рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сравнительный анализ Маастрихтского договора о создании ЕС и договора о создании СНГ

| | | |ЕЭС,Евроатоме | |

| | | | | |

| | |всего |перечисл | |

|1. |Общие условия | 6 |ст.ст | | |

| | | |А,В,С,. |- " - | |

| | | |D,E,F | | |

|П. |Положения, изменяющие | 1 |ст. |ст.ст. 175 | |

| |договор, учреждающий | |G | | |

| |Европейское экономиче | | | | |

| |ское содружество, с целью | | | | |

| |учреждения Европейского | | | | |

| |сообщества | | | | |

|Ш. |Положение, дополняющие | 1 | | ст.ст. 36 | |

| |договор, учреждающий |ст. |Н | | |

| |Европейское объединение | | | | |

| |угля и стали | | | | |

|1У. |Положение, дополняющие | 1 |ст. | cт.ст. 44 | |

| |договор, учреждающий | |I | | |

| |Европейское сообщество по | | | | |

| |атомной энергии | | | | |

|У. |Положения об общей |12 |ст.ст | - " - | |

| |внешней политике и | |I,I.1,I.2,| | |

| |политике безопасности | | | | |

| | | |I.3,I.4, | | |

| | | |I.5, I.6, | | |

| | | |I .7, | | |

| | | |I.8, I.9, | | |

| | | |I.10, I.11| | |

|У1. |Положения о сотрудниче | 10 |ст.ст. |- " - | |

| |стве в области правосудия | |К.,К.1, | | |

| |и внутренних дел | |К.2 , | | |

| | | |К.3, | | |

| | | |К.4,К.5, | | |

| | | |К.6,К.7, | | |

| | | |К.8, К.9 | | |

|УП |Заключительные | 8 | ст.ст. | - " - | |

| |положения | |L,M,N, | | |

| | | |P,Q,R,S | | |

Как видно, статьи в Маастрихтском договоре пронумерованы буквами, а

не цифрами; так первой является ст.А, а последней ст. С.

Проанализируем этот объемный документ, охватывающий широкий круг

вопросов. С точки зрения юридической техники он хорошо отработан, его

нормы, как правило, полно и недвусмысленно определяют правила поведения

участников регулируемых отношений. Хотя Маастрихтский договор весьма

непривычен и сложен для понимания. Интерпретация многих его положений

предполагает обращение к другим правовым актам, в частности к Парижскому и

Римским учредительным договорам. Кстати, Договор о ЕС не отменяет и не

заменяет Парижский договор 1951 г. и оба Римских договора 1957 г., это же

касается и Единого европейского акта 1986 г. Формально он создает новую

структуру - Европейский Союз и одновременно вносит изменения и дополнения в

учредительные договоры (о ЕОУС, ЕЭС, Евроатоме). Все три договора в

основном сохраняют силу.

Сразу заметим, в Договоре о ЕС сведены воедино несколько блоков,

направлений, некоторые из которых по значению своему могли бы быть

оформлены отдельными документами. Договор содержит 7 разделов. В разделе 1

"Общие условия" провозглашается учреждение Евросоюза, определяются его

главные цели, принципы построения. Наиболее значимым, весомым по содержанию

является раздел П "Положения, изменяющие Договор, учреждающий Европейское

экономическое сообщество, с целью учреждения Европейского сообщества". В

нем уточнены основные направления деятельности Сообщества, закреплена его

обновленная институционная система, установлено гражданство ЕС, обновлены

положения об экономической и валютной политике, включая механизмы их

реализации. Дальше идут разделы, в которые вносятся изменения в другие два

учредительные договора: раздел Ш "Положения, дополняющие Договор,

учреждающий Европейское объединение угля и стали", раздел 1У "Положения,

дополняющие Договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной

энергии". Вслед изложены два раздела, которые и ознаменовали новые

направления интеграции.

Раздел У "Положения об общей внешней политике и политике

безопасности" и раздел У! "Положения о сотрудничестве в области правосудия

и внутренних дел". Договор о ЕС завершается разделом УП "заключительные

положения".

А сейчас охарактеризуем учредительные документы еще одного

межгосударственного объединения - СНГ. Правда, если создание ЕС связано с

интеграцией европейских государств, то образование СНГ - это объединение

евроазиатских государств (как было показано выше это бывшие республики

СССР).

Итак, учредительными документами СНГ являются:

1. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря

1991 г.

2. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств,

подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь,

Российской Федерацией (РСФСР), Украиной от 21 декабря 1991 г.

3. Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.

4. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 23

января 1993 г.

5. Устав Содружества Независимых Государств, принят 22 января 1993 г.

Первые три акта, можно сказать, составляют одно единое, поскольку все

они констатировали два факта: первый связан с тем, что "Союз ССР как

субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое

существование", второй - с образованием СНГ. Более того, в самом Протоколе

(ч.3) записано: "Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о

создании СНГ". Алма-Атинский Протокол вносит дополнения в Соглашение

относительно состава стран-участниц СНГ и указание на дальнейшее

сотрудничество в рамках Содружества. А уже основные вопросы взаимодействия

и сферы совместной деятельности закрепляют Соглашение о создании СНГ и Алма-

Атинская Декларация. Помимо этого, Протокол и Декларация были выработаны в

ходе Алма-Атинской конференции 21 декабря 1991 г.

Ратификация этих актов прошла ровно, без осложнений, которые мы

наблюдали при создании ЕС.

Позже, 22 января 1993 г. в Минске главы государств-членов СНГ

разработали Решение о принятии Устава СНГ (причем Устав является

приложением к Решению). Уставом более детализированы основные направления

политики СНГ, как межгосударственного объединения, и для сотрудничества

государств-участниц.

Устав состоит из разделов (9), которые делятся на статьи (45). Раздел

1 определяет начала, цели и принципы Содружества, сферы совместной

деятельности государств-членов, правовую базу. Раздел П касается

членства, раздел Ш - коллективной безопасности и военно-политического

сотрудничества. Раздел 1У устанавливает средства разрешения споров и

предотвращения конфликтов. Раздел У определяет направления сотрудничества в

экономической, социальной и правовой областях. Одним из самых важных

является раздел У1. В нем указаны органы Содружества, их сферы

деятельности, полномочия, рабочий язык СНГ. В разделе УП изложены основные

положения относительно Межпарламентской ассамблеи. Раздел УШ уточняет

вопросы финансирования. Завершается Устав разделом 1Х "Заключительные

положения".

И все же вернемся к самому первому документу, имеющему международное

значение - Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

Структура построения которого еще проще, чем Устава, т.к. акт состоит

только из 14 статей (а Алма-Атинский Протокол и Декларация делятся на

части). Текст легко читаем, понятен для исследователя.

Кроме того, отметим еще одну особенность: документы, учреждающие СНГ,

растянуты во времени (так Соглашение принято в 1991 г., а Устав - в 1993

г.), не говоря уже о документах, регулирующих отдельные области

сотрудничества (Положение о Совете министров иностранных для государств-

членов СНГ 1993 г., Положение о Штабе по координации военного

сотрудничестве государств-членов СНГ 1993 г., Соглашение о статусе

Экономического суда СНГ 1992 г., Соглашение об учреждении

Межгосударственного банка 1992 г., Конвенция о Межпарламентской ассамблее

государств-участников СНГ 1995 г. и др.) В то время, как одновременно с

Договором о Европейском Союзе были приняты Декларации, протоколы,

соглашение по отдельным, важным вопросам и сферам деятельности ЕС,

институтам, кроме того, они являются тем, что Маастрихтский договор – это

преобразование уже действовавших договоров и внесение в них изменений и

дополнений. А утверждение СНГ - это образование нового объединения. Может.

* * *

Отметим самые главные моменты содержания Маастрихтского договора.

Европейский Союз создан на основе Европейских Сообществ с учетом политики и

форм сотрудничества, предусмотренных Договором. Общие положения занимают в

нем мало места. Основное внимание уделяется нововведениям. При этом

существенно изменяется Римский договор 1957 г. о ЕЭС, по Договору ЕЭС было

переименовано в Европейское Сообщество. Это определенно связано с

расширением круга его задач, например, его заметная функция состоит в

охране окружающей среды.

Как никогда объемно очерчена в Договоре сфера внешней политики и

общей политики безопасности, что говорит о намерении государств-членов

перейти к более высокому уровню согласования своих действий на

международной арене. В Маастрихтском договоре заявлено, что "Союз начинает

проводить общую внешнюю политику и общую политику безопасности" (ст.7).

Выделены в отдельный общий раздел (У1) положения о сотрудничестве в

сфере правосудия и внутренних дел. Такое сотрудничество не

предусматривалось ни Парижским, ни Римскими договорами. Это довольно

широкая сфера, т.к. согласовывается политика предоставления убежища,

правила пересечения границ государств-членов и иммиграционной политики,

включая вопросы борьбы с несанкционированной иммиграцией; условия

проживания граждан третьих стран на территории государств-членов; борьба с

злоупотреблениями в международном масштабе; правовое сотрудничество в

области уголовных, гражданских, таможенных дел и др.

Принципиальное значение имело закрепление в Договоре института

гражданства ЕС, что связано с признанием основных прав человека и

политической интеграцией.

Договор содержит положения, направленные на создание Экономического и

Валютного союза, введение единой валюты в рамках ЕС. Установлено, что к

1999 г. такая валюта, получившая наименование "евро", должна заменить

национальные валюты государств-членов. Участники Маастрихтского договора

подписали Соглашение о социальной политике, в котором поставили перед собой

следующие цели: содействие занятости, улучшение условий жизни и труда,

надлежащая социальная защита, развитие человеческих ресурсов. Соглашение не

распространяется только на Великобританию, которая не поддержала расширение

полномочий Сообщества в этой сфере.

Специфика Маастрихтского договора состоит в том, что на базе всех

трех сообществ, - а ни одно из них не было упразднено, равно как не

произошло и их слияния, - был создан Европейский Союз. Хотя в Договоре и

сказано, что ЕС учрежден на базе не одних только сообществ, а дополнен

сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с Договором,

практически он представляет собой структуру, объединяющую все три

сообщества и реализующую идею их единства.

Характерно, что с учреждением Евросоюза не были созданы новые

институты и другие органы. Ст. "С" Договора предусматривает, что в ЕС

действует единая институционная система. Прежние институты сохранились, их

сферы деятельности, основные функции и компетенция не подверглись

существенному пересмотру. Позже многие институты стали называться иначе. В

1993 г. Совет европейских сообществ принял решение о том, чтобы впредь

называться Советом Европейского Союза. Были переименованы, далее, Комиссия

европейских сообществ в Европейскую комиссию и Палата аудиторов в

Европейскую палату аудиторов. В качестве главного, руководящего органа в

системе управления закреплен Европейский совет. В Маастрихтском договоре

сказано: "Европейский совет дает Союзу необходимый побудительный импульс

для развития и определяет общие политические ориентиры.

Но если в Договоре о ЕС говорится о нововведениях в уже действовавшие

документы, то в Соглашении речь идет о новых порядках, институтах, сферах

сотрудничества новых международного объединения - СНГ. Отметим важные

моменты содержания Соглашения. Отмечено, в частности, следующее:

взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе

равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной

основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками

Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным

образованием (п.1 Декларации). Как видим, это положение определило правовую

основу СНГ.

Актом гарантированы равные права и свободы гражданам государств-

уастниц, лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными

международными нормами о правах человека; а также указано, что национальные

меньшинства берутся под защиту стран Содружества.

Ст. 4 Соглашения устанавливает области "равноправного" и "взаимовыгодного"

сотрудничества.

Получили признание положение относительно территориальной целостности

государств и неприкосновенности существующих границ в рамках Содружества.

Были провозглашены открытость границ, свобода передвижения граждан и

передачи информации.

Отдельная статья (ст.6) отмечает вопросы сотрудничества в сфере

обеспечения международного мира и безопасности, функционирования

вооруженных сил.

Соглашение определяет сферы совместной деятельности. К ним относятся:

координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании

и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и

евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в

развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны

окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы

экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с

организованной преступностью. Для координации деятельности в сферах

совместных интересов был образован Совет глав государств и Совет глав

правительств. Но заметим тот факт, что в Соглашении (как и Протоколе, и

Декларации) не указаны органы СНГ, они получили свое закрепление уже в

Уставе 1993 г.

Как видим, Соглашение в общих чертах определило основные направления

политики и сотрудничества СНГ; здесь нет такой детализации как в

Маастрихтском договоре.

Список использованной литературы

1. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (1951 г.)

2. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (1957 г.)

3. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (1957

г.)

4. Договор о Европейском Союзе (1992 г.) и Протоколы, Декларации и

Соглашения к нему прилагающиеся.

5. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (1991 г.)

6. Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств,

подписанному 8 декабря 1991 г. (1991)

7. Алма-Атинская декларация (1991)

8. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств (1993)

9. Устав СНГ (1993 г.)

10. Ильин Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. - Х., 1998.

11. Топорин Б.Н. Европейское право Учебник. - М., 1998.

12. Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. - М.: 1998.

13. Европейский Союз: тенденции и перспективы // Советское государство и

право. - 1978. - № 6. - С. 119.

14. Моисеев Е.Г. Правовой статус СНГ. - М., 1995.

15. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств // Общество и экономика. -

1998. - № 2.

16. Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // Экономист .

- 1998. - № 3.

17. Козик Л., Кохпо П. Процессы экономической интеграции государств СНГ //

Экономист. - 1998. - № 2.

18. Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист - 1998. -

№ 10.

19. Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости. - К., 1999.

20. Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист. - 1998. -

№10.

21. Тихомиров Ю.А. Публичное право / Учебное пособие для юридических вузов.

- М., 1995.

22. Сборник важнейших документов по международному праву. - Ч.1. - М.:

ИМПЭ, 1997.

23. Международное публичное право / Сборник документов. - М., 1996.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.