рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков

бы образование не получили, давалось право сдать экзамен на получение

учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения

аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным

дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному

из факультетов.

Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по

дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие

аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в

канцелярские служители.

Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в

канцелярские служащие были следующие:

1) гимназии;

2) уездные училища;

3) училища для детей канцелярских служащих;

4) воспитательные дома;

5) Московский сиротский дом;

6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;

7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского

Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и

удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских

служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.

Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников,

окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.

Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?

Учебные заведения делились на три разряда:

Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-

Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.

Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт

Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский

дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.

Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись

к III разряду.

Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духовные училища,

лицеи, военно-учебные заведения и институт корпуса путей сообщения,

определялись во все ведомства гражданской службы с классными чинами.

Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к

вступлению в гражданскую службу, были следующими:

1) студент;

2) кандидат;

3) магистр;

4) доктор.

Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты

зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры - чином 9 класса; доктора -

чином 8 класса.

Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?

С 1834 г. был установлен строгий порядок производства в чин. Лица,

имеющие ученые аттестаты общих высших учебных заведений, при доброй

нравственности и похвальной службе производились за выслугу лет: из 14

класса в 12 - через 3 года; из 12 в 10 класс - через 3 года; из 10 в 9

класс - через 4 года; из 9 в 8 класс: а) дворяне родовые - через 4 года; б)

не имеющие родового дворянства - через 6 лет; из 8 в 7 класс - через 3

года; из 7 в 6 класс - через 3 года; из 6 в 5 класс - через 4 года. За

особые отличия порядок продвижения по служебной лестнице предусматривал

сокращение срока "выслуги" с 3-х до 2-х лет.

Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхождению своему,

вступающие в канцелярское звание, производились в чин 14 класса:

1) из родовых дворян - через 1 год:

2) из детей личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей -

через 2 года;

3) из детей приказнослужителей, ученых и художников, не имеющих чинов,

- через 4 года.

Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окончившие в них

полного курса наук, сравнивались в преимуществах по чинопроизводству с

лицами, получившими среднее образование.

Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только

в низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей,

производились в 14 класс следующим порядком:

1)дворяне родовые - через 2 года:

2) дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей - через 4

года;

3) дети приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов -

через 6 лет. Чиновники III разряда, т.е. те: кто не имел свидетельств

учебных заведений, либо обучавшиеся только в низших учебных заведениях,

предоставлялись к производству из чина 1 класса до чина 9 класса

включительно не ранее, как по выслуге 4 лет в каждом чине.

Иностранные дворяне, присягнувшие на подданство России и представившие

соответствующие происхождению документы, обязывались прослужить до первого

классного чина 6 лет.

Для производства в чины выше Статского Советника никакого срока не

полагалось, а происходило только пожалование в данные чины и зависело такое

решение единственно от Высочайшего усмотрения.

Правила для производства в чины по гражданской службе распространялись

и на тех, кто служил по гражданскому ведомству, и на тех, кто перешел в

оные из военной службы.

Какова форма присяги на верность государственной службе? Кому и как

присягали?

При вступлении в службу каждый человек приводился к присяге по строго

определенной форме: присяга на верность службы совершалась в ведомстве по

месту будущей службы сначала словесно, а потом подписанием печатного

присяжного листа. Присяжные листы после подписания доставлялись из всех

ведомств в Правительствующий Сенат.

Каковы права и обязанности государственных служащих?

Основные права:

1. Каждый служащий пользовался правами и преимуществами, присвоенными его

чину, причем эти права сохранялись и при выходе в отставку или увольнении

от службы.

2. Никто из государственных служащих не мог быть лишен чинов, приобретенных

службой, без утверждения судебного приговора императором.

3. Никто не мог именовать себя Российским чином по званию, в иностранных

службах полученному.

4. Гражданским чиновникам запрещалось именоваться военными чинами при

переходе из военной службы в гражданскую. В равных чинах гражданские

чиновники уступали место военным.

5. Состоящие на службе в Российской империи и царстве Польском носили

мундир, установленный специальным положением о гражданских мундирах в

Империи от 30 марта 1834 г.

6. Для каждого чина устанавливались различия в экипажах и ливреях.

7. Жены чиновников пользовались личными правами и преимуществами их мужей.

8. Лицам, состоящим в гражданской службе, для их содержания определялось

жалованье, столовые и квартирные деньги или квартиры; канцелярские

служащие получали сверх этого одежду и паек.

Обязанности государственных служащих:

1) Здравый рассудок.

2) Добрая воля к отправлениям порученного.

3) Человеколюбие.

4) Верность к службе Императорского Величества.

5) Усердие к общему добру.

6) Радение о должности.

7) Местность бескорыстное воздержание от взяток.

8) Правый и равный суд всякому состоянию.

9) Покровительство невинному и скорбящему.

10) Всякий служащий должен поставить себе в непременную обязанность ведать

все уставы и законы государственные.

11) Всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы Императорского

Величества, каждое состоящее в службе лицо обязано хранить свято и

ненарушаемо.

12) Никто из служащих не должен простирать своей власти за пределы,

предназначенные оной законом.

13) Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно ли

словесно, взыскивается строго по законам.

Каковы преимущества службы в Сибири?

Всем классным чиновникам, направлявшимся на государственную службу в

Сибирь, выдавалось безвозмездно денежное пособие на подъем и обзаведение.

Размер подъем определялся следующим образом:

а) для чиновников, оправляющихся на службу по предварительному

назначению в должность - годовой оклад штатного сей должности звания;

б) для посылаемых в распоряжение местного начальства без

предварительного назначения должности, годовой оклад жалованья,

присвоенного месту прежней службы.

За каждые 5 лет усердной службы в Сибири чиновникам полагалась прибавка

к жалованью по четверти оклада до тех пор, пока сумма такой прибавки не

сравняется с полным окладом.

Чиновникам, прослужившим в Сибири усердно и беспорочно не менее 3 лет,

даруется сокращение 35-летнего срока для получения Ордена Св. Владимира.

Упомянутое сокращение заключается в том, что 3 года службы в Сибири и

Кавказской области считаются за 4 года, с распространением сего

преимущества за все время служения и на тех чиновников, кои впоследствии

перейдут на службу в другие губернии.

Культура, наука, образование.

Прогресс русской культуры, культуры других народов России во

второй половине XIX в. определялся общественно политическим подъемом в

стране, отменой крепостного права, проведением реформ 60-70-х г.г.,

высокими темпами развития капитализма в промышленности и др.

Определяя особенности развития культуры этого периода, следует

назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических

идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-

нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды – истины,

ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с

успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая

свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального

происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызвала к себе огромный

интерес во всем мире.

По подсчетам историков в середине XIXв. число грамотных людей

составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в

них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях – 18 тыс., а в 6

университетах – 3,5 тыс. студентов. Восемьдесят процентов учащихся средней

и высшей школ были дворяне.

В период школьных реформ 60-х г.г. для низших сословий расширилась

сеть начальных школ, народных городских, сельских и уездных училищ,

церковно-приходских школ. В городах также возникали новые учебные заведения

– воскресные школы для взрослых. С конца 80-х г.г. их деятельность

активизировалась.

Но основным звеном начального образования была земская общественная

школа. В 1864-1874г.г. открылось около 10 тыс. земских школ, которые

отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.

В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а

также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882г. был открыт

женский медицинский институт. К концу XIX в. в России функционировало более

60-ти государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.

Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на

начальное образование нес народ.

В целом возможности российского образования отставали от

потребностей страны. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй

половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства,

увеличила выпуск продукции.

В 80-90-х г.г. крупными издателями были И.Д. Сытин (1851-1934),

выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа; братья А.Н. и И.Н.

Гранаты, А.С. Суворин (1834-1912), Ф.Ф. Павленков (1839-1900), П.Г. Сойкин

(1862-1938).

Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом

возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек.

В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи,

Третьяковская галерея. В Петербурге в 1898г. был открыт Императорский

Русский музей.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс, вторая половина

XIX в. – это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших

русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку.

Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской

наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных

исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки.

В стране возникали новые научные центры: Общество людей

естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей,

Русское техническое общество (1866).

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где

сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика

П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на

развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и

теории вероятностей.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему

химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). Работа его “Основы

химии” была переведена на многие европейские языки, а в России только

прижизненно была издана 8 раз.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905). 25

апреля 1825г. на заседании Русского физико-химического общества об

изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов,

а затем продемонстрировал работу “грозоотметчика” – радиоприемника,

нашедшего очень скоро практическое применение.

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания

испытательных аппаратов. В 1876г. с успехом прошла демонстрация полетов его

моделей.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935),

одного из пионеров космонавтики: нашел решения конструкции ракет и ракетных

двигателей.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н.

Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.

Огромны были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый

ряд законов развития организмов. Научные интересы И.П. Павлова (1849-1936)

представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о

высшей нервной деятельности.

Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843-

1920). Он исследовал явление фотосинтеза, доказав применимость закона

сохранения энергии к органическому миру.

Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и

Центральной Азии, Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839-1888), впервые

описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование

флоры и фауны этих регионов.

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) – русский ученый, путешественник,

общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию,

Австралию, на острова Океании он провел ценные географические исследования,

не утратившие до сегодняшнего дня своего значения.

Общественно-политическая жизнь, рост национального самосознания,

усиление классовой борьбы вызвали развитие гуманитарных наук. В области

историко-экономической науки одной из серьезных работ была книга В.В. Берви-

Флеровского “Положение рабочего класса в России”.

В пореформенные годы получили разработку филология и лингвистика.

И.И. Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского

языка и древнерусской литературе. Его заслугой является также создание

петербургской школы славистов. В.И. Даль (1801-1872) – создатель “Толкового

словаря живого великорусского языка”, который в отличие от академических

словарей того времени, содержит лексику живой народной речи.

Разработка истории России осуществлялась рядом крупных историков. В

50-70-х г.г. над 29-томным изданием “История России с древнейших времен”

работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе

огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к

государственности, роль самодержавия в истории России.

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины

XIX в. был метод критического реализма, основополагающим принципом которого

являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых

явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Русская

литература отличалась не только критическим отношением к действительности,

она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно

- преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные

явления.

На вторую половину XIX в. и первую половину XX в. приходится

творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910).

После смерти великого писателя в мире произошли огромные изменения,

Толстой остался притягательным для всех потому, что он стал нравственным

авторитетом для людей всего мира, ибо он в своем творчестве ставил вопросы,

которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.

На рубеже веков критическим реализмом было проникнуто также

творчество таких замечательных писателей как В.В. Вересаев (1867-1945),

который отразил в своих произведениях духовные искания интеллигенции в этот

период.

Правдивое отражение действительности, осмысление ее с точки зрения

соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям

понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание

видеть народ свободным и счастливым – вот, что отличало творчество

писателей реалистов.

Литература России представлена не только произведениями русских

писателей – она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории,

художественные средства писатели народов России черпали в русской

классической литературе.

С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр.

Конец XIX начало ХХ веков – период достижений русской музыкальной

культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусорского, Н.А.

Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова и многих других.

В музыкальной культуре второй половины XIX в. Особое место занимает

“Могучая кучка” или “Новая музыкальная школа”. Задачи и эстетические

позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского

художественного и музыкального критика В.В. Стасова (1834-1906).

Композиторы “Могучей кучки” в своем творчестве развеяли традиции

классической музыки М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, широко раздвинули

границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки. В период

деятельности “Могучей кучки” были созданы одни из лучших произведений

кружковцев.

Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму

обозначился в конце 50-х г.г. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи

определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского, Г.Г.

Мясоедова, В.Г. Перова в Товарищество передвижных художественных выставок.

Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской.

Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды

живописи русских художников.

Уже первая выставка картин передвижников в 1871г. показала, что

сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от

академических канонов, переход к критическому реализму.

В истории русской педагогики и просвещения середины второй половины

XIX в. Выдающееся место принадлежит замечательным русским деятелям

культуры: ученому-медику Н.И. Пирогову, педагогу К.Д. Ушинскому, ученому-

анатому и педагогу П.Ф. Лесгафту и писателю Л.Н. Толстому. Противоречивые и

умеренные по своим политическим взглядам, лучшие представители русской

педагогической мысли в своей практической деятельности разработали

передовые для той эпохи методы и систему воспитания, поставили ряд вопросов

имевших целью преодолеть безграмотность и невежество народа. Во всей своей

деятельности они руководствовались чувством высокой любви к родине и ее

народу.

Н.И. Пирогов (1810-1881) в 1856г. опубликовал в “Морском сборнике”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.