рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Регулирование отношений землепользования как функция государственной и муниципальной службы

сдавать в аренду, и сдавать в залог земельные участки а также передавать

земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды

(капиталы) акционерных обществ, товариществ и кооперативов, в том числе с

иностранными инвестициями10.

Государственная собственность на землю подразделяется на

федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Указ Президента РФ

от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» определил ряд

конкретных объектов федеральной собственности. К ним, в частности, могут

относится: земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые

для нужд обороны, безопасности страны, охраны государственной границы, а

также для осуществления других функций отнесенных к ведению федеральных

органов государственной власти; водные объекты, расположенные на территории

двух или более субъектов Федерации, и др.11 Одновременно указ предусмотрен,

что к федеральной собственности могут относится и другие природные ресурсы.

Муниципальная собственность на природные ресурсы – это

собственность района, города, и входящих в них административно-

территориальные единиц12.

Устанавливая субъекты муниципальной собственности, законодательство,

однако, не определяет ее объектов, таким образом к объектам можно отнести и

землю. Следует отметить ещё один вид образований – общественные

организации. И пролонгируя их по правам юридических лиц можно сделать

вывод, что им тоже принадлежит право собственности на землю. Таким образом,

в нашей стране существуют несколько форм собственности – государственная

(федеральная), муниципальная и частная, равным образом охраняемых законом.

Земля, как указывалось выше, может находиться у субъектов права на

землю на следующих титулах: праве пользования (бессрочного или временного),

праве пожизненно наследуемого владения 13. При этом право распоряжения

корреспондирует и право пользования и право владения, правда в разных

объемах. Для права пожизненно наследуемого владения, права распоряжения

означает право субъекта передавать участок, либо его часть в аренду или

безвозмездное пользование, а также передавать эти права по наследству, но

вот для субъектов постоянного пользования землёй то же право распоряжения

приобретает силу лишь при наличии согласия собственника земельного участка.

Установив формы собственности и виды прав на землю, следует отметить,

что любые их нарушения ведут к возникновению спорных отношений, за

исключением случаев преступлений и проступков, отнесенных к сфере

уголовного и административного законодательства. Возникновение спорных

отношений (в случае их не урегулирования простым соглашением) выливаются в

спор, определенный как земельный.

Необходимо отграничивать земельные споры от гражданских, а так же от

административных споров. В основе разрешения земельных споров с

гражданскими лежит разграничение земельных и гражданских отношений вообще.

Одним из отличий земельного права от гражданского является метод

защиты субъективных прав. Если гражданские права защищаются в судебном или

арбитражном порядке, то защита земельных прав осуществляется, как правило,

в административном порядке. Однако методы защиты земельных и гражданских

прав могут совпадать. Отличительным признаком при отграничении земельных

споров от гражданских является не метод защиты прав, а объект спорных

отношений.

Полное или частичное право землепользования производится правомерными

действиями. Земельное законодательство занимает совершенно четкую позицию в

отношении гражданских прав землепользователей.

ГЛАВА ВТОРАЯ

СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

ЧАСТЬ 2.1

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

Пунктом 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие

природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,

муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в

РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного

значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной

собственностью.

О муниципальной собственности на земельные участки указывается в п. 2

ст. 6 Закона РСФСР от 24.12.90 г. «О собственности в РСФСР».

Понятия муниципальной собственности шире раскрыты в Законе РФ от

6.07.91 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации», которые

применяются в части, не противоречащей Указу Президента РФ от 26.10.93 г.

Nо 1760 “О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2

данного Указа).

Так, в соответствии с п. 3 ст. 37 Закона РФ «О местном самоуправлении

в Российской Федерации» в муниципальной собственности могут находиться

земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоёмы, леса, луга и

другие). А п. 2а ст. 38 данного Закона раскрывает полномочия местной

администрации по распоряжению и управлению объектами муниципальной

собственности. Так, местная администрация вправе передавать находящиеся в

муниципальной собственности объекты во временное или постоянное владение и

пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на

условиях, предусмотренных законодательством.

К компетенции поселковой, сельской администрации в соответствии с п.

8, 11 ст. 49 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации»

относятся:

. определение в соответствии с земельным законодательством порядка

предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение

земельными участками на подведомственной территории.

. внесение представления в соответствующую администрацию об

установлении и изменении границ территории посёлка, сельсовета, о

выделении в его распоряжение дополнительного земельного фонда.

К полномочиям поселковой, сельской администрации в соответствии

со ст. 51 вышеназванного Закона также относятся:

1. представление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и

временное пользование, передаёт в собственность и сдаёт в аренду,

изымает земельные участки в пределах черты посёлка, сельсовета, а

также из фонда других земель (в том числе земель запаса)

переданного в ведение поселкового, сельского Совета, за

исключением случаев, предусмотренных законодательством;

2. организация ведения земельного кадастра;

3. планирование использования земель, находящихся в ведении

администрации;

4. организация разработки и осуществления генеральных планов,

проектов планировки и застройки посёлков, сельских населенных

пунктов;

5. согласовывание изъятия и предоставления земель, осуществляемых

вышестоящими органами;

6. взимание платы за землю;

7. осуществление государственного контроля за использованием и

охраной земель.

К полномочиям районной администрации в соответствии с п.15,16, 17

ст.55 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации»

относится:

. определение в соответствии с земельным законодательством порядка

–предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжение

земельными участками на подведомственной территории;

. установление границ земель, переданных в ведение поселковых,

сельских администраций по согласованию с ними;

. решение в соответствии с законодательством территориального

устройства; утверждение схем и проектов районной планировки.

К компетенции районной администрации в соответствии со ст. 60

вышеназванного Закона также относится:

. предоставление в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и

временное пользование, передача в собственность и предоставление в

аренду, изъятие земельных участков из всех земель в границах

района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

. организация ведения земельного кадастра;

. планирование использования земель, находящихся в ведении района;

. организация разработки и осуществления планов земельно-

хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района;

. взимание платы за землю;

. установление границ территорий земель, передаваемых в ведение

поселковых, сельских администраций по согласованию с ними;

. осуществление государственного контроля за использованием и

охраной земель;

. осуществление контроля на территории района по выполнению всеми

землепользователями обязательств по повышению плодородия почв,

борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель;

. организация проведения работ по землеустройству, вынесение

заключений по планам землеустроительных работ на территории

района;

. определение условий проведения изыскательных работ на территории

района.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2265

«О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено,

что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень

объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в

соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС Российской Федерации от

27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в

Российской Федерации на федеральную собственность, государственную

собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную

собственность».

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной

собственности, в государственную собственность субъектов Российской

Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия органов

местного самоуправления либо по решению суда.

Решение органов местного самоуправления о включении объектов

(имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в

судебном порядке.

В связи с принятием Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 «О

приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие

с Конституцией Российской Федерации» утратили силу многие нормы Земельного

Кодекса РСФСР, раскрывающие компетенцию местных администраций, а также

регулирующие порядок предоставление земли и прекращения прав на нее. В

данной ситуации необходимо руководствоваться действующим законодательством,

которое регулирует возникающие вопросы.

Так, вопросу собственности граждан на землю посвящен п.1 ст.49 Основ

гражданского законодательства Союза ССР, предусматривающий, что земельные

участки предоставляются гражданам в пользование для производства

сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения подсобного

хозяйства и садоводства, для возведения и использования жилых домов и иных

строений на праве собственности, а также для удовлетворения других нужд,

предусмотренными законодательными актами. Законодательными актами может

быть предусмотрена передача гражданам земельных участков в собственность.

В соответствии с п.1 ст.12 Закона РСФСР от 24.12.90 г. « О

собственности в РСФСР » граждане вправе приобрести для ведения

сельскохозяйственного производства, а также жилого дома, садоводства и

огородничества земельные участки в собственность.

Право граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу

земельного участка для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,

садоводства и индивидуального жилищного строительства закреплено в Законе

РФ от 23 декабря 1992 года.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 23.04.93 г. № 480 «О дополнительных

мерах по наделению граждан земельными участками» установлено, что органами

исполнительной власти обеспечить до 1995 г. завершение перерегистрации

ранее предоставленных в пользование граждан земельных участков. Форма

предоставления земельных участков в собственность, аренда определяется по

желанию граждан.

Кроме того, установлено, что при перерегистрации земельного участка,

ранее предоставленного бесплатно в собственность гражданина, в

собственность ему бесплатно передаётся участок или часть его в пределах

действующих на момент перерегистрации предельных норм предоставления

земельных участков, остальная часть по желанию гражданина выкупается им в

собственность по договорной цене.

За юридическими лицами право собственности на землю закреплено ст. 58

Земельного Кодекса РСФСР, а также в «Порядке продажи земельных участков при

приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и

дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных

гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности»,

утверждённом Указом Президента РФ от 14.06.92 г. №631.

Порядок предоставления земельных отношений закреплен в ст. 57, 58,

64, 66, 68, 80, 85, 86 Земельного Кодекса РСФСР.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.93 г. №1767 «О

регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»

каждому собственнику земельного участка выдаётся свидетельство на право

собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной

(поземельной) книге.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство

выдаётся соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству

по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и

других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдаётся

вышеназванным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или

иного документа, переход права собственности на землю.

Процедура ускоренного оформления права собственности на земельный

участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре предусмотрена п.

9 вышеназванного Указа Президента.

Вопросы регулирования общей собственности (долевой, совместной) также

отражены в данном Указе. Так п. 5 закреплено, что каждому члену коллектива

сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве

общей или совместной или долевой собственности выдаётся свидетельство на

право собственности на землю с указанием площади земельной доли (пая) без

выдела в натуре.

Сельскохозяйственные предприятия, членами коллективов которых земля

принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности в 2-х

недельный срок с момента подачи членом коллектива заявления о выдаче

свидетельства предоставляют в органы местной администрации списки

собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев).

Однако до настоящего времени порядок выкупа земельных долей и

перераспределения выкупленных земель не утвержден.

В соответствии с п.4 данного Указа все споры, связанные с отчуждением

и приобретением земельных участков, а также другие земельные споры

рассматриваются в судебном порядке.

Прекращение прав на землю регулируется исходя из общих норм и смысла

гражданского законодательства. Так, в соответствии со ст. 3 Основ

гражданского законодательства Союза ССР гражданские права и обязанности

возникают:

Из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а

также из сделок, хотя и не предусмотренных им, но не противоречащих

законодательству;

Из административных актов, порождающих в силу законодательства

гражданско-правовые последствия;

В следствии иных действий граждан и юридических лиц;

В следствии событий , с которыми законодательство связывает

наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии п.1 ст.7 Закона РСФСР от 24.12.90 года «О

собственности в РСФСР» гражданин или другое лицо , если иное не

предусмотрено законом или договором, приобретает право собственности на

имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащих закону.

Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что прекращение права

собственности помимо воли собственника не допускается за исключением

случаев обращения на это имущество по обязательствам собственника, в

случаях и порядке, предусмотренными законодательными актами РСФСР и

республик , входящих в РФ, принудительного отчуждения имущества, которое не

может принадлежать данному собственнику в силу закона, реквизиции и

конфискации.

В случаях стихийных бедствий , аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных

обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер , имущество в интересах

общества по решению органов государственной власти может быть изъято у

собственника в порядке и на условиях, установленных законодательными актами

с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Прекращение деятельности крестьянского хозяйства закреплено в разделе

УП Закона РСФСР от 27.12.90 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» .

Условиями прекращения деятельности крестьянского хозяйства в соответствии

со ст. 32 данного Закона являются:

А) Не использование земельного участка в сельскохозяйственных целях в

течение одного года;

Б) решение членов крестьянского хозяйства о прекращении его

деятельности;

В) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника,

желающего продолжить деятельность хозяйства;

Г) использование земельного участка методами , приводящими к

деградации земли;

Д) изъятие земельного участка в установленном законом порядке для

государственных и общественных нужд;

Е) в связи с банкротством.

В связи с признанием Указом Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 не

действующими ст. 65, 67 Земельного Кодекса РСФСР, предусматривавшим

порядок наследования земельного участка для ведения личного подсобного

хозяйства и наследование права собственности на землю, права владения

земельным участком для садоводства – в настоящее время для регулирования

данных отношений необходимо руководствоваться УП «Наследственное право»

Гражданского Кодекса РСФСР. Так, в соответствии со ст. 546 ГК РСФСР для

приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается

принятие наследства под условием и с оговорками.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически

вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал

нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии

наследства.

Указанные действия должны быть совершены в течение 6 месяцев со дня

открытия наследства.

Порядок наследования земельного участка, находящегося в

собственности, переданного на условиях аренды гражданам, ведущим

крестьянское (фермерское) хозяйство закреплен в ст.61 и 62 Земельного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.