рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

существующего права или известную его реформу под влиянием давления

интуитивного права, того, что их заставляет действовать в

соответственном направлении. Интуитивное право действует в качестве

незримого, закулисного фактора, на сцене же появляются разные иные

аргументы и соображения, составляются разные теории, политические,

социальные учения. Несмотря на свою подчас большую поверхностность,

односторонность и произвольность, подлежащая аргументации, теории,

учения, раз они по своему направлению соответствуют требованиям

зарождающегося и укореняющегося интуитивного права, представляются

люди весьма удачными и убедительными, приобретают распространение и

популярность, иногда такую же веру и почитание, как бывает в

религиозной области. Сила их коренится не в их интеллектуальном

содержании, а в эмоциональной интуитивно-правовой почве.

Сферой действия интуитивного права является область наделения

благами и причинения зол, распределение благ и зол, в отличии от

позитивного права, которое решает неотносящиеся к этой сфере

вопросы, вопросы формальностей, технических порядков и т. п.

Интуитивное право, как его понимал Петражицкий, не следует путать с

правом естественным, к возрождению которого в России в начале ХХ в. ученый

не имел отношения. Вернее, он не имел отношения к тому пониманию

«возрожденного естественного права», которое сформировалось в кружке

московского главы этого направления П.И. Новгородцева. Петражицкий верно

подчеркивал, что естественное право по Новгородцеву есть лишь проект

рационального, желательного, «правильного» права и поэтому никак не может

быть с научных позиций возведено в ранг особого вида права. Деление права

на два вида по признаку существования и желательности существования

представляет собой такую же классификационную несообразность как, например,

деление собак на две породы: существующие собаки и «будущие» или

«идеальные» собаки. Интуитивное право, вследствие своей нефиксированности,

независимости от нормативных фактов, является гибким и изменчивым и

зачастую имеет специфически индивидуальный характер. Но именно интуитивное

право, в силу более сильной психологической мотивации, играет решающую роль

в определении поведения человека и зачастую определяет возникновение

позитивных законов.

3. Справедливость

В справедливости люди усматривают высший руководящий свет; в

вере в существование справедливости они находят успокоение и

утешение в бедствиях и страданиях жизни. Но что такое

справедливость, где и в каком виде она существует, каков ее

принцип? На эти вопросы пытается ответить Л.И. Петражицкий в своем

труде «Теория права и государства в связи с теорией

нравственности».

В изложенном выше интуитивном праве содержаться данные для

разрешения проблемы о природе справедливости. А дело в том, что по

словам Л.И. Петражицкого справедливость представляет собой не что

иное, «как право в нашем смысле, а именно интуитивное право»[4].

Справедливость как реальное явление есть явление духовной жизни,

психическое явление, и для научного, достоверного познания

соответствующих феноменов требуется применение соответствующего

метода, самонаблюдения и соединенного метода. Применяя этот метод

Л.И. Петражицкий считал, что мы имеем дело не с переживаниями

симпатии по чьему-либо адресу, не с суждениями об общественной

целесообразности или вообще какими бы то ни было приспособленными

суждениями и расчетами и т. д., а с принципиальными, нормативными

переживаниями в смысле соответствующего образованного выше понятия;

здесь имеются этические эмоции, эмоции долга, соответствующее

поведение представлено у автора как должное, независимо от каких

либо целей и расчетов. Из этого следует, что представление или

восприятие чужого поступка, представляющегося нам явно

несправедливым по отношению к кому-либо, вызывает соответствующее

этическое порицание или негодование; воспоминания же о собственном

поступке этого рода вызывает соответствующие этические угрызения

совести.

Применяя деление права на два вида: интуитивное и позитивное и

изучая переживания справедливости с этой точки зрения автор

констатирует, что здесь мы имеем дело с интуитивно правовыми

синонимами, с суждениями не о том, что полагается по закону, а

по нашим собственным, независимым от внешних авторитетов убеждениям.

Сообразно с этим сами законы, правовые обычаи подвергаются

критике с точки зрения справедливости, другие порицаются или даже

отвергаются с негодованием как несправедливые.

Справедливость отличается индивидуальной изменчивостью по

содержанию, имеет различное содержание у разных классов людей и

индивидов, обладает большей способностью приспособляемости к

конкретным обстоятельствам, чем позитивное право, развивается

постепенно и незаметно. Нормы справедливости представляются с

наивно-проекционной точки зрения, вследствие независимости от

местных законов, обычаев вечными, неизменными, имеющими всеобщее

значение.

4. Позитивное право и его виды

Под позитивным правом, как реальным явлением Л.И. Петражицкий

разумеет «императивно-атрибутные переживания, содержащие в себе

представления нормативных фактов как оснований обязанностей».[5]

В области позитивного права можно различать несколько видов и

разновидностей, смотря по тому, на какого рода нормативные факты

имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях.

Учение о видах права заимствовано у древних римских юристов, но

оно скрывается под своеобразным и, по-видимому, означающим нечто

иное именем учения о так называемых «источниках права». По мнению

Л.И. Петражицкого к источникам права относят законное и обычное

право.

В области позитивного права следует различать три различные

вещи:

2. Нормативные факты, соответствующие поступки людей, постановления

законодателей и т. д.

3. Императивно-атрибутивные переживания, связанные с

представлениями этих фактов – само позитивное право как реальный

феномен.

4. Соответствующие нормы, эмоциональные фантазмы, порожденные

этими переживаниями.

В области изучения позитивного права и отдельных его видов –

дело зависит от психического состояния подлежащих индивидов или

народных масс, от их психических склонностей, психических привычек

и диспозиций, убеждений разного рода. Так что восприятия и

представления соответствующих фактов, например, изданных в

надлежащей форме государственных законов, обычаев предков иногда

возбуждают в их психике позитивно-правовую реакцию, вызывают

соответствующее позитивное право.

С точки зрения психологической теории права как императивно-

атрибутивных переживаний круг факторов, могущих играть роль

нормативных в области позитивного права, значительно шире, и

видов позитивного права значительно больше.

5. Законное право

Законы, или законные правовые нормы— выражения и понятия с точки

зрения Петражицкого Л. И. Однозначащие — суть, по господствующему

определению, нормы, установленные государством, или ведения, выражения воли

государства (или органов государственной власти). При этом подразумевается

или особо указывается в определении, что подлежащие предписания должны быть

составлены и изданы в надлежащем, установленном правом данного государства,

порядке.

Далее, законы в тесном смысле автор делит на основные, или

конституционные, и обыкновенные. Основные, или конституционные законы,

определяются обыкновенно как такие законы, которые определяют основные

начала государственного устройства страны и издаются особым осложненным

порядком. Правильнее говорить не об особом порядке издания этих законов, а

о существовании особых правил для их отмены или изменения, затрудняющих эти

акты и способствующих прочности и постоянству соответственного права.

Следует притом заметить, что в число конституционных законов могут

включаться и включаются не только законы, определяющие основные начала

государственного устройства, а и разные другие законы, пересмотр коих

создатели конституции желают по таким или иным соображениям затруднить.

Таким образом различие между основными и обыкновенными законами имеет чисто

формальный, касающийся порядка их изменения, характер.

В процессе образования законов Петражицкий Л. И. Различает пять стадий:

1) почин, или инициативу закона, 2) обсуждение, З) утверждение, или санкцию

закона, 4) промульгацию и 5) обнародование, или публикацию.

Под законодательною инициативою в техническом смысле подразумевается

внесение в законодательное учреждение предложения об издании, изменении или

отмене закона, имеющее то значение, что законодательное учреждение обязано

обсудить и так или иначе решить возбужденный законодательный вопрос.

Промульгацией называется повеление со стороны главы государства

обнародовать и исполнять утвержденный им закон.

Закон вступает в действие, признается обязательным для граждан, не раньше

обнародования. Момент начала действия закона может быть установлен в самом

законе; в частности, в области обширных и заключающих в себе много

новшества законов момент начала действия отлагается нередко на более или

менее продолжительное время, для доставления населению возможности

надлежащего ознакомления с содержанием нового права . Если в самом законе

не назначен момент вступления в действие, то этот момент определяется

общими, в разных государствах различными правилами. Содержание этих правил

определяется, с одной стороны, тем соображением, что законы нельзя считать

известными народонаселению с момента выхода в свет того номера

официального издания, в котором он напечатан.

И здесь следует сказать: центр тяжести понятия и учения о законном праве и

законах должен быть перенесен в область право-психологического действия;

существенно не то, от кого исходит закон, от данного государства, его

органов или от кого-либо другого, а то, что соответственный акт получает в

данном государстве силу нормативного факта, т. е. Вызывает соответственное

императивно-аттрибугивное сознание.

Петражицкий Л. И. Определяет:

1. Законное право, как императмвн-аттрибутивные переживания со ссылкою на

представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, как на

нормативные факты.

2. Законы — как представляемые односторонние правовые распоряжения кого-

либо, поскольку они являются нормативными фактами (т. е. Поскольку

подлежащие представления оказывают соответственное влияние на чью-либо

правовую психику, возбуждая или устраняя, или изменяя императмвн-

аттрибутивные переживания)

Установленные массы и классовые понятия законного права и законов,

объемлющие несоразмеримо более явлений, чем ходячие представления о

законах, допускают деление на разные виды, подвиды т и разновидности с

различных точек зрения и для различных теоретических и практических

надобностей, в том числе для получения более узких классов и классовых

понятий, удовлетворяющих потребностям офиииально-правовой и практическо-

догматической юриспруденции.

Петражицкий допускает деление права:

1. По тем представляемым существам, от которых они представляются

исходящими на божеские и человеческие.

2. Смотря по разным общественным сферам действия, можно различать законы и

законное право: семейственные, родовые, общинные, государственные,

церковные и т. д.

З Смотря по наличности или отсутствию официального значения в государстве,

законы и законное право можно делить на официальные и неофициальные.

Официальное значение могут иметь и имеют не только государственные законы,

а и разные другие, например, церковные законы, поскольку подлежащее право

пользуется официальным признанием со стороны государства, уставы и иные

постановления разных частных, признаваемых государством, обществ, например,

акционерных компаний, клубов, ученых обществ и проч.

Характерною особенностью законодательства и законного права по отношению

к другим видам нормативных фактов и позитивного права, в частности по

отношению к обычному праву, является то, что здесь одно лицо или известная

группа лиц может по своему усмотрению вызывать в психике других, в

частности в психике более или менее обширных народных масс, такое право на

будущее время, какое ему или ей представляется с какой—либо точки зрения

желательным, а равно устранять, отменять существующее право и производить

разные другие изменения в чужой правовой психике и жизни (впрочем,

разумеется, в пределах своего законодательного авторитета и соблюдения

других условий успешного нормативного действия законодательных

постановлений, избегания резких противоречий с интуитивным правом и т. д.).

При этом подлежащие правовые изменения, в том числе такие, которые могут

происходить в виде медленного и постепенного развития и без

законодательного вмешательства, например, путем соответственного развития

обычного права, в области законодательства могут быть произведены внезапно,

сразу, в избранное по усмотрению время. С этими особенностями связаны

разные дальнейшие характерные свойства законодательства и законного права,

в частности разные его достоинства и недостатки по сравнению с другими

видами нормативных фактов и позитивного права.

6. Обычное право

Обычное право обыкновенно определяется как такое право, которое, не

будучи установлено законом (или государством), фактически соблюдается, или

— которое выражается в постоянном однообразном соблюдении известных

правил поведения.

Петражицкий различает два вида обычного права: 1) право обычаев

предков, старых традиций, старины и 2) право современных обычаев, обычно

соблюдаемого, общепринятого.; для краткости первое можно назвать условно

старообразным, второе новообразным; в области обычно-правовой психика

первого вида престиж, авторитет (эмоциональная сила) обычного права, при

прочих равных условиях тем выше, чем старее, древнее представляется данный

обычай: чем старее, тем святее.; в области обычно-правовой психики второго

рода она при прочих равных условиях тем выше, чем более общепринятым и

неуклонно соблюдаемым в подлежащей сфере представляется данное правовое

поведение.

Человеческая культура, в том числе хозяйственная жизнь, орудия и способы

производства материальных благ и т. д. движется вперед не пропорционально

времени, а в ускоряющейся прогрессии по отношению ко времени на низших,

примитивных стадиях развития жизнь относительно неизменна, процесс

культурных изменений происходит весьма медленно, на высших стадиях развития

изменения делаются все быстрее и быстрее. Столь сильные изменения

человеческой жизни, для которых на примитивных стадиях требуются десятки

тысяч лет, происходят на последующих ступенях в течение тысячелетий, затем

столетиями, а теперь, в частности, под влиянием могучего фактора

человеческого прогресса — науки, десятилетия вносят более сильные

изменения, чем какие прежде достигались в течение тысячелетии, а отсюда по

отношению к обычному праву вытекают следующие положения:

1. Косность и архаичность обычного права, медленность развития и

относительная неподвижность.

2. Чем выше ступень культуры, тем более консерватизм обычного права

делается отрицательным фактором социальной жизни и культуры и ее

прогресса.

3. Сообразно великой ценности обычного права и вообще обычаев предков (в

том числе нравственных, технических и иных) на низших ступенях культуры,

как основного разумного руководства социальной и индивидуальной жизни имеют

великий престиж и ореол. Обычное право имеет великую мотивацию иную и

культурно воспитательную силу и ценность, а законодательство относительно

бессильно и малоценно.

Заключение:

.И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков

права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории

права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете

Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и

за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию.

В творчестве Петражицкого модельный ряд вариантов правопонимания,

описывающих отдельные элементы правовой структуры, себя исчерпал. Общую

направленность движения западной правовой мысли можно представить следующим

образом: идея аксиологически наполненного права, существующего независимо

от субъекта (естественное право), была заменена идеей права как текстуально

выраженной воли государства, существующей также автономно от субъекта

социального действия, но уже имеющей с ним связь через государственную

власть, через аппарат государства. В социологическом варианте

правопонимания право впервые оказалось непосредственно связанным с

социальными субъектами и фактически понималось как результат их социальной

коммуникации, но Петражицкий пошел еще дальше и замкнул право на

индивидуальном субъекте. Круг оказался завершенным: от максимально

реифицированной правовой действительности, существующей вне субъекта

(юснатурализм), был совершен переход к праву как к созданию самого

человека, эмоции, не выходящей за границы его субъективности.

Как известно, Петражицкий понимал под правом переживаемые субъектом

специфические эмоции. Их отличие от других эмоций мыслитель видел в

двустороннем характере: с одной стороны, они авторитетно (императивно)

возлагают обязанности, с другой стороны, они также авторитетно отдают

другому, предписывают ему как право то, чего они требуют от нас. Такие

эмоции Петражицкий называл императивно-атрибутивными, в отличие от

императивных моральных эмоций, которые, предписывая определенное поведение

как обязанность, не предоставляют никому права требовать ее безусловного

исполнения.

Наличие атрибутивной, управомочивающей составляющей и является сутью

права, отличающее его как специфическое явление от всех других явлений. В

этой части своей теории Петражицкий осуществил, фактически,

феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь

правомочия и обязанности и это, несомненно, является его непреходящей

заслугой. Но общие субъективистские предпосылки его теории не позволили

сделать из этого положения научно корректные выводы. Право, по сути,

сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания) и тем

самым создавался обедненный и ложный образ права, а сама сфера правового

непомерно расширялась.

Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как

систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и

функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей,

способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто

социологический подход к праву.

Список использованной литературы:

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций. -

М.: Юридическая литература, 1999

2. Антология мировой правовой мысли в пяти томах/ под ред. И. А.

Исаева. – М.: Мысль, 1999

3. Большой словарь иностранных слов/ сост. А. Ю. Москвин. – М.:

Центрполиграф, 2001

4. Большой юридический словарь/ под ред. А. Я. Сухарева, В. Е.

Крутских. – М.: Инфра – М, 2002

5. Вилюнас М. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976

6. История политических и правовых учений века. – М:

Юридическая литература, 1995

7. История политических и правовых учений: учебник для вузов./

под ред. В. С. Нерсесянца

8. История русской правовой мысли. - М.: Остожье , 1998

9. Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с

теорией нравственности. – М.: Проспект, 1999

10. Петровский А. В. Краткий очерк истории социальной психологии.

- М., 1975

11. Поляков А. В. Философия права Льва Петражицкого// Кодекс.

Правовой научно-практический журнал 2000. №1

12. Теория права и государства : учебник для вузов/ под ред. М.

Н. Марченко. – М.: Зеркало – М, 2001

-----------------------

[1] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. 2-е изд.1909

[2] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности . 2-е изд. 1909

[3] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности.. 2-е изд. 1909

[4] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. . 2-е изд. 1909

[5] Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. . 2-е изд. 1909

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.