рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Система антимонопольного регулирования в США

ответчиком именно антитрестовского законодательства. То есть истец должен

убедить суд в существовании причинно-следственной связи между

противоречащим интересам развития конкуренции поведением ответчика и

возникновением ущерба. Как правило, такая зависимость выявляется на основе

тщательного анализа сложившейся конкретной ситуации и опроса

многочисленных свидетелей. При этом принципиальное значение имеет

доказательство того, что истец потерял, например, часть рынка сбыта именно

вследствие действий ответчика, а не в результате своей более низкой

конкурентоспособности.

Наконец заключительным шагом в решении вопроса о возмещении ущерба

является определение объема последнего. Традиционно американские суды

стремятся избежать произвольного или основанного на догадках

заинтересованных сторон определения ущерба от ущемления конкуренции. В то

же время установление ущерба как бесспорного факта также практически

невозможно, так как оно основывается на сопоставлении фактических данных

с гипотетическими, например, с объемом продаж, который был бы у истца, не

нарушь его конкурент-ответчик антитрестовского законодательства . Поэтому

суды всегда тщательно рассматривают выкладки соискателя возмещения ущерба,

учитывая выкладки противоположной стороны.

4.5. Профилактика монополизации.

Антитрестовское, как впрочем, и большинство других видов законодательств,

нацелено не только и не столько на то, чтобы покарать его нарушителей,

сколько на то, чтобы предотвратить сами нарушения . По сути, оно является

инструментом регулирования, нацеленного на формирование социально

приемлемого распределения общественных производственных ресурсов между

хозяйственными субъектами, а, следовательно, и уровня цен. Карающие же

функции антитрестовского законодательства скорее используются для

предотвращения отклонений от подобного состояния экономики, нежели носят

характер самоцели. Этим, в частности, объясняется и относительная мягкость

самих наказаний за нарушение антитрестовского законодательства, то есть в

целом оно носит превентивный профилактический характер.

4.6.Юридическое приравнивание попытки монополизации к факту ее

осуществления.

В настоящее время подход к проблеме законности стратегического

поведения той или иной компании формулируется судами США следующим

образом. Для доказательства его противоправности необходимо наличие в

действиях ответчика трех признаков:

. Намерения получить монопольную силу, способность влиять на

хозяйственные решения других компаний, чтобы контролировать цены;

. Исключить конкуренцию;

. Предпринять действие, трактуемое в практике судопроизводства как

попытка монополизации.

Когда намерение установить монополию исходит со стороны доминирующей

или одной из ведущих фирм, имеющих на данном рынке реальную возможность его

осуществить, американским судопроизводством определяется “опасная

вероятность успеха” монополистических устремлений. Иначе говоря, для

признания компании виновной в попытке монополизации доказательство наличия

у нее намерения монополизировать рынок есть необходимое, но не достаточное

условие. Обязательно также надо представить свидетельство наличия ”опасной

вероятности успеха” действий, направленных на установление монополии.

4.7. Учет компаниями риска попасть под антитрестовские санкции.

Фактически система профилактики монополистических проявлений целиком

направлена на то, чтобы предотвратить действия компаний, противоречащие

антитрестовскому законодательству . Поэтому для получения более полного

представления о работе механизма профилактики монополизма необходимо также

рассмотреть определенные процессы, происходящие внутри частных компаний, и

связанные с учетом последними антитрестовского фактора при планировке их

деятельности.

При планировке более или менее серьезных шагов компании, размер

которых и положение на рынке позволяет говорить о возможности

монополистических проявлений, учитывают риск навлечь на себя

антитрестовские санкции. В действительности система антимонопольной защиты

общества концентрирует свои усилия в основном на сбытовой деятельности

фирмы и крайне редко рассматривает новации в производстве как средство

установления монополии. Поэтому и фирмы оценивают риск попадания под

антитрестовские санкции преимущественно при разработке и пересмотре именно

своей сбытовой политики.

Можно выделить следующие элементы анализа антимонопольных рисков

компании:

. Изучение институциональной структуры рынка и интересов действующих

на нем субъектов с позиций оценки вероятности выдвижения с их

стороны иска о нарушении антитрестовского законодательства;

. Экономический анализ рынка, особенностей и форм повышения

конкурентоспособности на нем;

. Многовариантный анализ возможной реакции системы антимонопольной

защиты на ту или иную сбытовую политику и выбор оптимальной формы

сбыта.

5.Антитрестовский анализ процессов на надфирменном уровне.

5.1. Антитрестовский анализ слияний и поглощений.

Что касается слияния различных фирм, то здесь для системы

антимонопольной защиты общества важно в конечном итоге влияние

процесса перегруппировки собственности на цены и на уровень

обеспечения материальными благами. Исходя из этого строится оценка

различных компонентов внутренней структуры этого процесса, различных

типов слияний и поглощений.

В зависимости от направленности и последствий выделяются три

типа слияний:

. Горизонтальные (между конкурирующими фирмами, т.е. компаниями,

действующими на одном и том же географическом рынке и производящими

одинаковые или в очень большой степени взаимозаменяющие товары).

. Вертикальные (между поставщиками и производителями).

. Конгломератные (между компаниями, не имеющими взаимодополняющих

рынков и технологических процессов).

5.1.1. Конгломератные слияния.

Отношение системы антимонопольной защиты общества к различным типам

слияния различно. Она в целом нейтрально относится к конгломератным

слияниям. Считается, что решающим стимулом для таковых является

диверсификация деятельности фирмы, позволяющая снизить ее зависимость

от перепадов рыночной конъюнктуры в отдельно взятых направлениях ее

деятельности. Подобная меньшая уязвимость крупных диверсифицированных

фирм была неоднократно подтверждена эмпирическими исследованиями.

Другими словами, основным мотивом в данном случае является

стабилизация финансовой составляющей хозяйственного организма

компании, обеспечение бесперебойности притока денежных средств,

позволяющей, с одной стороны, выплачивать устойчивый дивиденд

акционерам и поддерживать высокий курс ценных бумаг фирмы на фондовом

рынке, а с другой финансировать долгосрочные программы развития,

прежде всего научно-технические, обеспечивающие ей прочные позиции на

многообещающих в коммерческом отношении рынках в средне- и

долгосрочной перспективе. Кроме того, меньшая уязвимость доходов

фирмы от рыночных колебаний ведет к снижению коммерческого риска для

экономических субъектов, вкладывающих в нее инвестиции. Это

позволяет такой компании существенно снизить издержки на привлечение

в нее капитала, процент на который прямо пропорционален коммерческому

риску.

5.1.2. Горизонтальные слияния.

Как правило, система антимонопольной защиты общества наиболее

остро реагирует на горизонтальные слияния. Сокращение в их результате

числа поставщиков на рынке и концентрация экономического могущества и

способности манипулировать ценами на рынке в руках немногих

хозяйственных субъектов непосредственно противоречит интересам

поддержания конкуренции как основы хозяйственной эффективности в той

или иной отрасли. Среди западных исследователей широко распространено

мнение, что формирующаяся в результате слияний структура рынка дает,

в конечном счете, такой же эффект, что и монополистический сговор

между производителями о разделе сфер сбыта или фиксации цен –

удовлетворение интересов владельцев и менеджеров фирм за счет

потребителей.

5.1.3.Вертикальные слияния

Анализ социальности вертикальных слияний начинается с

традиционных процедур, используемых органами антимонопольной защиты

при разборе антитрестовских дел. Во-первых, определяется рынок –

предполагаемый объект монополизации, т.е. его границы по продуктовому

и географическому признакам. Во-вторых, устанавливается , приведет

ли слияние к увеличению доли участвующих в нем фирм на рынке и

связанному с этим снижению конкуренции . И, в-третьих, проводится

анализ характера и фактических целей того или иного конкретного

слияния на фоне определяемых структурой данного отраслевого рынка

тенденций к концентрации в рассматриваемой отрасли и возможность

возникновения или усиления барьеров на пути внедрения в нее новых

конкурентов.

В отличие от горизонтальных вертикальные слияния не ведут

непосредственно к увеличению уровня концентрации на рынке. Поэтому их

влияние на развитие конкуренции и социальную эффективность определить

намного сложнее. В качестве основных параметров, используемых при

подобной оценке, выступает возможность компаний, соперничающих с

возникающей в результате слияния фирмой, эффективно продолжать с ней

конкурентную борьбу, а также воздействие слияния на величину барьеров

на пути проникновения на данный рынок новых конкурентов.

6.Государственно-правовой механизм антимонополизма в США.

6.1. Институциональная структура системы антимонопольной защиты

общества.

Реализация задач системы антимонопольной защиты общества

осуществляется путем опоры на существующую в стране систему

разделения властей и включения в данный механизм множества

государственных органов, относящихся к законодательной,

исполнительной и судебной власти, контролирующих друг друга и

пресекающих возможные отклонения в антимонопольной деятельности того

или иного института от общенациональных интересов. Все эти органы

вместе взятые и каждый из них в отдельности в свою очередь находится

под пристальным вниманием широкой общественности. Любое неверно

принятое решение будет оспорено компанией или частным лицом,

понесшим в его результате ущерб. К этому будут привлечены и другие

государственные органы, контролирующие данный процесс. Таким образом,

каждый из занятых в системе антимонопольной защиты институтов

сопряжен с другими сетью взаимного контроля и координации усилий.

Институциональная структура системы антимонопольной защиты

общества включает следующие элемент:

. Конгресс и правовая база антимонополизма;

. Антимонопольная традиция в общественном сознании и присущий

населению страны навык реализации организациями и отдельными лицами

своих законных интересов перед лицом проявлений монополизма в

правовом порядке;

. Федеральные и местные суды различных инстанций;

. Органы исполнительной власти;

. Антимонопольная составляющая экономической и общественно-

политической мысли.

Здесь будет уместным привести таблицу, иллюстрирующую развитие

институциональной системы антимонопольной защиты общества на фоне

выхода основных антитрестовских законов.

Таблица 2. Основные антитрестовские законы.

|Название и дата |Основное содержание и|Институты и методы |

|принятия. |направленность. |практической |

| | |реализации. |

|Акт Шермана (1890) |Запрещение любых |Министерство юстиции:|

| |контрактов, сделок и | |

| |форм межфирменного |выдвижение |

| |сотрудничества, в том|гражданских |

| |числе и скрытых, |и уголовных исков. |

| |ограничивающих |ФТК: |

| |возможность |отсутствие |

| |реализации своей |полномочий. |

| |продукции на данном |Частные истцы: |

| |рынке другими |выдвижение |

| |хозяйственными |гражданских |

| |субъектами; |исков о возмещении |

| |постановка вне закона|ущерба. |

| |монополизации, |Генеральные прокуроры|

| |попытки монополизации|штатов: |

| |или скрытой формы |выдвижение |

| |монополизации |гражданских |

| |коммерческой |исков о возмещении |

| |деятельности. |ущерба |

|Акт Клейтона (1914) |Установление |Министерство юстиции:|

| |различного уровня цен| |

| |разным покупателям |выдвижение |

| |ставится вне закона, |гражданских |

| |если оно направлено |исков. |

| |на монополизацию или |ФТК: |

| |снижение конкуренции;|выдвижение |

| | |гражданских |

| |запрещение включать в|исков. |

| |контракт условия, |Частные истцы: |

| |требующие с другой |выдвижение |

| |стороны |гражданских исков о |

| |бойкотировать |возмещении ущерба. |

| |продукцию конкурентов| |

| |в случае, если это | |

| |ведет к установлению | |

| |монополии или | |

| |снижению конкуренции;| |

| | | |

| |запрет слияний или | |

| |покупки активов в | |

| |случае, если это | |

| |ведет к | |

| |значительному | |

| |снижению конкуренции,| |

| | | |

| |запрет перекрестных | |

| |директоратов. | |

|Акт о ФТК (1914) |Учреждает ФТК; |Министерство юстиции:|

| |наделяет ФТК | |

| |полномочиями по |отсутствие |

| |защите Акта о ФТК и |полномочий. |

| |Акта Клейтона; |ФТК: |

| |запрещает |выдвижение |

| |несправедливые методы|гражданских |

| |конкуренции и |исков. |

| |обманные методы |Частные истцы: |

| |торговли. |отсутствие |

| | |полномочий. |

6.2. Эволюция системы антимонопольной защиты общества.

Для понимания эволюции системы антимонопольной защиты общества

необходимо с достаточной степенью условности представить ее структуру

следующим образом. Во-первых, разделить всю систему на два больших

блока :

- Госудврственно-правовой механизм – органы законодательной,

исполнительной, судебной власти, призванные оградить общество от

монополистических проявлений,

- Граждане общества как носители определенной ментальности и навыков

самозащиты от проявления монополизма.

Во-вторых, проследить перемены в структуре и функциях блока

“государственно-правительственный механизм” в зависимости от

изменения в характере техногенного фактора, индустриальной структуры

под воздействием НТП.

Это позволяет представить процесс развития системы антимонопольной

защиты общества в трех ипостасях:

1. Как адаптационный процесс, приспосабливающий государственно-

правовой механизм противодействия монополизму к изменяющимся

технико-экономическим и хозяйственным условиям.

2. Как совершенствование правового и экономико-аналитического

инструментария предотвращения монополии.

3. Как развитие самоорганизации общества в вопросах формирования и

поддержания социально-оптимальной институциональной структуры

экономики.

В заключение мне хотелось бы привести таблицу, иллюстрирующую

хронологию развития теоретической, эмпирической и политической

составляющих антимонополизма в США.

Таблица 3.

|Годы |Развитие теории |Особенности |Эволюция |

| | |развития |антитрестовского |

| | |экономики США , |регулирования. |

| | |непосредственно | |

| | |относящиеся к | |

| | |антимонопольным | |

| | |проблемам. | |

| | | | |

|1880 |Критика монополий и |Формирование |Верховный суд США |

| |обоснования введения|монополий на |поддерживает введение|

| |регулирования в |железнодорожном |регулирования в |

| |работах либеральных |транспорте и в |“общественных |

| |экономистов. |нефтяной |интересах” |

| | |промышленности; | |

| | |начало | |

| | |использования | |

| | |электроэнергии и | |

| | |телефонной связи | |

| | |в качестве | |

| | |коммунальных | |

| | |услуг. | |

|1890 |Защита трестов в |Формирование |Принятие Акта Шермана|

| |работах |доминирующих фирм|в 1890г., запрещение |

| |консервативных |на многих рынках |фиксирования цен в |

| |экономистов. |в результате |1899г. |

| | |волны слияний, | |

| | |прокатившейся по| |

| | |промышленности | |

| | |США в 1887-1901 | |

| | |гг. | |

|1900 |Интенсивная научная |Продолжение |Политика |

| |полемика по вопросам|процессов |разукрупнения |

| |монополии, экономии |концентрации |трестов, проводимая |

| |на масштабах и |производства и |президентом Т. |

| |вопроса о трестах; |капитала в |Рузвельтом и Тафтом,|

| |проведение обширных |американской |которая затронула ряд|

| |эмпирических |промышленности. |крупнейших компаний ,|

| |исследований по этим| |в том числе “Standard|

| |вопросам в ряде | |Oil”, “American |

| |отраслей. | |Tobacco Co.” и ряд |

| | | |других . Отдельные |

| | | |штаты приступили к |

| | | |формированию комиссий|

| | | |по регулированию |

| | | |рынков коммунальных |

| | | |услуг. |

|1910 |Продолжение |Первая мировая |Принятие актов о ФТК |

| |эмпирических |война; |и Клейтона (1914); |

| |исследований |сокращение доли |некоторые сокращение |

| |трестов и отдельных|частного |антитрестовской |

| |отраслей. |предпринимательст|деятельности в |

| | |ва в производстве|условиях участия США |

| | |коммунальных |в войне. |

| | |услуг. | |

|1920 |Продолжение |Волна слияний, |Проведение |

| |эмпирических |пик, который |антимонопольных |

| |исследований трестов|пришелся на |разбирательств с |

| |и отдельных |1929г. |переменным успехом. |

| |отраслей. | | |

|1930 |Начало исследований |Кризис 1929-1933 |Введение жестких |

| |олигополии в работах|гг.; |законов регулирования|

| |Чемберлина и |очевидность |банковского дела; |

| |Робинсон; |монополистических|распространение |

| |Вывод Берла и Минза |проявлений; |общенационального |

| |о наличии |серия скандалов |регулирования на |

| |неконтролируемой |вокруг |обеспечение |

| |власти у крупных |производства |электроэнергией, |

| |фирм; |коммунальных |телефонную связь, |

| |выявление |услуг и |грузовые |

| |превалирования |банковского дела |автомобильные |

| |олигополии в | |перевозки, авиалинии;|

| |американской | | |

| |экономике в ходе | |временное введение |

| |эмпирических | |механизма |

| |исследований | |фиксирования цен при |

| | | |участии государства |

| | | |и ведущих |

| | | |промышленников в |

| | | |рамках программ |

| | | |Администрации |

| | | |национального |

| | | |возрождения. |

|1940 |Начало использования|Послевоенный бум |Значительный рост |

| |теории игр для |и связанный с ним|антитрестовской |

| |изучения проблемы |рост уверенности |активности; |

| |олигополии. |в возможностях |победа органов |

| | |частного |антимонопольного |

| | |предпринимательст|регулирования в |

| | |ва; |судебных |

| | |рост показателей |разбирательствах |

| | |концентрации и |важнейших |

| | |долей ведущих |антимонопольных дел; |

| | |фирм на рынке. |развитие общественных|

| | | |(регулируемых) |

| | | |предприятий в |

| | | |производстве |

| | | |электроэнергии в |

| | | |долине реки Тенесси, |

| | | |Нью-Йорке, Небраске и|

| | | |на востоке США |

|1950 |Завершение работ по |Сохранение роли |Снижение |

| |эмпирическому |роста |антитрестовской |

| |исследованию проблем|промышленного |активности в |

| |антимонополизма в |предприятия как |1950-1960гг.; |

| |большинстве |фактора повышения|ужесточение |

| |отраслей; |его |регулирования |

| |разработка проблемы |эффективности. |слияний, |

| |“входных барьеров” | |прохождение |

| |Бэйном. | |соответствующего |

| | | |закона через |

| | | |конгресс. |

|1960 |Проведение |Начало снижение |Ужесточение судебных |

| |крупномасштабных |роли экономии на |решений по вопросам |

| |исследований по |масштабах как |слияний. |

| |вопросам |фактора повышения| |

| |концентрации, |эффективности по | |

| |инноваций, экономии |мере замены | |

| |на масштабах |традиционных | |

| |производства, |производств | |

| |рекламы и прибыли. |новыми | |

| |экономисты Чикагской|технологиями. | |

| |школы стремятся |Очередная волна | |

| |доказать |слияний с пиком в| |

| |превалирование |1969г. | |

| |конкурентных начал| | |

| |в американской | | |

| |экономике и | | |

| |вредность | | |

| |регулирования, их | | |

| |воззрения получают | | |

| |все большее | | |

| |распространение. | | |

|1970 |Дальнейшее |Превалирование |Судебное |

| |проведение |конкурентных |разбирательство ряда |

| |эконометрических |начал в экономике|крупных |

| |исследований и |под влиянием |антитрестовских дел: |

| |расширение |антитрестовского |“IBM”, |

| |использования |регулирования, |“ATT” и др. компаний;|

| |эконометрических |конкуренции со | |

| |моделей. Рост |стороны импорта и|начало |

| |влияния Чикагской |дерегулирования. |дерегулирования |

| |школы. | |фондовых рынков, |

| | | |аэролиний, железных |

| | | |дорог, телефонной |

| | | |связи, радиовещания, |

| | | |автоперевозок. |

|1980-|Рост разнообразия |Превалирование |Дерегулирование “ATT”|

|1990 |мнений по |конкурентных |как прецедент, |

| |теоретическим и |начал в |имеющий перспективное|

| |статическим |экономике. |методологическое |

| |вопросам. |Волна слияний в |значение. |

| | |1982-1989 гг. |Снижение |

| | | |антитрестовской |

| | | |активности при |

| | | |Рейгане; |

| | | |сохранение тенденций |

| | | |к дерегулированию при|

| | | |Буше и Клинтоне. |

Заключение

Как видно, в США достаточно высокий уровень организации процесса

государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. Среди

всех рассмотренных в данной работе моментов государственного регулирования

особое внимание привлекает то, что частные компании допускаются в

регулируемые отрасли на конкурсной основе.

С одной стороны это позволяет государственным органам контролировать

уровень цен на соответствующие товары и услуги, с другой стороны,

достигается решение ряда вопросов не связанных с экономикой напрямую, и,

наконец, третий аспект (ради чего все и затевалось) – достигается решение

антимонопольных задач.

Использованная литература

1. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. М.: Наука,

1997. С 211-223.

2. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.

3. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год.

4. William G. Shepherd. Public policies towards business. Eighth edition.

Irwin. С.331-333, 335-336.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.