рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Римское государство в период республики. Органы государственного управления

прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление

громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало

эффективность управления и стало со временем одной из причин падения

республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике

сочетались аристократические и демократические черты, при существенном

преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной

богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и

взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные

собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами

власти римского народа и были олицетворением свойственной полису

демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат

и магистраты - органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний -

центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря

своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических

и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до

н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных

изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал

выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было

доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же

сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше

граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья

численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну

центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание

высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров),

объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в

зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на

плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была

ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.)

и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские

собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они

получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в

политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому

времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами

всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться

в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих

собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение.

Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и

в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии -

ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных

лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они

же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.

Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по

ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено

тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для

голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то

обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и

избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали

утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было

отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов,

выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность

собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат.

Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до

н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не

избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан

по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из

представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие

государственные должности. Это делало сенат органом верхушки

рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных

граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления

назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как

указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а

затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии

предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же

образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц

(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль

играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна

государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые

расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной

безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели

внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное

собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же

разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание

рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Государственные должности и замещения

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в

Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения

магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность,

безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными

собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок

полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия

консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании

могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были

коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор

назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том,

что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это

решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии).

Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к

магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время

магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником

значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и

плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены

к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры

- иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение

нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую

(potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать

перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать

в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и

назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и

преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший

право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу

принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный

приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был

вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за

пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) -

без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право

отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные,

(чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов,

преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и

возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные

полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение

военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей.

Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов.

В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к

преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство

судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать

общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права.

Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела

римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев

(претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских

граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка

сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за

нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала

помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать

(под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых

уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики

достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в

городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек,

входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты,

очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto

играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла

на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась

крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных,

грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая

война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор

назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал

неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto

плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не

подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не

только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и

полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами

действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к

диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в

период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже

пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства

государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии

децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои

права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.

Падение республики и переход к империи

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме

приводит к обострению всех его классовых и

социальных противоречий. Успешная завоевательная политика

,превратившая Средиземное море во внутреннее море

Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу

до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и

политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения

управления ими. В

этих условиях становится все более очевидным , что старое

политическое устройство уже бессильно справиться с возникшими и

обострившимися противоречиями.

При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился прежде

всего к конфискации земель, так как рост населения требовал

расширения земельных владений. Рабство приобретает "классический",

античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в

государственыных и крупных частных землевладельческих латифундиях с

крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким

террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается

в ряд все более широких и мощных восстаний.

Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают

гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть

между группировками господствующего класса, противоречиями

между низкими производителями и возросшей ( до 300 000 )

массой люмпен - пролетариев, получавших незначительную

материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится

убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II

в. До н.э. широкое движение протеста неимущего

населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи

стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет

этого создать земельный фонд для наделения землей мелких

землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати — сената и

восстановить потерявшую былое значение власть народного соб -рания и

народного трибуна.

Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на

народное движение, сумел, несмотря на сопротивление сената,

провести в 133 году до н. э. через народное собрание Аграрный закон.

Закон ограничил максимальный размер земли получаемый от

государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный

фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными

гражданами. Получаемые ими участки становились

неотчуждаемыми, что должно было предотвратить обезземеливание

крестьянства. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году

был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и

несколько десятков тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат

Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены законы,

ослаблявшие политическое влияние знати, - введение тайного

голосования в народном собрании, право народного трибуна

избираться на следующий срок. Осуществляя аграрную

реформу своего брата, Гай вместе с тем в 123 — 122 гг. до н.

э. провел законы о создании в провинциях колоний римских граждан

с наделением их землей и о продаже зерна из

государственных складов гражданам по очень низким ценам.

Последний закон ограничил важное право сената —

распоряжаться государственными расходами, так как

финансирование продажи зерна переходило к народному

собранию, роль которого значительно возросла.

Гай провел и военную реформу. Было ограничено число

обязательных для римских граждан военных походов,

отменялась военная обязанность для граждан, достигших 46-

летнего возраста, воины стали получать жалованье и

вооружение от государства и могли обжаловать приговор о

смертной казни в народное собрание.

Наряду с этими мероприятиями в интересах низших слоев римских

граждан Гай Гракх провел и мероприятия в интересах всадников. В

их пользу был изменен порядок откупа налогов с провинций.

Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла роль этой

магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов.

Однако, удовлетворив интересы большинст-ва римских граждан, Гай потерял

их поддержку в попытке распространить права римского

гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристократии

удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан

законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя

полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.

Провал законопроекта о предоставлении прав римских

граждан свободным жителям Италии, считавшимся союзниками Рима,

вызвал крайнее недовольство союзников , вылившееся в I в. До н.э.

в союзнические войны, существенно осложнившие положение Рима

в условиях массовых восстаний рабов и длившихся

десятилетиями завоевательных войн в провинциях.

В результате Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жителям Италии

удалось уравняться в правах с римскими гражданами. Но это не

ослабил политическое напряжение в Риме — обострились

противоречия между возникшими в среде свободных

граждан группировками оптиматов, опиравшихся на сенат, и

популяров, боровшихся против сенатской олигархии. И те и другие

использовали подкупаемых люмпенов. Борьба между ними привела в

I в. до н.э. к гражданским войнам.

Крайнее обострение политической ситуации в Риме,

вызванное восстаниями рабов, недовольством мелких

землевладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не

выдерживая конкуренции с крупными латифундиями в

результате участия хозяев в бесконечных военных походах,

союзнических и гражданских войнах, потребовали усиления

центральной государственной власти. Все более очевидной

становится неспособность старых политических учреждений

справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются

попытки приспособить их к новым историческим условиям.

Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы

(82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат

назначить его диктатором на неопределенное время. Он приказал

составить проскрипции - списки своих противников, которые

подлежали смерти, а их имущество — конфискации. Увеличив

число сенаторов, упразднив долж-ность цензора, он пополнил

сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена

была власть трибуна — его предложения должны

предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция

народного собрания — из нее были изъяты судебные

полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату.

Установление пожизненной диктатуры выявило стремление нобилей

и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации путем

установления сильной единоличной власти. Оно же показало,

что попытки приспособить старую государственную форму к новым

историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы

был и отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической войны

91 — 88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских

граждан. Если до нее этими правами пользовались около 400 000

человек, то теперь их число возросло до двух миллионов.

Включение союзников в римские трибуны привело к тому, что комиции

перестали быть органами римского народа. Их

законодательная деятельность приостанавливается, право

избрания должностных лиц утрачивается. Успешные

завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства

- города в столицу огромного государства, к управлению которым

старая государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.

Необходимость выйти из острого политического кризиса,

неприспособленность старой государственной формы к

новым историческим условиям и переход к наемной армии

были основными причинами падения полисно- республиканского строя в

Риме и установления военно - диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы

власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь).

После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего

в 45 году до н. э. титул императора (до этого дававшийся

иногда как награда полководцу). Затем образуется второй триумвират

Антоний, Лепид,Октавиан с неограниченными полномочиями " для

устроения государства". После распада триумвирата и победы над

Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные

права народного трибуна, а в 27 году до н .э. — полномочия на

управление государством и почетное наименование Август ,

ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата

и считается началом нового периода истории Римского государства -

периода империи.

Заключение

В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала

длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества

— патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились

демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность

каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II

в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие

создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.

Литература

1. История государства и права зарубежных стран. Часть1.Под ред.

Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская

группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть2.Под ред.

Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская

группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.

3. Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.:

«Былина»,1995.

4. История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000.

5. Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая

литература», 1997.

6. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995.

7. Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: -

«Юристъ», 1996

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.