| |||||
МЕНЮ
| Проблемы государственной службы и правовой механизм их регулирования по материалам управления государственной и муниципальной службы Московской областименьшему и высшую степень низшей. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Руководитель должен изучить продолжительность и тип образования, его соответствие рассматриваемой работе. Второй основной критерий отбора - опыт, руководители часто отождествляют с возможностями работника и с его отношением к работе, в связи с этим отдается предпочтение работникам с опытом. Одним из способов измерения опыта работы в Администрации является установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Также следует выделить третью составляющую отбора - персональные характеристики, такие как возраст, социальный статус. Особое место при отборе кадров занимают рекомендации и характеристики, эти составляющие играют большую роль и оказывают иногда решающее значение. При существующих методах отбора кадров для государственной службы области порой искажается равный доступ граждан к государственной службе, поэтому в целях обеспечения равного доступа к государственной службе и повышения профессионального уровня государственных служащих администрации было утверждено Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, которым утвержден порядок проведения конкурса и было рекомендовано органам субъектов федераций руководствоваться положениями Указа при проведении конкурса на замещение вакантной должности в органах государственной власти Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, обеспечивает государственному служащему равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в органах исполнительной власти качественному исполнению служебных функций. Анализ применяемых методов отбора показал, что реально употребляемые методы и процедуры это: - оценка уровня образования, - оценка опыта работы, -личностные характеристики (социальное положение, возраст). Требования к кандидату определяются исходя из должностных инструкций. Очевидно, такой подход не может дать необходимого уровня профессионализма при отборе кандидатов. Для сохранения, развития и повышения профессионализма корпуса государственной службы Администрации необходимо разработать стратегическую концепцию развития кадрового потенциала, включая принципы совершенствования методов отбора, подготовки и переподготовки специалистов с учетом современных управленческих технологий. За период с 1991 по 1997 год в органах исполнительной власти проводилось неоднократное сокращение численности работников органов исполнительной власти от 10 до 30%. В результате этого происходит массовое высвобождение государственных служащих Администрации области, в этой связи появляется проблема трудоустройства высококвалифицированных кадров. Это также заставляет ставить вопрос о переподготовке и переквалификации государственных служащих. Следует отметить, что помимо гарантий, предусмотренных ст. 40 КЗОТ Российской Федерации, государственным служащим должны быть предложены государственные должности государственной службы в других государственных органах с учетом их профессии, квалификации и занимаемой должностей, если им не может быть предоставлена работа в том государственном органе исполнительной власти. При невозможности трудоустройства государственным служащим, заключившим трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) с сохранением на этот период денежного содержания по занимаемой до высвобождения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы. Высвобождаемым государственным служащим выплачивается средний заработок в течение трех месяцев со дня увольнения (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления работы с учетом их профессии и квалификации государственные служащие остаются в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года со дня увольнения непрерывного стажа государственной службы. Вопросы статуса государственного служащего государственной службы субъекта Федерации (Московская область) нашли свое закрепление в законе "О государственной службе в органах государственной власти Московской области. Анализ опыта государственной службы, проведенный нами, выявил целый ряд проблем, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются: - статус государственной должности субъекта Федерации - аттестация государственного служащего, т.е. его оценка; -условия государственной службы (денежное содержание. социальные гарантии и др.). Все перечисленные проблемы требуют, законодательного закрепления и развития. Определенные шаги в этом направлении в области уже предприняты. Одни проблемы находятся в стадии решения с точки, зрения их правового оформления, другие еще прорабатываются на уровне дискуссий и научных исследований. Правовой статус государственных служащих рассматривается как основной элемент правового института государственной должности. Четкое определение статуса должности, характеризующей служебное место и социально-трудовую роль служащего в государственном органе необходимо, по мнению Ю.Н.Старилова, "во-первых, для определения объема служебной "дееспособности" как субъекта права. Во- вторых, это важно для оптимизации общей численности административного персонала, соотношения работников различных рангов и упрощение (удешевление) государственного аппарата" [19]. Обратимся теперь к проблеме проведения аттестации государственных служащих. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда производится его аттестация. Аттестация - необходимый этап работы с кадрами. Аттестация - это определение квалификации, уровня знаний работника, отзыв о его способностях и иных качествах. Другими словами - это некоторый законченный, оформленный, зафиксированный результат его оценки. Совершенствование и упорядочение прохождения государственной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Понятие "аттестация" используется в узком и широком смысле слова. Аттестация в узком смысле проводится с целью проверки и оценки профессиональных, дедовых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе, занимаемой государственной должности государственной службы. Федеральный закон от 5 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" в ст. 24 определяет, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности на государственной службе, а также для решения о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. В 1992-1993 годах была проведена аттестация государственных служащих, в результате которой 99% руководителей и специалистов были признаны соответствующими занимаемой должности. В 1996 году Указом Президента Российской Федерации было утверждено Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, в котором был установлен порядок проведения аттестации, и было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями указа при проведении аттестации государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения защиты социальных прав лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих нормативными актами утверждены некоторые социальные гарантии для указанных лиц, а также рекомендовано субъектам Российской Федерации установить соответствующие социальные гарантии за счет собственных средств. Руководители и специалисты государственной службы Московской области не относятся к категории низкооплачиваемых. Однако уровень денежного содержания государственных служащих ограничен соответствующими законодательными актами, где зафиксирован определенный максимальный уровень, т.е. уровень заработной платы ограничен, а возможность дополнительного заработка исключена соответствующими законодательными актами, кроме научной и преподавательской деятельности. Также необходимо отметить отсутствие социальных гарантий для лиц замещающих областные государственные должности. Это следствие отсутствия возможности финансового обеспечения социальных гарантий в настоящий период. Такое же положение остается и в 1998 году, финансирование социальных гарантий не предусмотрено бюджетом области. Поэтому за исключением некоторых социальных гарантий в Московской области закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации" действует лишь в рамках ограничений. Таким образом, анализ опыта функционирования государственной службы и выявление проблем, связанных с ее становлением в Московской области показали, что назрела необходимость разработки и реализации региональной Программы государственной кадровой политики, на основе которой и должно осуществляться развитие государственной службы в ближайшие годы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. было принято Положение о федеральной государственной службе. Оно закрепило основные принципы государственной службы, перечень государственных должностей, обязанности и права государственных служащих, порядок прохождения государственной службы. Тем самым официально было положено начало реформированию государственной службы в Российской Федерации, а также кодификации значительной по объему части российского административного права, нормы которой адресованы как служащим государственного аппарата, так и всем гражданам, вступающим в отношения с этим аппаратом. В своем социально-политическом качестве государственная служба возникла с появлением самого государства. Процессы разделения труда и усложнения социальной и политической структуры общества, с неизбежностью приводят к соответствующему оформлению социально-правового механизма государственного управления, в деятельности которого и осуществляются функции государства. Именно как социально-правовой институт управления мы и рассматривали функционирование государственной службы. В результате проведенного анализа правовой модели государственной службы можно сделать ряд выводов, практическая реализация которых позволит улучшить функциональные характеристики государственной службы, придать ей направленность и добиться должной эффективности. На федеральном уровне, необходимо усилить нормативно- правовое обеспечение деятельности государственной службы и прежде всего в сфере социальной защиты государственных служащих, приведения трудового законодательства в соответствие с нормативно- правовыми актами, регулирующими деятельность государственной службы России. Существует острая потребность в нормативных правовых актах, развивающих и конкретизирующих базовый закон о государственной службе. Дело в том, что нарушен один из ключевых принципов правотворчества, гласящий: законодательные акты, предусмотренные в базовом законе, должны разрабатываться и приниматься вместе с ним. Поскольку на деле ни один закон принят не был, действие рамочного закона в значительной мере оказалось парализовано. В связи с этим следовало бы незамедлительно приступить к подготовке законов о дисциплинарной ответственности госслужащих, об их денежном содержании, о присвоении им квалификационных разрядов, о пенсиях госслужащих, о должностном лице и административной процедуре (об общих правилах взаимодействия государственных служащих с гражданами) и т. д. В июле 1995 года принимается закон, устанавливающий основы государственной службы. Но уже до его принятия в субъектах России были приняты свои законы. Вторая волна их принятия началась уже на базе Федерального Закона. Поэтому в законах имеются ряд отличий. Законы республик также отличаются тем, что содержат ряд существенных несоответствий с Конституцией, Федеральными Законами. По мнению ряда специалистов, одним из средств решения проблемы могут стать разработка и принятие крупного кодификационного акта о государственной службе. Проект кодекса уже подготовлен в соответствии с президентским указом № 278 от 3 апреля 1997 года. Что с собой принесёт кодекс государственной службы? Во-первых, систематизацию многочисленных действующих нормативно-правовых актов о госслужбе и создание на этой основе непротиворечивой нормативно-правовой базы. Во-вторых, разработку и введение новых норм с учётом первоочередных приоритетов. В-третьих, закладку в кодекс “правовых ниш” для последующего органичного включения в него новых норм. И главное: кодекс призван исчерпывающим образом регулировать госслужбу, служить юридической базой для комплексной реформы государственной службы. Правда, некоторые скептики считают, что имеющийся нормативный материал пока недостаточен для кодификации и следует сначала принять некоторые важнейшие законы по развитию и конкретизации рамочного закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”, а уж потом кодифицировать государственно-служебное законодательство. В этих доводах есть рациональное зерно, которое, однако, не отменяет необходимости, пусть и в отдалённой перспективе, систематизировать и кодифицировать государственно-служебный правовой массив. Современный подход к государственному управлению на уровне субъекта Федерации на первое место ставит кадровую и информационную политику. Необходимо выделить два ее основополагающих принципа: - эффективность и системность критериев отбора и оценки специалистов - ориентированность системы подготовки кадров на развитие и планирование карьеры. В таком субъекте Федерации, как Московская область, современная кадровая политика должна быть деятельностно ориентированной. Необходимо перенести центр тяжести с процедур, правил и предписаний на конкретные действия с людьми, ориентированные на конечный практический результат. На основе качественного анализа кадрового состава государственных служащих Московской области была выявлена необходимость решения следующих наиболее острых проблем: - повышение профессионализма и компетентности государственного служащего; - практическая реализация конкурсной системы отбора и аттестации государственных служащих - создание единого банка данных по кадровому потенциалу и резерву - устранение неопределенности его правового статуса; - достижение социальной защищенности; - актуальность адресной переподготовки и повышения квалификации специалистов. Целенаправленная работа в рамках предложенной в данном исследовании во-первых, позволит избежать бесцельной траты средств на не оправдывающие себя мероприятия, а во-вторых, решить проблему адаптации новых кадров, повысить их профессионализм с учетом новых требований и условий работы. Все это в результате послужит достижению стабилизации и дальнейшего развития экономики одного из крупнейших субъектов Российской Федерации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М„ 1993. 2. Декларация прав и свобод человека и гражданина: Принята Постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865. 3. Федеральный закон от 5 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 37. Ст. 3588. 4. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506. 5. Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. (в ред. законов Российской Федерации от 24 июня, 22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г.) //Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1010; 1992. N 34. Ст. 1966; N 46. Ст. 2618; 1993. N 21. Ст. 748 (в ред. Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506.) ^6. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N21.CT.1930. 7. Кодекс законов о труде Российской Федерации (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. и Федерального закона от 24 ноября 1995 г.). М.: Юрид. лит., 1993; Рос. газ. 1995. 5 дек. 8. Положение о государственной службе: Утв.Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2267 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 841 и от 9 августа 1995 г.)//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 52. Ст.5073; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 2. Ст.76; 1995. N 33. Ст.3358- 9. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 298 "Об Управлении федеральной государственной службы Президента Российской Федерации" //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 8. Ст.586. 10. Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "0-^осударственных должностях Российской Федерации" //Вести. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. N 3. С.29-30. 11. Указ Президента Российской Федерации N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих" от 11 января 1995 г. (в ред. Указа Президента Российской Федерации одт 13 июня 1995 г. N 587 и от 9 августа 1995 г. -N 843) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 3. Ст. 174; N 25. Ст.2378; N ЗЗ.Ст.3358 (Приложение: Сводный Перечень государственных должностей Российской Федерации) //Вести. Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. N 3. С.31). '12. О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации N 2288 от 24 декабря 1993 г. //Собрание актов Президента и Правительства -Российской Федерации. 1993. N 52. Ст.5086. 13. Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации" от 3 июня 1993 г. //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 193. N 23. Ст.2108. 14. Положение о Совете по кадровой политике при Президенте Российской Федерации: Утв.Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1993 г. N 848 //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 23. Ст.2108. 15. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1995 г. N 1208 "О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1996 г. N 152 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 ьдекабря 1995 г. N 1208 "О Совете по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации") //Рос.газ. 1995. 14дек.; 19967 13февр. 16. Указ Президента Российской Федерации "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля 1992 г. //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 17. Ст.923. 17. О Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 г. N 1140 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 7. Ст.685; Рос.газ. 1996. 4янв. 18. Вопросы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации: Распоряжение Президента Российской Федерации от 23 июня 1994 г. (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 9. Ст. 1003; Рос.газ. 1996. 4янв. 19. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. N 66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1109) //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 3. Ст. 190; Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 6. Ст. 588. 20. О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственных должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. //Рос.газ. 1995. 24 авг. 21. Указ Президента Российской Федерации "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления" от 9 октября 1993 г. N 1617 //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 41. Ст.3924. 22. Указ Президента Российской Федерации "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" от 26 декабря 1993 г. 23. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления" от 21 марта 1994 г. N 557 //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 985. 24. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 103 "О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.N33.CT.3358. 25. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1995 г. "О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 37. Ст. 3588. 26. Положение о государственном заказе на переподготовку о повышение квалификации служащих федеральных органов исполнительной власти: Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. N 1462 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 1462 //Собрание 27.. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. С. 121-138. 28. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации; Учеб.: В 2 ч. М.: ТЕИС, 1994. Часть 1: Сущность и основные институты административного права. '29.АннерсЭ. История европейского права. М.: Наука, 1994. С. 322-326. 30. Атаманчук Г,В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юрид. лит., 1990, С. 214- 229. 31. Атаманчук Г.В. Государственная служба как сфера управления//ТТробл. теории и практики управления. 1992. N 4. С. 214-229. 32. Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти //Государство и право. 1992. N 3. С. 13-20. 33. Бахрах Д.Н. Административное право: Учеб.: Часть общая. М.: БЕК, 1993. С.97-123. 34. Бельский К.С. О ранговом отборе государственных служащих //Пробл. становления гос. и муниципальной власти в России. Екатеринбург, 1995, С. 12-15. 35. Брэбан Г. Французское административное право. М.: Прогресс, 1988. 36. Варламов К. Кадры и социальное управление //Пробл. теории и практики управления. 1992. N 4. С. 63-68. 37. Волошина В.В. Правовые проблемы регулирования государственной службы в Российской Федерации; Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1993. 38. Государственная служба; Кадровая политика: Зарубежный опыт. М., 1995. Вьш.2 39. Явакин В.И. Категория "государственная служба" в административном праве //Пробл. становления гос. и муниципальной власти в России. Екатеринбург, 1995. С. 48-51. - 40. Манохин В.М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению//Сов. государство и право. 1990. N 1. С. 23-26. 41. Манохин В.М. Концепция Закона о государственной службе //Сов. государство и право. 1991. N 12. С. 90-98. 42. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Проблемы реформы //Юридические зап. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1995. Вып. 3; Пробл. гос. власти. С. 31-51. 43. Старилов Ю.Н. Чиновники России на пути к профессионализму //Рос. юстиция. 1995. N9. С, 40-42. 44. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: Направления реформирования и концепция программы специального учебного курса //Государство и право. 1995. N 1. С. 37-55. 45. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. 46. Фаянс Н.И. Советская государственная служба на современном этапе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М„ 1955. 47. Казанцев Н.М. Концепция формирования государственной службы в субъектах Российской Федерации., М. 1994. ----------------------- [1] Служба в государственных и общественных организациях. Мехквуз - сборник науч. трудов. под ред. Бахрах Д.Н. и др. - Свердловск, Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Советское гос-во и право. - 1991. № 12. с. - 90 - 98. [2] Манохин В М. Советская государственная служба. М., 1966, с.72. [3] Атаманчук Г В Основные положения концепции развития государственной службы в Российской Федерации(доклад). 28 апреля 1992 г.//Вестн. государстадрой службы М., 1992. С.5. [4] Собрание законодательства РФ, 1995, Х° 31, ст.2990. [5] Лазарев Б.М. Государственная служба..., 1993, с.З. [6] Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права //Государство и право 1994 №3 с.16 [7] Государственная служба .Зарубежный опыт. М., РАГС, 1997. [8] Мальцев Г.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. М., 1979. с.50. [9] Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Изд-во Воронежского университета. 1997.С.145. [10] См.: Манохин В.М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению. // Сов. гос. .и право, 1990,№1,с.23-26. [11] См., например: Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. М., 1995, с. 135-156. [12] Тихомиров Ю.А //Публичное право. М. 1995, с. ЗО. [13] Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М., Дело, 1996. с.б1. [14] См.: Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России. - Гос. и право, 1994, М 4,с. 29,30 [15] Брэбан Г. Французское административное право. М., 1988, с.325-327. [16] Тварийонавичюс П.А. Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров хозяйственных руководителей: Автореф. дис. докт. экон. наук. M.I 985 [17] Конституция Российской Федерации. Энциклопедический словарь /Авт. коллектив: В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А.Юдин - М.: Большая Российская энциклопедия, 1995-С.231. [18] Казанцев Н.М. Концепция формирования государственной службы субъектах Российской Федерации М., 1994. [19] Старилов Ю.Н. Государственная служба-с.128 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|