского флота: в 1787 г. Суворов

отразил десант на Кинбурнской косе, в 1788 г. был взят Очаков, в 1789 г.

Суворов дважды — при Фокшанах и Рымнике — разбил турецкие войска.

В 1791г. турки потерпели ряд поражений и был заключен Ясский мирный

договор, подтвердивший прежние права России и доставивший ей земли между

Южным Бугом н Днестром.

В 1793 г. Россия заключила договор с Англией и Австрией о помощи деньгами и

войсками в борьбе с Францией. В 1798 г. Павел 1 присоединился к

антифранцузской коалиции и отправил для войны флот под командованием Ф.Ф.

Ушакова и армию во главе с А.В. Суворовым. Флот успешно действовал на

Средиземном море, в историю вошло взятие в 1798 г. с моря крепости Корфу.

Суворовские солдаты показали на полях сражений Италии и Швейцарии высокое

качество русского военного искусства.

21. Царствование Екатерины II. Сущность политики «просвещенного

абсолютизма», ее основные черты и противоречия.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля.

Она заняла престол в сложное время. Екатерина II должна была выработать

политику, отвечающую условиям Нового времени. Эта политика и получила

название «просвещенного абсолютизма». С 1763 г. Екатерина II начала

постоянную переписку с М.Ф. Вольтером и его единомышленниками, обсуждая с

ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга Ш.Л. Монтескье стала

ее путеводителем в политике. В странах Западной Европы заговорили о

«великой Семирамиде Севера». Желание лучше узнать Россию привело Екатерину

к мысли о поездке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале

своего царствования. Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий,

побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.

Секуляризация церковных имуществ.

В условиях массовых волнений монастырских крестьян, Екатерина в 1764 г.

провела секуляризацию церковных имуществ, объявленную еще Петром III.

Устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские

крестьяне перешли под власть государства. Они стали называться

экономическими, так как для управления ими была создана Коллегия экономии.

В 1773 г. был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. в стране приступили

к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных

владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить

землевладение и остановить земельные споры.

Уложенная комиссия.

Преследуя цель установить «тишину и спокойствие» в стране, укрепить свое

положение на престоле Екатерина II созвала в 1767 г. в Москве специальную

Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен

устаревшего «Соборного уложения» 1649 г. В работе Уложенной комиссии

участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, государственные

учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие

примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали.

Ведущую роль в ней играли дворянские депутаты (примерно 45%). Депутаты по

предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с

мест. В качестве руководящего документа комиссии 1767 г. императрица

подготовила «Наказ ( теоретическое обоснование политики просвещенного

абсолютизма. «Наказа» Екатерины II состоял из 22 глав и был разбит на 655

статей. Почти три четверти текста «Наказа» составляли цитаты из сочинений

просветителей. Эти цитаты были тщательно подобраны, и «Наказ», таким

образом, представлял собой цельное произведение, в котором доказывалась

необходимость сильной самодержавной власти в России и сословного устройства

русского общества. Уложенная комиссия начала заседание в Грановитой палате

Московского Кремля летом 1767 г. На пятом заседании императрице был

присвоен титул «Великой, премудрой матери Отечества», что означало

окончательное признание Екатерины II русским дворянством. Работа Комиссии,

продолжалась более года. Под предлогом начала войны с Турцией, она была

распущена в 1768 г. на неопределенное время, так и не составив нового

уложения.

22. Варианты российского абсолютизма в XVIII веке.

В 80-е годы 18 в. Екатерина II все более отходит от политики

«просвещенного абсолютизма». Распространение крепостного права на Украину

(1783), Жалованная грамота дворянству и городам (1785) свидетельствуют

против забот об «общем благе».

Революция во Франции в 1789 г. вначале расценивалась в России как обычный

бунт черни. Но вскоре Екатерина осознала опасность, исходившую из Франции,

и принялась за искоренение «французской революционной заразы» внутри

страны. Была введена строгая цензура. Русским было запрещено путешествовать

по Франции. Репрессии по отношению к Радищеву (1790) и. Новикову (1792).

23. Александр П. Попытка модернизации России А. Необходимость реформ.

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей

речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал:

«лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено

снизу». Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд

намного уступает по производительности наемному. Но наем работников

требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был

даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства,

применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и

т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к

усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед

кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной

системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России

значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон

государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по

перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее,

армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только

с реформами Петра I.

Б. Отмена крепостного права.

3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом

реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением

и председательством самого императора. Цель комитета была обозначена как

«обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом,

правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого

вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось.

Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из

крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были

подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О

всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных

сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6

миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых

насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена

обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной

земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена

обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за

установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в

течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти

лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и

отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою

усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование

таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что

касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по

общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами

и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при

посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и

губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и

особых поверочных комиссий.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых,

удельных, приписных и государственных. Весной-летом 1861 года крестьяне, не

получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний

В. Земская реформа.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было

издано 1 января 1864 года. Согласно положению вводились бессословные

выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми

сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов

(уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и

губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы –

собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза,

по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли

от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая

курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и

торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев

недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии

(сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания

избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и

нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность

ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Все это требовало

больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги,

облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем

полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны

местной жизни. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59

российских губерний.

Г. Городская реформа ( в продолжение земской ).

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из

1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,

избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган)

избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую

управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре

года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем

и городской думы и городской управы. Городские думы находились под

контролем правительственных чиновников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.