рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сравнительный анализ Маастрихтского договора о создании ЕС и договора о создании СНГ

Сравнительный анализ Маастрихтского договора о создании ЕС и договора о создании СНГ

К началу 90-х годов сложились новые механизмы регулирования

общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным

процессам. Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала

ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических

факторов.

Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это

проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к

определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её

реализации. Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели

одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием

оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал

интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в

правительственных кругах европейских стран.

Результатом активизации политических процессов стало создание двух

межгосударственных образований - Европейского Союза (далее ЕС) и

Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Суть этого нового витка

интеграции заключается в том (и для ЕС, и для СНГ она схожа), чтобы по

возможности преодолеть отрыв, обособленность решения экономических проблем

от всех остальных, пополнить взаимодействие государств в проведении политик

- валютной, экономической, торговой и т.п. - более тесным сотрудничеством в

сфере международных отношений, создания системы безопасности. Ведь до

объединения, преобразования сферы сотрудничества были организационно

обособлены.

Итак, начнем рассмотрение данной темы прежде всего с истории принятия

Маастрихтского договора и Соглашения о создании Содружества Независимых

Государств.

В первую очередь обратим внимание на реформу Европейских Сообществ -

ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, где прежний отрыв экономических интеграционных

процессов от сотрудничества в сфере внешней политики стал ощутимый (он

занижал эффективность дипломатических акций сообществ) и требовал принятия

быстрых мер. Кроме того, правовая система сообществ постоянно пополнялась

новыми актами, которые должны были урегулировать происходившие процессы.

Учредительные договоры в жизни сообществ стали именовать конституциями

сообществ, а другие акты - законами (или законодательными актами). Поэтому

реформа на такой правовой базе была затруднительна. Надо было внести ряд

важных изменений и дополнений в учредительные договоры, в другие акты. В

первую очередь нужно было разработать акты, которые бы касались введения

единой валюты, механизма экономического и валютного союза, социальной

политики. Политики сближения правовых систем государств-членов. Актуальными

стали проблемы расширения сотрудничества в сфере внешней политики и

политики безопасности. В 80-е годы и в начале 90-х годов в Европе и др.

регионах происходили большие перемены, которые изменили международную

обстановку (разрушение социализма, ликвидация СЭВ, распад СССР,

воссоединение Германии и др.). Это требовало объединения сил сообществ для

того, чтобы они могли выступать самостоятельным объединением на

международной арене.

И уже в начале 1990 г. лидеры Германии и Франции - Коль и Миттеран -

выступили с новой идеей найти новые пути активизации деятельности

сообществ, причем не только в сфере экономики, но и во внешней политике, в

области безопасности Европы. Вслед за франко-германской инициативой были

выдвинуты предложения о созыве двух межправительственных конференций. Обе

начали работать одновременно с декабря 1990 г.: одна из них рассматривала

вопрос о политическом союзе, а другая - об экономическом и валютном союзе.

В подготовительной работе принимали участие министры и эксперты.

Разработка по данным направлениям встретила много осложнений,

например, что касалось объема совместной внешней политики, разграничения

компетенции в сфере обороны и безопасности, ведения единой валюты и др. При

разработке проекта документа о политическом союзе за основу был взят

меморандум, составленный Комиссией в октябре 1990 г.

Для рассмотрения подготовленного проекта договора было созвано

специальное заседание Европейского Совета. Заседание состоялось 9-10

декабря 1991 г. в Маастрихте - нидерландском провинциальном городе. А 7

февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе (официальное наименование

документа) был подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Но по месту

своего рождения он чаще всего называется Маастрихтским договором.

Из всех договоров подобного рода история подписания Договора о

Европейском Союзе наиболее сложна. Процесс ратификации договора в странах-

участницах шел неодинаково. В Италии, Испании, Португалии, Греции,

Голландии, Бельгии, Люксембурге. Договор был сразу одобрен парламентами,

причем каждый раз очевидным большинством голосов. В соответствии с

конституциями Франции и Ирландии Договор прошел через референдумы, и,

кстати, едва не был отвергнут во Франции (перевес голосов в пользу Договора

оказался незначительным). Анализ общественного мнения в Германии показал

наличие сильной оппозиции, несмотря на то, что и бундестаг и бундесрат

поддержали Договор. Соответственно были внесены изменения в Конституцию

Германии. Но в Конституционный суд была предъявлена жалоба на то, что якобы

Договор неправомерно переносит полномочия бундестага на Европейский Союз.

Конституционным судом Германии было принято решение, в котором указывалось,

что положения Договора не нарушают Gmendgtsttz (Основной Закон), и вместе с

тем в ряде случаев Основной закон накладывает некоторые ограничения

относительно участия Германии в Договоре.

В Великобритании необходимый закон был принят только после снятия

серьезной внутрипарламентской коллизии, что на практике могло привести к

отставке правительства. Фракция консервативной партии в парламенте

(настроенная против Союза) показала, что может добиться большего, чем

большинство этой партии. Ее позиция была использована лейбористами, которые

могли поставить Правительство в трудное положение, не компрометируя

официальной поддержки ими самими Договора. В конце концов Договор был

одобрен в палате общин только после того, как премьер-министр заявил, что

обеспечит общие перевыборы, если предложение правительства не пройдет при

голосовании. Такая угроза оказалась эффективной.

Договор был отвергнут на референдуме в Дани. В ходе последующего

референдума, проведенного в этой стране после встречи Сообщества на высшем

уровне в Эдинбурге 12 декабря 1992 г., результатом которой было толкование

положений Договора, вызывающих основную озабоченность Дании, Договор был

одобрен. Другие страны пошли на серьезные уступки датчанам, которые были

закреплены в особом "Протоколе о некоторых положениях, относящихся к

Дании". Протокол предусмотрел изъятие в отношении данной страны двух важных

положений Маастрихтского договора: 1) Дания получила возможность отказаться

от участия в третьем этапе экономического и валютного союза; 2) она

сохранила статус наблюдателя при проведении совместной оборонительной

политики.

Таким образом, 12 государств не только подписали Договор, но и

ратифицировали его.

Теперь кратко отметим основные моменты столь недавних времен,

связанных с распадом СССР и созданием СНГ, свидетелями коих нам пришлось

быть. Начнем с констатирования фактов.

Курс "перестройки" в Советском Союзе привел к активизации национально-

освободительных движений в республиках. В 1990 г. в результате выборов в

парламенты республик победу одержали движения, в предвыборных программах

которых были выдвинуты требования проведения демократических

преобразований, предоставление независимости своим республикам. Это

украинский РУХ, эстонский Народный фронт, литовских Саюдис и др.

Руководство СССР объявило всенародное движение незаконным и стало применять

к ним санкции, в частности, по отношению к Литве был объявлен режим

блокады. Попытки силовыми методами вернуть Литву в "семью братских народов"

потерпели крах. Начался, как отмечалось в литература, "парад суверенитетов:

Декларации о государственном суверенитете приняли Верховные

Советы Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии,

Армении, Азербайджана, Казахстана , республик Средней Азии. Обвальное

объявление суверенитетов заставило руководство СССР во главе с М.Горбачевым

провести всенародный референдум о судьбе СССР.

17 марта 1991 г. референдум показал, что 70% населения СССР желает

жить в обновленной федерации. 23 апреля этого же года лидеры 9 республик

СССР подписали вместе с руководством союзного центра "Заявление 9+1", в

котором провозглашались принципы нового союзного договора.

До 24 июня шли переговоры, в результате которых Президент СССР

Горбачев провозгласил, что текст союзного договора готов и открыт для

подписания, которое должно состояться 20 августа 1991 г.

19-21 августа 1991 г. мы помним попытку государственного переворота,

которая только ускорила распад советского государства; но и в ноябре

парафирование (подписание международного договора уполномоченных на то лиц

до официального подписания) союзного договора не состоялось.

Эти сложные процессы, происходившие во всех республиках СССР,

бессилие союзных структур власти и привели к распаду СССР. В литературе

начала 90-х гг. отмечали самые различные причины "развала империи". Отметим

основные:

1) кризис административно-демократической модели советского общества,

лидеры которого не умели и не хотели решать национальные вопросы 74 года;

2) ослабление тоталитарного режима положило начало движению народов СССР к

независимости;

3) новые органы власти союзных республик, сформированные в результате

выборов 1989-1990 гг. оказались настроенными более решительно на

перемены, чем общественные;

4) политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики;

5) непоследовательность, метания и колебания Президента СССР М.Горбачева и

др. причины.

Все эти обстоятельства послужили толчком, который стал началом

деятельности нового объединения государств под названием СНГ.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще, в резиденции "Вискули" под

Брестом руководители Белоруссии (С.Шушкевич), Российской Федерации

(Б.Ельцин) и Украины (Л.Кравчук) подписали соглашение о создании СНГ (далее

- соглашение).

Три государства объединились в СНГ и пригласили вступить в

Содружество новые независимые государства бывшего СССР. Вскоре руководители

Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана заявили о

намерении примкнуть к СНГ.

21 декабря 1991 г. состоялась алма-атинская встреча лидеров

"брестской тройки", "ашхабадской пятерки" и Армении. На ней была принята

Декларация об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании

связанных с этим проблем. До конца года к СНГ присоединились Азербайджан и

Молдова.

Таким образом, в состав СНГ сегодня входит 11 государств - бывших

республик СССР.

Но заметим, что создание СНГ имело своей целью не только политическую

интеграцию, но и экономическую (в чем мы наблюдаем сходство с Договором о

ЕС); поскольку на стадии подготовки проекта Соглашения были подняты вопросы

о формировании и развитии общего экономического пространства, регулирования

рынков, таможенной политики, развития транспорта, связи и др.

* * *

Дадим краткую характеристику сравниваемых международных актов.

Договор о Европейском Союзе - это объемный документ конституционного

характера. По сути он состоит из нескольких ныне действующих договоров,

содержащих обстоятельно разработанные, детализированные статьи. Можно

сказать, что Маастрихтский договор стоит на трех опорах, где основной

является Договор о ЕЭС (называемый по Договору Договором о Европейском

сообществе).

Для того, чтобы уточнить положения документа и создать хорошо

работающий механизм реализации, Договор сопровождается дополнительными

документами. В их числе 17 протоколов, 33 декларации и одно соглашение.

Это:

- протоколы:

1. Протокол о приобретении собственности в Дании.

2. Протокол относительно статьи 119 Договора, учреждающего Европейское

сообщество.

3. Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и о

Европейском центральном банке

4. Протокол об Уставе Европейского валютного института.

5. Протокол о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита.

6. Протокол о критериях сближения, указанных в статье 109j Договора,

учреждающего Европейское сообщество.

7. Протокол с поправками к Протоколу о привилегиях и иммунитетах

Европейских сообществ.

8. Протокол о Дании.

9. Протокол о Португалии.

10. Протокол переходе к третьему этапу экономического и валютного союза.

11. Протокол о некоторых положениях, относящихся к Соединенному Королевству

Великобритании и Северной Ирландии.

12. Протокол о некоторых положениях, относящихся к Дании.

13. Протокол о Франции.

14. Протокол социальной политике, к которому прилагается Соглашение,

заключенное между государствами-членами Европейского сообщества, за

исключением Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии,

с двумя прилагаемыми декларациями.

15. Протокол об экономическом и социальном сплочении.

16. Протокол об экономическом и социальном комитете и Комитете регионов.

17. Протокол, приложенный к Договору о Европейском Союзе и Договорам,

учреждающим Европейские сообщества.

* * * Протоколы, названные в п.п. 1-16, являются приложением к

Договору, учреждающему Европейское сообщество, и что протокол № 17 является

приложением к Договору о Европейском Союзе и к Договорам, учреждающим

Европейские сообщества.

- декларации:

1. Декларация о гражданской защите, энергии и туризме.

2. Декларация о гражданстве государства-члена.

3. Декларация о Части Третьей, разделах Ш и У1 Договора, учреждающего

Европейское сообщество.

4. Декларация о Части Третьей, Разделах У1 Договора, учреждающего

Европейское сообщество.

5. Декларация о валютном сотрудничестве со странами, не входящими в

Сообщество.

6. Декларация о валютных отношениях с Республикой Сан-Марино, городом

Ватикан и Княжеством Монако.

7. Декларация о статье 73d Договора, учреждающего Европейское сообщество.

8. Декларация о статье 109 Договора, учреждающего Европейское сообщество.

9. Декларация о Части Третьей, Разделе ХУ1 Договора, учреждающего

Европейское сообщество.

10. Декларация о ст.ст. 109, 130r b 130y Договора, учреждающего

Европейское сообщество.

11. Декларация о Директиве от 24 ноября 1988 г. (Вредные выбросы).

12. Декларация о Европейском фонде развития.

13. Декларация о роли национальных парламентов о Европейском Союзе.

14. Декларация о Конференции Парламентов.

15. Декларация о числе членов Комиссии и Европейского парламента.

16. Декларация об иерархии Актов Сообщества.

17. Декларация о праве доступа к информации.

18. Декларация об оценочной стоимости предложений Комиссии.

19. Декларация о применении правовых актов Сообщества.

20. Декларация о воздействии мероприятий Сообщества на окружающую среду.

21. Декларация о Палате аудиторов.

22. Декларация об Экономическом и социальном комитете.

23. Декларация о сотрудничестве с благотворительными ассоциациями.

24. Декларация о защите животных.

25. Декларация о представительстве интересов заморских стран и территорий,

названных в статье 227(3), (5) (а) и (в) Договора, учреждающего

Европейское сообщество.

26. Декларация об удаленных территориях Сообщества.

27. Декларация о голосовании по вопросам общей внешней политики и общей

политики безопасности.

28. Декларация о практических мероприятиях в области общей внешней политики

и общей политики безопасности.

29. Декларация об использовании языков в области внешней общей политики и

общей политики безопасности.

30. Декларация о Западноевропейском союзе.

31. Декларация об убежище.

32. Декларация о политическом сотрудничестве.

33. Декларация о спорах между ЕЦБ и ЕВИ и их служащими.

То есть можно сказать, что протоколы - это своего рода соглашения,

охватывающие лишь некоторых участников договора. Фактически подобные

протоколы являются соглашениями участников по принципиальным вопросам

дальнейшего развертывания экономической интеграции в рамках Европейского

союза.

А декларации - это документы о намерениях, не имеющие обязательной

юридической силы. Они касаются проблем интерпретации и применения основного

договора. Декларации, приложенные к Маастрихтскому договору, имеют более

общий характер, чем протоколы. Все эти Декларации выступают, с одной

стороны, в качестве дополнения к статьям и их "привязки" к другим актам, с

другой, - они необходимы для решения важных вопросов, возникающих в

процессе функционирования Европейского Союза.

Что же касается непосредственно самого Договора, то без изучения

структуры построения Договоров, учреждающих Европейские сообщества (ЕОУС,

ЕЭС, Евроатом) невозможно понять структуру Договора о Европейском Союзе.

Для этого обратимся к схемам 1, 2.

а)

|Структура построения |

|Договоров, учреждающих |

|Европейские сообщества |

|(ЕОУС, ЕЭС, Евроатом) |

| | | | |

| ч а с т и |

| | | | |

| р а з д е л ы |

| | | | |

| г л а в ы |

| | | | |

| с т а т ь и |

| | | | |

| параграфы |

|подпараграфы |

б)

|Структура построения |

|Договора о Европейском |

|Союзе |

| |

| р а з д е л ы (7) |

| | | |

|статьи (39) |

| |

| параграфы |

|подпараграфы |

Схема №1. Структура построения:

а) Договоров, учреждающих ЕОУС, ЕЭС, Евроатом.

б) Договора о Европейском Союзе.

Схема № 2. Основные сведения относительно

Договора о Европейском союзе

| | | Сведения о статьях |

|№ | | |

|раз |Название | |

|де | | |

|ла |раздела | |

| | |наличие в разделе |общее кол-во ст.ст., | |

| | |Договора |которых коснулись | |

| | | |изменения (в т.ч. из | |

| | | |менения,дополнения) | |

| | | |в Договорах о ЕОУС | |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.