рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Становление абсолютизма в России

и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не

только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских

судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей. Российский флот

также как армия комплектовался из призываемых рекрутов. Тогда же была

создана морская пехота.

5.2. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С

помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что

подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Вместе с тем,

армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства,

были орудием укрепления господства дворянства.

С началом северной войны азовская эскадра была заброшена потом

потеряно и само азовское море. Поэтому, все усилия Петра обратились на

создание балтийского флота. Еще в 1701 г. он мечтал, что у него здесь

будет 80 больших кораблей, Спешно вербовали экипаж и в 1703 г.

Лодейнопольская верфь спустила 6 фрегатов: это была первая русская

эскадра, появившаяся на Балтийском море. К концу царствования балтийский

флот насчитывал в своем составе 48 линейных кораблей и до 800 галер и

других мелких судов с 28 тысячами экипажа.

5.3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АРМИЕЙ И ФЛОТОМ

Для управления, комплектования, обучения, содержания и обмундирования

этой регулярной армии был создан сложный военно-административный механизм с

коллегиями Военной, Адмиралтейской, Артиллерийской канцелярией с генерал-

фельдцейхмейстером во главе, с Провиантской канцелярией под начальством

генерал-провиантмейстера, с главным комиссариатом под управлением генерал-

кригскомиссара для приема рекрутов и их размещения по полкам, для раздачи

войску жалования и снабжения его оружием, обмундированием и лошадьми. Сюда

надо еще прибавить генеральный штаб во главе с генералитетом. Расходы на

содержание армии составляли 2/3 всего тогдашнего бюджета.

5.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории

России, если бы она не отпечаталась так сильно на социальном и

нравственном складе русского общества и даже на ходе политических событий.

Она требовала средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных

сил и особых мер по поддержанию их регулярного строя. Рекрутские наборы,

распространяли воинскую повинность на неслужилые классы, сообщая

новой армии всесословный состав, изменяли установившиеся общественные

соотношения. Дворянству, составлявшему основную массу прежнего войска,

приходилось занять новое служебное положение, когда в ряды преобразованной

армии стали его холопы и крепостные крестьяне, и не спутниками и холопами

своих господ, а такими же рядовыми, какими начинали службу сами дворяне.

6. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и

усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение

суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который

решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал

многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии

розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-

прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом

был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения

судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за

должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по

отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми

судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных

судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда

в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно ("изо

взятков"), по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если

приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение

надворного суда. Некоторые категории дел решались иными учреждениями в

соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны,

воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции

исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы

вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим

была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были

заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и

асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы

губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.

Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и

были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и

другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали

особые судебные системы. Судебные дела решались медленно и сопровождались

волокитой и взяточничеством.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной

практики в России являлась замена состязательного принципа принципом

следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Говоря о

развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить

бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и

судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства

конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об

отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и

розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда

розыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных

тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение"

являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы

розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также

состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся

процессуальные нормы; дается определение судебного процесса,

квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того

времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система

доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования

приговора; систематизируются нормы о пытках. Указом от 5 ноября 1723г. "О

форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип

состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на

"приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения

внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ

был создан в развитие "Краткого изображения". Судебная система периода

петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и

бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам

дворянства.

7. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие

светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения

в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации.

Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки

квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа

обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование

начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание

новых учебников, пришедших на смену церковным.

Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену

старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной,

научной, политической литературы и законодательных актов были созданы

новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной

книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г.

систематически выходила первая русская газета "Ведомости".

С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение

территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда

крупных экспедиций.

В это время появились крупные технические новшества и изобретения,

особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной

области.

В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром

I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных

предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д.

Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии

летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела

в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и

просвещения было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.

С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к

градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города стали

определять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома

правительственных учреждений и аристократии.

В живописи на смену иконописи приходит портрет.

К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского

театра, в это же время были написаны первые драматургические произведения.

Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная

долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой.

Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики

быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всего

распространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин.

Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных

сословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о

его уплате.

Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин,

что отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение

ассамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил

хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению

иностранного, преимущественно французского, языка.

Изменения в быту и культуре, которые произошли в первой четверти

XVIII в., имели большое прогрессивное значение. Но они еще больше

подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие, превратили

использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных

привилегий и сопровождалось широким распространением галломании,

презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской

среде.

8. ИТОГИ РЕФОРМ

В стране не только сохранялись, но укреплялись и господствовали

крепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как в

экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах

социально-экономической и политической жизни страны, постепенно

накапливавшиеся и назревавшие в XVII веке,переросли в первой четверти

XVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русь

превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах

развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях

органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и

сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли

огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в

международных отношениях того времени.

Естественно, все эти изменения происходили на феодально-

крепостнической основе. Но сам этот строй существовал уже в совершенно

иных условиях. Он еще не утратил возможности для своего развития. Более

того, темпы и pазмах освоения им новых территорий, новых сфер экономики

и производительных сил значительно возросли. Это позволяло ему решать давно

назревшие общенациональные задачи. Но формы, в которых они решались,

цели, которым они служили, все более отчетливо показывали, что укрепление и

развитие феодально-крепостнического строя при наличии предпосылок для

развития капиталистических отношений превращаются в главный тормоз для

прогресса страны.

Уже в период правления Петра Великого прослеживается главное

противоречие, свойственное периоду позднего феодализма.

Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса

феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали уско

рения развития производительных сил, активного содействия росту

промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурной

отсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращение

сферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочей

силы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства.

Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширь

и вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение и

законодательное оформление его прав и привилегий. Замедленность

формирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классу

феодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчики

оказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили

и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной

стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали

прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой

стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и

были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные

преобразования петровского времени с самого начала несли в себе

консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны

выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-

экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия

быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство

феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те

страны, которые встали на капиталистический путь развития.

Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой

энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке

отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно

понимая важное значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил

ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял

и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного

деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и

крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина, его указы были

"нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом".

Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана

реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую,

удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала

сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала

недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу,

отличающуюся крайним ожесточением.

Н.Я. Данилевский, определяя историческую значимость реформ Петра I,

отмечал две стороны его деятельности: государственную и реформативную

("изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях"): "Первая деятельность

заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения

потомства". Деятельностью второго рода, по мнению Н.Я. Данилевского, Петр

привнес "величайший вред будущности России": "Жизнь была насильственно

перевернута на иностранный лад". В целом русские историки положительно

относились к государственной деятельности Петра I: "резко интенсифицировал

происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок

перенеся Россию через несколько этапов", "даже такое одиозное орудие

абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная

власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной

степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого

в фактор прогресса".2) Обеспечение политического и экономического

суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности,

- все это дает полное основание считать Петра I великим государственным

деятелем.

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Е.В.АНИСИМОВ "Рождение империи", в кн. "История отечества: люди,

идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XXв."

/сост.С.В.Мироненко. - М.:Политиздат,1991.

2. В.И.БУГАНОВ "Петр Великий и его время" - М.:Наука,1989.

3. Н.Н.МОЛЧАНОВ "Дипломатия Петра Великого" - М.:Международные

отношения,1990.

4. "Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей"/сост.

А.П.Богданов. - М.:Современник,1990.

5. В.В.МАВРОДИН "Рождение новой России" - Л.:ЛГУ,1988.

6. "История СССР с древнейших времен до конца XVIII в."/под ред. Б.А.

Рыбакова - М.: Высшая школа,1983.

7. В.О.КЛЮЧЕВСКИЙ Сочинения в 9 тт. Т.4 Курс русской истории.Ч.4 -

М.:Мысль,1989.

8. С.КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" -

М.:Культура,1990. 1. Российское законодательство в Х-ХХ вв. т.4, М.,

1986

9. 2. История государства и права СССР. Сборник документов. ч.1, М., 1968.

(Док №№ 43, 44, 46, 49, 50, 52, 53, 58, 60, 62)

10. 3. Абсолютизм в России (Сборник статей) М. 1964, стр.18-49, 99-167, 206-

319.

11. 4. Очерки истории СССР. 1 четверть ХVIII в. М. 1954 с. 291-370, 381-

412.

12. История СССР с древнейших времен до наших дней, т.3, М., 1967

13. Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко - Государственный строй в России в первой

четверти ХVШ в. М. 1973

14. О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России: Учебное

пособие М.: ВЮЗИ, 1986

15. Н.Я.Данилевский "Россия и Европа", Книга, М., 1991.

16. Л.В.Черепнин "К вопросу о складывании абсолютной монархии в России (ХVI-

ХVШвв.) М., 1968.

17. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России ХVПв и ее роль в

формировании абсолютизма, 1988г.

Приложение

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

|№ |Гражданские чины |Соответствующие чины |

|ранга| | |

| | |Военные |Морские |Придворные |

|1 |Канцлер |Генерал- |Генерал - | |

| | |Фельдмаршал |Адмирал | |

|2 |Действительный |Генерал от |Адмирал |Обер-Камергер,|

| |Тайный Советник |Кавалерии, | |Обер-Гофмаршал|

| | |Инфантерии и | |, |

| | |Артиллерии | |Обер-Шталмейст|

| | | | |ер |

| | | | |Обер-Егермейст|

| | | | |р, Обер - |

| | | | |Гофмейстер, |

| | | | |Обер-Шенк, |

| | | | |Обер-Церемоний|

| | | | |мейстер, |

| | | | |Обер-Форшнегде|

| | | | |р |

|3 |Тайный Советник |Генерал- |Вице- | |

| | |Лейтенант |Адмирал | |

|4 | |Генерал- |Контр- | |

| |Действительный |Майор |Адмирал | |

| |Статский Советник, | | | |

| |Обер-Прокурор, | | | |

| |Герольд-мейстер | | | |

|5 |Статский Советник | | |Церемониймейст|

| | | | |ер |

|6 |Коллежский Советник, |Полковник |Капитан | |

| |Военный | |1-го ранга | |

| |Советник | | | |

|7 |Надворный Советник |Подполковник |Капитан | |

| | | |2-го ранга | |

|8 |Коллежский Ассессор |Капитан и | | |

| | |Ротмистр | | |

|9 |Титулярный Советник |Штабс –Капитан|Лейтенант | |

| | |и | | |

| | |Штабс | | |

| | |–Ротмистр | | |

|10 |Коллежский Секретарь |Поручик |Мичман | |

|11 |Корабельный Секретарь | | | |

|12 |Губернский Секретарь |Подпоручик и | | |

| | |Корнет | | |

|13 |Провинциальный | | | |

| |Секретарь, Сенатский | | | |

| |Регистратор, Синодский| | | |

| | | | | |

| |Регистратор, | | | |

| |Кабинетский | | | |

| |Регистратор | | | |

|14 |Коллежский Регистратор| | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.