рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

якобинская республика пала. Конституция 1795 г. Стремясь укрепить свое

политическое положение, термидорианцы реорганизовали государственного

аппарата. С этой целью термидорианский Конвент вырабатывает, а затем

добивается утверждения новой конституции 1795г. Она открывалась “Декларация

прав и обязанностей человека и гражданина”. Законодатели исключили из нее

все революционные положения Декларации якобинцев. Более не говорилось о

праве народа на восстание, о свободе собраний, печати, о равном праве всех

быть избранными на государственные должности. Основным принципом было:

представительное правление и разделение властей. Высшим органом

законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из двух

палат: верхней — Совета старейшин и нижней — Совета пятисот. Консульство.

Выступая против народа, свое политическое спасение правящие круги видели в

создании режима военной диктатуры. Наибольшую поддержку получил генерал

Наполеон Бонапарт. В 1799 г он с помощью войск разогнал Законодательный

корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех

консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял

Бонапарт. Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основными

чертами вводимого ею государственного строя были: верховенство

правительства и представительство по плебисциту. Органы законодательной

власти: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и

Охранительный сенат. Админ деление страны на департаменты, дистрикты,

коммуны. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата

достиг своего логического завершения. Провозглашение империи. В 1802 г.

Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника.

Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала

монархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен императором

французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная

власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

63 Четвертая республ. во франц. Конст 1848. С первых дней оккупации страны

французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. Генерал Голль

основал движение “Свободная Франция” имевшее целью объединить французские

силы для борьбы за освобождение Франции. Голль был признан английским

правительством как “глава всех свободных французов”. Летом 1943 г. был

создан единый Французский комитет национального освобождения. Летом 1944 г.

англо-американские войска высадились во Франции. К концу 1944 г. Франция

была в основном освобождена. В августе 1945 г. временное правительство

Франции утвердило положения, согласно которым одновременно с проведением

выборов в Учредительное собрание, призванное составить новую конституцию,

должен был состояться референдум. Конституция 1946 г. В преамбуле

конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и

гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.

Провозглашались: равные права всех граждан вне зависимости от пола; право

политического убежища для лиц, борющихся за свободу; обязанность работать и

право на получение должности вне зависимости от происхождения и тд;

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики из двух

палат: Национального собрания и Совета республики. Высшим представителем

государственной власти конституция объявила президента республики.

Конституция 1946 г. сохранила основные традиции французских республиканских

конституций XIX в./ Начало 5-ой республ создание конст 1958г.

26 Англосакс. и континент системы права. Первую группу составляют

континентальные правовые системы, возникшие в Европе и воспринятые другими

государствами. Эти правовые системы развивались в XIX в. под влиянием

французского права, в XX в. на их развитии сказалось германское право. Их

характеризует деление права на частное и публичное. Континентальные

правовые системы четко разграничивают право материальное и процессуальное.

Основным источником пр- закон. Особенностью континентальных правовых систем

является широкое распространение кодификации как материального, так и

процессуального права. Англосаксонские правовые системы базируются на общем

праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв. Эти правовые системы не

знают деления права на частное и публичное. В них отсутствует строгое

разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских

системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной

Европе. Не знают они и кодификации. Основным источником права в этих

странах является судебный прецедент. В англосаксонских странах понятия

право и закон не совпадают. Значительную роль в качестве источников права в

этих странах играют обычаи и конституционные соглашения. Англосаксонскому

праву свойственны особая терминология, наличие ряда институтов, не

встречающихся в других странах.

51 Франц. гражд. кодекс 1804. Он был принят первым и вошел в историю под

названием Кодекса Наполеона. Проект был составлен в сжатые сроки (4 мес).

Проект кодекса встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось тем, что ряд

положений кодекса содержал значительные отступления от революционного

законодательства. Первый титул “О праве и законах вообще” был отклонен.

Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство

забрало свой проект на доработку. В результате рассмотрение проекта пошло

быстро, и все титулы кодекса в виде отдельных законов были приняты и

утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов в состав

единого Гражданского кодекса французов. В 1807 г. он был назван Кодексом

Наполеона. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во

Франции. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии,

Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Кодекс Наполеона

воплощает и развивает гражданско-правовые принципы: юридического равенства,

законности, единства права, свободы. Разработчики Кодекса опирались на

юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство,

сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, не

забыли римское право. Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. 1-ая

книга посвящена лицам. 2-ая содержит правила об имуществах и различных

видоизменениях собственности. В 3-ей говорится о различных способах

приобретения собственности.

В области семейного права кодекс признавал господство мужа над женой и

сильную отцовскую власть. Только брак, оформленный гражданскими властями

порождал права и обязанности супругов, детей и т.д. Жена не могла без

согласия мужа распоряжаться имуществом, выступать в суде, т.е. ее

имущественные права были ограниченны. Ребенок, родившийся вне брака, не

имел права отыскивать своего отца. Статьям кодекса написаны кратко и емко и

выражали передовые по тому времени принципы и нормы права.

ПРИНЦИПЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ КОДЕКСОМ НАПОЛЕОНА В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОМ ПРАВЕ.

Незыблемость договора, его обязательная сила для обеих сторон. В нем

фиксируется правило, по которому договор имел силу закона для участников

соглашения или сделки. Должник отвечал перед кредиторами только своим

имуществом, его нельзя было упрятать в долговую тюрьму, как это

практиковалось в некоторых странах.

52 ГГУ. В конце XIX в. группа континентальных правовых систем пополнилась

еще одной крупной кодификацией — Германским гражданским уложением.

Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой для всей

страны кодификацией гражданского права. Новое уложение вступило в законную

силу 1 января 1900г. Германское гражданское уложение в значительной степени

базируется на римском праве и в то же время содержит положения германского

права, а также выработанные юристами на рубеже XVIII и XIX вв. новые

правила, способствующие развитию буржуазных отношений. Уложение содержит

общ часть (1-ая книга) и еще 4 книги: вторая книга посвящена

обязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — семейному

праву и пятая — наследственному. Уложение — первый гражданский кодекс,

содержащий многочисленные положения о праве собственности на движимые вещи.

Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав: право

собственности, владение. Уложение признает собственника земельного участка

также и собственником недр и воздушного пространства над участком. Среди

других вещных прав, называемых Уложением, следует отметить владение.

/Обязательственное прав/. Для Уложения в отличие от других буржуазных

кодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств.

Дается довольно полное определение обязательства. Договоры традиционно

являются наиболее распространенным способом возникновения обязательственных

правоотношений. Договорные отношения по Уложению строятся на принципе

свободы договора. Особенностью Уложения является существование абстрактных

обязательств. Предмет договора — это само обещание, облеченное в

письменную. Абстрактный характер состоит в том, что основание заключения

такого договора и выдачи обязательства значения не имеет. Появление

абстрактных обязательств явилось уступкой законодателя крупной буржуазии. В

качестве основания возникновения обязательств Уложение признает деликты.

2 Возникновение Индию 1ми жителями Др. И. были дравиды. Период с сер.II

тыс. до н.э. до I тыс. до н.э, отмечен образованием кл. общ-ва и гос.

Военный вождь племени все более возвышался над племенами. Занятие высших

должностей в гос. админ. было привилегией знати. бол значение - цар жрец.

дружина стала пост войском. Народ облагался налог. Т.О возник. гос.

образования, в форме монарх. или респ. Во II в. до н.э. Индия расп на отд

гос. образований. Общ строй И. С развитием общ. и имущ. связано появ

сословий - варн. варны станов все более замкнутыми. Наследственно закрепл

профессия; поклон одним богам. Запрещался переход из одной варны в другую.

Сел община. В общины объед знач часть населения - своб земледельцы.

Рабство. Раб труд не играл значит. роли в эк Др И. Особенность: наличие

гос. зак-ва, кот огранич произвол хозяина по отнош к рабам. ( рабы могли

иметь семьи, собст, пр на наслед, Царь назнач чиновн, явл главой фискальной

адм-ии, верх судьей, ком армией. Совет царских сановников приобрел функции

пол совета + сущ. тайный совет, (особо доверен лица)

9 Возникн гос-ва в Др. Риме .История Др. Рима восходит к VII в. до н.э.1Рим

цар периода 2 Рим периода республ 3Рим импер, кот. распадается на период

принципата и домината. Царский период С легкой руки америк. истор Моргана

общ-во, подобное древнерим - наз. военной демокр. К тому времени : племена

овлад. плужным землед, скотоводством, метлич орудиями рим община

неоднородна по своей соц. структуре, выдел. арист - патриции. Из их среды

выходят военнач, гор. магистраты. Постепенно арист обзавод рабами. Главы

родов сост совет старейшин или сенат , кот постепенно станов гл правит. 1

Сенат имел право предварит обсуждения дел, кот вносились на решение нар

собр.2Ведал многими тек делами по управл в Риме. Гл римской общины был РЕКС-

царь. Это была выборная должность, подотчетная народу. на терр Рима жили и

не - граждане - клиенты и плебеи. Они пост на работу к рим знати . получ на

определ ус-ях земельные наделы. Важным этапом в становлении Р гос-ти стала

реформа Сервия Туллия. 1.плебеи введены в состав общ 2.все граждане раздел

по 6 имущ признакам), насел дел на 193 центурии. 3. террит города раздел на

4 округа. Реформа Сервия - Тулия - важная уступка плебеям, но она не

уровняла их с патрициями, особенно в том, что кас земли. Но в след 2

столетиях плебеи добились удовлетвор многих своих требований.

11. Римское государство периода республики.

Временные границы данного периода - с конца 4 века до н. э. до начала 1

века до н. э. Римская государственность опиралась на развитую систему

институтов власти и управления, закрепленных в праве и политических

традициях. Смыслом организации власти в этот период римляне видели

обеспечение гражданских прав и гарантию особых, привилегированных свобод

полноправного жителя полиса. Главную опасность гражданской свободе римляне

усматривали в единоличной исполнительной власти. Только народ в целом

обладает верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным

учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской

республики.

Народные собрания: 1. куриатные собрания. Они постепенно теряли свое

значение. Их задача- делегирование власти избранным другими собраниями

магистратам. 2. центуриатные комиции. Это был основной вид народовластия в

Риме, поскольку охватывал большинство полноправного населения, а также

обладал существенными полномочиями. Центуриатные комиции имели полномочия

троякого рода. 1) в них проходили выборы важнейших магистратов, консулов,

преторов, цензоров, - а также назначение диктатора. 2). В комициях

проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. 3). Комициям

принадлежала судебная власть. Решение комиций отмене не подлежало. 3.

трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники. Им

принадлежала, судебная власть по обжалованиям, выборы плебейских

магистратур, законодательство. Центральным учреждением Рима был Сенат. Он

возник при римских царях в качестве строго консультативного органа. Переход

к республике усилил влияние Сената. Сенаторов назначали: вначале цари,

потом консулы. В Сенат могли входить только главы родов. В период

республики Сенат стал главным правительственным органом. Сенату

принадлежало общее финансовое управление; он выделял деньги на ведение

войны, определял характер поступлений в казну. Сенат обеспечивал соблюдение

безопасности и добрых нравов в городе. Сенат вел дипломатические и

международные отношения Рима. Заседания Сената могли проходить только под

председательством консула, претора или диктатора. Исполнительная власть в

республике - в руках магистратов. Они были также представителями народа.

Все магистраты избирались народными собраниями. Исполнение обязанностей

было безотчетным. Они имели право задержать неподчиняющегося гражданина,

предать его суду, наложить штраф, арестовать какую-либо вещь, принадлежащую

гражданину. Во главе магистратур - консулы. Консулы руководили

деятельностью Сената. Консулы руководили расходом казны. Они имели право

издавать указы (эдикты) по вопросам управления и толкования права. Вторым

по важности должностным институтом была претура. Изначально претор был

младшим помощником консула и осуществлял те же функции. В дальнейшем в их

руках - уголовную и гражданскую юрисдикцию. Им же принадлежала полицейская

власть в городе. Для осуществления главных своих полномочий, претор мог

издавать эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам –

интердиктам. Особняком стояли цензоры. Их деятельность была специфической,

но влияние было неимоверным. Главным делом цензоров было составление

списков населения по классам. Решения цензоров не подлежали обжалованию и

суду. Цензоры участвовали в финансовом управлении. Завершали когорту –

квесторы. В их руках - заведование государственной казной, ведение

расходных и приходных книг, прием и выдача денег. Также они были и

хранителями государственных документов. В критических условиях, по решению

Сената, на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор,

обладающий исключительными полномочиями. Его избирали на 6 месяцев, но срок

мог быть продлен. Ему передавалась вся полнота управления, в том числе и

военная власть, и право международных сношений, уголовной юстиции и любых

изменений законов. Диктатору вручались особым постановлением верховные

должностные полномочия, на которые никто, никакой орган, не мог иметь

возражений.

8 Др. Спарта

Спартанское государство возникло в IX веке до н. э. в результате завоевания

обширной территории Леконики, где проживали архейские племена, дорийцами.

Установление общественных порядков и государственного строя Спарты

связывается с именем Ликурга. Общественный строй Спарты сохранял пережитки

первобытнообщинного строя и был построен на военной организации. Законы

Спарты были направлены на недопущения образования резкой имущественной

дифференциации среди “спартанцев”. Было три слоя населения: спартиатами,

периеками и илотами. Спартиаты пользовались политическими правами, были

обеспечены земельными наделами. Пэриеки могли иметь собственность, в

отношениях обладали правоспособностью, были ограничены лишь в политических

правах. Илоты же имели статус государственных рабов, они не обладали

правоспособностью, но могли иметь право собственности на свои орудия

производства и свое хозяйство, 50 % доходов они обязаны были уплачивать

спартиатам. Илоты представляли собой побежденные племена. Спарта была

примером рабовладельческой аристократии. Основным органом в Спарте была

герусия – совет старейшин, возглавлявший все государственное управление.

Герусия состояла из 28 виднейших представителей спартиатов, и двух царей.

Состоящие в данном органе лица именовались геронтами. Геронтов избирали из

наиболее известных граждан, достигших 60-ти лет, пожизненно народным

собранием, которому они были бесподконтрольны. Герусия готовила

внешнеполитические решения и руководила деятельностью должностных лиц. Она

обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в

народном собрании. Герусия располагала неограниченной компетенцией, она

заседала ежедневно и руководила всеми делами. Она же была судебным органом.

Судебной власти герусии подлежали даже цари. Сама герусия считалась

неответственной за свои решения. Народное собрание (апелла) решающую роль в

политической жизни страны не играло. Созывалось оно от случая к случаю.

Участвовали в собрании все спартиаты, достигшие 30 лет, прошедшие указанное

законом воспитание и сохранившие свои наделы. Собрание было только

пассивным властным органом. К ведению народного собрания относилось

избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о

престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное

собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира. Во

главе государства стояли два царя, которые выполняли функцию военных

вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. С течением

времени важнейшим институтом управления стала коллегия эфоров. Они занимали

исключительное положение в государстве. Их было пятеро. Первый из них эфор-

эпоним – председательствовал в общих собраниях апеллы и герусии; Эфоры

составляли единую коллегию и выносили решения по большинству голосов. В их

руках целиком находились внешние сношения, внутреннее управление страной.

Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины,

контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их

отчеты. В руках эфоров находилась гражданская юрисдикция. Одной из функций

эфоров был контроль за деятельностью царей с целью не допустить усиления их

власти. Эфоры имели право привлекать царей к суду герусии. В своей

деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность

эфоров, невозможность привлечения к судебной ответственности породила

злоупотребление ими своей властью.

17. Возникновение Салической правды

“Варварскими правдами” называют раннефеодальные юридические кодификации

германских народов. Наиболее известна Салическая правда. Временем ее

возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков

на завоеванных землях. Юридические обычаи, в Салической правде, касаются

главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Нераспаханные

пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Аллод и собственность

Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, - это уже новое.

“Огороженное место” неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после

сбора урожая будет снята изгородь и скоту будет позволено пастись повсюду.

Но огороженная земля не была частной собственностью. Ограждено от

посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные

за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается

ничего, что ускользнуло бы от внимания. Особое внимание в Салической правде

уделяется Аллоду. Аллод - свободно отчуждаемая земельная собственность. С

развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в

зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев

- в бенефиции и феоды. В Салической правде статьи об аллоде касаются в

основном его наследования. Земля переходила только к сыну. Брак. Древние

обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более

древние не исключали похищения. Через покупку муж приобретал власть над

женой. После его смерти эта власть переходила к свекру. В Салической

правде место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил

жене в качестве награды за невинность. Они оставались в семье. Жена должна

была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы были запрещены по мере

усвоения христианства.

Убийство. Благодаря новой эпохе в системе наказаний на смену кровной мести

приходит штраф. Этот переход происходил непросто. Вначале нескрываемое

презрение. Принимать деньги за кровь ближнего считалось несмываемым

позором. Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти

деньги можно приобрести 100 быков Салическая правда назначает неодинаковые

наказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного

мальчика. В двух последних случаях плата повышается в три раза. Короли

стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг. За убийство

римлянин или полусвободный, - намного меньшая плата. Убийство раба влечет

за собой лишь возмещение его рыночной стоимости. Там, где знатный и

богатый откупался, крестьянин платил головой.

Судебный процесс. Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное

дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. Такой

процесс получил название обвинительного. Изменников вешали, трусов топили в

болоте и забрасывали хворостом. Никакого предварительного расследования

конечно не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые

представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на

достоверность свидетельских показаний. Когда не удавалось добиться

признания судьи апеллировали к богу.

18 Франция в 13в. Людовик 9.// В конце периода феод. раздр. намет тенд к

усилению корол. власти, которая полу-чила поддержку горожан. города станов

центрами ремесла и торговли. В соц. отнош. гор население не было однород:

богатые купцы-ростовщики, состоят. собст-в. мастерских, рядовые ремесл. и

гор беднота. Все горож были против. внутренних феод. войн. Развитию ремесел

и торговли мешали границы многочисл. владений, на которых устанавл. различ

провозные пошл. Города были опутаны поборами и повин в пользу феодалов. В

ходе напряж противоборства, ряду городов удалось добиться от своих сеньоров

гор самоупр. Власть в коммуне получил городской патрициат. Права городского

самоупр реглам - хартиями, фиксир городские вольности. Финансовые и иные

повинности городов были строго определены, поводов для злоупотр со стороны

сеньоров стало меньше. Коммуны добивались права иметь свою вооруж силу -

городское ополчение. Горожане видели в сильной корол власти решающий фактор

преод феод раздр. Короли также были заинтер в городах, которые давали им

деньги. Союз монархии и городов достиг вершины, стимулируя усиление корол

власти. Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности

короля. В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить феод

раздробленность. Среди них особое знач имели реформы Людовика IX. Судебная

реформа. В корол домене была запрещ частная война. Соперники должны были

обращ в корол суд. Для претворения в жизнь этого реш почти во все области

страны были направ корол судьи. В итоге их значение возросло настолько, что

к ним обращ не только сеньоры, но и все свободные. Вскоре рассмот дел

“высшей юстиции” стало исключит компет корол судей. Из Корол курии была

выделена особая судебная палата - Парижский парламент. Это учреждение,

состояло из профес юристов. Финансовая реформа. В королевском домене в

качестве расчетной единицы была введена корол золотая монета. Вскоре

благодаря своему высокому качеству она стала самой авторитет монетой в

стране и вытес местные деньги. Из Кор курии выделилось еще одно учреждение

- Счетная палата. Ведя учет поступлений суд пошлин, она впервые в истории

корол получила реальную возмож способств увеличению доходов короны.

19. Cословн-предст. во Франц. ген штаты.

Сословия. В это время все население страны делилось на три сословия:

1)духовенство, 2) дворянство, 3)остальные. Первые два считались привилег.

Осн черты гос строя. Важные сдвиги в соци-эк отнош обусловили сущ изменен в

гос, с заверш периода феод раздроб гос приняло форму сословно-предст

монархии. Сильная корол власть сочет с представительством от сословий -

Ген штатами (органом, разрешающим введение новых налогов). Органы гос.

власти. Корол власть. Процесс оформления сосл-пред монархии начался с

усилением корол власти, неразрывно связ с преодол феод раздроб. Это стало

возможным в силу ряда причин: 1) укреп соц-эк основы союза корол власти и

городов, благодаря росту промыш и торговли города смогли оказывать монархии

помощь.2) вокруг корол власти сплотились основные группы среднего и мелкого

дворянства. В условиях подъема антифеод движения крест дворяне видели

единст оплот сохранения своего привилегир полож в сильной корол армии.

Монархия могла также дать им новые источн дохода, предоставив службу в

армии и гос аппарате. 3) сильная корол власть была нужна для борьбы с внеш

врагом. В этот период Франция подверг иностр нашествиям. Генеральные штаты.

Многие могущ вассалы хотя и покорились королю, но при удобном случае

пытались восстан утрач независ. Объед страны могло быть успешно завершено

лишь в обновлен гос-право форме, выступ за единое гос. Короли получили

возмож обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших

сеньорий. Были впервые введены постоянные общегос налоги. Регулярные

денежные поступ позволили правит сформ профес, наемную армию, а также

централиз аппарат управ. Первые собрания сословного представ - штаты (от

фран. stat - “сословие”) возникли в отдельных провинциях еще в XIII в.

Штаты рассмат различные вопросы, главным из которых было утверж единоврем

денежных сборов. В 1302 г. впервые было созвано общефранц собрание

сословий. Его стали называть Ген штатами в отличие от штатов в отдельных

провинц. Последующ десятилетия превратили Ген штаты в важнейш орган гос.

Все вопросы рассмат раздельно по палатам, где решение выносилось простым

больш голосов. Решение утвержд всеми палатами, причем каждая палата имела

только один голос. Ген штаты созывались по усмотр короля. Короли обращ к

ним довольно часто. Духов и двор от налогов были освобож и лишь давали

согласие на обложение “третьего сословия”. Но были моменты, когда “3

сословие” могло добиться больших прав, чем право утверж новых налогов. В

1357 г., когда страна переж 1 из наиболее глубоких полити кризисов был

издан ордонанс (указ)- Великий мартовский ордонанс 1357 г. В соот этим док

сессии Ген штатов должны были провод два раза в год. Для их созыва не треб

предвар санкции короля. Ген штаты не только имели исключ право на введение

новых налогов, но и контрол расходы правит. Лишь с их согласия можно было

заключить мир и объявить войну. Великий март ордонанс был вершиной

временного роста правомочий Ген штатов. Добившись от них согласия на

введение пост налогов, правит сделало все, чтобы ордонанс не был претворен

в жизнь. И это ему удалось.

20 Право феод. европы. Развитие феод отнош привело к тому, что источники

права, действовавшие в VI-IX вв., в частности варварские правды, потеряли

свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному. Во Франции

эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действ в различ местностях,

имели общую основу, обуслов сходством феод отнош и влиянием прежде действ

источников права. Но они очень различ в отдельных полож и деталях.

Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, примен на

терр провинций, сущест местные обычаи отдельных районов, городов, поселков

и даже частей некоторых городов.В отношении выраж и излож юрид норм Франция

делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции -

страной обычного права. Так как южные провинции входили прежде в состав

Римской империи, на юге Франции продол дейст римское право, за котор призн

значение общего обычая. Сохран писаного права на юге Франции объяснялось

также сущест там более развитых эк отнош. Римское право выступало в кач

объед фактора. Наряду с ним в качестве дополн источника дейст множество

местных кутюмов. Во Франции наиболее известными кодификациями были:

“Большой сборник обычаев Нормандии”, “Большой сборник обычаев Франции”. С

началом полит объед Франции и с укреп корол власти ощущается неудовлетв

правовых источников и делается попытка их упорядоч. Во второй половине XV и

в XVI в. появилось большое колич офиц сборников кутюмов. Наибольшей

известностью пользовались кутюмы Парижа. Сборники имели огранич местное

применение. С ростом и развитием городов появились собственно гор суды.

Следует указать еще на канонич право. В первую очередь оно регулир вопросы

организации и деят катол церкви. Канон право было одним из факторов

внесения единства в разнообр обычаи отдельн местностей. Несмотря на усилия

корол власти во Франции преодолеть множ источников права, каждая область

сохраняла собственные кутюмы. Для Франции это было большим недостатком. В

то же время некоторые обстоят способ установлен общности права. В их числе

- усиление влияния римского права. Придавалось особое знач регулир договор

отнош. Закрепленное в сборниках кутюмов феод право, не содержало

предпосылок для регулир договор права. В то же время эти предпос заключало

в себе римское право. Оно давало готовые формулы для юрид выражения

производ отнош. Это бола важнейшая причина рецепции римс. права.

23 Источники права феод Германии. Развитие феод отнош привело к тому, что

источники права, действовавшие в VI-IX вв., в частности варварские правды,

потеряли свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному.

Герм право характ. образов многочисл прав укладов, относ к определ терр или

кругу лиц. Споры вассалов решались в ленном суде феодала по нормам обычн

ленного права. Крепостные судились по местному дворовому праву. Населен.

жило по партикулярным правам. Суд процесс средних веков, и без того

громоздкий и медленный, осложнялся отсут писаных источников права. Начиная

с XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, состав

юристами-практиками. В Герм партикулярн право запис в Правовые книги.

(Саксонское зерцало)

16 Гос-во у салических франков.

Аллод как форма зем собст имел наиб распр в раннее средневек. Собственник

земли самостоят осущ все права на нее, не неся за землю службы, не платя

повин. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. В условиях

развитого феод основными и наиболее распр правами на землю были держания -

феод завис права, приобр от какого-нибудь вышест владел. Держания были своб

и несвоб, благородные и неблаг. Первые держ имели форму бенефиция, под

которым поним имущество, находящееся лишь в польз владельца. Бенефиций

давался на условиях несения службы, не перед по наследству и со смертью

бенефициария возвращ собств. Наиболее распр видами зем держании становятся

феоды (лены). Феод - благородное держ земли на основе ленных отнош. Феодал

уступал часть своих земель лицу, станов его вассалом и приним на себя по

феодальному договору обязанность верности и оказания опред услуг сеньору.

При уступке земли по феод договору вассал, однако, не был полным собств

земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Если вассал умирал, не имея

наслед, то феод возвращ к сеньору. Все эти права принад сеньору как госп

земель, из которых был выделен феод. Вассалы имели в отнош феодов

полномочия владения и польз ими. Вассалу принад все доходы феода, при этом

он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо

период платежи. Вассал не мог ни продать, ни передать его своему вассалу

без согласия сеньора. Иначе сеньор мог отобрать его без какого-либо возмещ

покупат. С XIII в. стала допускаться полная передача феода. Во Франции этот

вид держания носил название цензивы. Никаких личных феод связей при цензиве

не устанав, не было ни обязан к воен службе, ни верн господину. Зато с

крест прич разнообр и весьма обременит платежи.

14. Вещное право

Вещь –это часть живой или неживой природы, отделимая от других частей

природы или изолированная физически и пространственно. Классификация:

Телесные и бестелесные; Манципируемые и неманципируемые (самые ценные вещи

– земля, рабы, кр. рог. скот). Одна из мер защиты – манципация – способ

заключения сделки; наход. в обороте и изъятые из оборота (воздух, гос.

имущество, священное имущество); движимые (земля и постройки) и недвижимые;

индивидуально определенные (един. в своем роде) и с родовыми признаками

(можно взвесить, измерить, посчитать); Потребляемые и непотребляемые (внаем

только непотребляемые, а взаймы потребляемые); делимые и неделимые; простые

(из единого материала – рабы) и сложные (образованные из самост.

предметов). Сложные передаются целиком; главные (вещи) и побочные (части

вещи, принадлежности, плоды). Части не имеют самостоятельного сущ-я.

Принадлежности связаны с вещью не физически, а экономически.

Способы приобретения: Первоначальное (до сих пор не было владельца);

Произвольное (манципация, традиция, уступка права); Особые (захват);

Переработка (из других материалов).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.