рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Происхождение государства

государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную

территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем

государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в

известных границах и подчиненных одной власти»[11].

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты

государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него,

одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом,

третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это

определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков

государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во

всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но

государства тут не было».

Не согласны с приведенным понятием и историки психологической теории

права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал

Ф. Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная

психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации

общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство.

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф.

Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие

к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все

гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет

спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое

конфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не что

иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в

приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это

есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в

официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в

которых возникает высокая классовая напряженность и политическое

противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения

подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план

их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в

государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как

политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий

специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей

страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки

государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства

и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая

формулировка: государство – это политическая организация общества,

обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством

государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную

власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права,

свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятия государства, но больше

подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство

есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно

выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его

единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же

время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы

граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при

раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от

негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков

государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в

качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего

общественно-политического института»[12]. Каковы же эти признаки?

Территориальная организация населения и осуществление публичной

власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе

принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или

предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно

территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-

организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения

потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной

организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую

распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее,

превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом,

пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой

институт – подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только

возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А

потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций государство отличается тем, что

олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть.

Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения,

создаются добровольно по тем или иным интересам.

Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает

с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было

непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и

использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни

в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит

в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном

сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и

принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть

представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная

власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое

обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в

реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным

учреждениям.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних

веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и

придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет –

обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или

доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее

верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1)

универсальность ее властной силы, которая распространяется на все

населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее

прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая

другая общественная власть не располагается.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой

другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном,

монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах

государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни

независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в

жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей

партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин

глубокого кризиса общества и государства.

Неразрывная связь государства и права. Без прав государство

существовать не может. Право юридически оформляет государство и

государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит

функционирование государства и государственной власти в рамки законности,

подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности

государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков.

Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в

сфере государственной жизни! – отделить государственную власть от власти

церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.

Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно

становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть

неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет – «независимость государственной власти

от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее

исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои

дела»[13].

Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в

себе все наиболее существенные черты государственной организации общества».

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

в универсальности – только решения государственной власти

распространяются на все население и общественные организации данной страны;

в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого

незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает

никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее

взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решения

разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии

управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она

несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две

суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном

и там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периоды

истории, связанного с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в

своих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняет

этого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся не

может, и одна из них непременно сходит со сцены.

Государственный суверенитет – это основа силы государства, его

способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет

не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например,

для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннего

произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых

участвует государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на

законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей

государственной территории;

внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах

страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне

кроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом,

когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке.

Государство в соответствии с международным правом и своим национальным

законодательством может уступать свои суверенные права межгосударственным

организациям.

В современном мире «суверенитет одного государства не означает, что

оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других

государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое

государство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальных

групп и их негосударственных образований»[14]. В международных отношениях

государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными

нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не

ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по

всеобщему согласию.

В федеративных государствах суверенитет признается за союзными

государством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектами

федерации. В России по федеративному договору суверенным считаются и

республики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституциями

некоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «Республика

Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и

интересы всего многонационального народа республики».

В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФ

распространяется на всю территорию».

В ней есть также положение о том, что «РФ обладает суверенном правом

и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне

РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного

права».

В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое

выражение полновластие народа, в интересах которого государство

осуществляла руководство обществом.

Государственный суверенитет как особенность государственной власти

следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия,

право народу самому, своей волей определять свою судьбу». Аналогичное же

значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций и

народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право

на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться с народным

суверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, в

котором нации и народности реализовали свое право на национальное

самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех

указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный

суверенитет.

Национальный суверенитет означает «права на самоопределение вплоть до

отделения и образования самостоятельного государства»[15]. В

многонациональных государствах, образованных путем добровольного

объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством,

естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от

того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое права на

самоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерации

на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет,

осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать

суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигается

путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих

прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций

обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих

случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является

носителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета,

принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему

как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы

каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в

любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций,

входящих в его состав.

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей,

определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и

заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи

собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению

вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в

том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно

превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-

репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно

функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с

принципом разделения властей.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его

разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства,

оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй,

здесь исток новой закономерности развития современного государства –

возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность появилась в

полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою

организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и

культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы

– министерства экономики, труда, культуры, образования и др.

В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в

«развитие государства может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход»

государства от экономически, все большее его отдаление от хозяйственной

жизни, от выполнения функций собственника»[16]. Практика показала , что

именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем

самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических

потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева

может быть применимо только в нашей стране, где разгосударствление

общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли

государства во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие

этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад.

Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса

мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства

появилось новая закономерность -–сближение различных государств, их

взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные

государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств

социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия

учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре,

строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности

уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и

подозрительность.

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции,

главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного

государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад,

непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда

государственная власть используется в личных, групповых, клановых

интересах, подчиняются узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это

развитие весьма противоречивым.

Список использованной литературы :

Конституция РФ 1993 год.

Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.

Под ред В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: ИНФРА, 1997

Общая теория государства и права : Учебник / Под ред В.В. Лазарева - М.:

Юристъ, 1996

Комаров С.А. Общая теория государства и права : Учебник - М. : Юрайт, 1997

Венегеров А.Б. Теория государства и права : Часть 1. Теория государства. -

М.: Юристъ, 1995

Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юр. лит., 1994

Хрестоматия по всеобщей истории государства и права : Учебное пособие / Под

ред З.М. Черниловского. - М.: Фирма «Гардарика», 1996

Фаткуллин Ф.Н. Основные учения о праве и государстве.: Учебное пособие. -

Казань : КФЭИ, 1997

Хропонюк В.Н. Теория государства и права. : Учебное пособие для высших

учебных заведений. - М., 1995

-----------------------

[1] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997.

С. 111.

[2] Алексеев С. С. Государство и право. М., 1993. С. 12, 13.

[3] Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 1995. С. 22.

[4] Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 1995. С. 25.

[5] Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав.

М., 1996. С. 10-12.

[6] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997.

С. 46-47.

[7] Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 47.

[8] Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и

развитие общества. М.; Л., С.86.

[9] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 51-52.

[10] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996. С. 52.

[11] Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. С. 18.

[12] Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М.,

1997. С. 116.

[13] Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994. С. 33.

[14] Фаткуллин Ф. Н. Основные учения о праве и государстве. Казань., 1997.

С. 163.

[15] Хропонюк В. Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 61.

[16] Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994. С. 20.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.