рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Систематизация права в РСФСР в 1922-1924

средств для оплаты штрафа. При невозможности оплатить штраф УК заменял его

принудительными работами без содержания под стражей.

Такая дополнительная сроком не свыше 5 лет мера наказания, как

поражение прав, была обусловлена остротой классовой борьбы в тот период,

наличием многомиллионных слоев паразитических и частнособственнических

элементов, не соблюдавших уголовно-правовых запретов советской власти. Она

состояла в лишении активного и пассивного избирательного права, права

занимать ответственные должности, быть народным заседателем, защитником на

суде, поручителем и опекуном.

Самое легкое наказание - общественное порицание - заключалось в

публичном (на собрании, сельском сходе и т. д.) объявлении вынесенного

судом осуждения данному лицу с опубликованием приговора в печати за счет

осужденного либо без опубликования.

Помимо наказания УК предусматривал меры социальной защиты двух видов:

за деяния, не являющиеся преступлениями, и как дополнительные наказания. К

первым относились помещение в учреждение для умственно и морально

дефективных и принудительное лечение, ко вторым—воспрещение занимать ту или

иную должность или заниматься той или иной деятельностью, а также удаление

из определенного места (высылка). Следует сразу отметить, что

дополнительные по содержанию меры наказания неверно было объединять с

мерами, не являющимися наказаниями и применяемыми к не совершавшим

преступлений лицам. Неясными оказались основания применения высылки до трех

лет: к. лицу, признанному судом по своей преступной деятельности или по

связи с преступной средой данной местности социально опасным. Если лицо

виновно в “преступной деятельности”, то за нее оно и должно нести

наказание. Связь же с преступной средой может быть соучастием,

укрывательством или недоносительством. Именно за такую уголовно

противоправную связь и должно следовать наказание.

Статья 49 УК о высылке социально опасных лиц сослужила в последующих

репрессиях 30-х годов весьма негативную роль. Не случайно по этой норме в

проектах УК шли горячие споры: надо ли ее оставлять в УК или перенести в

административное законодательство; правильно ли наряду с наказанием иметь

меры социальной защиты; следует ли в ст. 7 УК помимо задачи правовой защиты

государства трудящихся от преступлений включать указание на борьбу с

социально опасными элементами? Столь серьезные просчеты в УК, как

двойственность оснований уголовной ответственности (и преступление и

социальная опасность элементов), раздвоение последствий совершения

преступлений на наказания и меры социальной защиты с неопределенной

природой высылки за “связь со средой” и прошлые судимости, сыграли в

последующем роковую роль. И не только в 30-х годах, но еще и до вступления

УК в силу. Так, в 1921 г. Центроугрозыск объявил “неделю воров”.

Арестовывались все, кто когда-либо имел судимость за имущественные

преступления. Лишь срочное вмешательство Наркомюста устранило результаты

такой “недели”.

Введение в ст. 7 УК понятия “социально опасные элементы” и в ст. 49

“мер безопасности” в виде высылки за не совершение преступлений находилось

в очевидном противоречии с советским законодательством 1917—1922 гг., с

декретами, под которыми стояла подпись. В. И. Ленина (Ульянова) и в которых

подобные термины не употреблялись, а говорилось исключительно о наказании и

неизменно “по степени вины”. Вообще в качестве достижений УК довольно

удачна формулировка в понятии вины в виде умысла и неосторожности. Но вина

как основная единица не указана и к ответственности могли быть привлечены

люди имеющие связь с общественно опасными элементами.

Обоснованна гипотеза, что проектанты УК смешали административную

ответственность с уголовной, объединив их термином “меры социальной

защиты”. Действительно, Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. за подписью Ф. Э.

Дзержинского устанавливал административную высылку до трех лет за

причастность к контрреволюционным преступлениям и рецидивистам. Вопрос о

такой высылке рассматривался комиссией из представителей НКВД и Наркомюста

согласно утверждению ВЦИК. Административная высылка в соответствии с

Декретом от 16 октября 1922 г. могла применяться к двум категориям лиц: к

деятелям антисоветских политических партий (ст. 60, 61, 62 УК) и к дважды

судимым по ст. 76, 85, 93, 140, 170, 171, 176, 180, 182, 184, 189—191 и 220

УК. Ни к каким другим лицам административная высылка применяться не могла.

Административная, высылка неосновательно оказалась в Уголовном кодексе, и

вместо исчерпывающего перечня лиц, к которым она должна была применяться,

устанавливались расплывчатые критерии связи с преступной средой и прошлой

деятельности[12].

В том же 1922 г. последовало изменение УК в сторону дальнейшей

гуманизации наказания в отношении несовершеннолетних и женщин.

Постановлением 4-й сессии ВЦИК IX созыва 11 ноября 1922 г. определялось,

что наказание несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет судом

смягчается наполовину, а от 16 до 18 лет—на одну треть, против наивысшего

установленного соответствующими статьями УК предела. Смертная казнь к

несовершеннолетним не применялась, равно как и к беременным женщинам.

Таким образом, я хотела бы отметить основные положительные черты

первого советского социалистического Уголовного кодекса:

1. ясное раскрытие социально-классовой природы советского уголовного

законодательства, его задач, понятия преступления, обстоятельств,

исключающих уголовную ответственность, целей наказания;

2. реализация принципа вины восстановлением[13] норм об умысле и

неосторожности;

3. гуманность и относительная справедливость системы наказания;

4. отказ от формализма буржуазного уголовного законодательства с его

обязательным смягчением ответственности за покушение, подстрекательство

и пособничество.

К отрицательным чертам, по-моему, следует отнести:

1. в некотором смысле ошибочное введение в УК понятия “общественно опасный

элемент” как самостоятельного (помимо преступления) основания уголовной

ответственности;

2. включение вместо дополнительных наказаний терминологически неясных “мер

социальной защиты” за преступления;

3. введение высылки по ст. 49 лиц, признанных судом по своей преступной

деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально

опасными;

Уголовно-процессуальный и

гражданско-процессуальный кодексы

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 25 мая 1922 года

третьей сессией ВЦИК девятого созыва, а 15 февраля 1923 года ВЦИК утвердил

новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, являвшийся редакцией УПК 1922

года.

УПК РСФСР состоял из шести разделов, которые делились на 32 главы, а

главы – на статьи. Всего было 465 статей.

Кодексом устанавливались такие принципы уголовного судопроизводства,

как гласность и публичность заседаний[14], устность судопроизводства,

ведение процесса на русском языке или на зыке большинства населения данной

местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.

Суд не был ограничен формальными доказательствами и сам осуществлял их

отбор.

УПК регламентировал порядок дознания и следствия. При производстве

предварительного следствия следователь был обязан выяснить и исследовать

все обстоятельство, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Адвокат

на предварительное следствие не допускался, а надзор за законностью

возлагался на прокуратуру. В самом судебном заседании могли участвовать

общественные защитники и обвинители.

При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством.

Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде особое

мнение, которое приобщалось к договору, но оглашению не подлежало.

Регламентировались кассационный и надзорный порядки обжалования

приговоров, а также производство по возобновлению дел в связи с вновь

открывшимися обстоятельствами и особые производства. В УПК имелись и нормы,

регулировавшие исполнение приговора.

В УПК РСФСР 1923 года были не только абсолютно определённые

предписания, но и присутствовали относительно определенные предписания.

Так, в статье 100 указывалось: "Усмотрев из самого заявления или сообщения

отсутствие в деле признаков преступления, органы дознания, прокурор или

следователь отказывают в производстве дознания или предварительного

следствия …". В соответствии со статьёй 111: "Следователь, если признает

поступивший к нему материал дознания достаточно полным и дело достаточно

разъясненным, вправе не производить предварительного следствия или же

ограничиться производством отдельных следственных действий". Согласно части

2 статьи 124 "Следователь, усмотрев, что потерпевшему причинен вред и

убытки и что есть основание ожидать предъявление гражданского иска, вправе

принять меры обеспечения хотя бы иск еще не был предъявлен"[15]. Таким

образом, существовала возможность некоторого выбора, но, естественно, лишь

в рамках, установленных законом.

Гражданский процессуальный кодекс был принят 10 июля 1923 года второй

сессией ВЦИК десятого созыва и вводился в действие с 1 сентября 1023 года.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года состоял из пяти частей,

36 глав и 316 статей.

Первая часть содержала основные положения, нормы о представительстве в

суде, подсудности, процессуальных сроках, о вызовах в суд и так далее.

Вторая часть состояла из норм об исковом производстве. Третья часть была

посвящена регулированию особого производства. Четвёртая содержала положения

об обжаловании и пересмотре решений. Пятая часть регулировала исполнение

судебных решений и определений.

Гражданский процесс основывался на принципах устности, гласности,

публичности, равенства всех перед законом, ведения дела на языке

большинства населения данной местности, и также как и в УПК 1923 года, при

необходимости приглашался переводчик.

Суд приступал к рассмотрению дела лишь по заявлению заинтересованной

стороны. Прокурор был вправе включиться в процесс на любой его стадии[16].

Стороны по ходу процесса могли изменять основание и предмет иска.

Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не

ограничиваться доказательствами, представленными сторонами: «За недостатком

узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд слушает его,

руководствуясь общими началами советского законодательства и общей

политикой Рабоче-Крестьянского Правительства»[17]. Стороны могли вести своё

дело в суде лично или через своих законных представителей.

Лицами, участвовавшими в процессе, могла быть подана кассационная

жалоба на решение суда в губернский суд или даже в Верховный суд.

Основаниями к отмене судебного решения являлись: нарушение или неправильное

применение действующих законов, явное противоречие решения фактическим

обстоятельствам дела, установленным судом.

В установленных законом случаях, то есть в целях охраны публичного

интереса или «интимной жизни стороны», дело могло слушаться в закрытом

заседании.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года

16 ноября 1924 года вторая сессия ВЦИКа одиннадцатого созыва приняла

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который законодательно закрепил единую

систему мест заключения с различными видами режима для содержания

осужденных[18].

Основной задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики

путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и

принудительных работ без содержания под стражей, целью которых было общее и

специальное предупреждение преступлений. Исполнение наказаний соединялось с

применением мер исправительно-трудового воздействия.

В Кодексе, таким образом, фактически впервые четко были сформулированы

задачи и закреплена идея исправления осужденных.

Согласно Кодексу, места заключения в Российской Федерации подразделялись на

три вида:

1. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного

характера, которые делились на:

- дома заключения - для подследственных, приговоренных к лишению свободы

до вступления приговора в законную силу и лишенных свободы на срок до 6

месяцев;

- исправительно-трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы на срок

свыше 6 месяцев;

- трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) - для

приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5

лет, принадлежащих к трудящимся, совершивших преступление по

несознательности и впервые, случайно или в силу тяжелых материальных

условий, не склонных к побегу;

- изоляторы специального назначения - для приговоренных к лишению свободы

со строгой изоляцией классовых врагов, особо опасных преступников из числа

трудящихся или переведенных из других колоний в порядке дисциплинарного

взыскания;

- переходные исправительно-трудовые дома - для заключенных, подлежащих

переводу в полусвободный режим.

2. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического

характера, которые делились на:

- трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы несовершеннолетних

правонарушителей от 14 до 16 лет и подследственных;

- трудовые дома - для лишенных свободы правонарушителей из рабоче-

крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.

3. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера,

которые делились на:

- колонии - для психически неуравновешенных, туберкулезных и других

больных заключенных;

- институты психиатрической экспертизы, больницы - для заключенных,

признанных подлежащими к помещению в одно из таких учреждений[19].

Согласно статье 101 ИТК РСФСР 1924 заключенные так же делились на три

категории:

1. лица, подлежавшие лишению свободы со строгой изоляцией, которые

не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления в силу

"классовых привычек, взглядов или интересов", лица, которые принадлежали к

трудящимся, но признавались особо опасными для республики, и лица,

переведенные в порядке дисциплинарного взыскания;

2. профессиональные преступники, а также те заключенные, которые не

принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления вследствие своих

"классовых привычек, взглядов и интересов". Лица, отнесенные к этой

категории, отбывали лишение свободы без строгой изоляции;

3. все остальные заключенные, которые направлялись в места лишения

свободы с простой изоляцией.

По этому ИТК заключенные ещё делились на следующие разряды:

Начальный разряд - заключенные 1-ой категории содержались не менее 1/2

срока наказания; заключенные 2-ой категории - не менее 1/4 срока;

Средний разряд - заключенные, переведенные из начального разряда,

содержались 1/3 срока наказания, но не менее 6 месяцев;

Высший разряд - содержались заключенные, переведенные из среднего

разряда[20].

Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения за прошедшее

после революции время и отразил изменение целей и задач исправительно-

трудовой политики в новых условиях.

В ИТК РСФСР 1924 года впервые получил законодательное закрепление вопрос о

профессионально-техническом обучении, а также воспитательные задачи и идеи

исправления осужденных.

ИТК наделил распределительные комиссии правом самостоятельно решать вопросы

о досрочном и условно-досрочном освобождении осужденных, изменил ее состав.

Теперь она состояла из губернского инспектора мест заключения, члена

губернского суда, представителя губернской РКИ, члена губернского совета

профсоюзов и члена комитета помощи заключенным и освобожденным. Состав

распределительной комиссии утверждался губисполкомом, перед которым она

периодически отчитывалась о своей деятельности.

Заключение

Систематизация права в 1922-1924 годах имела необыкновенно большое

значение для РСФСР, да и, впрочем, для дальнейшего развития права в России.

Кодексы, принятые за этот период времени, нашли отражение и в кодексах

союзных республик, и в принятых позже кодификациях. Во многом, нормы,

описанные в работах 1922-1924 года, имеют применение и в современном праве,

к примеру в современном трудовом праве.

Также немалая часть этих юридических работ оказалась принципиально

необходимой для дальнейшего становления карательной системы уже в СССР,

позволяя не проводить заново огромную по масштабам работу, а корректировать

уже проделанную, с учётом определённых временных реалий.

Подготовка этой курсовой работы позволила мне лучше понять систему

права начала 20-х годов XX столетия. Я пришла к выводу, что и современным

законодателям пошло бы на пользу более доскональное изучение и понимание

права того периода развития нашей страны.

И, быть может, тогда наше общество сможет избежать большого количества

серьёзных ошибок, хотя бы уже совершённых до нас.

А для этого, безусловно, необходимо вновь и вновь изучать историю.

Список использованной литературы

1. История отечественного государства и права. Учебное пособие. Часть

II. Изд. «Юридический колледж МГУ». Москва-1996.

2. Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно-

исполнительного) права Российской Федерации. Москва – 1995.

3. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов

и факультетов. Под ред. А. И. Зубкова. Москва – 1997.

4. Хрестоматия по Истории государства и права России. Вторая часть.

Под редакцией Е. А. Суханова. Главы: ГК РСФСР 1922 г.; ГПК РСФСР

1923 г.; УК РСФСР 1922 г.; УПК РСФСР 1922-1923 гг.

5. Internet. Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского

уголовного законодательства (общая часть)».

6. Internet. Отрывки из книги «История законодательства СССР и РСФСР

по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры». Москва -

1955.

-----------------------

[1] например, КЗоТ регулирует многие отношения между рабочими и

государством, а гражданское законодательство – отношения внутри частного

сектора и государства.

[2] Статья 416 Гражданского кодекса

[3] до 1925 года наём осуществлялся при обязательном посредничестве бирж

труда

[4] из централизованного страхового фонда

[5] например, по болезни, по беременности, по инвалидности и так далее

[6] Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного

законодательства (общая часть)»

[7] например, курение в неразрешенных местах, превышение скорости езды,

пьянство в общественном месте

[8] Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, статья 5

[9] Уголовный кодекс РСФСР 1922 года

[10] Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного

законодательства (общая часть)»

[11] Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного

законодательства (общая часть)», ссылка на циркуляр НКЮ 8 июля 1922 года

[12] Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного

законодательства (общая часть)»

[13] по сравнению с Руководящими началами

[14] кроме дел, содержащих военную, дипломатическую, государственную тайну

или сведения об интимной стороне жизни граждан

[15] История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и

организации суда и прокуратуры. - М., 1955. - С. 107, 108, 110.

[16] Подача иска, судебное разбирательство и так далее

[17] ГПК РСФСР 1923 года, статья 4

[18] Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и

факультетов. Под ред. А. И. Зубкова. - М., 1997, с. 65-66.

[19] Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно-

исполнительного) права Российской Федерации. - М., 1995, с. 15.

[20] Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно-

исполнительного) права Российской Федерации. - М., 1995, с. 15.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.