рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Структура прав и свобод личности

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения

— не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в

Международном пакте о гражданских и политических правах прямо

устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для

охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и

нравственности населения.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же

устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие

социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного

или языкового превосходства. Это целая программа негативного отношения к

идеям, способным взорвать здание общественного согласия.

Глава II. Политические права и свободы

Эти права и свободы могут быть реализованы человеком как

индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный

(личный) характер носят, например, право обращаться в государственные

органы или право доступа к государственной службе. Но такие права, как

право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или

организаций, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их

именно в таком качестве.

2.1. Свобода печати и информации

Без всякого преувеличения можно сказать, что свобода печати и

информации - коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет

ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность

общества и каждого человека — залог экономического и культурного прогресса.

Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные издания, свободно формируя

общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и

соблюдения конституционного строя.

Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч. 4 ст. 29

Конституции, является право каждого человека искать и получать информацию.

Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и

общественные организации обязаны предоставлять интересующимся сведения о

своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону

государственной тайной.

Далее, каждый человек вправе передавать, производить и распространять

информацию любым законным способом, т. е. он может сделать ее достоянием

общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего

создать свою газету, использовать государственный или частный канал

телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации

не должно быть монополией государства — в этом залог полноты и

объективности информации, получаемой обществом.

Особое значение принадлежит массовой информации, которая реализуется

через информационные агентства и различные средства (СМИ) — газеты, журналы

и т. д. Ответственная роль и опасность злоупотреблений свободой информации

заставляют демократические государства детально определять их правовое

положение, порядок создания, деятельности и ликвидации.

Конституция гарантирует свободу массовой информации. Этот общий

принцип открывает дорогу для беспрепятственного создания любым лицом

(включая лиц без гражданства и иностранцев) газет и других СМИ и

распространения в них любой информации, не затрагивающей государственную

тайну. Независимое телевидение и пресса не обязаны согласовывать свои

материалы с каким-либо государственным органом (например, с Государственным

комитетом РФ по печати), они вправе отбирать информацию, предоставляемую им

от госорганов, самостоятельно строить свои отношения с международными

информационными агентствами, направлять за рубеж собственных

корреспондентов. Согласно Конституции цензура (этот страшный бич прошлых

лет) запрещается.

2.2 Право на объединение

Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо

объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций,

способных выявлять, выражать и представлять коллективные интересы.

Совокупность этих объединений отражает способность гражданского общества к

самоорганизации, т. е. к решению общественных проблем без вмешательства

государственной власти.

По своему содержанию право на объединение предусматривает возможность

создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно:

политических партий, профсоюзов, предпринимательских союзов и других

общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти

общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже

созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить

из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с

реализацией этого права.

а) Право на объединение принадлежит каждому человеку. Следовательно,

граждане и неграждане, законно находящиеся на территории Российской

Федерации, обладают правом вступать в политические партии, профсоюзы и

другие общественные организации, поскольку Конституция РФ не

предусматривает возможность ограничения в данном праве каких-либо лиц на

основе закона (за исключением иностранцев в соответствии со ст. 62).

Исключение составляют также некоторые категории граждан (военнослужащие,

судьи и т.д.)

б) Государство гарантирует свободу общественных объединений. За

исключением ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 13 Конституции,

государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений,

вмешиваться в их внутреннюю деятельность. Объединения создаются без

предварительного разрешения госорганов, а их уставы принимаются ими

самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его

органах.

в) Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение

или пребыванию в нем. Следовательно, закон гарантирует добровольность

вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо

принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть

условием занятия должности в государственной организации и вообще служить

основанием для ограничения прав и свобод человека.

Во всех развитых странах подробно регламентируются создание и

деятельность политических партий. В Конституции РФ о них не упоминается. В

соответствии с Законом о чрезвычайном положении их деятельность может быть

приостановлена в условиях чрезвычайного положения.

Отдельно регламентируется право на создание профсоюзов, функция

которых в отношении субъектов этого права определена конституционно: "для

защиты своих интересов". Такая формулировка позволяет профсоюзам

практически преследовать любые цели, в том числе и политические.

Государство оказывает также поддержку молодежным и детским общественным

объединениям. Специальными законами регламентируются благотворительная

деятельность и благотворительные организации, а также деятельность

некоммерческих организаций.

2.3 Право на мирные собрания и публичные манифестации

Конституция РФ (ст. 31) закрепляет право: собираться мирно, без

оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и

пикетирование.

Целью таких действий граждан является обсуждение проблем,

представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или

протеста против нее, стремление сделать свою позицию по тому или иному

вопросу достоянием общественности.

По существу это право напрямую связано со свободой слова и выражения

своих мнений. Главная трудность его реализации — в совместимости публичных

мероприятий с общественным порядком, поскольку шествия, митинги и

демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что создает трудности

для граждан и транспорта.

2.4 Право участвовать в управлении делами государства

Это право принадлежит только гражданам Российской Федерации и

реализуется ими, как сказано в ст. 32 Конституции, как непосредственно, так

и через своих представителей. Данное право развивает содержащееся в ст. 3

Конституции положение о народовластии, которое носит обобщенный,

декларативный характер. А конкретно устанавливаются право граждан на

участие в проведении референдумов и свободных выборов и право быть

избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления,

иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться

в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право избирать и быть избранными стоит в центре всех процессов

формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер.

Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного

самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную

возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены

правителей.

В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не

содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы

включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием

Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что

порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться

федеральными законами.

Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно

предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам

участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном

законе об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской

Федерации от 6 декабря 1994 г.

Равный доступ к государственной службе очень важен для предотвращения

бюрократизации государственного аппарата и превращения его в самодовлеющую

силу, оторванную от народа. В правовом государстве должны действовать

надежные гарантии против возрождения такого специфического явления прошлых

лет, как "номенклатура". Равный доступ на государственную службу призван

обеспечить нормальную сменяемость и обновление чиновничества, недопустить

его превращения в касту.

Содержанием понятия равного доступа к государственной службе является

право граждан на занятие любой государственной должности без всякой

дискриминации. Это, разумеется, не означает, что гражданин вправе

требовать, а государственная служба обязана немедленно и безоговорочно

предоставлять ему желанную должность. Речь идет о равных возможностях для

каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий

и профессиональном соответствии.

Право участвовать в отправлении правосудия призвано обеспечить

демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет

каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность

судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы

местного самоуправления. Это право предусматривает возможность обращаться с

просьбой, жалобой или предложением в любой орган и к любому должностному

лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на

это обращение. Обращение может содержать как личные вопросы, так и

общественные. Право обращений включает возможность коллективных обращений

(петиций).

Право обращений свидетельствует о том, что воздействие граждан на

государственные решения не исчерпывается правом избирать органы

государственной власти. Через предложения, заявления и жалобы граждане

оказывают давление на власти, как бы держат их под контролем. Обращения в

государственные органы и обязанность давать на них ответ помогают

разрешению многих социальных конфликтов, предупреждению массового

недовольства и охране прав отдельных лиц.

Глава III. Экономические, социальные и культурные права

В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в

экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность

защитить свои жизненные интересы. Рассматриваемая группа прав неотделима от

личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и

составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время

защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же,

так как в обществе с рыночной экономикой механизм распределения благ

находится не только в руках государства. Получается, что экономические,

социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами,

сколько стандартом, к которому должно стремиться государство в своей

политике.

3.1 Право на экономическую деятельность

Данное право предусматривает свободное использование человеком своих

способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной

законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с

правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает

как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на

организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из

основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная,

осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое

получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения

работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в

установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,

обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую

деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может

создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в

договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться

собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать

предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть

на нее цены (если пределы не регулируются законодательством).

Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового

законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу

предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую

деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями,

открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для

государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права.

Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в

регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом

и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с

государственной собственностью. Всей своей экономической политикой

правительство правового государства содействует и помогает частному

бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств.

Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных

органов, подлежит возмещению. В то же время это право подлежит определенным

ограничениям (запрет на определенных виды экономической деятельности,

регулирование экспорта и импорта, требование финансовой отчетности и т.д.)

3.2 Право частной собственности

Это право с одинаковым основанием можно рассматривать как категорию и

экономических прав, и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и

является одним из краеугольных камней свободы личности, а также — одной из

основ конституционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции РФ.

Закрепление права частной собственности в Конституции РФ крайне важно

не только для утверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как

правовая база перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому

обществу. Государство приняло на себя обязанность защищать частную

собственность, обеспечить ей неприкосновенность. В соответствии с

Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть,

пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими

лицами (ст. 35). Это право находится под охраной федерального закона, и

никакие другие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не

могут менять его статус.

Содержание права частной собственности весьма широкое. Собственник

вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая

создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую

деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешения

государственных органов (что не исключает последующей регистрации

предприятия или хозяйства), если его действия не противоречат закону и

другим правовым актам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным,

гражданским, административным и иным законодательством.

3.3 Трудовые права и свободы

Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу

труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право

на отдых.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закрепленные в

большинстве конституций мира, важны для лиц наемного труда, которые

составляют основную часть работающего населения. Трудовые права и свободы

защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность

отстаивать свое достоинство и интересы.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право

каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать,

не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной

ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д.

Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет.

Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с

нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода

труда реализуется через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии

предпринимательской деятельностью и т. д.

Поступление человека на работу в основном определяется договором с

работодателем. Но наемный работник вправе требовать соблюдения определенных

Конституцией условий, а именно, чтобы условия труда отвечали требованиям

безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы

то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом

минимального размера оплаты труда. Следовательно, если безопасность и

гигиена не обеспечены и здоровью работника на производстве причинен вред,

то работодатель несет за это материальную, а в определенных случаях и

уголовную ответственность.

Кроме указанных, комплекс трудовых прав затрагивает право граждан на

забастовку как форму разрешения трудовых споров, право на отдых и ряд

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.