| |||||
МЕНЮ
| Систематизация права в РСФСР в 1922-1924средств для оплаты штрафа. При невозможности оплатить штраф УК заменял его принудительными работами без содержания под стражей. Такая дополнительная сроком не свыше 5 лет мера наказания, как поражение прав, была обусловлена остротой классовой борьбы в тот период, наличием многомиллионных слоев паразитических и частнособственнических элементов, не соблюдавших уголовно-правовых запретов советской власти. Она состояла в лишении активного и пассивного избирательного права, права занимать ответственные должности, быть народным заседателем, защитником на суде, поручителем и опекуном. Самое легкое наказание - общественное порицание - заключалось в публичном (на собрании, сельском сходе и т. д.) объявлении вынесенного судом осуждения данному лицу с опубликованием приговора в печати за счет осужденного либо без опубликования. Помимо наказания УК предусматривал меры социальной защиты двух видов: за деяния, не являющиеся преступлениями, и как дополнительные наказания. К первым относились помещение в учреждение для умственно и морально дефективных и принудительное лечение, ко вторым—воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью, а также удаление из определенного места (высылка). Следует сразу отметить, что дополнительные по содержанию меры наказания неверно было объединять с мерами, не являющимися наказаниями и применяемыми к не совершавшим преступлений лицам. Неясными оказались основания применения высылки до трех лет: к. лицу, признанному судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасным. Если лицо виновно в “преступной деятельности”, то за нее оно и должно нести наказание. Связь же с преступной средой может быть соучастием, укрывательством или недоносительством. Именно за такую уголовно противоправную связь и должно следовать наказание. Статья 49 УК о высылке социально опасных лиц сослужила в последующих репрессиях 30-х годов весьма негативную роль. Не случайно по этой норме в проектах УК шли горячие споры: надо ли ее оставлять в УК или перенести в административное законодательство; правильно ли наряду с наказанием иметь меры социальной защиты; следует ли в ст. 7 УК помимо задачи правовой защиты государства трудящихся от преступлений включать указание на борьбу с социально опасными элементами? Столь серьезные просчеты в УК, как двойственность оснований уголовной ответственности (и преступление и социальная опасность элементов), раздвоение последствий совершения преступлений на наказания и меры социальной защиты с неопределенной природой высылки за “связь со средой” и прошлые судимости, сыграли в последующем роковую роль. И не только в 30-х годах, но еще и до вступления УК в силу. Так, в 1921 г. Центроугрозыск объявил “неделю воров”. Арестовывались все, кто когда-либо имел судимость за имущественные преступления. Лишь срочное вмешательство Наркомюста устранило результаты такой “недели”. Введение в ст. 7 УК понятия “социально опасные элементы” и в ст. 49 “мер безопасности” в виде высылки за не совершение преступлений находилось в очевидном противоречии с советским законодательством 1917—1922 гг., с декретами, под которыми стояла подпись. В. И. Ленина (Ульянова) и в которых подобные термины не употреблялись, а говорилось исключительно о наказании и неизменно “по степени вины”. Вообще в качестве достижений УК довольно удачна формулировка в понятии вины в виде умысла и неосторожности. Но вина как основная единица не указана и к ответственности могли быть привлечены люди имеющие связь с общественно опасными элементами. Обоснованна гипотеза, что проектанты УК смешали административную ответственность с уголовной, объединив их термином “меры социальной защиты”. Действительно, Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. за подписью Ф. Э. Дзержинского устанавливал административную высылку до трех лет за причастность к контрреволюционным преступлениям и рецидивистам. Вопрос о такой высылке рассматривался комиссией из представителей НКВД и Наркомюста согласно утверждению ВЦИК. Административная высылка в соответствии с Декретом от 16 октября 1922 г. могла применяться к двум категориям лиц: к деятелям антисоветских политических партий (ст. 60, 61, 62 УК) и к дважды судимым по ст. 76, 85, 93, 140, 170, 171, 176, 180, 182, 184, 189—191 и 220 УК. Ни к каким другим лицам административная высылка применяться не могла. Административная, высылка неосновательно оказалась в Уголовном кодексе, и вместо исчерпывающего перечня лиц, к которым она должна была применяться, устанавливались расплывчатые критерии связи с преступной средой и прошлой деятельности[12]. В том же 1922 г. последовало изменение УК в сторону дальнейшей гуманизации наказания в отношении несовершеннолетних и женщин. Постановлением 4-й сессии ВЦИК IX созыва 11 ноября 1922 г. определялось, что наказание несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет судом смягчается наполовину, а от 16 до 18 лет—на одну треть, против наивысшего установленного соответствующими статьями УК предела. Смертная казнь к несовершеннолетним не применялась, равно как и к беременным женщинам. Таким образом, я хотела бы отметить основные положительные черты первого советского социалистического Уголовного кодекса: 1. ясное раскрытие социально-классовой природы советского уголовного законодательства, его задач, понятия преступления, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, целей наказания; 2. реализация принципа вины восстановлением[13] норм об умысле и неосторожности; 3. гуманность и относительная справедливость системы наказания; 4. отказ от формализма буржуазного уголовного законодательства с его обязательным смягчением ответственности за покушение, подстрекательство и пособничество. К отрицательным чертам, по-моему, следует отнести: 1. в некотором смысле ошибочное введение в УК понятия “общественно опасный элемент” как самостоятельного (помимо преступления) основания уголовной ответственности; 2. включение вместо дополнительных наказаний терминологически неясных “мер социальной защиты” за преступления; 3. введение высылки по ст. 49 лиц, признанных судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными; Уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят 25 мая 1922 года третьей сессией ВЦИК девятого созыва, а 15 февраля 1923 года ВЦИК утвердил новый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, являвшийся редакцией УПК 1922 года. УПК РСФСР состоял из шести разделов, которые делились на 32 главы, а главы – на статьи. Всего было 465 статей. Кодексом устанавливались такие принципы уголовного судопроизводства, как гласность и публичность заседаний[14], устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или на зыке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик. Суд не был ограничен формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор. УПК регламентировал порядок дознания и следствия. При производстве предварительного следствия следователь был обязан выяснить и исследовать все обстоятельство, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Адвокат на предварительное следствие не допускался, а надзор за законностью возлагался на прокуратуру. В самом судебном заседании могли участвовать общественные защитники и обвинители. При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщалось к договору, но оглашению не подлежало. Регламентировались кассационный и надзорный порядки обжалования приговоров, а также производство по возобновлению дел в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и особые производства. В УПК имелись и нормы, регулировавшие исполнение приговора. В УПК РСФСР 1923 года были не только абсолютно определённые предписания, но и присутствовали относительно определенные предписания. Так, в статье 100 указывалось: "Усмотрев из самого заявления или сообщения отсутствие в деле признаков преступления, органы дознания, прокурор или следователь отказывают в производстве дознания или предварительного следствия …". В соответствии со статьёй 111: "Следователь, если признает поступивший к нему материал дознания достаточно полным и дело достаточно разъясненным, вправе не производить предварительного следствия или же ограничиться производством отдельных следственных действий". Согласно части 2 статьи 124 "Следователь, усмотрев, что потерпевшему причинен вред и убытки и что есть основание ожидать предъявление гражданского иска, вправе принять меры обеспечения хотя бы иск еще не был предъявлен"[15]. Таким образом, существовала возможность некоторого выбора, но, естественно, лишь в рамках, установленных законом. Гражданский процессуальный кодекс был принят 10 июля 1923 года второй сессией ВЦИК десятого созыва и вводился в действие с 1 сентября 1023 года. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1923 года состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей. Первая часть содержала основные положения, нормы о представительстве в суде, подсудности, процессуальных сроках, о вызовах в суд и так далее. Вторая часть состояла из норм об исковом производстве. Третья часть была посвящена регулированию особого производства. Четвёртая содержала положения об обжаловании и пересмотре решений. Пятая часть регулировала исполнение судебных решений и определений. Гражданский процесс основывался на принципах устности, гласности, публичности, равенства всех перед законом, ведения дела на языке большинства населения данной местности, и также как и в УПК 1923 года, при необходимости приглашался переводчик. Суд приступал к рассмотрению дела лишь по заявлению заинтересованной стороны. Прокурор был вправе включиться в процесс на любой его стадии[16]. Стороны по ходу процесса могли изменять основание и предмет иска. Суд должен был стремиться к выяснению всех обстоятельств дела и не ограничиваться доказательствами, представленными сторонами: «За недостатком узаконений и распоряжений для решения какого-либо дела суд слушает его, руководствуясь общими началами советского законодательства и общей политикой Рабоче-Крестьянского Правительства»[17]. Стороны могли вести своё дело в суде лично или через своих законных представителей. Лицами, участвовавшими в процессе, могла быть подана кассационная жалоба на решение суда в губернский суд или даже в Верховный суд. Основаниями к отмене судебного решения являлись: нарушение или неправильное применение действующих законов, явное противоречие решения фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. В установленных законом случаях, то есть в целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны», дело могло слушаться в закрытом заседании. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года 16 ноября 1924 года вторая сессия ВЦИКа одиннадцатого созыва приняла Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который законодательно закрепил единую систему мест заключения с различными видами режима для содержания осужденных[18]. Основной задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей, целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений. Исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия. В Кодексе, таким образом, фактически впервые четко были сформулированы задачи и закреплена идея исправления осужденных. Согласно Кодексу, места заключения в Российской Федерации подразделялись на три вида: 1. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, которые делились на: - дома заключения - для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу и лишенных свободы на срок до 6 месяцев; - исправительно-трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев; - трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) - для приговоренных к лишению свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет, принадлежащих к трудящимся, совершивших преступление по несознательности и впервые, случайно или в силу тяжелых материальных условий, не склонных к побегу; - изоляторы специального назначения - для приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией классовых врагов, особо опасных преступников из числа трудящихся или переведенных из других колоний в порядке дисциплинарного взыскания; - переходные исправительно-трудовые дома - для заключенных, подлежащих переводу в полусвободный режим. 2. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера, которые делились на: - трудовые дома - для приговоренных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей от 14 до 16 лет и подследственных; - трудовые дома - для лишенных свободы правонарушителей из рабоче- крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет. 3. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера, которые делились на: - колонии - для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных; - институты психиатрической экспертизы, больницы - для заключенных, признанных подлежащими к помещению в одно из таких учреждений[19]. Согласно статье 101 ИТК РСФСР 1924 заключенные так же делились на три категории: 1. лица, подлежавшие лишению свободы со строгой изоляцией, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления в силу "классовых привычек, взглядов или интересов", лица, которые принадлежали к трудящимся, но признавались особо опасными для республики, и лица, переведенные в порядке дисциплинарного взыскания; 2. профессиональные преступники, а также те заключенные, которые не принадлежали к классу трудящихся и совершили преступления вследствие своих "классовых привычек, взглядов и интересов". Лица, отнесенные к этой категории, отбывали лишение свободы без строгой изоляции; 3. все остальные заключенные, которые направлялись в места лишения свободы с простой изоляцией. По этому ИТК заключенные ещё делились на следующие разряды: Начальный разряд - заключенные 1-ой категории содержались не менее 1/2 срока наказания; заключенные 2-ой категории - не менее 1/4 срока; Средний разряд - заключенные, переведенные из начального разряда, содержались 1/3 срока наказания, но не менее 6 месяцев; Высший разряд - содержались заключенные, переведенные из среднего разряда[20]. Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения за прошедшее после революции время и отразил изменение целей и задач исправительно- трудовой политики в новых условиях. В ИТК РСФСР 1924 года впервые получил законодательное закрепление вопрос о профессионально-техническом обучении, а также воспитательные задачи и идеи исправления осужденных. ИТК наделил распределительные комиссии правом самостоятельно решать вопросы о досрочном и условно-досрочном освобождении осужденных, изменил ее состав. Теперь она состояла из губернского инспектора мест заключения, члена губернского суда, представителя губернской РКИ, члена губернского совета профсоюзов и члена комитета помощи заключенным и освобожденным. Состав распределительной комиссии утверждался губисполкомом, перед которым она периодически отчитывалась о своей деятельности. Заключение Систематизация права в 1922-1924 годах имела необыкновенно большое значение для РСФСР, да и, впрочем, для дальнейшего развития права в России. Кодексы, принятые за этот период времени, нашли отражение и в кодексах союзных республик, и в принятых позже кодификациях. Во многом, нормы, описанные в работах 1922-1924 года, имеют применение и в современном праве, к примеру в современном трудовом праве. Также немалая часть этих юридических работ оказалась принципиально необходимой для дальнейшего становления карательной системы уже в СССР, позволяя не проводить заново огромную по масштабам работу, а корректировать уже проделанную, с учётом определённых временных реалий. Подготовка этой курсовой работы позволила мне лучше понять систему права начала 20-х годов XX столетия. Я пришла к выводу, что и современным законодателям пошло бы на пользу более доскональное изучение и понимание права того периода развития нашей страны. И, быть может, тогда наше общество сможет избежать большого количества серьёзных ошибок, хотя бы уже совершённых до нас. А для этого, безусловно, необходимо вновь и вновь изучать историю. Список использованной литературы 1. История отечественного государства и права. Учебное пособие. Часть II. Изд. «Юридический колледж МГУ». Москва-1996. 2. Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно- исполнительного) права Российской Федерации. Москва – 1995. 3. Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. А. И. Зубкова. Москва – 1997. 4. Хрестоматия по Истории государства и права России. Вторая часть. Под редакцией Е. А. Суханова. Главы: ГК РСФСР 1922 г.; ГПК РСФСР 1923 г.; УК РСФСР 1922 г.; УПК РСФСР 1922-1923 гг. 5. Internet. Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного законодательства (общая часть)». 6. Internet. Отрывки из книги «История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры». Москва - 1955. ----------------------- [1] например, КЗоТ регулирует многие отношения между рабочими и государством, а гражданское законодательство – отношения внутри частного сектора и государства. [2] Статья 416 Гражданского кодекса [3] до 1925 года наём осуществлялся при обязательном посредничестве бирж труда [4] из централизованного страхового фонда [5] например, по болезни, по беременности, по инвалидности и так далее [6] Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного законодательства (общая часть)» [7] например, курение в неразрешенных местах, превышение скорости езды, пьянство в общественном месте [8] Уголовный кодекс РСФСР 1922 года, статья 5 [9] Уголовный кодекс РСФСР 1922 года [10] Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного законодательства (общая часть)» [11] Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного законодательства (общая часть)», ссылка на циркуляр НКЮ 8 июля 1922 года [12] Н. Ф. Кузнецова, статья «Вопросы истории советского уголовного законодательства (общая часть)» [13] по сравнению с Руководящими началами [14] кроме дел, содержащих военную, дипломатическую, государственную тайну или сведения об интимной стороне жизни граждан [15] История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. - М., 1955. - С. 107, 108, 110. [16] Подача иска, судебное разбирательство и так далее [17] ГПК РСФСР 1923 года, статья 4 [18] Уголовно-исполнительное право России. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. А. И. Зубкова. - М., 1997, с. 65-66. [19] Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно- исполнительного) права Российской Федерации. - М., 1995, с. 15. [20] Рябинин А. А. Основы исправительно-трудового (уголовно- исполнительного) права Российской Федерации. - М., 1995, с. 15. Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|