рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Соотношение государства и личности

Соотношение государства и личности

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Понятие правового статуса личности. 4

Глава 2. Историческая перспектива соотношения государства и личности.

14

Глава 3. Права и свободы человека в системе ценностей. 21

Глава 4. Современные взгляды на государство и личность. 27

Заключение. 34

Библиография 35

Введение.

Преобразования, происходящие сегодня в стране, совершаются для

человека и во имя человека, который является высшей ценностью общества,

однако человек, личность – это не пассивный субъект исторического процесса,

общественных преобразований. Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф.

Энгельса, что “сущность человека представляет собой совокупность всех

общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности

человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя.

Человек – не абстрактное существо, а мир человека, государства,

общества”[1].

Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных

процессов, происходящих в обществе, находится человек и его позиция в

значительной мере определяет основные задачи правовой деятельности

государства.

Права и свободы, представленные каждому Конституцией РФ и международно-

представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы

прав и свобод ? Где кончается правомерное ограничение и начинается

ущемление ? Поиск ответа на эти и многие другие вопросы о соотношении

государства и личности был основной причиной, почему я выбрал данную тему

для написания курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения

государства и личности. В соответствии с поставленной целью, в работе

решаются следующие конкретные задачи:

понятие правого статуса личности;

изучается представление о месте прав и свобод в систем ценностей;

анализируется опыт прошедших веков по решению данного вопроса;

производится исследование современных точек зрения по данному вопросу.

Глава 1. Понятие правового статуса личности.

Правовой статус личности в самом общем виде может быть охарактеризован

как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в

конституциях и иных нормативно-юридических актах. Права и обязанности —

основной исходный элемент права. Следует согласиться с Г. В. Мальцевым, что

ничего более важного и структуре права по существу нет. “Система прав и

обязанностей — сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к

решению основных юридических проблем”[2].

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты

поведения, которые государство считает обязательными, полезными,

целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и

раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и

упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для

поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.

Предпосылкой обладания правами и обязанностями является гражданство как

определенное политико-правовое состояние человека[3]. Оно выражает

юридическую принадлежность индивида к государству, которая “выступает в

юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте

гражданства, нормы которого определяют условия и порядок приобретения,

утраты гражданства и т. д.”[4]. Гражданство является юридическим основанием

для личности пользоваться юридическими правами и свободами и выполнять

установленные законом обязанности, т. е. основанием правового статуса

личности.

Гражданство и вытекающие из него правовые последствия неотделимы от

природы государства, от его социальной направленности.

Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства

и личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и

отношения формируются в результате действия объективных закономерностей

общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и

обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие

параметры поведения личности в структуре общественных связей общества. В

условиях демократического общества права, свободы и обязанности личности,

образующие правовой статус, регулируют отношения личности с государством,

обществом, согражданами в соответствии с целями построения демократического

общества.

Правовой статус, природа прав и обязанностей как ключевые понятия

правовой науки привлекают пристальное внимание юристов. Существуют

несколько подходов к определению правового статуса личности. В структуру

правового статуса включается различный набор элементов. Наряду с системой

прав и обязанностей в правовой статус включаются: гражданство, общая

правоспособность, гарантии[5]; законные интересы[6]; юридическая

ответственность[7] и др. На мой взгляд ряд дополнительных элементов следует

считать либо предпосылками правового статуса (например, гражданство, общая

правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так,

юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без

обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за

пределы правового статуса (система гарантий). Законные интересы, т. е.

интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях,

едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового

статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того,

находит, ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит

«правовой защите со стороны государства». Интерес—это категория

внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в

конкретных правовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое

выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а

также интересов личности—одна из важных функций правовой системы

демократического общества. Поэтому, на наш взгляд, следует ограничить

понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые

позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные

и послестатусные элементы целесообразно включить в понятие «правовое

положение личности», как это предлагают Н. В. Витрук и В. А. Кучинский[8].

В целом же нельзя не отметить, что споры о понятии правового статуса

ведутся в основном вокруг выделения входящих в него элементов, вокруг

понятий. Это ограничивает исследование проблемы логико-юридическим

анализом, на что справедливо обратили внимание Г. Ханаи и В. М.

Чхиквадзе[9].

Определение правового статуса должно подчеркивать социальное значение

понятия; это может быть достигнуто выходом за пределы сугубо юридических

категорий, посредством установления связи прав и обязанностей с социальной

деятельностью людей. Такой подход будет способствовать раскрытию

активной, созидательной функции правового статуса, поскольку проблема

правового статуса, как и вся проблема личности, должна быть связана с

социальной активностью человека.

Социальная активность человека неотделима от его сознания. Поэтому

изучение всех юридических категорий, в том числе и правового статуса,

должно осуществляться в неразрывном единстве с сознанием и деятельностью

индивида

Рассмотрим сущность элементов, составляющих правовой статус,—

юридических прав и обязанностей.

Права личности — это ее социальные возможности, детерминированные

экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные

государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна

для личности на конкретном историческом этапе развития общества. В пределах

этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопределение

личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами

в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и

личной жизни.

Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а

реальные социальные возможности индивида, вытекающие непосредственно из

закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридической науке

широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного

правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который

порождает данное отношение.

В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Н. И.

Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и

реализации тех пли иных прав не имеют принципиального значения для их

характеристики как субъективных[10].

Разумеется, права личности чрезвычайно многообразны по содержанию,

объему, способам реализации. Однако закрепление того пли иного

субъективного права в законодательстве в условиях социалистического строя

означает реальную возможность индивида свободно пользоваться определенным

благом в границах и в порядке, обозначенных в законе. Субъективное право —

форма законодательного выражения прав человека во внутригосударственных

отношениях. Если с этих позиций подходить к оценке сущности субъективного

права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический,

идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании

благами, предоставляемыми обществом. Субъективное право выражает социальные

возможности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произвольно; набор прав, их

объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества.

Законодатель может закреплять только такие права, для осуществления которых

сформировались социально-экономические и политические предпосылки,

вытекающие из реальных общественных отношений. Права личности — не “дар”

законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку

определенный стандарт жизни. Законодатель не может искусственно “занижать”

пли “завышать” объем прав и свобод; он связан условиями социальных

взаимосвязей людей. Превышение пределов реальных возможностей личности,

зафиксированное в законодательстве, сделает права человека фикцией, пустым

пожеланием; искусственное ограничение прав законодателем приведет в

конечном счете к снижению стабильности социальной системы, ее дисфункции.

Разумеется, ни один человек не может одновременно практически

реализовать все субъективные права, вытекающие из закона. Формы, способы и

стадии реализации каждого субъективного права определяются его сущностью,

механизмом перевода в практическое поведение людей, а также теми реальными

условиями, которые предусмотрены в законе.

Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор

признаков, которые емко выражены М. С. Строговичем: «Субъективное право

лица означает выраженные в норме права и закрепленные в пей:

а) возможность пользования определенным социальным благом, б)

полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих

действий от других лиц, в) свободу поведения, поступков в границах,

установленных нормой права»[11].

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при

рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его

аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу

личности, возможности пользоваться социальными благами в социалистическом

обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением

ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает

движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к

использованию прав. Демократическое общество и государство далеко не

нейтрально относятся к тому, как гражданин реализует закрепленные в

законодательстве возможности; они заинтересованы в социальной активности

личности, которая служит важнейшим слагаемым; социалистического

самоуправления народа.

Государство не может и не должно принуждать граждан к использованию

прав. Вместе с тем нормальное. функционирование политической системы

социализма, совершенствование социалистических общественных отношений

невозможны без активного использования тех широких прав и свобод, которые

вытекают из существа социалистического строя и составляют неотъемлемый

элемент социалистической демократии. Провозглашая права и свободы личности,

государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и

экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.

Поскольку человек с его интересами и потребностями представляет собой

главную ценность социалистического общества, то обеспечению его прав и

свобод в конечном счете подчинено общественное производство, культурно-

воспитательная и идеологическая деятельность демократического государства,

всех звеньев государственного аппарата и должностных лиц.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,

государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое

соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Без

организованности и дисциплины, без согласования поведения граждан с

юридическими предписаниями, выражающими государственную волю, невозможно

решить важнейшие исторические задачи государства. Поэтому государство

формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей,

устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Государство как носитель политической власти располагает специальными

механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должно ( поведение личности.

Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость

определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это

может привести к отступлению от требовании нормы. Поэтому обязанность — это

как необходимое, так и возможное поведение. Личность совершает свои выбор

не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут

влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом

случае обязанность не будет реализована. Обязанность — это возможное

поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности

ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при

определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально

полезный и необходимый вариант поведения. Однако, как уже отмечалось,

свобода выбора включает множество факторов и не замыкается в пределах

правовых эталонов. Поэтому возможно поведение, которое основано на иной

нормативной ориентации. Личность может избрать нормы, противоречащие

требованиям, заключенным в обязанности.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей —

это «пространство свободы», основанное на свободе выбора и ответственности

личности перед обществом и своими согражданами. Детерминированность

человеческих поступков реальными экономическими, политическими, нравственно-

психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно

показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»[12].

Демократическое общество — это общество социальной справедливости.

Поэтому взаимообусловленность прав и обязанностей представляет собой

необходимый фактор обеспечения его нормальной жизнедеятельности. На

нынешнем этапе развития общества социальная ответственность охватывает не

только отношение личности к своим правам, к их наиболее активному

осуществлению и использованию в интересах общества, но и отношение личности

к своим обязанностям, которое связано с осознанием долга и необходимости

выполнения правовых требований. Социальную ответственность нельзя сводить

лишь к тем негативным юридическим последствиям, которые наступают в случае

невыполнения обязанности.

Применительно к обязанностям граждан в социалистическом обществе

правильнее говорить о так называемой позитивной ответственности, которая

состоит в активной позиции личности, ее стремлении наилучшим образом

выполнить требования правовых норм, содействуя тем самым укреплению

правопорядка и законности в обществе.

В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает

особое значение. Это объясняется как природой демократического общества,

характером регулируемых общественных отношений, так и возрастанием

нравственных начал социалистического образа жизни. Возрастание социальной

ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, ростом

социалистического сознания, упрочением моральных принципов, глубокой

заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и

государства. Сознание и чувство ответственности индивида за свои поступки,

а коллективов — за существующую в них моральную атмосферу, правы — суть

активной нравственной позиции личности ".

В демократическом обществе социальная ответственность — это не только

ответственность перед государством, но и перед согражданами. Взаимная

ответственность сограждан друг перед другом создает социальные связи,

обеспечивающие прочный правопорядок в обществе.

Признание позитивной направленности ответственности ни в какой мере не

снижает значения так называемой ретроспективной ответственности,

наступающей в случае невыполнения обязанности, возложенной на гражданина и

связанной с возможностью применения санкций. Невыполнение обязанностей

всегда нарушает чье-либо право (государства, его органов, общественных

организаций, других лиц). Поэтому возможность в случае необходимости

применить санкции, меры государственного принуждения служит одной из важных

юридических гарантии нормального функционирования системы юридических прав

и обязанностей.

Таким образом, свобода и ответственность выражают объективную

необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в

соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами,

социалистическое государство требует выполнения обязанностей и определяет

запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод,

противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц.

Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного

пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека

беспрепятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения

письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст.

19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и

особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с

некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом

и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.