рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Проблема рабства в США

что компания продаёт по высоким ценам и нерегулярно поставляет рабов.

Итогом этой борьбы явилась отмена в 1698г. монопольного права компании и

предоставление любому судну, плавающему под английским флагом, права

свободной торговли.

С этого времени американские колонии Великобритании стали

самостоятельно заниматься работорговлей в широких масштабах. Это привело к

резкому увеличению численности африканского населения в колониях, особенно

южных, где развившаяся плантационная экономика требовала постоянной

многочисленной,лишённой собственности рабочей армии.

__________________________________________________________________

13. Чёрные американцы в истории США ред Иванов Р.Ф. с.30

14. Там же с.30-31

Такому требованию полностью отвечал рабский труд афро-американцев.

К.Макс отмечал, что “возделываемые рабами культуры предметов южного

экспорта – хлопок, табак, сахар и т.д. –являются доходными лишь в том

случае,если они производятся большими группами рабов в массовом масштабе и

на обширных пространствах естественно плодородной почвы,требующей лишь

примитивного труда”.15

Отсутствие сельскохозяйственных машин и орудий приводили к тому, что

их стали заменять чёрными рабами, которые в данном случае выступали как

средство производства. Работа на плантациях не требовала специальных

знаний, навыков, умения, здесь необходима была только физическая сила

человека. Плантатора интересовали жилищные условия рабов, их питание лишь в

той мере, в какой это отвечало сохранению их способности к труду.

Развитие экономики приводили к дифференциации и среди рабов-

африканцев. Самыми обездоленными являлись те из них, кто непосредственно

жил и работал на плантациях. В более привелегированном положении находилась

домашняя прислуга. В выгодном положении оказывались и чёрные, овладевшие

какой-либо специальностью: плотника, кузнеца и др. Таких хозяева часто

сдавали внаём, что вызывало недовольство среди белых ремесленников и

наёмных белых рабочих. Сдача чёрных внаём не означала ещё появления

негритянских наёмных рабочих. Эти люди по-прежнему оставались рабами, у них

только менялся хозяин. Рабы в данном случае представляли не что иное, как

“товар, который может переходить их рук одного собственника в руки

другого”. 16

Предприниматели часто прибегали к применению труда чёрных рабов,

стараясь таким путём добиться возможности снижения заработной платы белым

рабочим. Подобного рода “конкуренция” со стороны африканцев приводила к

тому, что многие белые рабочие вынуждены были уходить в другие места,

например в северные колонии. Это приводило к развитию расовой неприязни

белых по отношению к чёрным, Белым женщинам запрещалось выходить замуж за

афро-американцев, а так называемые чёрные кодексы окончательно провели

социальную грань между чёрными и белыми.

Увеличение численности африканцев выдвинуло задачу выработки норм,

регулирующих их правовое положение. До 60-х годов XVIIв. положение чёрных

рабов не было специально определено колониальным законодательством.

Рабство, относящееся не только к ним, было узаконено в ряде колоний Новой

Англии и раньше: в Массачутсе – 1641г.; в Коннектикуте – в 1650г.; в Род-

Айленде – в 1652г. В колониальной Новой Англии закон рассматривал чёрных

как частную собственность.17

В 1661г. законодательное собрание Виргинии приняло первый в

американских колониях акт, по которому африканцы признавались пожизненными

рабами. Таким образом было установлено различие между чёрными и белыми

сервентами. Затем был принят ещё ряд законов о рабах-африканцах и их

потомстве. В 1680г. создаётся единый кодекс рабовладения в Виргинии, в него

вошли отдельные законодательные постановления колонии о рабах.

В последующие годы кодекс был заимствован соседними колониями. Эти

“чёрные кодексы” превращали чёрных в вечную собственность плантаторов-

рабовладельцев. Дети рабов принадлежали хозяину их матери. Кодексы вводили

запреты на занятие торговлей, им не разрешалось обучаться грамоте, без

разрешения хозяина употреблять спиртные напитки, уходить с плантации,

запрещали носить оружие, держать собак, нанимать лошадей, устраивать

собрания, не имели права давать показания против белого,

___________________________________________________________________

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т15, с.344

16. Маркс К., Энгельс Ф., соч. т6, с.433

17. Чёрные американцы в истории США ред Иванов Р.Ф. с. 34

ездить группами более семи человек в отсутствии белого. За малейшую

провинность их сурово наказывали. Если чёрный оказывал сопротивление, его

убивали. Раб, совершивший побег, считался вне закона, и любой белый мог

убить его без предупрждения. Хозяин, освободивший чёрного от рабства, был

обязан оплатить его переезд в Африку. В кодексах подробно

регламентировались оперции по поимке и возврату беглых рабов их хозяевам.

Во всех колониях были изданы кодексы о мерах наказания для негров и

контроля над ними. Законодательные собрания ставили рабов-африканцев в один

ряд с “рабочим скотом, домашними животными…инвентарём, мебелью, посудой,

книгами и так далее”.18

Рабовладелец рассматривал своих рабов как товар, имеющий определённую

ценность.

Рабство в северных колониях не могло прочно укорениться, так как эти

колонии не были приспособлены к производству тех сельскохозяйственных

культур, на которые в тот период имелся большой спрос на мировом рынке.

Здесь значительное развитие получили промышленность и торговля, увеличился

спрос на людей, владеющих различными специальностями. По этому поводу У.

Фостер замечал: “Труд рабов не был нужен в промышленности и торговле.

Капиталистический строй нуждался в другом виде рабства, а именно в наёмном

рабстве: ему требовались “сободные” рабочие”.19

Рабский труд вытеснялся и на мелких фермах северных колоний. Здесь

шире стал применяться труд в основном сезонных сельскохозяйственных

рабочих, батраков. Тем не менее во всех северных колониях имелись рабы-

чернокожие, главным образом в виде домашней прислуги.

В 1698г. на Севере насчитывалось 2170 африканцев, а к концу

колониального периода около 50тыс. Использовались они на

неквалифицированной работе. К концу колониального периода в Новом Свете

наряду со свободными рабочими появились свободные афро-американцы. Тем не

менее они были ограничены в правах, не могли принимать участия в выборах,

не имели права выступать в качестве свидетелей при судебном разбирательстве

конфликтов между белыми, им не разрешалось жениться на белых женщинах. За

переход границы невольничьего штата, за женитьбу на рабыне свободный негр

мог снова впасть в кабалу. Их часто похищали, а затем продавали в рабство

на плантации. 20

Спрос на дешёвую рабочую силу вёл к усилению и распространению

торговли чёрными невольниками. В колониальных газетах тех лет часто

появлялись сообщения о работорговле. В “Бостонской газете” от 27 сентября

1714 было помещено объявление о продаже одной африканки, пятерых мальчиков-

чернокожих и негритянской девушки неким Джоном Ферри. Имелись случаи купли-

продажи чёрных в кредит. Некий Джекоб Роиэл в “Бостонской газете” поместил

объявление о сдаче группы негритянских детей в кредит сроком на 3,6,9,12

месяцев.21

Африканские народы издавно знали рабство, как форму общественных

отношений, существовавшую в различных африканских племенах. Когда одно

племя побеждало в войне другое, побеждённых заставляли работать на

победителей.

Поставка чёрных невольников приняла широкие масштабы. Преступления

против обращённых в рабство чёрных начинались у берегов Западной Африки и

продолжались в течение всего перезда в Новый Свет.

18. Фостер У. Негритянский народ в истории Америки с.52

19. Фостер У. Негритянский народ в истории Америки с.49

20. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. с. 36

21. Там же с.37

“ Условия путешествия, продолжавшегося от нескольких недель до трёх

месяцев были ужасны. Рабов загоняли голыми на корабль и сковывыли цепями

вместе, заставляя ложиться на голые доски межпалубного пространства. Рабов

набивали в трюмы столько, что они не могли там даже сидеть. В отравленной

испарениями смрадной атмосфере загонов, где содержались рабы, многие

умирали от удушья: мужчинам и женщинам приходилось часами лежать в

собственных испражнениях на полу, покрытым кровью и слизью, что вызывало

неимоверную рвоту. В таких условиях многие рабы сходили с ума, другие

теряли волю к жизни. Много рабов кончало с собой, бросаясь в воду,

отказываясь от пищи и лекарств, предпочитая рабству смерть. Рабы не только

переносили жестокие мучения во время многомесячного перезда через

Атлантику, но и тогда, когда корабли становились к причалу и ждали пока

наберётся побольше рабов или прибыв в один из портов Америки, не находили

покупателей и плавали, пока не распродовали свой товар, чего бы это не

стоило бы пленникам”.22

Основная причина нечеловеческих условий на этих кораблях заключалась в

стремлении работорговцев перевезти как можно больше рабов за один рейс,

чтобы сделать его более прибыльным.

«Такое варварское, но прибыльное предприятие, как торговля людьми,

поддерживало систему рабовладения, при которой чернокожие мужчины, женщины

и дети были превращены в движимую собственность». 23

Жили рабы, как правило, в дощатых хижинах размером 16 на 18 футов, без

окон, а часть и без дверей, иногда заменявшейся занавеской, с земляным

полом, очагом для обогрева помещения и приготовления пищи, сбитыми из досок

табуретками, охапкой соломы вместо постели, на которой спало шесть, а то и

больше людей. Одежда состояла либо из грубого домотканого полотна, либо из

ткани «специально для негров» смеси их хлопка и конопли. Основное питание

рабов состовляли кукурузные лепёшки. Свинина, чёрная патока или селёдка

являлись добавкой к кукурузе. Нормы потребления устанавливались в

зависимости от производительности труда занятых на плантации рабов – полная

норма, три четверти или половина. Самая большая норма выдавалась тем, кто

лучше работал.

Счётные книги, которые вели надсмотрщики, другие первоисточники

свидетельствуют о том, что содержание взрослого раба в Южной Каролине в

1795г. обходилось приблизительно 13 долларов в год. В 1835г., эта сумма

составила 35 долларов, но теперь в неё входили налоги, жалованье

надсмотрщикам, стоимость сельскохозяйственных орудий и прочие расходы.24

Трудовая неделя на плантациях Юга Соединенных Штатов состояла из шести

рабочих дней, 12-13 часов осенью и зимой, 14-15 часов в остальное время

года. Иногда невольников использовали на сахарных плантациях и по

воскресеньям, когда это считалось необходимым или когда они подвергались

наказанию. Физическая расправа, жестокое обращение с рабами в дополнение к

нищенскому существованию и тяжкому труду были характерным явлением для

рабовладения в Соединённых Штатах.

С. Невинс и Г. Коммаджер в своей книге «История США: от английской

колонии до мировой державы» описывают первоклассную хлопковую плантацию

Миссисипи, где содержалось 135 невольников.

22. Лайтфут К. Права человека по-американски М. 1981 с.112

23. Чёрные американцы в истории США ред. Иванов Р.Ф. – с. 39

24. там же с. 97

«Они трудились от зари до темноты; воскресенье, а иногда и суббота

были днями отдыха. Летом рабам приходилось работать по 16 часов в сутки, с

одним лишь кратким обеденным перерывом, Их недельный паёк состоял из одного

пека ( мера сыпучих – 1 пек = 9,09 литра) кукурузы на человека и четырёх

фунтов свинины. К этому добавлялось то, что выращивали и разводили сами

невольники: овощи, яйца, куры. Каждый год на Рождество им раздовали большое

количество патоки, кофе, табака и ситца. Топливо для своих маленьких хижин

негры добывали в болотистом лесу, где по воскресеньям они могли также

рубить дрова для продажи и на вырученные деньги покупать различные

необходимые мелочи. В полях между рядами невольников проходил погонщик-

негр; он щёлкал хлыстом, изредка касавшимся спин рабов. Бегут рабы редко,

так как знают, что почти наверняка будут пойманы. В случае бегства

надсмотрщик спускал с цепи собак ». Это была типичная плантация из разряда

лучших. Были плантации, где с рабами обращались более жестоко.25

Рабство было мукой для мужчины, но для женщины оно было ещё страшнее,

поскольку она угнеталась трижды – как рабыня, как чёрная и как женщина.

Рабство, безусловно, всегда, означало тяжёлый труд, а для женщины оно

влекло, как правило, ещё и сексуальную эксплуатацию.

Сексуальные связи с африканками, помимо или вопреки воле последних,

служили способом самоутверждения белых мужчин, подобно тому, как

износилование было типичным действием для армии завоевателей. Одна группа

мужчин доказывала своё превосходство над другой путём насильственного

обладания женщинами. В местах большого скопления рабов при том, что

процент белых женщин бывал там невелик (Южная Каролина), любовные связи

между белыми мужчинами и негритянками были весьма распространённым

явлением. 26

Когда в 1807г., при сохранении высокого спроса на рабочую силу,

работорговле был положен конец, основным источником богатства

рабовладельцев стало воспроизводство «породы». Началось принудительное

«размножение» – рабовладельцы заставляли негритянок рожать максимально

часто, а иногда «спаривали» их с тем или иным рабом. 27

Юные рабыни, не были защищены от посягательств белых мужчин – семья не

могла их от этого оградить. Бывшие рабы вспоминают, как, страдая от

унижения и замирая от ужаса, они наблюдали акт изнасилования ( белые

мужчины насиловали рабыню), и будучи не в силах его предотвратить.

Большинство негритянок, а в страдную пору и прислуга работали в поле. Они

сеяли, окучивали землю тяжёлыми, неудобными мотыгами, собирали урожай,

находясь под палящим солнцем по 14ч. кряду. Сборщицы хлопка не выпускали из

рук тяжёлых мешков, их дневная норма состовляла 150-200 фунтов; если она не

выполняла, их жестоко пороли. женщины освобождались лишь от самого тяжёлого

труда; например корчевания, им не доверяли также сложного ремесла,

требовавшего специальной подготовки. Беременные женщины прекращали работать

лишь за месяц до родов и возвращались в поле уже через месяц после. По

вечерам и по воскресеньям женщины тратили последний остаток сил на домашнее

хозяйство. 28

Таким образом система рабовладения – белого и выросшего на его основе

чёрного, негритянского – сыграла огромную роль в экономической истории

североамериканских колоний Англии.

25. Невинс С. Коммаджер Г. История США . От английской колонии до

мировой державы. С.209

26. Эванс С. Рождённая для свободы. История американских женщин М.

1993 - с.46

27. Там же с.97

28. Там же с.118

В соответствии с потребностями первоначального накопления и генезиса

капитализма оказалось необходимым и целесообразным с экономической точки

зрения воскрешение такого архаического института, каким явилось рабство.

Распространение рабства привело к резкому разрыву в области экономики

между северными и южными штатами. Рабство служило одним из источников

обогащения и усиления политической роли крупных плантаторов-

рабовладельцев. Накануне гражданской войны 92% чёрных проживали на Юге,

89% были рабами. Плантационное рабство в Соединённых Штатах было

коммерческим, доходным предприятием. Рабы производили товар для продажи на

мировом рынке, что приносило огромную прибыль предпринимателям-

рабовладельцам.

Глава 3.

Религиозный, научный, литературный и политический аспект рабовладельческой

идеологии Юга.

На протяжении двух с половиной веков американской истории

капиталистическое развитие северной Америки сочеталось с сохранением

рабства негров.

Порабощение именно этой расы не было случайным. Белые для своей защиты

могли прибегнуть к самым различным мерам, вплоть до обращения к своему

правительству в Европе, они могли в случае недовольства своей участью

бежать и легко смешаться с толпой. Бежать из кабалы и рабства без особого

труда могли и индейцы, отлично знавшие местность. Помимо этого, индейцы не

отличались выносливостью и были подвержены различным заболеваниям. Иначе

обстояло дело с неграми: за них никто не мог вступиться, а в случае побега

их без труда можно было заметить в толпе, они отличались завидным здоровьем

и выносливостью, наконец, они были довольно дешевы. После того, как

выявилась экономическая непригодность белых колонистов и индейцев к

тяжелому физическому труду на плантациях Юга и, напротив, стали очевидными

те оптимальные удобства, которые давало использование на тяжелых работах

негров, произошло законодательное оформление черного рабства.

Именно на Юге США рабство, возродившись, тесно переплелось с расизмом.

С течением времени расизм все более укоренялся в мировоззрении плантаторов

и стал не просто компонентом, но первоосновой рабовладельческого

мировоззрения.

Даже такой известный демократ как Томас Джефферсон полагал, что черные люди

не могут быть членами локкианского социального контракта, связывавшего

вместе участников американской республики: "Права человека..., теоретически

и идеально будучи правом каждого человеческого существа от рождения, на

практике применялись в Соединенных Штатах только к белым: черные рабы

исключались из рассмотрения, поскольку при допущении, что они тоже являются

человеческими существами, они были еще и собственностью, и там, где права

человека вступали в конфликт с правами собственности, собственность

преобладала." 1

На идеологию рабовладельческого Юга нельзя смотреть как на анахронизм,

не заслуживающий сегодня особого внимания. Выдвинутые его политиками и

идеологами аргументы стали символом веры для миллионов американцев, не без

успеха распространились не только в южных, но и в северных штатах и так или

иначе, пусть и в качестве пережитков, сохранились в обыденном сознании не

одного поколения белых американцев даже после уничтожения рабства. Сама эта

идеология не была чем-то откровенно примитивным: она появилась в стране, в

которой на протяжении длительного периода распространялись самые передовые

по тем временам идеалы, и ее творцы искусно приспособили к ним расистские

идеи.

В первой половине XIX века развитие теоретических обоснований расизма

на Юге США достигло своего апогея. Именно в это время были созданы основные

концепции, которые легли в основу расовой дискриминации всего «небелого»

населения Соединенных Штатов в последующие периоды.

_____________________________________________________________________

1. Диксон Г. Борьба рас в Америке С-Пб. – с. 380

Одним из самых известных апологетов рабовладения стал Джон Кэдвелл

Кэлхун. Он был незаурядным теоретиком расистской идеологии. Его идеи легли

в основу большинства теорий оправдания порабощения негроидной расы в

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.