рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Приватизация на Украине, сравнительный анализ с опытом зарубежных стран

достаточные финансовые и технологические ресурсы, детальные бизнес

программы, современный менеджмент.

Сейчас из-за нестабильной политической и экономической ситуации в

Украине, недостаточной возможности национальных промышленных и финансовых

капиталов конкурсы по продаже пакетов акций ОАО нередко не происходят. По

данным ФГИУ, в 2000 г. было объявлено 246 конкурсов и открытых торгов по

продаже пакетов акций ОАО общей начальной стоимостью 2 829,1 млн грн.

Состоялось 100 конкурсов и один тендер по продаже пакетов акций на общую

сумму 1 429,85 млн грн., в целом уровень продажи акций составил в 2000 г.

50,5% (в 1999 г.- 17%).

Из-за сосредоточенности на фискальном направлении, хотя это действительно

является требованием времени, нередко на второй план отходят глубинные цели

приватизации - повышение эффективности производства, модернизация

предприятий, наращивание финансовых ресурсов. Не случайно, что в 2000 г.

убыточно работали 62 % всех приватизированных предприятий.

Именно поэтому Президент Украины Л. Д. Кучма, выступая в марте этого года

перед промышленниками и предпринимателями, подчеркнул: «Приватизация - не

самоцель, она должна приводить на предприятия эффективных собственников и

хозяев, способных лучше организовать производство, платить налоги

государству, своевременно и в полном объеме рассчитываться со своими

работниками и кредиторами. Не имею сомнения в необходимости более широкого

привлечения к приватизационному процессу отечественных инвесторов, в том

числе банковский капитал, с внесением необходимых корректив в

законодательство».

Существенной преградой в осуществлении приватизации государственного

имущества является реализация государственной собственности вне рамок

приватизации, то есть через налоговый залог, исполнительное производство.

Это приводит к тому, что при приватизации государственными исполнителями

взимается заложенное имущество, в налоговый залог передается, а потом

реализуется (нередко по заниженным ценам) наиболее ликвидное имущество

предприятий. Не случайно, что государственные предприятия, прошедшие через

такие процедуры, в значительной степени утрачивают свои технические и

финансовые ресурсы, привлекательность для инвесторов.

Было бы целесообразным остановить, не применять исполнительное

производство в отношении имущества акционерных обществ, по которому принято

решение о приватизации. Кабинет Министров Украины принимает определенные

меры в этом направлении, рассмотрев в марте 2001 г. состояние вне

приватизационной продажи государственного имущества в Украине. Однако эта

проблема, являющаяся актуальной для всех регионов Украины, требует своего

законодательного решения в направлении запрета продажи любого имущества ОАО

исполнительными службами и налоговыми органами до завершения приватизации

или признания ОАО банкротом. Необходимо, чтобы были внесены изменения в

Закон Украины «Об исполнительном производстве» относительно продажи

государственного имущества, находящегося в исполнительном производстве,

лишь через органы приватизации.

Следует подчеркнуть, что Законом Украины «О порядке погашения

обязательств налогоплательщиков перед бюджетом и государственными целевыми

фондами» (от 21 декабря 2000 г. № 2181-Ш) установлено: пункт 4.3 статьи 4,

статья 10, которые предусматривают продажу активов, находящихся в налоговом

залоге, вступают в силу лишь с 1 января 2002 г.

Требует продолжения образовательная, информационная, пропагандистская и

рекламная деятельность ФГИУ относительно индивидуальной приватизации.

Значительный опыт освещения приватизационных процессов в средствах массовой

информации, Интернете накоплен в центральном аппарате ФГИУ, его

региональных отделениях по Донецкой, Закарпатской, Ивано-Франковской,

Львовской, Харьковской областям, г. Киеву.

Систему всеобуча населения основам рыночной экономики, в том числе

приватизации, необходимо расширять и в дальнейшем, приближая ее к каждому

гражданину. «Не без причин, -отмечал флорентийский историк, дипломат,

писатель Никколо Макиавелли, - голос народа сравнивается с гласом Божьим: в

своих предположениях общественное мнение достигает таких удивительных

результатов, что кажется, будто благодаря какой-то тайной способности народ

ясно предвидит, что окажется для него добром, а что злом». Значительную

работу в этом направлении совместно с ФГИУ проводит Международный центр

приватизации, инвестиций и менеджмента (вице-президент В. Н. Заболотный).

Анализируя путь, пройденный разгосударствлением за минувшее десятилетие,

возвращаясь к его истокам, когда и не думали о современном экономическом

механизме Украины с его развитым негосударственным сектором,

антимонопольной направленностью, рыночной инфраструктурой (рынком

корпоративных ценных бумаг, сетью аудиторских фирм, кредитных союзов,

негосударственной банковской системой), в создание которого приватизация

сделала свой весомый вклад, можно констатировать, что приватизация в

Украине, как и в других странах СНГ, состоялась.

Безусловно, что на этом пути были также и ошибки, и неудачи. Не все

предприятия еще отошли от «приватизационного шока», не всюду обеспечена

эффективность производства, своевременная уплата налогов и долгов, большой

является распыленность акций. Не один лишь ФГИУ строил эту экономическую

систему, а вся государственная машина. Однако на сегодня вслед за Анатолием

Чубайсом можно заметить: «Влияние приватизации на российскую (украинскую:-

0.3.) экономику и государство окажется настолько продолжительным и

масштабным, что оценки приватизации будут существенно изменяться со

временем»

К проблемным вопросам в сфере приватизации в период 1991 -2001 гг. можно

отнести, в частности:

недостаточную ориентированность приватизационного процесса на обеспечение

социально-экономических приоритетов;

мораторий на приватизацию имущества в Автономной Республике Крым,

действовавший на протяжении 1992- 1994 гг.;

деятельность с нарушением законодательства отдельных трастовых и

инвестиционных компаний в период массовой (сертификатной) приватизации;

отсутствие закона Украины о ФГИУ.

В течение 1991-2001 гг. ФГИУ вместе с другими центральными и местными

органами исполнительной власти, местного самоуправления во исполнение

соответствующих решений Президента Украины, Верховной Рады Украины,

Правительства провели значительную работу по созданию экономического

потенциала государства: были заложены основы негосударственного сектора

экономики, сделан вклад в развитие структурной перестройки, стабилизацию

экономической системы, функционирование фондового рынка, создание

конкурентной среды, пополнение государственного бюджета и т.п. Однако это

только начало истории ФГИУ. Его дальнейшая деятельность направлена на

повышение эффективности продажи государственного имущества,

усовершенствование использования акционерной, корпоративной, частной

собственности, развитие предпринимательства, малого бизнеса, более широкий

выход украинских предприятий со своими акциями на международные финансовые

рынки, что диктуется современной глобализацией экономики. С этой целью,

наверное, следовало бы взять на вооружение крылатую фразу выдающегося

менеджера, «отца» автомобильной промышленности США Генри Форда: «Все можно

сделать лучше, чем делалось до сих пор» .

Безусловно, это касается также и приватизации.

4. Приватизация: опыт зарубежных стран

Большой интерес для Украины представляет опыт приватизации в развитых

странах.

Великая Британия первой (на Западе) избрала путь массовой приватизации и

добилась при этом хороших результатов. Причиной приватизации была низкая

эффективность работы государственных предприятий.

Сочетание двух главных целей — уменьшение задолженности и распространение

акций — означало, что приватизация в этой стране проходила в основном в

форме продажи, но почти всегда по ценам ниже рыночной стоимости. На

большинстве распродаж правительство поощряло граждан покупать акции по

твердо установленным ценам с определенными ограничениями на случай слишком

большого числа заявок. Низкие цены создавали дополнительную прибыль

покупателям и увеличивали популярность таких распродаж за счет государства.

Тем не менее большое количество отдельных граждан и частных предприятий,

покупавших акции, вскоре уменьшилось, поскольку многие стали продавать свои

акции, чтобы получить прибыль.

Целями приватизации в Великой Британии являлись повышение

производительности труда путем усиления конкуренции и разрешения фирмам

получать ссуды на рынке капитала; ограничение кредитных требований

государственного сектора; решение проблемы выплаты процентов

государственному сектору; ограничение государственного вмешательства в дела

предприятия; расширение форм собственности на средства производства;

перераспределение доходов.

Методы реализации концепции приватизации сводились к продаже или

безвозмездной передаче государственного имущества. Иногда проводились

конкурентные торги акциями, иногда определенная часть акций резервировалась

для рабочих предприятия.

Основными покупателями являлись финансовые структуры. Индивидуальные

вкладчики имели лишь 23,1 % всех акций.

Практиковался и выкуп предприятий менеджерами и работниками. Мелкие

вкладчики и работники предприятий получали льготы при приватизации, как по

сумме платежей, так и по срокам. При продаже предприятий происходило

резервирование 10 % акций для работников предприятий и пенсионеров.

Однако впоследствии безвозмездная передача имущества оказалась

несостоятельной.

Процесс приватизации можно разделить на несколько этапов:

• 1979 — первая половина 1984 г. — состоялся процесс малой приватизации;

• лето 1984 — осень 1987 г. — осуществлялась приватизация, заключавшаяся

в расширении круга владельцев акций;

• 1988—1989 гг. — активно проводилась продажа коммунального хозяйства с

акцентом усиления конкурентных начал в отрасли.

По степени достижения поставленных целей приватизация в Великой Британии

оценивается как успешная. Отличительные черты британской модели

приватизации, которые были порождены не идеологией, а практикой, —

платность (или возмездность) и постепенность. Эти и другие особенности

британского опыта не являются чем-то специфическим, а потому были переняты

многими странами.

Франция показала образец высоких темпов и объемов приватизации в короткие

сроки. То, что было сделано в Англии за б лет, во Франции сделано за 14

месяцев. Она ставила задачу изменить роль госсектора в национальной

экономике. Программа приватизации была рассчитана на 5 лет. За 14 месяцев

(с 1986 г.) было приватизировано 15 крупных компаний, контролировавших

более тысячи предприятий. Приватизацию осуществляло Министерство экономики,

сочетая централизованное регулирование и рыночные рычаги.

Принятие гибкого законодательства обеспечило Министерству экономики

возможность проводить процесс приватизации по схеме: иностранным инвесторам

— не более 20 %; стабильным акционерам — 15-30; персоналу приватизируемых

компаний — 10 % предложенного капитала.

Значителен сам принцип французской приватизации, основанный на методе

создания автономных центров принятия решений в лице крупных предприятий,

независимых от государственного аппарата. Формируя «твердые ядра»

стабильных акционеров, сыгравшие ключевую роль в организации новых

независимых структур, государство оградило себя от малейшего риска, который

мог бы появиться, если бы эта организация опиралась на рыночные механизмы.

Результаты второй волны приватизации были встречены французской

общественностью сдержанно и получили неоднозначную оценку, хотя общий доход

от ее проведения с лета 1993 по осень 1994 г. составил 110 млрд франков.

Во Франции приватизация означала простое перераспределение прав

собственности между субъектами хозяйственных отношений в рамках сложившейся

рыночной системы, сопровождавшееся некоторым усилием роли частного капитала

в экономике.

Внешними объективными факторами успеха приватизации в Англии и Франции

явились развитие биржевого рынка, обуздание инфляции и большой объем

сбережений домашних хозяйств.

Япония. Если обратиться к условиям, на фоне которых развернулись процессы

дерегулирования и приватизации в этой стране, то, во-первых, следует

отметить необходимость «удешевить» государственное управление; уменьшить

раздутые бюджетные субсидии и административные расходы; повысить

эффективность в отраслях, находящихся под чрезмерной опекой и контролем

правительства; добиться общего оживления экономики.

Во-вторых, начиная с 70-х годов наблюдается стремительное развитие новой

техники и технологии, в первую очередь, в сфере информатики и других

областях. В результате сформировалась техническая основа для проникновения

новых компаний в отрасли, бывшие ранее сферой естественной монополии или

олигополии.

В-третьих, начиная с 70-х годов интенсифицировались международные связи в

таких формах, как перемещение людей, товаров, капиталов и информации, и еще

яснее стала необходимость устранения препятствующих этому правительственных

ограничений в рамках отдельных стран.

В этих условиях в Японии в 80-е годы были созданы органы, подчиненные

непосредственно премьер-министру: Временная комиссия по делам администрации

(1981-1983 гг.), Временный совет по осуществлению административной реформы

(1983-1987 гг.) и Новый совет по проведению административной реформы (1987-

1990 гг.), которые разработали смелые предложения по приватизации

государственных предприятий и ослаблению прямого регулирования.

Приватизация государственных компаний ставила своей главной целью

повышение эффективности.

Руководство крупнейших государственных предприятий в поисках путей

повышения эффективности решало следующие задачи:

• добиться того, чтобы самостоятельно определять размеры вознаграждения

своих сотрудников и формировать у них стимулы к труду;

• получить право свободно действовать в других сферах и переводить в них

своих постоянных работников.

Эти задачи можно было реализовать в результате приватизации.

Среди методов приватизации можно выделить: создание системы

самостоятельных подразделений, которая расширила сеть реализации;

проникновение в новые сферы бизнеса, создание дочерних предприятий,

разделение информационной службы; освоение новых видов услуг; снижение

издержек, принятие принципа вознаграждения по способностям.

Особое внимание следует обратить на методы приватизации, связанные со

снижением издержек. Они характеризовались сокращением персонала, повышением

эффективности капитальных вложений, закупок оборудования и материалов,

мобилизацией финансовых средств, а также рационализацией неприбыльных

подразделений. Эти преобразования явились результатом повышения внутренней

заинтересованности после приватизации. Сейчас трудно дать всестороннюю

оценку проведенной приватизации, поскольку, несмотря на усилия по повышению

эффективности, сохраняется еще много нерешенных задач, но можно с

уверенностью сказать, что она уже принесла хорошие плоды.

Бесспорными лидерами в проведении политики приватизации в Восточной

Европе выступают Венгрия, Польша и Чехия.

Венгрия имела наиболее стабильную хозяйственную ситуацию по сравнению со

всеми другими странами бывшего «социалистического лагеря». Здесь быстро

возрождались частное предпринимательство и рыночная инфраструктура. Именно

в Венгрии возникли первые фондовые биржи. Развитая денежно-финансовая

система, современные телекоммуникации создали благоприятный климат для

иностранного инвестирования.

Процесс приватизации в Венгрии начался в 1989 г., для чего было создано

Государственное агентство, а для управления имуществом, оставшимся в руках

государства, — общество по управлению государственным имуществом. Для

приватизации в Венгрии характерен высокий уровень участия в нем иностранных

инвесторов (иностранный капитал составляет 93,3 млрд форинтов). Наиболее

высокий уровень их присутствия составил в горнодобывающей промышленности —

67, в энергетической — 72 %. Однако в перерабатывающей промышленности их

доля равна 30 %.

С целью стимулирования приватизации правительство обеспечило желающих

льготными займами. Половина затрат венгерских фирм на приобретение объектов

приватизации было покрыто за счет льготных кредитов, 12 % приватизационной

собственности венгерские граждане приобрели за компенсационные боны.

Польша характеризуется высокими темпами приватизации, связанными в

значительной степени с глубокими кризисными явлениями и проведением

решительной политики по их преодолению. Основу процесса приватизации

составляет решение

двух комплексов задач: экономических и социально-политических. При этом в

числе наиболее важных проблем приватизации являются обеспечение социальной

справедливости, т. е. льготы трудовых коллективов при разгосударствлении

собственности и достижение высокой экономической эффективности работы

предприятия после его приватизации.

Так называемая «шоковая» терапия дала резкий толчок развитию экономики

страны. Широкая ориентация на иностранные инвестиции в экономику, поддержка

собственного предпринимательства, массовая приватизация позволили резко

снизить темпы инфляции, оздоровили финансовую систему, укрепили тенденции к

стабилизации производства.

Для выполнения задач приватизации было создано Министерство по реформе

собственности.

Закон о приватизации (принятый в 1990 г.) предусматривал самые простые

методы — «внутреннюю приватизацию, которая заключалась в выкупе акций

администрацией и работниками приватизируемого предприятия, и «внешнюю»

приватизацию, т. е. приватизацию путем продажи акций лицам, не являющимся

работниками приватизируемого предприятия.

Еще до принятия Закона была проведена приватизация значительной части

мелких предприятий розничной торговли, преимущественно путем сдачи их в

аренду.

«Внешняя» приватизация осуществлялась в основном относительно крупных

промышленных предприятий. Покупателями акций являлись мелкие инвесторы,

иностранные инвесторы, банки, пенсионные фонды, товарищества взаимного

кредита.

Закон предусматривал необходимость согласия советов трудовых коллективов

на приватизацию их предприятий. Они же влияли на избрание способа

приватизации и организационно-правовую форму нового предприятия,

создаваемого на базе приватизированного объекта.

В это же время происходила реорганизация местных органов государственного

управления. Законом о местном самоуправлении муниципалитетам были переданы

магазины с правом владения и распоряжения их собственностью. Это позволило

резко активизировать процесс приватизации розничной торговли.

Муниципалитеты осуществляли сдачу объектов торговли в аренду частным

собственникам либо продавали магазины с аукциона за наличный расчет.

Практика стремительных реформ, хотя и дала вначале некоторый спад

жизненного уровня населения Польши, однако очень скоро компенсировала его

потери наполнением рынка товарами и услугами, открывающимися новыми сферами

предпринимательской деятельности.

Осуществленные в Польше перемены отношений собственности (1990 — 1993

гг.) получили общественную поддержку лишь тогда, когда появились результаты

долговременного характера (1994—1996 гг.) — развитие предприятий,

стабилизация рабочих мест, разумная политика заработной платы, т. е. все

то, что гарантирует социальную безопасность работника.

Чехия. Рассматривая процессы приватизации в ней, некоторые средства

массовой информации употребляют термин «чешский метод». Механизм

приватизации в Чехии также предусматривал малую и большую приватизацию.

Государственным органом, осуществляющим приватизацию, является Министерство

приватизации. Кроме того, действуют региональные приватизационные комиссии

на местах. Определен перечень объектов, не подлежащих приватизации.

Очередным шагом разгосударствления собственности явилось принятие Закона

о муниципальной собственности, согласно которому государственное имущество,

включая землю, на сумму более 350 млрд крон было передано во владение

муниципалитетов. Последние затем сами решали, продавать эти объекты на

аукционе или использовать в имеющемся статусе.

Из числа проданных объектов малой приватизации наиболее популярными были

киоски по продаже газет, табачных изделий и других товаров, а также книжные

магазины.

Была произведена денационализация собственности. Старым владельцам и их

потомкам возвратили собственность, которую они потеряли после 1949 г. В

результате только одного этого шага в руки частных лиц перешло 70 тыс.

зданий, более 30 тыс. промышленных объектов и 50 % государственных лесов и

сельскохозяйственных угодий.

Как результат приватизации эти и другие элементы придали ей высокую

социальную направленность, принятую большинством граждан. За короткое время

было проведено большое количество аукционов по продаже государственных

объектов частным предприятиям.

Для поддержки малого и среднего бизнеса правительство приняло ряд решений

по созданию соответствующей кредитной системы. Были обеспечены

прогрессивные условия предоставления кредита предпринимателям, желающим

участвовать в приобретении объектов приватизации. Разработанная

совокупность программ поддержки предусматривала дифференцированный подход в

оказании содействия всем, кто не имел финансовой возможности, но хотел

принять участие в покупке объектов приватизации. Работникам, участвующим в

выкупе своего предприятия, выдавались гарантии банков на получение

необходимого кредита.

Итогом семилетней приватизации стало то, что 95 % предприятий,

предназначенных для приватизации, обрели новых собственников. Сегодня

государство располагает контрольными пакетами акций только предприятий

энергетики, металлургии и химии.

Различия социально-экономического фона, предпосылок и целей приватизации

в Украине и в перечисленных выше странах не должны, однако, заслонять

очевидного факта. Многие технические модели, правовые механизмы и

методические основания приватизационных программ первой и второй волны

имеют универсальный характер и вполне могут быть адаптированы к украинским

условиям. Однако нужно отметить и очевидные отличия, на базе которых

происходила приватизация.

Во-первых, на Западе эти процессы начали происходить тогда, когда уже

сложились рыночные отношения и была сформирована рыночная инфраструктура. В

Украине такие отношения и инфраструктура отсутствовали.

Во-вторых, главной целью приватизации в странах дальнего зарубежья

является развитие предпринимательства; она ориентирована на свободные

денежные средства; в нашей же стране осуществляется в условиях отсутствия у

населения соответствующих денежных средств.

В-третьих, приватизация в странах с рыночной экономикой носит локальный

характер. В Украине она должна охватить практически все народное хозяйство.

Заключение

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и

развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль

играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой

экономической системы.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не

занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы

собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной

монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя,

населения и чрезвычайно выгодна производителю. Гипертрофированное

огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности,

окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию

рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и

приватизация.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию

государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли

государства в экономике.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных

предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления

адекватен приватизации.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности,

заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и

юридических лиц.

Существует две функции приватизации:

1) она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных

преобразований;

2) она должна стать инструментом государственного регулирования

долговременного характера.

Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенных отличий:

- многообразие форм приватизации;

- индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса;

-использование в качестве постоянного элемента государственного

регулирования экономики.

Существует две основные модели приватизации: платная и бесплатная. При

бесплатной приватизации население получает приватизационные чеки –

«ваучеры». При платной приватизации государственная собственность подлежит

продаже по различным схемам

Список использованной литературы:

1. http://www.auditorium.ru/history/texts/annot/vinogradov.htm

2. http://www.derrick.ru/pv/iyun_2000_01.htm

3. http://www.transecon.ru/politek/archive/text3_96.html

4. http://www.svoboda.org/programs/BM/1999/BM.080699.shtml

5. http://geo2000.nm.ru/data/euro/spain/2.htm

6. «Предпринимательство, хозяйство и право» - № 6, 1999

7. «Государственный информационный бюллетень о приватизации» - № 12, 2000

8. «Государственный информационный бюллетень о приватизации» - № 5, 2001

-----------------------

[1] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, стр.

82

[2] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и

микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 57

[3] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и

микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 85

[4] Райзберг Б. А. Рыночная экономика. – М.: 1995, стр. 245

[5] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр.

327

[6],7 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998,

стр. 340

[7] Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности.

Проблемы теории и практики управления// №5 за 1995, стр. 2

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.