рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Судебная власть РФ. Курсовая Работа.

года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить председатель

и заместитель председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий

председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос,

входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях

Конституционный Суд: разрешает дела о соответствии Конституции РФ

конституций республик уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции

РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения

обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного

тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда; решает

вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего

ведения.

Конституционный Суд на пленарных заседаниях также избирает Председателя,

заместителей Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда;

принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и

дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных

заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о

приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а

также о досрочном освобождении от должности председателя, заместителя

Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к

ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных

заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской

Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,

Государственной Думы, Правительства РФ;

б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,

относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами

государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о

компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной

власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам на нарушение

конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет

конституционность закона, примененного или подлежащего применению в

конкретном деле.

Правила проведения заседаний суда (пленарных и в составе палат) в

соответствии с Законом о Конституционном Суде в основном одинаковы.

Как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях в составе палат центральной

фигурой является судья данного Суда. Он наравне с другими судьями активно

участвует в разбирательстве дела: вправе предварительно знакомиться со

всеми материалами, подлежащими обсуждению при рассмотрении конкретного

дела, задавать во время заседания вопросы сторонам, свидетелям, экспертам,

свободно излагать свою позицию при обсуждении всех вопросов, возникающих

по ходу заседания, в том числе при вынесении итогового решения. Ему, как и

другим судьям, предоставлено право решающего голоса по всем

рассматриваемым вопросам. От участия в разбирательстве конкретного дела

судья может быть отстранен только в случаях, четко указанных в законе. К

примеру, это возможно, когда объективность судьи в разрешении дела может

быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских

отношений с представителями сторон. Решение об отстранении должно быть

мотивированным и поддержанным большинством участвующих в заседании судей.

Перед принятием такого решения отстраняемый судья вправе

изложить свои соображения. На заседаниях присутствуют лица, именуемые

участниками процесса. К ним по закону относятся стороны, их представители,

свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами считаются заявители (органы,

лица, направившие в Суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения

данного дела), органы и должностные лица \', издавшие или подписавшие акт,

конституционность которого подлежит проверке, а также государственные

органы, компетенция которых оспаривается. Им, естественно, предоставляются

права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право

знакомиться с материалами, которые выносятся на обсуждение, излагать свое

мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом нужно

подчеркнуть, что они наделяются равными процессуальными правами. Какие бы

то ни было привилегии, в том числе зависящие от должностного положения

сторон или их представителей, недопустимы. Этим обеспечивается

состязательность производства в Конституционном Суде РФ. В судебных

заседаниях независимо от содержания рассматриваемого дела могут

участвовать Президент РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель

Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Председатель

Верховного суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ,

Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, министр

юстиции РФ. Им предоставлено право излагать свою позицию по делу

независимо от того, являются они или не являются сторонами.

Активная роль в судебных заседаниях отведена и лицам, выполняющим функции

председателей (председательствующим). Как отмечалось, в этой роли на

пленарных заседаниях должны выступать: Председатель Конституционного Суда

РФ, а в случае его отсутствия - заместитель Председателя; на заседаниях в

составе палат - один из судей данной палаты в порядке очередности. В

соответствии со ст.58 Закона о Конституционном Суде председательствующий

наделен рядом полномочий, которые необходимы для обеспечения нормального

хода заседания. Он, в частности, во время заседания принимает меры к

обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и

всесторонности, фиксации его хода и результатов; предоставляет слово

судьям и участникам процесса, может прерывать их выступления, если они

отходят от существа рассматриваемого дела, либо при определенных условиях

лишить слова. Лица, нарушающие порядок в заседании и не подчиняющиеся

распоряжениям председательствующего, могут быть решением Суда подвергнуты

штрафу в размере до десяти минимальных месячных размеров оплаты труда.

При характеристике организации Конституционного Суда РФ необходимо особо

подчеркнуть то ответственное положение, которое занимает Председатель

этого Суда.

В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием

большинством от общего числа судей избирают из своего состава в

индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя

Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда РФ:

-руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает

их и председательствует на них;

-вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие

рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

-представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами

и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Суда

выступает с заявлениями от его имени;

-осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда,

представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры

руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений

аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о

Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата;

-осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим

законодательством и Регламентом Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда издает приказы и распоряжения.

В настоящее время Председателем Конституционного Суда РФ является

профессор, доктор юридических наук В.А.Туманов.

Заместитель Председателя Конституционного Суда осуществляет по уполномочию

Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также

выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное

руководство работой аппарата Конституционного Суда; организационно

обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда;

доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения,

принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их

исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет

другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и

Регламентом Конституционного Суда.

Председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного

Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

Важную роль в организации деятельности Конституционного Суда РФ призван

играть разрабатываемый и принимаемый этим Судом Регламент, в котором

устанавливаются: порядок определения персонального состава палат

Конституционного Суда РФ; порядок распределения дел между ними; порядок

определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в

заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях;

требования к работникам аппарата суда; особенности делопроизводства в

суде, иные вопросы внутренней деятельности.

После возобновления деятельности Конституционного Суда в 1995г. была

усовершенствована структура его аппарата, утверждено новое штатное

расписание. Если оставить в стороне существующие в каждой крупной

организации хозяйственно-административные подразделения, в аппарате Суда

можно выделить две составные части.

Одна из них - это так называемый аппарат судей. При каждом судье состоят

три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных

(аппарат Председателя Суда, его заместителя и судьи-секретаря по

численности несколько больше).

Вторая часть - это секретариат, состоящий из ряда управлений, названия

которых говорят сами за себя (например, Управление Конституционного права,

Управление конституционных проблем частного права, Управление

конституционных основ федеративного устройства и самоуправления

территории, Управление международного права и др.). В задачи этих

управлений входят первичное ознакомление с поступившими обращениями,

подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам,

подготовка аналитических материалов по соответствующей проблематике. В

секретариате имеются также подразделения, занимающиеся организацией

судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного

Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией. Общая

численность секретариата - около 150 штатных единиц.

Секретариат, осуществляет организационное, научно-аналитическое,

информационно-справочное и иное обеспечение Суда. Он проводит прием

посетителей, рассматривает в предварительном порядке поступающие в Суд

обращения, дает на них ответы, если они не затрагивают вопросов, требующих

изучения судьями, содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к

рассмотрению на заседаниях и совещаниях, изучает и обобщает практику

исполнения решений Суда. Руководители Секретариата и его подразделений

утверждаются по представлению Председателя Суда на пленарных заседаниях.

Действует Секретариат под общим руководством Председателя Суда и

непосредственным руководством судьи-секретаря.

В составе аппарата Конституционного Суда РФ возрожден существовавший до

1917г. институт судебных приставов. На них возлагается поддержание порядка

в заседаниях Суда. Их требования о соблюдении правил, установленных для

посетителей Суда и участников процесса, являются обязательными. Отказ от

их выполнения может повлечь применение судом санкций, в том числе при

определенных обстоятельствах - штрафа.

В целом аппарат Конституционного Суда РФ укомплектован специалистами

высокой квалификации. В нем трудится немало правоведов, хорошо

зарекомендовавших себя на научном и практическом поприще.

Как и при Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, при

Конституционном Суде РФ образуется Научно-консультативный совет из числа

ученых и практикующих специалистов в области права. Его персональный

состав и положение о нем утверждается Судом. Основная задача этого Совета

- обсуждение сложных проблем, возникающих перед Судом, и дача

рекомендаций.

Конституционный Суд РФ издает \"Вестник Конституционного Суда РФ\", в

котором публикуются решения, принимаемые этим Судом, особые мнения судей,

высказанные при вынесении решений по конкретным делам, и иные материалы.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по

гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам

общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и даёт

разъяснения по вопросам судебной практики

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных

судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных

округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга,

районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят

военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов,

округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения

которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей

юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ,

который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и

административным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в

соответствии с административно-территориальным делением государства - так

называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6

краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1

суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или

равных им судов), либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и

других воинских формирований - военные суды, основным звеном которого

являются — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов; средним звеном —

суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск; высшим

звеном — Военная коллегия Верховного суда РФ.

Корпус мировых судей

Потребность иметь отдельных судей, специализирующихся на рассмотрении и

разрешении относительно несложных судебных дел, в нашем государстве

ощущалась практически постоянно. Временами эта потребность носила весьма

острый характер. В период так называемой перестройки, к концу 80-х годов

она настолько дала о себе знать, что вынудила даже тогдашних весьма робких

реформаторов предпринять определенные шаги, чтобы для осуществления

правосудия по разного рода малозначительным делам ввести

специализированных судей. И тем самым хоть как-то разгрузить районные

(городские) народные суды от нахлынувшего на них потока дел.

Несомненно, речь тогда шла о введении, а точнее сказать, о возрождении при

советской власти института, подобного дореволюционному российскому

мировому суду. И, по всей видимости, лишь не вполне преодоленное в то

время идеологическое табу на некоторые понятия, считавшиеся у нас в свое

время не иначе как \"буржуазными\", помешало назвать такие суды своим

именем. У выходцев из прежней партийно-советской номенклатуры, объявивших

себя \"демократами\" и \"реформаторами\", явно не хватило смелости

организовать мировые суды так, как организована мировая юстиция в

цивилизованных странах. Принятыми в 1989 году Основами законодательства

Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ст. 18) мировых судей,

должности которых предполагалось учредить при районных (городских)

народных судах, предпочли назвать \"судьями по административному и

исполнительному производству\". Но Даже в таком уродливо деформированном

виде идее создания в стране Советов квазимировых судей, как известно, не

суждено было осуществиться.

К сожалению, у нас в данном случае оказалась закручена сложная и весьма

запутанная бюрократическая законодательная карусель. Вместо системного,

комплексного подхода к регулированию организации и деятельности мировых

судов по чьей-то непродуманной инициативе принялись решать эти вопросы в

отрыве друг от друга. Так, Федеральным Собранием был подготовлен проект

федерального закона \"О мировых судьях в Российской Федерации\", однако в

том виде он был отклонен Президентом. Так что возрождение мировых судов в

стране снова отодвинулось на неопределенный срок.

Когда пришедшие в 1917 году в России к власти большевики сначала

приостановили деятельность мировых судей, а затем вообще отказались их

возрождать, в этих действиях была, несомненно, определенная логика, хотя

она и основывалась на утопии. Истинные большевики, как известно, были

твердо уверены, что им доведется жить при коммунизме. А при коммунизме,

согласно учению марксизма, вообще никакой государственной власти не будет,

а стало быть, не будет и суда. Будет покончено вообще с преступностью, и,

прежде всего с частной собственностью, порождающей не только преступность,

но и всякого рода судебные тяжбы и правовые конфликты, для решения которых

требуются суды. К примеру, разве не из этих или, во всяком случае, не из

подобного рода предпосылок исходил тогдашний нарком юстиции РСФСР Д.И.

Курский, выдвинувший концепцию \"единого народного суда\". \"Единый народный

суд\" им и мыслился, прежде всего, как суд, пока необходимый, по его

мнению, для борьбы с постоянно идущей на убыль преступностью, а не для

разбирательства каких-то там имущественных споров, которые вообще с

отменой частной собственности в скором времени должны сами собой

исчезнуть... Жизнь, однако, еще до введения нэпа в стране, развеяла эти

наивные иллюзии.

С введением нэпа возникла острая необходимость в проведении

судебно-правовой реформы. Действовавшая на тот момент инструкция \"О

народном суде РСФСР\" состояла всего из 98 статей, которыми

регламентировались не только вопросы судоустройства, но и судопроизводства

по уголовным и гражданским делам, а также исполнительное производство. В

тот период во главе государства и Наркомюста стояли люди с высшим

юридическим образованием, в свое время занимавшиеся адвокатской практикой,

которые не могли не понимать, что такое законодательство не обеспечивало

надлежащую нормативную базу для деятельности судов. В условиях нэпа суды

были буквально \"завалены делами\", они не справлялись с рассмотрением

поступающих уголовных и гражданских дел. И это неудивительно. По

статистическим данным Наркомюста, в 1924 году в Советской России число

судов было в 5 раз меньше, чем в царской России, и один суд приходился на

1600 квадратных верст.

Народные суды в Советской России были в основном сосредоточены в уездных

городах и практически отсутствовали в сельской местности. Если принять во

внимание, что подавляющее большинство населения в России проживало в

сельской местности, то будет ясно, что большинству населения советская

власть отказала в правосудии.

Такая же ситуация сохраняется и поныне. Народные суды сосредоточены в

основном в районных центрах, они, как и прежде, малочисленны. С учетом

обширности нашей территории напрашивается весьма неутешительный вывод.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.