рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков

домотканых льняных тканей.

Значительный рост наблюдался в пищевой промышленности, особенно в

сахарной. Среднедушевое потребление сахара за эти же годы также удвоилось

(до 2-ух кг в год в начале 80-х годов). Начался экспорт сахара.

Очень трудно приспособление к новым условиям происходило в

металлургической промышленности, где требовалось не только перейти к

вольнонаемному труду, но и произвести техническое перевооружение. Между тем

уральские горнозаводчики, давно сомкнувшиеся с верхами аристократии,

привыкли проживать свои доходы в столицах или за границей. Их

капиталовложения в предприятия были недостаточны. Производство железа в

первые годы после отмены крепостного права снизилось. Лишь в 1870 году

выплавка чугуна достигла уровня 1860 года. Медленные темпы роста

производства в черной металлургии сохранялись до конца 70-х годов. Причиной

тому была затянувшаяся перестройка уральской промышленности. Однако в это

же время (с середины 70-х годов) стала набирать силу горная и

металлургическая промышленность в Донецком бассейне.

Русское машиностроение в первые пореформенные десятилетия еще не могло

обеспечить нужды железных дорог в подвижном составе. Паровозы и вагоны в то

время ввозились из-за границы. Правительство поощряло развитие

отечественного машиностроения, и со второй половины 70-х годов железные

дороги стали снабжаться подвижным составом в основном отечественного

производства.

Народное хозяйство России, постепенно смыкавшееся с мировой

экономикой, начинало испытывать колебания ее конъюнктуры. В 1873 году

Россию впервые затронул мировой промышленный кризис.

1

В первое пореформенное 20-летие окончательно сформировались основные

промышленные районы России — Московский, Петербургский, Уральский и Южный.

В Московском районе преобладала текстильная промышленность. Петербургский

район приобрел уклон в сторону металлообработки и машиностроения. Уральский

и Южный были базой металлургической промышленности.

Самым мощным из них был Московский, опиравшийся на развитую кустарную

промышленность центральных губерний (Московской, Владимирской, Костромской,

Ярославской, Тверской). Кустарь-одиночка — основа и начало промышленного

развития в любой стране. Выходя на рынок, кустарь попадает под власть

скупщика. Скупщик постепенно стягивает кустарей в свою мастерскую. Со

временем мастерская превращается в фабрику, где ручной труд заменяется

машинным. Переход от ремесленной мастерской (мануфактуры) к фабрике

называется промышленным переворотом.

Промышленный переворот — это долговременный процесс. Показателем его

завершения в той или иной стране является наступление такого момента, когда

в главных отраслях промышленности основная масса продукции изготовляется

предприятиями, оборудованными машинами, работающими на паровой или

электрической тяге.

В России промышленный переворот начался в середине ХIХ века. В разных

регионах и отраслях он протекал неодинаково. В хлопчатобумажной

промышленности он раньше начался и быстрее закончился. А в целом по стране

машинное производство победило к концу ХIХ века. Это было связано с

промышленным подъемом 90-х годов.

2

Всюду, где происходил промышленный переворот, он в какие-нибудь

несколько десятков лет ломал укоренившиеся географические представления

современников о своем отечестве. Железные дороги выхватывали из захолустий

города и местечки, о которых прежде никто не слышал. Проселочные дороги

вдруг наполнялись движением, а прежние тракты зарастали травой.

Административные центры отбрасывались на периферию, но зато какое-нибудь

село, прежде известное лишь своими искусными кузнецами или ткачами, словно

по мановению чьей=то таинственной руки превращалось в огромный город,

поднявший к небу десятки фабричных труб.

В 1871 году из села Иванова и Вознесенского посада Шуйского уезда

Владимирской губернии был образован город Иваново-Вознесенск — крупный

центр текстильной промышленности. Сам же Владимир в это время остановился в

своем развитии, как и два других древних города — Новгород и Псков.

На юге стремительно возвысился Ростов-на-Дону, ставший крупным

портовым городом и затмивший не только соседний Таганрог, но и

Новочеркасск, столицу Донского казачества.

Промышленные районы тесным кольцом сомкнулись вокруг Петербурга и

отрезали его от моря. В Петербурге в это время насчитывалось 667 тыс.

жителей. Он превратился в город с резкими социальными контрастами. В слегка

обветшавших дворцах на Миллионной и Литейном доживали свой век николаевские

царедворцы и фрейлины. В эти же районы втискивали свои особняки в стиле

эклектики дельцы новейшей формации, вчерашние приказчики и подрядчики. А

недалеко то Сенной площади располагался огромный комплекс ночлежных домов,

где ютилась беднота.

Москва быстро догоняла Петербург по числу жителей (601 тыс.) и тоже

превращалась в промышленно-капиталистический город. Рабочий класс,

скапливавшийся в крупных городах, в огромной своей массе состоял из

пришедших на заработки крестьян. На время сева, покоса, жатвы они

возвращались в свои деревни. В это время останавливались многие фабрики. Со

временем некоторые рабочие оседали в городе и порывали связь с деревней. Но

этот процесс шел гораздо медленнее, чем росли ряды промышленной армии

труда. В 60-70-е годы рабочие, не связанные с землей, составляли лишь

небольшое ядро рабочего класса. Обычно это были самые квалифицированные

рабочие.

Третьим по величине городом была Одесса, население которой превысило

100 тыс. человек. В Сибири в пореформенный период самым большим городом

стоял Томск (33 тыс. жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в

середине ХIХ века, сделал его основным центром сибирской торговли.

Тобольск, оказавшийся в стороне то тракта, почти не рос и терял прежнее

значение.

В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное 20-

летие шло успешно. Оно отличалось органичностью, естественностью. Торговля

выявляла потребности рынка, потребности человека. На их основе

формировалась легкая промышленность. На основе ее потребностей в машинах, а

торговли — в средствах доставки товаров развивались транспорт и тяжелая

промышленность.

90-е годы стали периодом бурного развития промышленного сектора

экономики. По темпам среднегодового прироста промышленной продукции Россия

в конце прошлого века обгоняла все европейские страны и шла вровень в США.

В конце 90-х годов средний прирост промышленной продукции в ведущих

отраслях промышленности составлял 12 % и более в год.

Особенно ускорено развивались новые отрасли производства: тяжелое

машиностроение, химические производства, электроиндустрия, железнодорожный

транспорт. В 1895 году Россия произвела 338 млн. пуд. нефти и стала

крупнейшим мировым производителем этого важнейшего вида топлива. В 90-е

годы удельный вес промышленного сектора в валовом национальном продукте

постоянно возрастал, и Россия постепенно превращалась из страны аграрной в

индустриально - аграрную. Наряду со старыми промышленными зонами, такими

как Центрально-промышленный район, Польский регион, Урал, к концу ХIХ века

возникли новые, выросшие на волне капиталистической индустриализации:

Донбасс, Бакинский район, Кузбасс. Владельцы наиболее устойчивых крупных

предприятий стали формировать монополистические объединения.

Первые монополии появились в России в конце ХIХ века. Всего их

насчитывалось около 20-ти. Они возникали, как правило, в форме синдикатов

(сохранение производственной самостоятельности при полном объединении

коммерческих структур) и картелей (объединение с целью регулирования цены

на сырье и конечную продукцию, условий найма рабочей силы при сохранении

производственной и коммерческой самостоятельности).

Монополия ограничивает действие свободного рынка. Официально

регистрируются знаменитые монополии: “Продамет”, “Продвагон”, “Продуголь”,

“Особая распределительная контора заказов спичечной промышленности”,

контролировавшая 95% всего производства спичек.

Органы государственной власти в XIX-ХХ веках

Государственный Совет

Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания

принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать

одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть

Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной

Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов:

законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии,

наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не

были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства

Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало

значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго

определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.)

состоял всего из 40 человек.

При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила

дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала

очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При

Гос. канцелярии действовала Государственная типография.

Сенат

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся

верховным местом империи и наделялся большими правами:

1) власть Сената ограничивалась только императором;

2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения

не было апелляции;

3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке

направлялись в Сенат и им распубликовывались;

4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз

когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого

затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;

5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и

обеспечивал общий порядок в стране;

6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве;

7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) председателем Сената

являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью

выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-

прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при

Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были

приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы,

взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган,

осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал

возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-

крепостнического государства.

Комитет министров

Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике.

Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые

во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-

вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в

разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.

Статья 11 учреждений государственных Свода законов Российской империи

подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие

и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все

дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение

по представлению министерств и главных управлений.

При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких

отделений, общей экспедиции и архива.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия

императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался

фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы

внутреннего управления.

Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не

выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом

законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после

утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной

власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими

министерствами и ведомствами.

Министерства

Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в

России в 1802 г.

Первоначально были созданы 8 министерств:

1) Военных сухопутных дел;

2) Морских сил;

3) Иностранных дел;

4) Юстиции;

5) Внутренних дел;

6) Финансов;

7) Коммерции;

8) Народного просвещения

Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление

путей сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.

Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочими органами в

системе царского самодержавия были именно министерства. Они оказались

более, чем другие российские органы государственного управления,

приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812

г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В первые годы своего

существования канцелярия занималась, в основном, военными вопросами.

Позднее крут ее деятельности расширяется и включает многие вопросы

гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.

В 1818 г. было составлено "Образование Собственной Его Величества

канцелярии", содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два

особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства;

2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.

Временные комитеты

Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреждений, т.е.

официальных правил, определяющих цели и круг задач соответствующих

государственных органов. В состав временных комитетов входили высшие

сановники государства, назначаемые лично императором.

Общие черты, свойственные системе правительственных секретных

комитетов, можно определить следующим образом:

1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления.

В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для

каждого комитета. Временно действующие, он функционировали параллельно с

обычными органами государственного управления и во многом подменяли их

деятельность.

2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия

сосредоточить в своих руках все нити государственного управления, найти

необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.

3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были

осуществлены, а реализованные - не приносили желаемых результатов, скорее

всего потому, что для устройства государственных дел нужны были не

полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического

государства.

Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй

четверти XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые

ведомства, например: горное, лесное, путей сообщения, - были военизированы.

Обычное гражданское управление также постепенно превращалось в управление -

военное. К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стояли

военные губернаторы. Система управления страной достигла предельной

централизации.

Число чиновников в России за первую половину XIX в. увеличилось с 16

тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился

практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности

следить за ежедневной работой государственного аппарата. Вместе с тем,

отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны

российского общества, а в результате страной правил не только Зимний

дворец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодержавием в

лице своих министров, становилось практически неуязвимым как

самостоятельная сила.

Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в

государственную службу?

Общие положения о принятии в гражданскую службу учитывали следующие

критерии:

1) состояние лица или его происхождение;

2) возраст;

3) познания.

I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:

1) Дворянам родовым и детям личных дворян.

2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских

управлениях Финляндии классные должности.

3) Детям священников и дьяконов православного и армянского вероисповеданий,

кроме рожденных до получения их отцами сего сана; также детям

евангелических и реформатских пасторов.

4) Детям купцов первой гильдии.

5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.

Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на привлечение к

государственной службе дворян и их детей.

II. Возраст, с которого начиналась государственная служба в начале XIX в.,

определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г.,

предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в

отечественных учебных заведениях, либо под надзором родителей и опекунов

(т.е. домашнее образование), но обязательно в России, в противном случае

человек лишался права на вступление в гражданскую службу. Исключение из

этого правила допускалось лишь с разрешения императора по каким-либо важным

причинам.

III. Последний критерий - познания - требовал соответствующего

свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в

гражданскую службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего

свидетельства об окончании учебного заведения, то он был обязан на

предварительном испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики

и арифметики. Причем, экзамен приходилось держать в том месте, куда желает

определиться поступающий на службу, выдержав испытание, он принимался

канцелярским служителем сообразно его происхождению. Все канцелярские

служители гражданского ведомства по различию званий, из которых они

поступали на службу, делились на 3 разряда званий при желании могли быть

приняты по учебной и искусственной части в действительную службу и принять

присягу на верность службы.

Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе

аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:

1) Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и

получившие установленные аттестаты.

2) Лица, совершившие курс наук и получившие аттестаты средних учебных

заведений и воспитанники и ученики, высших учебных заведений, не

окончившие в них полного курса наук, но оставившие занятия по

уважительным причинам н одобренные правительством в отношении

нравственном.

3) Лица, не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений.

Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.