рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Создание советской судебной системы

В Верховном Суде РСФСР было 32 члена (судьи), что составляло 15,3% ко

всему числу сотрудников Суда.

Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР,

замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только

юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистической

партии « О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми,

большинство из которых не имели понятия о законах, был явно невыполним.

Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть

переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному

предложению Наркомата юстиции. Такие же требования были установлены и к

кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на

социально-классовый состав.

Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел. В условия

новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских

дел. Особенно выросло количество последних.

Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 года постановлением

ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Они

подразделялись на:

1) волостные

2) уездные

3) губернские.

Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами

народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение

кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на

Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией

высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела,

разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были

упразднены.

Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление

товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны

породили еще один орган юрисдикции – арбитражные комиссии, которые стали

прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21

сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения

имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями.

Устанавливалось, что имущественные споры между государственными

учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре

– при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах – при областных

экономических совещаниях (ЭКОСО).

Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны образовывались

в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и

двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные

комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе

председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов,

назначаемых ЭКОСО.

Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии

тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931

года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае

1931 года учрежден специальный административный орган – Государственный

арбитраж.

Губернские суды

Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922

году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции

по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции

для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в

отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя,

двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей,

привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В

составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы,

возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного

управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также

дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках

судебных работников.

В 1924-1925 годах в РСФСР проводилось новое административно-

территориальное деление на основе экономического районирования и с учетом

национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость

вводилось новое: край (область), округ, район. В 1924 году образован

Уральский областной суд, в 1925 году – Сибирский и Северо-Кавказский

краевые суды.

Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний в законодательные

органы РСФСР – не создавать окружные суды, ограничившись следующей

структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд. Ко

времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе трибуналов

существовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой

инстанции и кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший

отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста

функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции

надзора в отношении всех без исключения судов республики.

Верховный суд РСФСР был создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923г. и

действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных

коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной

коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного суда, его

заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных

коллегий по гражданским и уголовным делам и председатели военной и военно-

транспортной коллегий составляли Президиум Верховного суда, который являлся

и органом судебного управления.

Создание советской прокуратуры

Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в

октябре 1917 года институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об

адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 года, Положение о прокуратуре 28 мая

1922 года.

Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов

страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить.

Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство с проектом об

учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за

деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также

осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал

ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии

относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному

придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и

противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их

мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли о ее

подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде

независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских

законов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью

действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта,

должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской

инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций

прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в

дореволюционной России.

Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья

В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и

законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической

законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания

«сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской»,

требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.

Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении

прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и

партийные органы не могли оказывать на них давление. Именно эти

принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре

1922 года.

Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом.

Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав

Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного

комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно

являлся и прокурором Республики.

Разрешенная адвокатура

Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных,

советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о

суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в

суде.

Согласно Закону от 26 мая 1922 года коллегии защитников создавались в

губерниях. Их состав утверждался губисполкомом по представлению отдела

юстиции. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с

занятием иной должности (кроме выборных и профессорско-преподавательских

должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом,

избираемым общим собранием ее членов.

Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы

деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась

судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и

следственных органов в 1929 году отмечалось, что «основная работа коллегии

выражается в консультациях и пропаганде права».

Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и

существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что

советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В

стране к началу 30-х годов начала формироваться административно-командная

система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в

развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом

Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.

В основе преобразований советской судебной системы в 20-е годы лежал

прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей

законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся в

правовом регулировании.

Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в

истории страны. Жизненность варианта трехзвенной системы судебных органов

подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые идеи и

принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.

Создание Верховного суда СССР

Договор об образовании Советского Союза предусматривал учреждение при

ЦИК СССР Верховного суда Союза. Верховному суду была посвящена VII глава

Конституции СССР1924 года. Верховный суд давал руководящие указания

верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства;

рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора

Верховного суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных

республик в случае противоречия их общесоюзному законодательству или

интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК

СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик СНК СССР с точки

зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между

союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших

должностных лиц СССР в должностных преступлениях (указанные функции нашли

свое отражение в первом Положении о Верховном суде СССР 1923 года). В 1926

Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного суда также толкование

общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 году появляется новое

Положение о Верховном суде, которое представило ему право законодательной

инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на

него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по

запросам СНК СССР.

20 августа 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР,

которое предусмотрело, что Верховный суд СССР является кассационной

инстанцией и по делам, рассматриваемым военными трибуналами.

Военные трибуналы состояли при революционных военных советах округов

(фронтов), корпусов и дивизий. Они действовали пол общим контролем

Наркомюста и Верховного суда и рассматривали дела о воинских преступлениях

и преступлениях, направленных на ослабление боевой мощи Красной Армии. В

местностях, где не было других судов, военные трибуналы рассматривали все

уголовные дела. До конца 1923 года существовали военно-транспортные

трибуналы, учрежденные при управлениях железных дорог. Верховный суд СССР

по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую, уголовную,

военную и военно-транспортную коллегии (в 1926 году военно-транспортные

трибуналы и военно-транспортная коллегия были упразднены; в 1930 году

организованы транспортная и воднотранспортная коллегии). Упразднение в 1934

году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в Верховном суде Специальной

коллегии.

Образование Верховного суда СССР повлекло перестройку судебной

системы союзных республик. Так, 11 апреля 1923 года ВЦИК утвердил Положение

о Киргизском и Туркменском отделениях Верховного суда РСФСР. Структура и

организация этих отделений в основном соответствовала Верховному суду

РСФСР. В течении 1922-1925 года практически во всех республиках были

образованы верховные суды.

Положение о судоустройстве РСФСР 1926 года

Задача размежевания компетенции союзных республик была решена

Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятыми ЦИК СССР

29 октября 1924 года. На базе Основ было разработано Положение о

судоустройстве РСФСР, введенное в действие 19 ноября 1926 года. В нем

указывались задачи суда: ограждение завоеваний пролетарской революции,

рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; защита

интересов и прав трудящихся и их объединений; укрепление общественно-

трудовой дисциплины и солидарности трудящихся; осуществление революционной

законности в личных и имущественных отношениях граждан. Особенности

административно-территориального устройства некоторых местностей РСФСР

потребовали отступления от трехзвенной системы судов. Дальневосточному

краевому суду были предоставлены права кассационной инстанции в отношении

областных судов, а последние рассматривали кассационные жалобы и протесты

на решения и приговоры народных судов. В краях, в которые входили

автономные области, областные суды также выполняли кассационные функции, но

дела, рассматривавшиеся ими в качестве судов первой инстанции, направлялись

в кассационном порядке не в краевой, а в Верховный суд.

ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 30 января 1928 года признали

необходимым реорганизовать коллегию Наркомюста так, «чтобы в ней в

максимально полной мере было обеспечено единство руководства всеми

отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции…»

Народный комиссар юстиции теперь имел двух заместителей – Прокурора

Республики и Председателя Верховного суда. Руководство судебной практикой

было сосредоточено в Верховном суде. Судебное управление осуществляли так

называемые организационно-инструкторские управления Наркомюста и краевых

(областных) судов, просуществовавшие до 1934 года.

30-е годы были годами поиска наиболее приемлемых форм управления,

многое вырабатывалось на практике. Нежизненные формы управления отмирали,

на смену им приходили новые. Так произошло и с округами. 23 июня 1930 года

ЦИК и СНК СССР постановили провести к 1 октября 1930 года ликвидацию

округов. А это, естественно, повлекло и упразднение окружных органов

юстиции. 4 августа 1930 года коллегия Наркомюста РСФСР приняла

постановление о перестройке органов юстиции в этой связи.

Интересно, что Наркомюст РСФСР предложил передать в подсудность

народных судов все дела, ранее составлявшие компетенцию окружных судов, в

том числе и те, по которым можно было применить высшую меру наказания,

однако Правительство Республики с этим не согласилось.

10 июля 1934 года был образован Народный комиссариат внутренних дел

СССР с включением в его состав Объединенного государственного политического

управления (ОГПУ). Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела

теперь направлялись по подсудности: Верховный суд СССР, Военная коллегия

Верховного суда СССР, военные трибуналы округов и соответствующие судебные

органы.

В 1933 году была создана Прокуратура СССР как самостоятельный и

независимый орган. Верховный суд сосредоточил свою деятельность в области

судебного надзора.

Товарищеские суды

Еще одним органом, возникшим в рассматриваемый период, стали

товарищеские суды. История их создания такова. Еще 5 апреля 1921 года СНК

РСФСР утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах «в целях

поднятия трудовой дисциплины и производительности труда». Они могли

применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления

в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако в 1923 году в

связи с новой экономической политикой это Положение было отменено.

Постановлением ВЦИК и МНК РСФСР от 27 августа 1928 года были созданы

товарищеские суды на предприятиях. Они рассматривали дела о взаимных

обидах, оскорблениях и другие мелкие дела, по которым было достаточно

морального воздействия на провинившихся со стороны окружающих. Главной их

задачей провозглашалась борьба за производственную дисциплину, а также с

пережитками старого быта.

Создавались товарищеские суды и в сельской местности. 29 сентября

1930 года ЦИК СССР принял постановление об организации сельских

общественных судов. К их ведению были отнесены дела о нарушениях

общественной безопасности и порядка, правил охраны здоровья, о хулиганстве,

побоях, оскорблениях, мелких имущественных и трудовых спорах. Сельские

общественные суды были организованы во всех союзных республиках. В 1933-

1934 годах появились их разновидности – колхозные и кочевые суды.

Сельский общественный суд образовывался при сельсовете в составе

председателя, его заместителя и сельских общественных судей в количестве не

менее 15 человек. Председателя и его заместителей избирал пленум сельсовета

из числа членов сельсовета, а утверждал районный исполком. Сельские

общественные судьи избирались на общем собрании граждан. Постановления

сельских судов являлись окончательными, обжалованию не подлежали и

приводились в исполнение немедленно.

16 октября 1933 года ВЦИК и СНК утвердили Положение о кочевых

общественных судах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1931 года для усиления

борьбы за твердую производственную дисциплину и ликвидацию подрывающих ее

пережитков старого быта товарищеские суды были реорганизованы в

производственно-товарищеские.

Туземные суды

Особое место в истории советской судебной системы занимали так называемые

туземные суды. Гордостью судебной системы, свидетельствующей о ее

демократичности, является, как показала мировая практика, воплощение в

жизнь принципа отделения суда от администрации. В советской России этот

принцип полностью соблюден не был.

20 января 1927 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР,

которое разрешило в северных окраинах РСФСР возложить исполнение судебных

функций на туземные органы управления (административные) в лице родовых

(тундровых, островных) Советов. Особенностью являлось и то, что органы

туземного управления при рассмотрении судебных дел могли применять местные

обычаи, если последние не противоречили советскому законодательству. Таким

образом, в силу недоразвитости судебной системы наряду с советским

законодательством использовались и нормы обычного права.

Решения и приговоры родового (тундрового, островного) Совета в

двухмесячный срок могли быть обжалованы в районный туземный исполнительный

комитет, который пересматривал эти дела по существу в судебных заседаниях,

а решение районного туземного исполкома в двухмесячный срок можно было

обжаловать в народный суд.. Отсюда другая особенность этих судов -

установление дополнительных судебных инспекций, что не вписывалось в

действующую в РСФСР судебную систему. В 1927 году появилось еще одно

постановление ВЦИК и СНК РСФСР, которое уточнило подсудность местных

органов управления. К их компетенции относились все гражданские дела,

проистекающие из брачных и семейных отношений. Из уголовных дел туземным

органам управления были подсудны преступления, направленные против частных

лиц, оскорбление словами и действием, клевета, хулиганство, кража и скупка

краденого, присвоение, мошенничество и т.п.

Создание системы юридического образования

Серьезной проблемой того времени являлась острейшая нехватка

квалифицированных юридических кадров. Разрушение судебной системы царской

России сказалось и на уровне подготовки будущих юристов. Большинство

профессоров «старой» российской школы отказались сотрудничать с советской

властью. Одновременно и новую власть не устраивало то, что профессора были

носителями идеалистического мировоззрения и, естественно, не разделяли

марксистко-ленинскую доктрину о государстве и праве. Поэтому первый этап

становления юридического образования в советской России сопровождался двумя

тенденциями: привлечением профессуры «старой школы», за отсутствием

собственных педагогических кадров, и создание различных краткосрочных

курсов для подготовки юристов в «экстренном порядке». Отбор студентов-

юристов проводился по классовому принципу, в первую очередь в юридические

вузы принимались рабочие и крестьяне – «от станка и от сохи».

Следующим этапом в развитии юридического образования было создание

факультетов советского строительства. Правительством была поставлена задача

подготовки юристов не только для правоохранительных органов, но и для

управленческих структур государственного аппарата. Именно этим вопросам

было посвящено постановление ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 года.

Система подготовки юридических кадров постепенно набирала силу. Из

года в год увеличивалось и количество студентов юридических вузов.

Конституция СССР 1936 года и Закон о судоустройстве СССР 1938 года

Были определены следующие основы судебной системы: судебная система

состоит из судов СССР (Верховный суд, военные трибуналы, линейные суды

железнодорожного и водного транспорта) и судов союзных республик (верховные

суды союзных республик, областные и равные им суды, народные и равные им

суды). Судьи народного суда стали избираться на три года. Судьи остальных

судов по-прежнему избирались Советами на пять лет.

Система военных трибуналов, согласно Закону о судоустройстве,

состояла из:

1) военных трибуналов армий, корпусов, иных воинских соединений и

военизированных учреждений, рассматривавших дела только в качестве судов

первой инстанции

2) военных трибуналов округов, фронтов и флотов, которые действовали как

суды первой, кассационной и надзорной инстанции.. К компетенции военных

трибуналов относились дела о воинских преступлениях, отнесенных законом к

их ведению. С 1940 года военные трибуналы стали рассматривать все

уголовные дела о преступлениях военнослужащих.

Линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривали

дела о преступлениях, направленных на подрыв дисциплины на транспорте, и о

других преступлениях, нарушающих нормальную работу транспорта. Постоянные

судьи специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на

пять лет.

Верховный суд СССР определялся как высший судебный орган страны и

действовал в составе:

а) Судебной коллегии по уголовным делам

б) Судебной коллегии по гражданским делам

в) Военной коллегии

г) Железнодорожной коллегии

д) Воднотранспортной коллегии.

Закон о судоустройстве 1938 года освободил судебные органы от функций

судебного управления, передав их Наркомату юстиции СССР, образованному в

июле 1936 года.

В 1933 году вместо Прокурора Верховного суда СССР была учреждена

должность Прокурора СССР. Положение о прокураторе Союза ССР, утвержденное

17 декабря 1933 года, возложило на прокуратуру:

а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств

Союза ССР и союзных республик и местных органов власти – Конституции СССР,

постановлениям и распоряжениям правительства

б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными

учреждениями.

Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны организация и деятельность

судебных органов была перестроена. Указ Президиума Верховного Совета СССР

«О военном положении» от 22 июня 1941 года установил, что в местностях,

объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных

против обороны, общественного порядка и государственной безопасности,

должны передаваться на рассмотрение военных трибуналов. Военным трибуналам

предоставлялось право рассматривать дела через 24 часа после вручения

обвиняемому копии обвинительного заключения, без участия народных

заседателей и адвоката. Приговоры приводились в исполнение немедленно,

кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены

лишь в порядке надзора. Однако о каждом приговоре к высшей мере наказания

(расстрелу) военный трибунал, вынесший его, был обязан немедленно сообщать

по телеграфу председателю Военной коллегии и Главному военному прокурору. В

случае отсутствия в течении 72 часов ответа о приостановлении приговора он

приводился в исполнение. В июле – сентябре 1941 года Президиум Верховного

Совета СССР упростил эту процедуру и предоставил право командирам и

комиссарам корпусов и дивизий в местностях, объявленных на военном

положении, и в районах военных действий утверждать приговоры военных

трибуналов «к высшей мере наказания, с немедленным приведением приговоров в

исполнение». По Указу Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности

за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу

среди населения» от 6 июля 1941 года лица, виновные в совершении этого

преступления, подлежали суду военного трибунала. Президиум Верховного

Совета СССР 26 декабря 1941 года отнес к подсудности военных трибуналов

дела о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий военной

промышленности. В связи с введением военного положения на транспорте дела

обо всех преступлениях, совершенных на транспорте, стали также

рассматриваться специальными военными трибуналами.

В ноябре 1941 года совместным приказом НКЮ СССР и Прокурора СССР было

установлено, что во всех случаях, когда постановлениями Правительства СССР

предусмотрена ответственность за то или иное преступление «по законам

военного времени», необходимо передавать дела об указанных преступлениях на

рассмотрение военных трибуналов с применением порядка рассмотрения дел,

установленного «Положением о военных трибуналах в местностях, объявленных

на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941 года.

Возрастает общее число военных трибуналов Красной армии и Военно-

морского флота. Действовали трибуналы в военных соединениях: отдельных

бригадах, дивизиях, корпусах, армиях, флотилиях, военно-морских базах и

гарнизонах. Это были суды первой инстанции. Высшим звеном были военный

трибуналы фронтов, флотов, округов, отдельных армий. Были созданы военные

трибуналы НКВД, которые боролись с уклонениями от трудовых мобилизаций,

злостными нарушениями правил и распоряжений МПВО, а также другими

преступлениями. Все военные трибуналы Красной армии, ВМФ и НКВД замыкались

на Военную коллегию Верховного суда СССР. В соответствии с Указом

Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года в местностях,

объявленных на военном положении, линейные суды железных дорог и водных

бассейнов с первых же дней войны были реорганизованы в транспортные военные

трибуналы. В 1943 году в связи с введением военного положения на транспорте

вся транспортная юстиция СССР была преобразована в военную, а в составе

Верховного суда СССР дополнительно сформированы Военно-железнодорожная и

Военно-транспортная коллегии, на которые стали замыкаться военные трибуналы

железнодорожного, морского и речного транспорта. Систему военных

трибуналов, осуществлявших правосудие в период Великой Отечественной войны,

составляли:

1) военные трибуналы Красной армии и Военно-морского флота

2) военные трибуналы НКВД

3) военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта

4) военные трибуналы, созданные на базе местных народных судов в силу

чрезвычайной обстановки военного времени

5) военно-полевые суды, образованные при дивизиях действующих армий по

Указу Президиума Верховного совета СССР « О мерах наказания для немецко-

фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского

гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников

Родины из числа советских граждан и для их пособников» от 19 апреля 1943

года.

Были созданы военно-полевые суды, которые действовали в составе

председателя военного трибунала дивизии, начальника дивизионного отдела

контрразведки «СМЕРШ», заместителя командира дивизии по политчасти и

прокурора дивизии. Все приговоры военно-полевых судов утверждались

командиром дивизии и немедленно приводились в исполнение.

Вся система военных трибуналов по-прежнему возглавлялась Верховным

судом СССР. Военная коллегия Верховного суда СССР действовала в качестве:

а) суда первой инстанции по наиболее важным делам особой подсудности

б) кассационной инстанции для военных трибуналов округов, флотов и

отдельных армий в местностях, не объявленных на военном положении

в) надзорной инстанции по делам всех военных трибуналов, кроме трибуналов

железнодорожных и водных путей сообщения, в отношении которых аналогичные

функции выполняли Военно-железнодорожная и Военно-транспортная коллегии

Верховного суда СССР.

Принцип выборности судей военных трибуналов в период войны не

осуществлялся. Кадровые вопросы решались в административном порядке.

Советская судебная система в послевоенные годы

В 1953 году были упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках

МВД СССР, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок

рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация

невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и

объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято положение о

прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в

том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор. В

составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за

ведением следствия в органах госбезопасности. 12 февраля 1957 года были

упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957

года было принято новое положение о Верховном суде СССР.

В мае 1956 года было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Его

функции по руководству работой судебных учреждений стали осуществлять

министерства юстиции союзных республик, а часть функций перешла к

образованной тогда же Юридической комиссии при Совете Министров СССР. В

1957 – 1960 годах во всех союзных республиках были упразднены министерства

юстиции (в РСФСР и УССР – в 1963 году). Функции министерств стали выполнять

верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их

правительствах. В 1957 году к ведению союзных республик были отнесены и

законодательство об устройстве судов, и принятие гражданского, уголовного и

процессуального кодексов. В связи с ликвидацией министерств юстиции союзных

республик областные суды стали выступать в трех качествах: как суды первой

инстанции, как кассационные органы, руководящие низовыми (районными,

городскими) судами, финансирующие и контролирующие их деятельность.

Высшим судебным органом СССР оставался Верховный суд СССР, на который

возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. Было принято

положение о Верховном суде СССР (12 февраля 1957 года), которое значительно

расширяло права судебных органов союзных республик. До 1957 года Верховный

суд СССР был наделен правом востребовать любое дело из любого суда, даже

когда оно еще не рассматривалось Верховным судом республики. Новое

положение предусматривало, что все дела должны окончательно решаться в

Верховном суде союзной республики, а Верховный суд СССР может

пересматривать решение суда республики, только если оно противоречит

общесоюзному законодательству или интересам другой республики. Были

изменены принципы деятельности низовых судов: система участковых судов,

существовавших ранее, упразднялась, и создавались районные и городские

суды. Количество судов, особенно в городах, сократилось. Срок полномочий

народных судов увеличился с трех до пяти лет, народные заседатели

избирались сроком на два года. Количество судей и заседателей для каждого

народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.

Заключение

Мы сознательно остановились при исследовании судебной системы Российского

государства на рубеже 60-х годов 20-го века. Для правильного, объективного

освещения вопросов, отошедших в историю, нельзя писать «по горячим следам».

Разумно считается, что следует подождать как минимум пятьдесят лет. Ибо,

как говорил известный поэт, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится

на расстоянье…», а те изменения, которые произошли на глазах ныне живущего

поколения юристов, действительно очень масштабны.

Историко-правовой анализ показывает, что судебная система нашего

государства закладывалась как самобытная, национальная, не похожая на

судебные системы западных государств. Являясь частью системы

государственных органов, судебная система всегда выполняла специальный

заказ государства, при любой форме правления и любом политическом режиме.

Примеров тому масса.

Уходят в прошлое многие государственные институты, о некоторых

благополучно забыли, а некоторые с новым наполнением возрождаются вновь

(мировые судьи, присяжные заседатели, судебные приставы и т.п.). Не это ли

является лучшим подтверждением того, что исторический опыт всегда полезен?

Думается, что и в наших условиях построения правового государства,

развития демократических тенденций нашего общества мы еще не раз обратимся

к российской истории.

Таким образом, исследованная нами тема считается закрытой.

Список использованной литературы

1. Агеева Г.Н.

Законодательство о судоустройстве в СССР. 1985г. Москва.

2. Асташенков В.Г., Белозеров Ю.Н.

Организация суда и прокуратуры в СССР. 1988г. Москва.

3. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А.

Правоохранительные органы. 1995г. Москва.

4. Зайчук В.И.

Советская судебная система и ее демократическая сущность. 1977г. Киев.

5. История Советского суда. Справка.

«Отечественные записки». 2003 №2.

6. Кожевников М.В.

История Советского суда. 1957г. Москва.

7. Ликас А.А.

Культура правосудия. 1990г. Москва.

8. Мартынчик Е.Г.

Авторитет советского суда. 1991г. Кишинев.

9. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в

СССР. «Известия». 1980г. №4

10. Петрухин И.Л.

Правосудие: время реформ. 1991г. Москва.

11. Моршакова Т.Г.

Сборник обзоров. 1990г. Москва.

12. Смыкалин А.А.

Судебная реформа 1922 года. «Российская юстиция» 2002 №4

13. Смыкалин А.А.

Довоенный период развития советской судебной системы. «Российская

юстиция» 2002 №6

14. Смыкалин А.А.

Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны.

«Российская юстиция» 2002 №9

15. Смыкалин А.А.

Советская судебная система в послевоенные годы. «Российская

юстиция» 2002 №12

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.