рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Социально-экономическое и политическое развитие страны в 90-е гг. XX в.

замены и обновления оборудования. Инфляция была не высока, курс доллара в

основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам Центробанка,

но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов.

Сохранялась высокая социальная напряженность, вызванная скрытой

безработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий. За чертой

бедности оказались от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам),

забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог.

Издержки реформ можно объяснить следующим:

1. Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с

распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм

управления и нужно было создавать новый. Обесцененный рубль, отсутствие

золотовалютных запасов, долги СССР, отсутствие в стране продовольственных

запасов, высокая социальная напряженность, диспропорция в промышленности

с перекосом к ВПК и добывающей промышленности и тяжелой индустрии.

1. Политическая нестабильность, борьба законодательной и исполнительной

властей, а затем между финансово-промышленными группировками.

2. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке

ситуации и последствий принимаемых решений ("хотели как лучше, а вышло

как всегда"). Например, расчеты на приток инвестиций и подъем

производства после стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не

оправдались.

Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных

импульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного

психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и

появление рыночных механизмов.

Теперь хочется сказать несколько слов о той напасти, которая постигла

нас не так давно, и которую мы еще хорошо помним. Это очередной кризис,

потрясший экономику России.

В 96 году, впервые за последние три года, мы ощутили, - что такое рост

цен по 10-100% в неделю, покупка продуктов питания «про запас», очереди в

магазинах, обесценение банковских вкладов, банкротство самих банков.

Незнакомое слово «дефолт» стало вполне понятным и привычным. Пошли

разговоры о национализации банковских учреждений, крупных фирм, чуть ли не

о диктатуре.

Принято считать, что кризис начался 17 августа, с решением правительства

Сергея Кириенко о моратории на выплату долгов иностранным кредиторам, а так

же с расширением валютного коридора до 9.5 рублей за один доллар.

Но большинство аналитиков говорит о другом: 17 августа всего лишь открылся

нарыв, который зрел очень давно, и достоянием общественности стала та

информация, которая уже довольно давно была известна избранным деятелям

политики и экономики.

Итак, 1996 год. «Черный вторник» благополучно забылся. Доллар взят в

коридор, и валюта спокойно продаются на каждом углу по цене около 6 рублей

за одну условную единицу. Только что закончилась кампания по выборам в

Государственную Думу, и полным ходом идет подготовка к выборам Президента.

Уровень жизни постепенно повышается, зарплаты выплачиваются вовремя,

торговля процветает. Но при этом продолжают падать объемы производства на

отечественных предприятиях, что и не удивительно - из-за низкой стоимости

доллара импорт вполне доступен массам, а говорить о том, что он почти

всегда красивее и качественнее наших товаров не приходится. Задолженности

предприятий также продолжают расти, и, кажется, никто не волнуется по этому

поводу. А из-за границы продолжают поступать кредиты, потому что испуганные

иностранцы не хотят видеть “русского Ивана’’ с красной звездой во лбу и

ядерной ракетой за спиной голодным, - лучше его подкормить, чтобы не дай

Бог воевать не захотелось. На эти кредиты, об источниках возврата которых

никто, кажется, даже не задумывается, государство поддерживает видимость

стабильности и даже некоторого подъема.

Первый звоночек для всех должен был прозвенеть еще осенью 1996 года.

Борис Ельцин с трудом заявил о том, что он очень серьезно болен, предстоит

сложная операция. Оппозиция радостно готовится к досрочным выборам. А на

биржах полное спокойствие. Рубль не дешевеет, стоимость акций предприятий

остается стабильной. А ведь на Западе, где экономика намного стабильнее

нашей, серьезные колебания стоимости акций происходят даже тогда, когда

выясняется, что президент США еще и мужчиной бывает в рабочее время. Сразу

падает индекс “Доу-Джонсона”, и все говорят о кризисе. У нас же известие о

болезни Президента на экономике не сказывается совершенно. Странно?

Конечно! Но отчего ни один из экономистов не задался вопросом - почему все

это происходит? Почему наша экономика такая устойчивая? Теперь мы можем

ответить на этот вопрос: а потому, что она являлась ПОЛНОСТЬЮ регулируемой,

но не административными, а псевдо-экономическими методами, когда на

поддержку курса акций и национальной валюты расходывались колоссальные

средства, получаемые из иностранных кредитований.

В 1997 году Президент вроде бы выздоравливает. В правительство

приходят молодые реформаторы, которые начинают реформировать Россию во все

тяжкие. То пересаживаем чиновников на «Волги», собранные из импортных

комплектующих, и стоящих подороже «Мерседеса», то собирают звезд эстрады, и

уговаривают их платить налоги, то проводят деноминацию, потому что в России-

де начался рост, и старые деньги при таком росте не подходили.

И правда - рост начинается. Проявляется он очень странно - почему-то

увеличивается стоимость акций ряда российских предприятий, в основном,

разумеется, добывающих отраслей. Опять ни у кого не возникает вопросов -

почему, скажем, так дорожают акции Газпрома, когда на мировом рынке

продолжается падение цен на нефть? А ведь нефть - это, пожалуй,

единственный товар, торговля которым приносила России реальную прибыль (о

торговле оружием говорить не стоит, потому что, как выяснилось совсем

недавно, казна от этого бизнеса несла лишь убытки, а вся прибыль

доставалась кому угодно, но не государству), и уменьшение поступлений в

бюджет от реализации «черного золота» явно должно было пробить в нем

серьезную брешь. Но правительство продолжает заявлять о том, что трудные

времена закончились, и мы вступаем в эпоху процветания России. Только вот

почему-то возобновляются с новой силой задержки зарплат и пенсий. И

население, которое совсем недавно «выбрало сердцем», опять начинает

роптать. Промышленные мероприятия не заработали, жалования рабочим

предпочитают не платить, но и банкротиться никто не собирается. Получается

странная картина: ничего не работает, но граждане страны живут, в целом,

неплохо, да вот и рост наметился.

Пожалуй, последним широким жестом правительства времен эпохи “нового

застоя” стала кампания по возврату долгов по пенсиям в конце 1997 года.

Выглядело это довольно убедительно: изыскали резервы, и смогли сразу все

отдали. Официально. На практике далеко не все и не всем. Как выяснилось,

деньги на погашение долгов были просто НАПЕЧАТАНЫ, а выпуск необеспеченных

денег лишь значительно усилил давление на стабильность рубля, но не решил

макроэкономических проблем.

Итак, подведем итог под периодом относительной стабильности 1996 -

1997 годов. Этому времени, как ни какому другому, подходит термин

«виртуальная экономика». И действительно, экономика России превратилась в

некую искусственную реальность, которая имело мало общего с истинным

положением дел. Нельзя сказать, что создание такой экономики имело лишь

отрицательные стороны. Ведь сохранялись рабочие места, пусть и при

минимальных заработках. В результате мы имели социальную стабильность,

которую трудно было бы достичь в случае массовых банкротств, массовой и

свободной продаже предприятий в частные руки и т.д. Но, к сожалению,

мирное сосуществование социалистической и капиталистической моделей

экономики в рамках одного общества невозможно, что и привело к

возникновению дисбаланса, вызвавшего нынешний глобальный кризис.

Государство, собирая по всему миру огромные кредиты, истратило их на

поддержание остатков старого, ожидая, что они дадут новые, жизнеспособные

всходы. Увы, чуда не произошло, и сегодня нам приходится начинать все

почти сначала, но уже в гораздо более сложных условиях.

События 1998 года можно воспринимать, как последние попытки удержать

экономическую ситуацию в прежнем русле. Несмотря на то, что курс акций

российских предприятий начал катастрофически падать, рубль продолжали

удерживать на прежнем, малореальном, но таком желанном уровне - около 6

рублей за доллар. Смена правительств, переговоры по получению новых

кредитов, написание новой красивой программы, выполнять которую после

демонстрации западным кредиторам явно никто не собирался - мы знаем, к чему

это привело. А заявление Президента за день до объявления о девальвации

рубля, о том, что девальвация невозможна в принципе, окончательно лишило

его доверия даже тех, кто продолжал питать некоторые иллюзии по поводу его

компетентности.

Рост курса доллара, который привел к резкому подорожанию товаров как

импортного, так и отечественного производства. Полное недоверие к России,

как к партнеру на мировом поприще. Реальные перспективы банкротства

страны. Серьезный кризис банковской системы и крушение самых, казалось бы

незыблемых, монстров, вроде «Инкомбанка» и прочих. А самое главное -

невозможность попыток исправить ситуацию ПРЕЖНИМИ методами. Ведь на Западе

очень боялись, что если Россия останется совсем без средств к

существованию, то она потянет за собой и всю мировую экономику. Но этого не

произошло. Да, есть некоторые неприятные нюансы от наших неурядиц, но в

целом - ничего глобального и непоправимого не произошло. И теперь получать

кредиты, пугая Запад заклинаниями, вроде «Лучше дайте, а то всем плохо

будет!», не получится. Мы так и не вписались в мировую экономику, и все

наши беды касаются только нас самих.

31 декабря 1999 года президент России Борис Николаевич Ельцин снимает

с себя обязанности главы государства и как он сам говорит, оставляет

достойную себе замену. Владимир Владимирович Путин – новая фигура в

правительстве. Страна узнала его буквально пол года назад, но ему верят

народные массы, как мне кажется необоснованно. Есть ли гарантии того, что

новое будет лучше старого? Путин побеждает на выборах неверное лишь потому

что о всех минусах других кандидатов кроме у него страна уже давно знает.

Ну а “Путинские ” минусы страна еще познает (мнение экспертов).

4.Принципы внешней политики. Итоги

Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств

преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г.

началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским

президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся

первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании

суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР

заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены

соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и

Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной

НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав

Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими

банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия

вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы

культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства

поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую

экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.

Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и

распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию

внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен

режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными

экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской

Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии

России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и

Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические

предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по

территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.

Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам.

Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и

химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской

торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с

Содружеством Независимых Государств занимало важное место во

внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ

входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах

центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам,

связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми

из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры,

определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими

республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ.

Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы,

прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали

товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути

развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы

финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В

середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи

между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан

Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.

Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был

заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав

СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой

оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР

складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела

Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с

правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией

проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых

территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в

Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных

столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались

взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной

арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с

государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были

направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от

прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической

системе, к демократическому правовому государству.

Итак, анализируя все вышесказанное, можно подвести итог.

Россия, начиная с 1991 года. оказалась в принципиально новой ситуации.

Каковы результаты проводимой нашей страной политики в последнее десятилетие

XX века? Существует разные мнения на этот счет, как пессимистичные, так и

оптимистичные. Я же придерживаюсь нейтральной точки зрения. Наиболее

важные, поистине эпохальные события произошли в конце столетия. Именно 90-

е годы стало вполне очевидно, что исторический спор между большевистской

моделью социализма и капитализмом промышленно развитых стран решен в пользу

Запада.

После 1991 года коренным образом изменился внешнеполитический курс

России, ее отношения с НАТО: покончив с политикой экспансии и конфронтации,

Москва внесла решающий вклад в оздоровление международного климата,

обеспечила достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания,

сотрудничества и партнерства с демократическими странами Запада, произошло

значительное продвижение на пути интеграции Росси в мировое сообщество.

Ликвидация раскола мира на две антагонистические системы устраняет

основы конфронтационной блоковой политики в Европе. Именно этот факт, а так

же развитие международного сотрудничества открыли перспективу построения

нового мирового порядка, в котором Россия будет частью мирового общества. С

1992 года Россия занята поисками своего места в постконфронтационном мире,

внося по мере необходимости определенные коррективы в свои отношения со

странами мира.

Так же немало было достигнуто по отношению к СНГ. Именно благодаря

нашему государству начался процесс реинтеграции внутри Союза. Однако, на

этом фронте была допущена масса ошибок приведших к усилению антироссийских

настроений в бывших союзных республиках. Это показывает сомнительность

однозначного отношения к проводимой политике как в СНГ, так в Азии и

Европе. Не стоит идеализировать реальную ситуацию и замалчивать очевидное:

у России и Запада (в частности) есть нерешенные проблемы, несовпадение

интересов и взглядов, различные оценки тех или иных событий. Плюс к тому

существует немало фактов наводящих мысли о том, что НАТО все еще пытается

смотреть на нас как на врага. В общем еще много остается недосказано и

нерешено. Одно точно ясно: Россия, явившись в мир в новом качестве,

стремлением наладить конструктивный диалог с другими странами открывает

путь к укреплению сотрудничества между членами многообразной, но единой

человеческой цивилизации, ибо оно основано на реалиях современного мира и

отвечает коренным интересам всего человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении реферата мне хочется показать Россию с иной стороны,

чем обычно мы её видим. Слишком много осталось пережитков старого, слишком

мало решено нашим правительством новых проблем Сложившаяся социально-

экономическая система была в последнее время недостаточно эффективной.

Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных

производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не

уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по нему превышали уже

половину федерального бюджета.

Так же продолжается углубляться сотрудничество РФ с государствами –

членами СНГ. Однако развитию интеграциональных процессов препятствовал ряд

факторов.

Среди них немаловажное место занимала нестабильность руководства в

некоторых странах содружества.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, её

политические и экономические связи с внешним миром.

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала

приоритетными задачами сохранение территориальной ценности и независимости,

обеспечения благоприятных условий для развития рыночной экономики и

включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в

качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а так же помощи

западных стран в проведении курса реформ.

Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами,

поэтому сейчас внешнеэкономические связи рассматриваются как одно из

средств, преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Реформы 90-х годов оказали глобальное воздействие на жизнь российского

общества.

В результате радикальных преобразований резко повысился уровень

преступности, выросла безработица, высокая смертность населения, низкий

уровень рождаемости, а так же уровень реальных доходов.

И всё же вступив в третье тысячелетье, следует надеяться на

исправления социально-экономической ситуации в нашей стране, тем более, что

положительные сдвиги во всех сферах нашей жизни нельзя не принимать во

внимание. Каждому нужно приложить усилия и сделать нашу страну процветающей

и великой.

Переход к рынку, как я уже отмечала,- очень сложный и длительный

процесс. Пройдёт ещё немало лет, прежде чем перед нами предстанут

результаты реформ Российской экономики. Но это уже показатель возражения

России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно, медленно

что впрочем естественно, однако я уверена, если мы пройдём этот трудный

путь до конца, Россия будет современным, цивилизованным государством во

всех отношениях.

Список литературы:

. Суринов А.Е. “Социально-экономическая ситуация в 1992-2000 гг.,

воздействие на население России” . Август 2001г

. Понять Россию умом. Сборник. – М., 2001.

. Орлов А.С. «История России. Учебник для ВУЗов.» - М., 2002.

. “Проблемы и перспективы.Развитие федеративных отношений

в России ” // Независимая газета 20 янв.1998г.

. Борисов Н.С. ”Ключ к истории отечества” . Февраль 1997г

. Селезнёв Г.К. Новейшая история России и Запада . Октябрь 1998г

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.